Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
03 июня 2002 г. | Выпуск №252 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Футбольное безумие
Общемировой рост военных расходов
Гонка за Золотым Тельцом продолжается
Статистика производственного травматизма
Индекс взяткодателей
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
За кулисами кредитного рейтинга
В электронной промышленности Японии
J.P. Morgan меняет команду
Новости компаний "одной строкой"
Звездный год Голливуда
Реорганизация бизнеса McDonald's
США И КАНАДА
Слабый доллар: новые экономические реальности?
Инфляция возвращается
О влиянии Merrill Lynch на судьбу Уолл-Стрит
Рост объема прибыли американских компаний
Минфин США пытается остановить вывод корпораций за рубеж
Буш выкупает права на добычу нефти на побережье Флориды
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Футбольное безумие
(По материалам одноименной статьи, "Ведомости", 30.05.02, автор - Чарльз Голдсмит, и материалам статьи "Вся надежда на футболистов", "Ведомости", 31.05.02, автор - Борис Сафронов)
Чемпионат мира по футболу впервые проводится в Азии, и для телезрителей Европы матчи по будням будут приходиться на самый разгар рабочего дня. Что в таких условиях делать руководителям компаний? Махнуть на распорядок рукой и включить телевизоры.
В некоторых странах такое нарушение трудовой дисциплины санкционировано официально. Британский министр труда и промышленности Патрисия Хьюитт призвала работодателей вводить гибкие графики, указав, что в противном случае работа на время матчей все равно будет останавливаться по причине всеобщего внезапного "заболевания" сотрудников. Заметим, что если для континентальной Европы разница во времени с Японией составляет семь часов, то для Британии она равна восьми часам.
Работодатели идут на уступки. Руководство автокомпании MG Rover пообещало предоставить 6500 сотрудникам дополнительные отгулы при условии, что сборная Англии выйдет в четвертьфинал или полуфинал и матчи с ее участием придутся на будни. Международная консалтинговая компания Accenture - одна из многих организаций, которые планируют показывать каждый матч чемпионата на больших демонстрационных экранах в своих офисах. "Если запретить болельщикам смотреть игры, это приведет только к массовым прогулам и нарушениям запрета, - говорит директор Accenture по кадрам Тим Робинсон. - Уж лучше решить проблему в позитивном ключе". На сайте производителя одежды и аксессуаров для футбола Umbro International посетителям предлагается голосованием определить самую удачную из 10 отговорок, которые могут служить поводом для отгула. В частности, под шестым номером числится следующая отговорка: "Я сегодня не пойду на работу. .. Го-о-о-ол!. . потому что у меня простужено горло".
Даже руководство Евросоюза пошло на поблажки. По словам представителя Европарламента Дэвида Харли, чиновники ЕС смогут смотреть футбольные матчи прямо на фасаде страсбургской штаб-квартиры союза, превращенном в гигантский экран.
Страсть к футболу дорого обойдется экономике. По оценке британской компании Barclaycard, если сборная Англии выйдет в финал, то в одной только Великобритании потери от снижения производительности составят порядка $4,67 млрд. Проблема нарушений трудовой дисциплины обостряется каждый раз, когда проходит какое-либо крупное спортивное событие. Тем не менее футбольный чемпионат 1998 г. не привел к массовым прогулам во Франции, да и ежегодный теннисный Уимблдонский турнир не обрушивает британскую экономику, хотя розыгрыши длятся по две недели. Однако на этот раз дело обстоит серьезнее. Более 30 матчей первого круга с участием 15 европейских команд проходят в рабочее (для европейцев) время. На рабочие часы приходятся также две из четырех четвертьфинальных игр и оба полуфинала.
Но далеко не все компании намерены потакать страстям болельщиков. "На сборочном конвейере трудно, да и небезопасно ставить телевизоры", - утверждает представительница Ford Motor. Вместе с тем руководство автомобилестроительной компании, возможно, разрешит сотрудникам пользоваться радиоприемниками, которые отвлекают от работы не так сильно. Производство пива тоже не терпит простоя. "Пивоваренный процесс не позволяет рабочим отлучаться, - говорит Жиль Зайферт, представитель немецкой компании Karlsberg Brauerei. - Мы не можем допустить двухчасовых перерывов". У руководства немецкой сети супермаркетов Coop задача проще. "Во время матчей мы обойдемся минимумом сотрудников, - считает представительница Coop Рената Угацци. - Все равно в эти часы покупателей не бывает".
Что же касается пока еще неизвестных результатов чемпионата мира по футболу, то они их с нетерпением ожидает не только армия болельщиков, но и многие экономисты. В обзоре инвестиционного банка Goldman Sachs утверждается, что темпы экономического роста стран зависят от результатов национальных сборных на чемпионатах мира. "Как следует из нашего понимания мировой экономики, она развивается вместе с футболом", - пишут аналитики Goldman Sachs. В конце 2000 г. банк опубликовал обзор, в котором предрекал в первом десятилетии нового века продолжение бурного экономического роста Бразилии, России, Индии и Китая. Две из этих четырех стран - Бразилию и Россию - Goldman Sachs относит к "серьезным футбольным державам". В банке полагают, что, если их прогноз оправдается, это станет еще одним аргументом в пользу футбольно-экономической корреляции.
Но самый яркий пример для этой теории - Ирландия. Ее сборная долгое время не баловала болельщиков яркими победами, но на чемпионате Европы 1988 г. обыграла самих англичан. После этого было выступление на чемпионате мира - 1990 и выход из группы на чемпионате-1994. Но в экономике страны наблюдался даже больший прогресс: если в 1988 г. ВВП на душу населения Ирландии составлял 67% от среднего уровня стран ЕС, то к 2002 г. - уже 140%.
Авторы обзора ссылаются также на исследование английского инвестбанка HSBC: с 1966 г. фондовые индексы стран, принимающих чемпионаты мира по футболу, в течение полугода перед турниром росли на 9% быстрее остальных мировых индексов. Правда, за это время хозяева турнира сами трижды становились чемпионами: Англия - в 1966 г., Германия - в 1974 г. и Франция - в 1998 г.
"Это [проведение чемпионата] означает строительство новых стадионов и другие подготовительные работы, которые создают большие предпосылки для роста, чем победа", - говорится в обзоре Goldman Sachs. По данным оргкомитета чемпионата-2002, в Южной Корее будет создано 350 000 постоянных рабочих мест, а экономика получит дополнительные 8,8 трлн. вон ($6,8 млрд.). Goldman Sachs ссылается на отчет ведущего рекламного агентства Японии Dentsu Inc., которое оценивает экономический эффект от проведения чемпионата в стране в 3 трлн. иен ($24 млрд.), а в случае победы сборной Японии - в 3,5 трлн. иен, или около 1% ВВП. По оценке Goldman Sachs, турнир увеличит ВВП Японии во II квартале на 0,1-0,3%.
Вернуться к содержанию выпуска
Общемировой рост военных расходов
(По информации "Немецкой волны", 28.05.02)
В 2001 году объём военных расходов во всём мире значительно возрос. Такой вывод содержится в ежегодном докладе Боннского международного центра конверсии.
По данным боннских экспертов, между серединой 80-х и 90-х годов военные расходы во всём мире снизились примерно вдвое, но сейчас процесс вооружения возобновился, причём произошло это ещё до терактов 11 сентября. Затраты на оборону выросли в первую очередь в США, а также в Китае, Индии, Пакистане, России и ряде арабских государств. Соединённые Штаты намерены истратить в текущем году на оборонные нужды 353 млрд. долларов - в восемь раз больше, чем Япония, в девять - чем Франция, Великобритания или Китай, и в 12 раз больше - чем ФРГ. Что касается России, то боннского центра Андреас Хайнеманн-Грюдер заявил следующее: "С 1999 года военные расходы почти удвоились. Российская экономика поправилась, поэтому можно и больше затратить. Во-вторых, налоговая система улучшилась. Поэтому больше поступлений в военный бюджет. Третий фактор - война в Чечне".
Вместе с тем, как отмечается в докладе, лишь немногие государства разделяют мнение США о том, что расходы на военную отрасль следует увеличить. В их числе - Китай, а также Россия, некогда сократившая затраты на оборону в десять раз: с 200 до чуть более 20 млрд. долларов.
Боннские эксперты подсчитали, что в 1999 году международный объём военных расходов вырос на 2%, а в прошлом году его рост составил от 3% до 4%. Если такая тенденция сохранится, в 2010 году военные расходы во всём мире достигнут уровня, который был в годы "холодной войны".
Вернуться к содержанию выпуска
Гонка за Золотым Тельцом продолжается
(По материалам Business Week, 29.05.02)
Цены на золото растут, и в краткосрочном периоде оно по-прежнему остается чрезвычайно выгодным объектом для вложения средств. Тем не менее, в долгосрочной перспективе инвестиционная привлекательность желтого металла в сравнении с другими активами, скорее всего, уменьшится.
Еще в начале февраля текущего года эксперты BusinessWeek предположили, что начинавшаяся в то время гонка цен на рынке золота будет иметь продолжение. В пользу этой гипотезы свидетельствовала явная привлекательность желтого металла в качестве объекта инвестиций в условиях, характеризовавшихся неопределенностью, поразившей корпоративную Америку после краха Enron, чересчур мягкой бюджетной и кредитно-денежной политикой в США, дефолта, объявленного Аргентиной, а также приобретавшей угрожающие масштабы дефляции в Японии. Все эти факторы провоцировали инвесторов на активную скупку золота и игнорирование его врожденных недостатков, таких как относительно высокая стоимость хранения, отсутствие дивидендов, а также возможность резкого падения цен на этот актив в случае сбрасывания своих запасов центральными банками.
Сегодня, спустя три месяца после нашего предыдущего прогноза, озабоченность инвесторов проблемами геополитической безопасности привела к еще большему росту цен на золото: цена одной унции (31.1 г.) этого металла, дойдя к началу весны до $310 и впоследствии упавшая менее чем до $290, в настоящая время вновь поднялась примерно на 12%, превысив $325. Это самое высокое значение этого показателя за последние два с половиной года. Цена золота достигла рекордного уровня в $338 за унцию в октябре 1998 года на волне паники, вызванной крахом хедж-фонда Long Term Capital Management, породившим среди инвесторов страх перед глобальной волной финансовых кризисов. Одним из свидетельств устойчивости нынешнего процесса роста цен может служить заявление главы российского центробанка о том, что в текущих условиях возглавляемая им организация не станет продавать золото из своего запаса, а будет вместо этого ликвидировать часть своих резервов в иностранной валюте.
В то же время маловероятно, чтобы на этот раз цена золота дошла бы до десятилетнего максимума, составляющего примерно $417 за унцию и достигнутого в феврале 1996 года. По мере ускорения процессов восстановления мировой экономики после прошлогоднего спада и возвращения доверия инвесторов, инвестиционная привлекательность прочих активов по сравнению с золотом будет возрастать. В результате, хотя те инвесторы, которые традиционно специализируются на золоте, в скором будущем вряд ли начнут сбрасывать этот металл, этого вполне стоит ожидать от тех, кто начал инвестировать в золото относительно недавно.
В конечном итоге именно эта стратегия может оказаться наиболее рациональной. Напомним, что за последнее десятилетие игра на рынке золота, как правило, шла на понижение. Периодические резкие всплески спроса на этот актив, подобные наблюдаемому ныне, в конечном итоге все равно рано или поздно завершались, после чего любителям желтого метала оставалось только ожидать очередной временной гонки цен.
Насколько безопасным может быть сохранение вновь купленного золота в краткосрочном периоде? Судя по всему, в ближайшее время цены на него будут оставаться на относительно высоком уровне. После того, как цены превысили прогноз экспертов S&P, составлявший $319 за унцию, их недавний резкий рост позволяет предсказать временное снижение до уровня $300-$310, вслед за чем они могут вновь вырасти до $334-$338.
На этот раз у инвесторов могут появиться новые причины для того, чтобы вкладывать деньги в золото: к прежним факторам риска добавилось недавнее снижение курса доллара США, новая волна озабоченности махинациями в корпоративной отчетности и злоупотреблениями аналитиков с Уолл-Стрит, сохранение напряженности на Ближнем Востоке, угроза войны между Индией и Пакистаном, а также страх перед новыми акциями террористов на территории США. К этому можно прибавить факторы, связанные с обстановкой на самом рынке золота: в последнее время предложение этого актива несколько сократилось.
Необходимо отметить, что для многих инвесторов еще более выгодным объектом вложения, чем золото, стали акции золотодобывающих компаний, резко подскочившие в течение последнего квартала. В то же время, инвестирование в эти акции сопровождается дополнительным риском, связанным с уязвимостью инвестора перед возможными политическими кризисами в золотодобывающих странах. В целом же, по мере стабилизации экономики и восстановления высокого уровня корпоративных прибылей, инвестиционная привлекательность золота, безусловно, несколько снизится. Этому может помешать только очередной непредвиденный удар по мировой экономике, такой, например, как новая атака террористов.
Вернуться к содержанию выпуска
Статистика производственного травматизма
("AK&M", 24.05.02)
Ежегодно в мире от производственных травм и заболеваний умирает 2 млн. человек. Такие данные распространила Международная организация труда (International Labour Organization, ILO) при ООН. Кроме того, на каждый смертельный случай приходится от 500 до 2000 травм и около 100 тяжелых заболеваний.
Как отмечено в докладе ILO, за период с 1990 года общее количество смертей от травм и профзаболеваний увеличилось, в первую очередь - за счет несчастных случаев на производствах развивающихся стран. По словам главы ILO Хуана Сомавия (Juan Somavia), ущерб мировому ВВП от травм на производстве и профзаболеваний оценивается в 4%.
Вернуться к содержанию выпуска
Индекс взяткодателей
(По материалам статьи "Не подмажешь - не поедешь", "Ведомости", 15.05.02, автор - Максим Трудолюбов)
Российские, китайские, южнокорейские и итальянские корпорации охотнее других прибегают к взяткам как к способу решения деловых проблем в развивающихся странах. Таковы данные исследования взяткодательства, опубликованного Transparency International впервые после 1999 г.
Интересно, что бизнесмены тех государств, которые обычно в рейтингах коррупции оказываются в верхней - "чистой" - части таблицы, активно грешат взяткодательством за рубежами своих стран. Наиболее яркие примеры - США и Япония. В США с 1977 г. существует "Закон о коррупционных действиях за границей", а Япония подписала Антикоррупционную конвенцию ОЭСР. Между тем и американские, и японские транснациональные корпорации охотно платят взятки правительственным служащим других стран.
В исследовании Transparency International США и Япония набрали по 5,3 балла по 10-балльной шкале, на которой 10 баллов соответствуют высшей степени "коррупционной чистоты". Это хуже результатов корпораций из Франции, Испании, Германии, Сингапура и Великобритании. Наиболее низкий уровень коррупционной предрасположенности показали фирмы из Австралии, Швеции, Швейцарии, Австрии, Канады, Голландии и Бельгии.
На появление российских компаний в числе крупнейших взяткодателей мира можно смотреть двояко. С одной стороны, этот "высокий" результат говорит о том, что российский бизнес активно действует на зарубежных развивающихся рынках - наравне с китайским и корейским. С другой стороны, из рейтинга видно, что россияне, столкнувшись за границей с каким-либо препятствием в бизнесе, не задумываясь, "подмазывают" иностранных чиновников.
Опросы, на которых основан Индекс взяткодателей, проводились специалистами ассоциации Gallup International в 15 развивающихся странах: Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венгрии, Индии, Индонезии, Мексике, Марокко, Нигерии, Филиппинах, Польше, России, Южной Африке, Южной Корее и Таиланде. Именно в этих странах транснациональные корпорации сейчас работают наиболее активно. Между декабрем 2001 г. и мартом 2002 г. было проведено 835 интервью, в первую очередь с топ-менеджерами национальных и иностранных компаний, а также с руководителями аудиторских фирм, торговых палат, банков и юридических фирм. Вопросы касались сведений о фирмах из 21 страны.
Эксперты Transparency International изучили ситуацию с взяткодательством и по отдельным секторам. Хуже всего дела обстоят в области государственных строительных проектов, в строительной индустрии и оборонной промышленности, которые особенно поражены коррупцией, исходящей от иностранных фирм. "Например, среди британских компаний размер иностранного взяткодательства в области военных контрактов оценивается в десятки миллиардов долларов", - говорит председатель консультативного совета Transparency International Камал Хоссейн.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
За кулисами кредитного рейтинга
(По материалам The Economist, 17.05.02)
В наше время рейтинговые агентства обвиняют в необъективности и конфликте интересов. Эти обвинения могут быть справедливыми, но такова сама природа данного бизнеса. На самом деле, инвесторам и контролирующим структурам необходимо соблюдать осторожность при использовании рейтингов инвестиционной привлекательности вне зависимости от того, от кого исходят эти оценки.
Бедные, бедные рейтинговые агентства! Их эксперты не спят ночами для того, чтобы рассчитать правдоподобные кредитные рейтинги для множества финансовых инструментов, оценку которых хотят знать на рынке, и что же они получают в ответ? Упреки: упреки со стороны таких стран как Япония, недовольных якобы несправедливым занижением их рейтингов, упреки со стороны компаний, чьи рейтинги внезапно пошли вниз, упреки со стороны инвесторов, недовольных той скоростью, с которой сегодня акции с рейтингом "ААА" перескакивают в категорию "В". После печально известной истории банкротства Enron, к силам, недовольным деятельностью рейтинговых агентств, присоединились и государственные органы США, усматривающие в деятельности этих организаций условия для потенциального конфликта интересов.
Может показаться, что еще ни разу в своей истории рейтинговые агентства не сталкивались со столь жесткими требованиями. Аналитиков трех крупнейших агентств (S&P, Moody's Investors Service и их менее значимого конкурента Fitch) обвиняют в использовании устаревших методик, не позволяющих эффективно оценивать новые финансовые инструменты, а также в недостаточно наглядной системе отражения результатов оценки (рейтинги от "ААА" до "D" ("Дефолт"), не дающей четкого представления о действительной привлекательности того или иного инструмента.
Наибольшую озабоченность вызывает то, что, несмотря на отмеченные недостатки в работе рейтинговых агентств, рейтинги все шире используются как инвесторами, так и государственными контролирующими структурами в качестве абсолютной меры оценки финансовых инструментов. Так, Комиссия по биржам и ценным бумагам вот уже 30 лет как использует рейтинги "признанных в национальном масштабе рейтинговых агентств" для оценки стоимости активов инвестиционных компаний. Многие инвестиционные компании по своему статусу обязаны вкладывать свои средства только в те инвестиционные инструменты, которым присужден рейтинг не ниже "ВВВ": если рейтинги их активов падают ниже этой отметки, они начинают массовый сброс таких ценных бумаг. Далее, многие кредитные соглашения и эмиссии облигаций сегодня также учитывают динамику кредитных рейтингов: в случае падения рейтинга облигаций, процентная ставка по ним возрастает, а должник оказывается вынужденным немедленно погасить свой долг. Таким образом, простое снижение рейтинга может иметь для некоторых компаний самые разрушительные последствия.
Можно ли говорить о том, что в своей работе рейтинговые агентства действительно сталкиваются с конфликтом интересов? Да: формально действуя в интересах инвесторов, агентства, в то же время, получают за свои услуги деньги от инвестиционных банков и компаний-эмитентов, заинтересованных в том, чтобы получить максимально высокую оценку предлагаемых ими финансовых инструментов. Сами рейтинговые агентства отметают обвинения в предвзятости как необоснованные, заявляя о том, что их главным достоянием является репутация, рисковать которой они не станут ни при каких обстоятельствах. Так, по словам Стивена Шварца, профессора Дюкского университета в Иллинойсе, опасаясь за свою репутацию, агентства сознательно придерживаются максимальной осторожности в своих оценках. Выступая в Сенате 20 марта на слушании по вопросам рейтинговых агентств, профессор Шварц отметил, что на практике чрезвычайно сложно создать условия, в которых оценку инвестиционной привлекательности ценных бумаг будет оплачивать кто-либо иной кроме их эмитента. Привлечение к оплате работы рейтинговых агентств контролирующих структур является чрезвычайно дорогим делом, в то время как взимание денег с инвесторов приведет к их расшифровке до момента фактической продажи ценных бумаг. Тем не менее, напомним, что в свое время страх за репутацию компании не смог уберечь аудиторов Andersen от ошибок при оценке деятельности Enron…
Свои претензии к рейтинговым агентствам есть и у Комиссии по биржам и ценным бумагам. В соответствии с принятым в 1940 году "Актом об ответственности консультантов", агентства несут определенную ответственность. Однако, в США до сих пор отсутствует законодательная база, обуславливающая качество или надежность выполненных ими оценок. Кроме того, в условиях, когда на американском рынке действует всего три официально признанных рейтинговых агентства, у них просто нет достаточной инициативы для того, чтобы активно бороться за "установление истины", – отмечает профессор Шварц. Отсутствие достаточной конкуренции среди агентств в ряде случаев ведет к их пассивности, – отмечает Кон Китинг из лондонского Finance Development Centre. В качестве примера он приводит случай Enron, когда все три агентства приняли решение о снижении рейтинга прогоревшего энергетического гиганта с существенным запозданием.
Какие меры можно предложить для повышения эффективности рейтинговых агентств? Очевидно, что усиление контроля над ними со стороны государственных структур вряд ли приведет к желаемому эффекту, и, кроме того, подробные меры будут слишком дорогостоящими. Более целесообразным было бы, напротив, попытаться уменьшить значение рейтингов в работе этих контролирующих органов. Лишение "Большой тройки" рейтинговых агентств их нынешнего "полуофициального" статуса могло бы привести к усилению конкуренции в этой отрасли и к появлению новых эффективных методик оценки инвестиционной привлекательности активов. В свою очередь, инвесторам надо не забывать о том, что к любым оценкам, исходящим от рейтинговых агентств или аналитиков инвестиционных банков, надо относиться с определенной долей осторожности, не принимая их слепо на веру и не отказываясь от проведения независимых экспертиз.
Вернуться к содержанию выпуска
В электронной промышленности Японии
(БИКИ, 25.05.02)
В 2001/02 г., завершившемся в 1 марте, суммарные убытки пятерки ведущих электронных компаний Японии в составе "NEC", "Toshiba", "Fujitsu", "Mitsubishi Electric" и "Hitachi" достигли беспрецедентно высокого уровня - порядка 1500 млрд. иен, или около 13 млрд. евро. В поисках путей преодоления своих трудностей они не отвергают такого средства, как реструктуризация, что, например, наглядно демонстрирует "Toshiba", которая при чистом убытке в 260 млрд. иен предполагает израсходовать на эти цели 190 млрд. Это, отмечают многие наблюдатели, не мешает гигантам японской электроники вместо отказа от некоторых производств или уступки контрольного пакета акций иностранным конкурентам все чаще решать свои проблемы путем альянсов между собой. Однако противодействие таким образом неблагоприятной экономической конъюнктуре и усилению мощи южнокорейских, тайваньских и даже американских конкурентов (таких, как "Micron") не всегда оказывается эффективным.
Как бы то ни было, число альянсов между крупными электронными компаниями Японии неуклонно увеличивается, далеко не всегда ограничиваясь сектором полупроводниковых приборов. Так, группа "Mitsubishi" координирует свои действия с "Hitachi" в нишах лифтов и оборудования для атомной энергетики, а с "Toshiba" - в сферах мобильных средств связи 3-го поколения и электротехнических товаров.
Что же касается полупроводниковой электроники, то сейчас японская печать активно комментирует переговоры о сближении в этой области между компаниями "Toshiba" и "Fujitsu". Так, "Nippon Keizai Shimbun" подчеркивает, что в случае успешной реализации данного проекта в индустрии компонентов появится тандем, способный служить "надежной подстраховкой" для "Toshiba", уступающей в перечне ведущих мировых продуцентов отрасли лишь фирме "Intel". Эта структура, годовой оборот которой составит примерно 1000 млрд. иен (8,6 млрд. евро), несомненно, будет претендовать на роль "тяжеловеса", так как представители "Toshiba" и "Fujitsu" уже заявили, что собираются сотрудничать в деле продвижения следующих поколений компьютерных ЗУ (и это после окончательного ухода фирмы "Toshiba" из ниши классических ДЗУПВ).
Переговоры между этими партнерами, как они сами признают, хотя и продвигаются, но еще далеки от завершения. Тем не менее их инициатива в деловых кругах считается лишним доказательством того, что электронная промышленность Японии решительно встала на путь "новой реалистичной политики".
О возможности заключения этого альянса стало известно через три дня после подтверждения намерения "Mitsubishi Electric" и "Hitachi" объединить свои усилия в развитии производства специализированных схем с высокой степенью интеграции (LSI), создав новую структуру с оборотом более 550 млрд. иен.
Среди мер по сближению между продуцентами ПП, предпринятых в Японии в последнее время, -также договоры об учреждении совместной компании по производству ДЗУПВ фирмами "Hitachi" и "NEC" и о совместной работе над компонентами для "PlayStation 2" - между "Toshiba" и "Sony".
Вернуться к содержанию выпуска
J.P. Morgan меняет команду
("Ведомости", 27.05.02, автор - Пол Беккет)
J.P. Morgan Chase & Co. объявил о грядущих переменах среди высшего руководства. Столь радикальными мерами банк пытается бороться с проблемами, в которых погряз финансовый сектор США. J.P. Morgan Chase & Co. - второй по величине финансовый институт США - образовался в 2000 г. в результате слияния J.P. Morgan & Co. и Chase Manhattan. В последнее время банк испытал на себе практически все виды потрясений, обрушившихся за это время на финансовый мир. Именно он был основным кредитором обанкротившихся телекоммуникационных и технологических компаний, а также бесславно погибшей энергетической корпорации Enron. В результате у банка обнаружились существенные финансовые проблемы, всерьез обеспокоившие акционеров.
За год акции банка подешевели более чем на 20%. Гендиректору Уильяму Харрисону, известному своей дипломатичностью и умением работать в команде, становилось все труднее противостоять инвесторам, требовавшим от него "капитального ремонта" управленческого аппарата организации.
Уходит, в частности, Джеффри Бойси, соруководитель инвестиционного подразделения (это было его решением), в 1980-х гг. возглавлявший инвестиционные операции Goldman Sachs Group. Его сменит Дэвид Култер, который теперь будет единолично руководить подразделением. В свое время Култер перешел в Chase Manhattan из Beacon Group - инвестбанк, два года назад купленный Chase за $500 млн. В J.P. Morgan он до сих пор возглавлял подразделения розничного бизнеса и управления активами. Он по-прежнему будет руководить двумя направлениями - управлением инвестициями и работой с крупными частными клиентами. Доналд Лейтон, второй соруководитель инвестиционного подразделения, "обменяется" с Култером, возглавив подразделение розничных услуг.
На долю инвестиционного подразделения приходится около половины прибылей J.P. Morgan. Последние месяцы были не самыми удачными в его работе: прибыли за I квартал снизились на 27% по сравнению с I кварталом 2001 г. и составили $755 млн. В IV квартале прошлого года банк в целом потерпел убытки в размере $332 млн. Впрочем, I квартал 2002 г. закончился с прибылью - $982 млн.
Кадровое решение, удивившее многих в банковском сообществе, - это готовность Харрисона сохранить на прежнем посту Марка Шапиро, зампреда совета директоров. Шапиро, личный друг главы Enron Кеннета Лея, вплоть до самого конца Enron помогал этой компании получать доступ к финансовым ресурсам J.P. Morgan.
Вернуться к содержанию выпуска
Новости компаний "одной строкой"
(По сообщениям и материалам Интерфакс-АФИ, "Коммерсантъ" и "Эксперт", 27-31.05.02)
Крупнейший европейский оператор мобильной связи Vodafone Group Plc завершил финансовый год, закончившийся 31 марта, с самым значительным убытком среди европейских компаний из-за списания стоимости активов. Чистый убыток Vodafone вырос на 64%, составив 16,2 млрд. фунтов против 9,9 млрд. фунтов годом ранее. В результат закончившегося финансового года включено списание стоимости активов компании на сумму 6 млрд. фунтов. Аналитики ожидали увеличения убытка в среднем до 15 млрд. фунтов. Выручка компании выросла на 52% - до 22,8 млрд. фунтов.
Крупнейший в мире производитель карманных портативных компьютеров (КПК) Palm Inc. ожидает убыток по итогам деятельности за период с марта по май из-за низкого спроса на свою продукцию. Palm ожидает, что объем выручки за этот период составит $230 млн., а не $290-300, как прогнозировалось в марте. Тогда компания надеялась закончить квартал без убытков. Продажи карманных компьютеров в последнее время неуклонно снижались не только у Palm, но и у его конкурентов, таких как Handspring Inc. Между тем еще в 2000 году производителям КПК удалось удвоить продажи своей продукции. Спад начался в прошлом году на фоне экономической рецессии в США. Palm ожидает, что по мере улучшения состояния американской экономики продажи также пойдут вверх.
Германский производитель одежды Hugo Boss во второй раз за последние два месяца снизил прогноз чистой прибыли на 2002 год. Компания объясняет снижение прогноза проблемами с товарами на складах в США, а также меньшим, чем ожидалось, ростом некоторых секторов ее бизнеса. Фирма прогнозирует снижение чистой прибыли в 2002 году до 95 млн. евро против 107 млн. евро годом ранее. В марте компания ожидала, что прибыль в этом году совпадет с прошлогодней. Фирма сообщила, что генеральный директор и старший финансовый директор ее американского отделения были отправлены в оплачиваемый отпуск. Одной из причин этих мер послужило падение продаж Hugo Boss в США в I квартале на 19%.
Итальянский дом моды Prada Holding объявил о намерении до конца лета разместить свои акции на миланской фондовой бирже. По оценкам экспертов, Prada, которому принадлежат такие известные брэнды, как Churchs и Jil Sander, стоит сегодня 4-5 млрд. евро. С размещением акций решили не медлить, так как без фондовых вливаний компания может оказаться на грани краха. В прошлом году чистая прибыль Prada сократилась с 94,2 млн. до 24 млн. евро, а суммарные долги компании на конец прошлого года достигли почти миллиарда евро.
Американскую пивоваренную компанию Miller купила южноафриканская фирма South African Breweries. Стоимость сделки составила рекордную сумму для этой отрасли экономики – $5,6 млрд. В результате этой сделки появился второй в мире по оборотам пивоваренный гигант SABMiller с производственной мощностью 12 млрд. литров пива в год. Южноафриканская компания South African Breweries была создана в 1896 г. и ранее никогда не выходила на американский и европейский рынки, практически вся ее деятельность была сосредоточена на африканском континенте.
Вернуться к содержанию выпуска
Звездный год Голливуда
("Немецкая волна", 28.05.02)
Уже сейчас можно утверждать, что 2002 год станет самым успешным за всю историю Голливуда. Доходы голливудских студий за первые пять месяцев нынешнего года на 16% выше соответствующего периода прошлого года. Только за позапрошлые выходные дни и отмечавшийся в прошлый понедельник День поминовения погибших воинов американская киноиндустрия заработала на показе таких фильмов, как "Звездные войны. Эпизод 2" и "Человек-паук", а также различных мелодрам и триллеров 193 млн. долларов - это на 7,5 млн. больше, чем за те же дни в прошлом году.
Вернуться к содержанию выпуска
Реорганизация бизнеса McDonald's
(По материалам статьи "Чем может торговать McDonald's", "Ведомости", 30.05.02, автор - Ширли Люн)
Каждый день в 30 000 закусочных McDonald's, разбросанных по всему миру, заходят перекусить более 46 млн. человек. Теперь крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания подумывает, что бы такое продавать своим клиентам, кроме еды.
Руководство McDonald's окутало свои планы непроницаемой завесой секретности и называет их просто "расширением" бизнеса. Отказываясь сообщить, что же скрывается за этим "кодовым названием", финансовый директор Мэтью Полл сказал лишь, что всего через два года компания запустит "проект, не связанный с питанием", а пока будет просто экспериментировать. Стремление корпорации найти новые источники доходов вполне понятно. На перенасыщенном американском рынке, где McDonald's принадлежит 13 100 закусочных, продажи компании неуклонно снижаются.
В сегодняшней Америке наблюдается новый маркетинговый феномен, кросс-маркетинг, при котором одна компания использует имеющуюся в ее распоряжении сеть точек для продвижения на рынок товаров другой компании. Например, не далее как в апреле компания Reebok International объявила, что будет рекламировать новую линию обуви в нескольких тысячах музыкальных магазинов, в том числе принадлежащих Wherehouse и FYE.
От других сетевых компаний McDonald's отличается тем, что является владельцем большей части своих площадей. И это открывает перед корпорацией широкие возможности.
Одним из вероятных вариантов расширения бизнеса представляется такой: сейчас McDonald's проводит эксперимент совместно с федеральной ипотечной корпорацией Freddie Mac, в ходе которого в нескольких закусочных были установлены компьютеры. На них размещена информация о недвижимости со ссылками на сайт Freddie Mac. Инициатива может оказаться весьма популярной среди компаний, которые пожелают стать партнером McDonald's, поскольку только в США самый "спокойный" клиент McDonald's навещает заведения корпорации в среднем 16 раз в год. Понятно, что горячие поклонники биг-маков наведываются туда еще чаще.
Аналитики розничной торговли считают, что McDonald's, по всей вероятности, будет по-прежнему много работать со своими основными - "семейными" - клиентами, развивая сотрудничество с компанией Walt Disney. Гвен Моррисон, президент компании The Store, консалтингового подразделения по торговле в британской WPP Group, считает, что McDonald's может создать детские игровые площадки и торговать там игрушками или продавать путевки в диснейленды и другие тематические парки.
Вместе с тем, говорят специалисты, уже сейчас ясно, что существуют определенные категории товара, которыми компания торговать не сможет. Во-первых, в закусочных мало место, где можно было бы хранить товар или выставлять его на продажу. Одежда исключается, так как она будет впитывать кухонные запахи.
Корпорация вряд ли может рассчитывать на внимание со стороны неторопливых покупателей, считает Питер Браун, председатель совета директоров нью-йоркской консалтинговой компании Kurt Salmon Associates, поскольку клиентов обслуживают в темпе и все операции у кассы или у окошек мак-авто рассчитаны до секунды. Браун полагает, что McDonald's может заняться, скажем, торговлей марками, видеокассетами или даже часами. "Любой товар, не громоздкий и не особенно дорогой", - говорит он.
Аналитик Питер Оукс из Merrill Lynch уверен, что McDonald's может примерить на себя роль рекламного агентства и продавать место на обороте чеков или размещать рекламу на видеоэкранах.
Вернуться к содержанию выпуска
США И КАНАДА
Слабый доллар: новые экономические реальности?
(По материалам статей "Доллар худеет на глазах", 31.05.02, автор - Михаил Оверченко, и "Жизнь при слабом долларе", 28.05.02, автор - Джон Хилсенрат, "Ведомости")
Курс доллара к евро упал до самого низкого уровня за последние год и три месяца, к швейцарскому франку - за два с половиной года, к иене - за полгода. Министру финансов США Полу О'Нилу пора сдержать одно экстравагантное обещание, данное чуть больше года назад. В феврале 2001 г., вскоре после вступления в должность, О'Нил неосторожно заявил: "Мы не проводим, как часто говорят, политику сильного доллара. По моему мнению, сильный доллар является результатом сильной экономики". Курс доллара к другим мировым валютам сразу пошел вниз, и министр уже на следующий день исправился: обещал, что, если администрация Буша откажется от политики сильного доллара, он, О'Нил, "арендует стадион" в Нью-Йорке, заполнит его "самыми громогласными духовыми оркестрами" и под звуки фанфар объявит об этом.
После этих слов главного американского финансиста доллар продержался на Олимпе ровно год, выстояв под ударами рецессии и террористов. А вот когда американская экономика начала выздоравливать, курс доллара парадоксальным образом и опроверг первое заявление О'Нила, и посулил нежданный доход владельцам стадионов и менеджерам оркестров.
В начале мая BNP Paribas, UBS Warburg и ABN Amro снизили прогноз курса доллара на этот год. В BNP Paribas считают, что к концу года евро вырастет до $0,98 (предыдущий прогноз - $0,86). Аналитик банка Иэн Стэннард отмечает, что "отношение [рынка] к доллару существенно изменилось, и не в его пользу".
Нарастающие сомнения относительно темпов восстановления экономики и улучшения ситуации на фондовом рынке привели к тому, что с февраля этого года курс доллара к евро упал на 6%, а к иене - на 7%. Чтобы сдержать укрепление иены, Банк Японии на прошлой неделе дважды проводил валютные интервенции. Курс доллара относительно корзины валют основных торговых партнеров США, таких как Канада, Мексика, Китай, Великобритания, находится сегодня на самом низком уровне с декабря 2001 г.
В первую очередь доллару вредит отток инвестиций из США. Неопределенность с темпами восстановления экономики, сохраняющаяся угроза терактов, скандал с Enron и вопросы к бухгалтерской практике компаний из самых разных секторов заставили инвесторов искать более стабильные рынки. В январе - феврале 2002 г. иностранцы вложили в акции американских компаний менее $11 млрд., тогда как за аналогичный период 2001 г. - $33 млрд. А дефицит платежного баланса США по-прежнему близок к рекордным значениям, и без подпорки в виде иностранных инвестиций возникают все предпосылки для ослабления национальной валюты. Падение налоговых поступлений в апреле на 28,5% по сравнению с апрелем 2001 г. (этот месяц считается показательным, поскольку в нем платится относительно большой объем налогов) породило опасения, что бюджетный дефицит снова становится долгосрочной проблемой. К этому добавляются вопросы к качеству бухгалтерской отчетности американских компаний, невпечатляющие результаты их деятельности в I квартале и угроза повторения терактов. "Эра сильного доллара закончилась. Теперь стоит ожидать длительного снижения курса, препятствовать которому власти США не будут", - говорит Дэвид Роуч, президент лондонской консалтинговой фирмы Independent Strategy.
Это, разумеется, не единственная точка зрения. Джеспер Дэннесбоу, валютный аналитик лондонского отделения Dresdner Kleinwort Wasserstein, считает, что трейдеры и инвесторы "слишком негативно оценивают перспективы экономического роста в США" и к концу сентября курс евро к доллару упадет до $0,82.
Нынешнее ослабление доллара может помочь американским компаниям. Выиграют экспортеры и корпорации, активно работающие за пределами США. "Если корпоративные прибыли начнут расти, негативное отношение к доллару может исчезнуть", - говорит Джон Ип, старший экономист британского Morely Fund Management.
Производителям, которые все последние годы жаловались на сильный доллар, снижение курса (если оно перерастет в тенденцию) принесет долгожданное облегчение. "У наших германских конкурентов был просто праздник", - говорит Уильям Уэллер, гендиректор Purafil, производящей оборудование для очистки воздуха. Компании пришлось снизить цены на 25%, чтобы сделать свой товар конкурентоспособным. В результате доходы Purafil, которые на протяжении 1990-х гг. росли почти на 20% в год, в прошедшем году упали по сравнению с 2000 г. По словам Дэвида Литтманна, экономиста Comerica Bank в Детройте, некоторые производители уже стали поговаривать о повышении цен в свете ослабления доллара.
Но что хорошо для отдельных производителей, не обязательно является хорошей новостью для экономики в целом. Некоторые аналитики опасаются, что снижение курса может через некоторое время привести к ускорению инфляции. Это заставит Федеральную резервную систему повысить процентные ставки, что, в свою очередь, может оказать негативное воздействие на темпы экономического роста. Другие боятся, что значительное снижение курса может привести к падению цен на акции и облигации, поскольку иностранные инвесторы начнут выводить деньги из американских активов. Вместе с тем, американские акции становятся дешевле для иностранных инвесторов. Рынок есть рынок, и иностранцы могут вновь погнать Dow Jones вверх. А за ним потянется и непотопляемый доллар.
Во многом эти опасения могут показаться преувеличенными. В конце концов экономика США выходит из спада более быстрыми темпами, чем другие развитые страны. ВВП вырос в I квартале, по уточненным данным, на 5,6% в годовом исчислении; и, хотя большинство аналитиков полагают, что в этом квартале темпы роста будут ниже, они сходятся во мнении, что экономика продолжит расти.
Вернуться к содержанию выпуска
Инфляция возвращается
(По материалам Business Week, 24.05.02)
После долгих лет ожидания инфляция, наконец, возвращается. В апреле индекс потребительских цен неожиданно подскочил на 0.5%, что является самым существенным приростом этого показателя за последний год. В результате, рост инфляции за последний квартал в среднегодовом исчислении поднялся выше 4%. В этих условиях некоторые экономисты начинают бить тревогу. "В долгосрочной перспективе вероятность роста инфляции существенно повышается", – предсказывает главный экономист Bank of America Securities Мики Д. Леви. Выходом из создавшейся ситуации, по его мнению, может стать агрессивное ужесточение кредитно-денежной политики Федеральной резервной системой США.
На самом деле, Леви и его сторонникам не стоит чересчур беспокоиться. Несмотря на то, что рост инфляции, безусловно, несет определенную угрозу, в настоящее время некоторое повышение цен может пойти экономике США только на пользу.
Каким образом? Очень просто: американские компании до сих пор не могут оправиться от прошлогоднего падения корпоративных прибылей, стараясь не нанимать на работу новых людей и не вкладывать деньги в расширение своего производства. Тем не менее, несмотря на общее улучшение экономической ситуации в США, прибыли местных компаний по-прежнему остаются на относительно невысоком уровне. Это обстоятельство представляет собой серьезный повод для беспокойства: без роста прибылей текущий экономический подъем, в основе которого лежит процесс замещения ранее сокращенных складских запасов, вскоре может потерять ход.
Именно здесь на выручку предпринимателям может прийти определенный рост цен: в условиях, когда издержки и без того сокращены до минимума, увеличение прибылей можно обеспечить только таким способом. Судя по всему, председатель ФРС Алан Гринспэн готов пойти на эту жертву: после того, как в течение прошлого года уровень инфляции не превышал 2%, увеличение этого показателя до 2.5% может стать вполне приемлемой жертвой за те преимущества, которые принесет этот рост.
Рост инфляции принесет пользу не только американским компаниям: в выигрыше окажется вся экономика США, которая в этом случае будет застрахована от дефляции, в последние пять лет поразившей экономику Японии. Сложно переоценить негативное воздействие этого фактора, заставляющего японских покупателей сдерживать свои расходы в ожидании дальнейшего снижения цен. То, что возможность роста дефляции вполне реальна, подтверждает Джон Б. Брайнйолфссон, вице-президент инвестиционной компании Pacific Investment Management Co.: "В условиях столь медленного роста уровня инфляции вероятность дефляции возрастает".
Вернуться к содержанию выпуска
О влиянии Merrill Lynch на судьбу Уолл-Стрит
(По материалам Business Week, 22.05.02)
Уже в ближайшем будущем аналитикам с Уолл-Стрит придется в обязательном порядке упоминать в своих отчетах об имеющихся у них связях с инвестиционными банками, будь они реальными или потенциальными.
Согласно одному из заключений лауреата Нобелевской премии экономиста Джозефа Стиглица, конфликты интересов не оказывают какого-либо негативного воздействия до тех пор, пока все участвующие в сделке стороны осведомлены об их наличии. Поэтому, например, отчеты брокерских домов по-прежнему имеют большую важность для профессиональных инвесторов, пусть даже они прекрасно понимают, что авторы этих работ сталкиваются с конфликтами интересов. Если частные инвесторы также будут располагать всей полнотой сведений о мотивации аналитиков, то они смогут правильно оценивать значение существующих конфликтов интересов и определять действительную ценность информации, содержащейся в отчете того или иного аналитика.
В новых условиях преимущество будет за теми компаниями, которые располагают наибольшим количеством брокеров. Это – один из результатов исследования, подготовленного Брендом Хинтцем, аналитиком компании Bernstein Research. Хинтц предсказывает, что по мере уменьшения значения аналитического подразделения компании, будет пропорционально возрастать значение ее "рабочего" персонала, т.е. брокеров, занятых продажей акций и облигаций.
Парадоксально, но в этих условиях в наиболее выгодном положении может оказаться Merrill Lynch, т.е. тот самый банк, аналитики которого спровоцировали начало "крестового похода" против Уолл-Стрит. Дело в том, что в настоящее время на Merrill работает больше брокеров чем на любую другую компанию с Уолл-Стрит, и, соответственно, на нее приходится наибольшее число сделок на нью-йоркской товарной бирже. Вторым в списке фаворитов стоит Salomon Smith Barney. В то же время, если предлагаемый сценарий развития ситуации на Уолл-Стрит действительно подтвердится, то такие компании как Goldman Sachs и Morgan Stanley, ставшие чемпионами по объемам размещения вновь выпущенных ценных бумаг в 2000-2001 гг., могут оказаться в числе проигравших.
Так как отныне аналитики лишатся возможности напрямую воздействовать на заключение новых сделок по инвестиционному банкингу, то, скорее всего, их доходы сократятся. "В конце концов, инвестиционные банкиры с Уолл-Стрит вряд ли согласятся платить большие деньги за те исследования, результаты которых они не смогут использовать в маркетинговых целях", – отмечает Хинтц.
Со временем изменение системы мотивации аналитиков может привести к коренному изменению самой сути этой профессии. По мнению некоторых, уменьшение уровня вознаграждения может привести к снижению квалификации аналитиков. В то же время, в изменившихся условиях в этот бизнес вполне могут прийти новые люди, в меньшей степени заинтересованные в получении материальных благ, а в большей – в получении максимально полных и объективных результатов анализа. Если это произойдет, то качество отчетов аналитиков может существенно улучшиться.
По мере выхода на сцену аналитиков "новой волны", частные инвесторы постепенно начнут использовать их отчеты точно так же, как это делают профессиональные инвесторы, т.е. исходя от противного. Один из уважаемых профессиональных инвесторов предпочитает приобретать акции той или иной компании еще до того, как об их предполагаемых перспективах объявят аналитики с Уолл-Стрит: для него сам факт проявления интереса к этим акциям уже служит залогом их будущего роста. В то же время, если по итогам анализа аналитики с Уолл-Стрит объявят эти акции достойным объектом вложения средств и их цена возрастет, то он сразу скинет эти бумаги…
Представим себе другую ситуацию: предположим, что компания-эмитент акций объявила о том, что ее квартальные показатели оказались хуже, чем это ожидалось. Что предпримет в таких условиях аналитик "старой волны"? Правильно, объявит в своем отчете, что будущая динамика акций этой компании стала куда менее благоприятной. Как же тогда поступит профессиональный инвестор? Очень просто – после падения цен, последовавшего за обнародованием результатов анализа, он постарается приобрести эти акции по максимально низкой цене. По мере того, как частные инвесторы будут осваивать эти приемы, заявления аналитиков будут оказывать все меньше влияния на динамику цен на акции.
Частные инвесторы, в настоящее время занимающие прочные позиции на американском фондовом рынке, скорее поверят аналитикам независимой исследовательской компании, чем советам экспертов известного брокерского дома. Это может инспирировать появление большого числа вновь образованных независимых аналитических компаний.
Очевидно, что некоторые из этих компаний будут представлять просто блестящие отчеты, однако этого вряд ли стоит ожидать от большинства их коллег. "В современных условиях полностью независимой исследовательской компании практически невозможно выжить", – отмечает Кен Броад, менеджер по управлению инвестициями в компании Transamerica Investment Management.
В 1990-е годы помимо инвестиционных банкиров на аналитиков оказывали существенное воздействие и руководители компаний, также склонявшие их к сознательному завышению прогнозов. Это объяснялось тем, что размеры вознаграждения этих людей во многом определялись динамикой цен на акции их компании, так что они были весьма заинтересованы в их росте. "До тех пор, пока на карту будет поставлена судьба их вознаграждения, менеджеры компании будут изыскивать возможности по оказанию давления на ее аналитиков. Для того, чтобы преодолеть это, необходимо полностью изменить систему материального стимулирования руководителей компании", – отмечает один из экспертов.
Несмотря на все последние события, Уолл-Стрит так и не удалось полностью очиститься от конфликтов интересов. Более того, на таких конфликтах основана сама модель построения мощных многопрофильных инвестиционных компаний, в наши дни задающих тон на рынке финансовых услуг. Однако, тем инвесторам, которые остаются недовольными действующим положением вещей, всерьез стоит задуматься над тем, чтобы обратиться к услугам аналитиков "новой волны".
Вернуться к содержанию выпуска
Рост объема прибыли американских компаний
(По материалам статьи "У компаний завелись деньги", "Ведомости", 29.05.02, автор - Патрик Барта)
Прибыль американских компаний после уплаты налогов выросла в I квартале впервые после III квартала 2000 г. Данные, опубликованные Министерством торговли США, свидетельствуют, что после более чем годичного перерыва у компаний снова начали появляться, пусть и небольшие, свободные средства.
Темпы роста корпоративных прибылей пока невелики - 0,9% в годовом исчислении. Тем не менее при сопоставлении этой цифры с данными за IV квартал 2001 г., когда прибыли упали на 10,6%, можно говорить о том, что восстановление экономики начинает положительно сказываться и на финансовых показателях компаний. В правительстве и Федеральной резервной системе надеются, что возрастающий приток наличности позволит компаниям приступить к увеличению капиталовложений, которое экономисты считают одним из важнейших факторов, способных обеспечить устойчивый выход экономики из рецессии.
"Ситуация с прибылями определенно улучшается", - говорит Эдвард Ярдени, ведущий инвестиционный аналитик Prudential Securities. Вместе с тем темпы их роста пока еще не настолько значительны, чтобы компании могли себе позволить начать существенно увеличивать расходы на новое оборудование и нанимать персонал. В 2000 г. - последнем году перед началом рецессии - корпоративные прибыли после уплаты налогов выросли на 9,7%. Уточненные данные по I кварталу свидетельствуют, что восстановление экономики шло не такими быстрыми темпами, как предполагалось ранее.
Рост ВВП, который, по предварительным данным, составил 5,8%, был пересмотрен в сторону снижения - до 5,6%. Это обусловлено пересмотром данных о потребительских и государственных расходах, которые оказались ниже, чем сообщалось ранее. В результате объем итоговых продаж (объем ВВП за исключением изменения запасов готовой продукции) вырос на 2% в годовом исчислении (по предварительной оценке - на 2,6%, в IV квартале - на 3,8% ). Объем итоговых продаж, определяющий совокупную стоимость товаров и услуг, включая потребительские товары, продажи домов и капиталовложения, является индикатором спроса в экономике, и низкое значение этого показателя свидетельствует, что она еще не набрала силу.
Капиталовложения, на рост которых уповают экономисты, сократились в I квартале на 8,2%, тогда как поначалу падение выглядело не столь значительным (5,7% ). Компании сокращают инвестиции уже в течение пяти кварталов.
Вернуться к содержанию выпуска
Минфин США пытается остановить вывод корпораций за рубеж
(По материалам статьи "Эмиграция бизнеса", "Ведомости", 27.05.02, автор - Эдвард Олден)
Министерство финансов США предлагает лишить работающие в США иностранные компании ряда налоговых преимуществ, чтобы улучшить собираемость налогов со своих корпораций. Изменения обойдутся иностранцам в миллиарды долларов.
Растущий бюджетный дефицит не позволяет американским налоговикам спокойно смотреть на снижение поступлений в казну. Один из популярных в США способов экономии на налогах - формальный переезд компании за границу или в офшорную зону. Иногда предприниматели меняют структуру компании таким образом, чтобы материнская фирма была зарегистрирована в другой стране.
Иностранная компания имеет определенные льготы при налогообложении американских операций. В частности, из налогооблагаемой базы может быть вычтено до половины полученной в США прибыли, если эти средства будут перечислены на оплату долговых обязательств материнской компании.
Именно эту лазейку Минфин и предлагает закрыть. Американское правительство можно понять: если иностранная компания покупает американскую и начинает забирать часть ее прибыли на оплату своих долгов, бюджет США сразу лишается значительных налоговых поступлений. Изменение этого положения может создать определенное препятствие для иностранцев, выбирающих американские компании в качестве объекта поглощения: в налоговом отношении сделка уже не будет столь выгодной, как раньше.
Поэтому европейские и другие иностранные компании, платящие в США каждый год около $20 млрд. налога на прибыль, мобилизуют своих лоббистов на борьбу с предложениями Минфина.
Идеи Министерства финансов США изложены в докладе, посвященном "неприемлемому падению налоговых поступлений от американских операций". Проблема перехода в офшорные центры в последнее время обострилась, поскольку этим стало заниматься все больше крупных компаний с громкими именами.
Однако в Минфине говорят, что это лишь часть более серьезной проблемы, ставящей американские компании в неравные условия по сравнению с их иностранными конкурентами. "Если налоговый кодекс мешает американским компаниям конкурировать на мировом рынке, мы должны изменить соответствующие положения налогового кодекса", - заявил министр финансов Пол О'Нил.
Вернуться к содержанию выпуска
Буш выкупает права на добычу нефти на побережье Флориды
("Коммерсантъ", 30.05.02)
Президент США Джордж Буш поручил федеральному правительству выкупить у нынешних хозяев за $235 млн. права на добычу нефти, газа и разработку месторождений на побережье Флориды. Такое решение было принято для того, чтобы прекратить промышленную эксплуатацию этого региона и сохранить его экологию.
$120 млн. получит семья Кольер, обладающая правами на добычу нефти и газа, в том случае, если американский конгресс одобрит эту сделку. Еще $115 млн. будут направлены на выкуп 9 нефтяных и газовых арендных площадей на бурение нефти в Мексиканском заливе, эта сделка не нуждается в одобрении парламентом.
В заявлении американского президента по этому поводу отмечается, что "Флорида известна во всем мире своим чудесным побережьем и уникальными болотистыми равнинами. Сегодня мы предпринимаем шаги к их сохранению". Экологи приветствовали инициативу Джорджа Бушу и тут же потребовали принять аналогичные меры в отношении Национального арктического заказника на Аляске и земель у подножья Скалистых гор.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||