Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
10 июня 2002 г. | Выпуск №254 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Экономическая ситуация в странах ОЭСР
Усиление протекционизма в мировой торговле
Экономические последствия терроризма
Ситуация на рынке микрочипов
Эксперты прогнозируют падение мировых цен на нефть
Мировая торговля сжиженным природным газом
Сенат США решил увеличить американскую помощь беднейшим странам
"Плану Маршалла" исполнилось 55 лет
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
IBM: удастся ли избежать полномасштабного кризиса?
Экономика футбола
Создатели брэндов возвращаются к урокам прошлого
Новости компаний "одной строкой"
Слияние старейших частных банков Швейцарии
О рекламной кампании Charles Schwab
США И КАНАДА
МВФ об экономике США и Канады
Рост активности в производственном секторе и сфере услуг
Сокращение иностранных инвестиций в США
Неожиданное снижение уровня безработицы в США в мае
Данные об обороте розничной электронной торговли в США
Демографические тенденции в США
Рост производительности труда: американский парадокс
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Экономическая ситуация в странах ОЭСР
(По сообщениям "AK&M", 07.06.02)
Индекс CLI (Composite Leading Indicator, сводный индекс экономической активности) в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в апреле 2002 года вырос по сравнению с предыдущим месяцем в шестой раз подряд - на 0.5 пункта до отметки в 116.2 пунктов. Таким образом, CLI третий месяц подряд превышает аналогичный показатель прошлого года (114.2 пунктов).
Рост индекса, рассчитываемого на основе методики Бюро экономического анализа США, в апреле зафиксирован почти во всех странах, входящих в ОЭСР. Больше всего CLI вырос в Канаде на 2.8 пункта. В Японии, где в начале года индекс упал наиболее существенно, этот показатель увеличился на 0.9 пункта. Кроме того, существенный рост отмечен в Великобритании (1.7 пункта) и "еврозоне" (0.5 пункта). В США CLI снизился впервые с октября прошлого года (на 0.3 пункта).
Прогноз на среднесрочную перспективу по динамике изменений CLI в большинстве стран организации позитивный.
Вместе с тем, вызывает определенную тревогу то, что уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рассчитанный по методологии Международной организации труда, в апреле 2002 года вырос по сравнению с предыдущим месяцем и составил 6.8%. Как свидетельствуют материалы ОЭСР, этот показатель, не менявшийся на протяжении всего I квартала, вырос впервые с ноября прошлого года, когда ситуация на рынке труда была дестабилизирована в результате терактов в США. В годовом исчислении (апрель к апрелю) безработица в ОЭСР выросла на 0.6%.
Аналогичная ситуация наблюдается и в большинстве стран организации - процент безработных по отношению к предыдущему месяцу прошлого года либо незначительно увеличился (во Франции - с 9.1% до 9.2%), либо остался на прежнем уровне (в Японии - 5.2%, Германии - 8.1%), однако к предыдущему апрелю - существенно вырос (в США - на 1.5%, Канаде - на 0.6%, Японии - на 0.4%).
Вернуться к содержанию выпуска
Усиление протекционизма в мировой торговле
(БИКИ, 01.06.02)
В прошлом году в мировой экономике резко усилились протекционистские тенденции. Согласно докладу, подготовленному фирмой "Mayer, Brown, Rowe & Maw", занимающейся международным правом, в 2001 г. в мире было начато 348 антидемпинговых расследований против 251 в 2000 г. и в среднем 232 ежегодно в 90-е годы. Усиление протекционизма совпало с замедлением темпов развития мировой экономики, а также мировой торговли и с усилением напряженности в отношениях между США и их основными торговыми партнерами.
Наиболее часто протекционистские меры в прошлом году применяли США и Индия. В число стран, активно использующих антидемпинговые, а также "защитные меры" в торговле, в 2001 г. попал Китай, занявший по этому показателю 12-е место в мире. Китай был также главным объектом антидемпинговых расследований, за ним следовали Республика Корея и Тайвань. Однако если считать вместе все случаи таких расследований, начатых против ЕС и стран, входящих в эту организацию, то Европейский союз является вторым в мире объектом по количеству примененных протекционистских мер.
Антидемпинговые расследования, которые могут привести к резкому повышению импортных пошлин, начинают в том случае, когда товар продается по искусственно заниженной цене, что наносит ущерб отрасли промышленности, производящей подобные товары в стране-импортере. Страны, использующие эту протекционистскую меру, заявляют, что она создает защиту от недобросовестной конкуренции. Критики утверждают, что эта мера негативно влияет на торговлю и поддерживает убыточных производителей.
В прошлом году 24 страны начали расследования по 139 товарам, которые (прежде всего касающиеся импорта стали и химических товаров) направлены одновременно против нескольких стран. Количество случаев применения "защитных мер" в мире в целом в прошлом году достигло 53 против 26 в 2000 г. К числу таких мер относятся временные торговые барьеры, выдвигаемые в ответ на резкое повышение импорта.
По мнению авторов доклада, тенденция к расширению антидемпинговых расследований и случаев применения "защитных мер" сохранится и в будущем.
Вернуться к содержанию выпуска
Экономические последствия терроризма
(MIGnews.com, 07.06.02)
6 июня Организация экономического развития и сотрудничества (OECD) опубликовала отчет "Экономические последствия терроризма".
По мнению авторов документа, резкое увеличение расходов на оборону и борьбу с террором может существенно замедлить экономический рост в развитых странах. Эксперты уверены, что, увеличивая расходы по "антитеррористическим" статьям, политические руководители должны следовать рекомендациям специалистов, в обязанность которых входит просчет всевозможных рисков.
При расчетах следует учитывать и косвенные параметры. Например, безусловный рост налогов на импорт-экспорт (1-3%), в связи с более жесткими условиями прохождения товаров через границы государств. В новых условиях может существенно сократиться международная торговля скоропортящимися товарами. Ожидается общее снижение объемов экспорта-импорта в мире на 2-3%.
По данным OECD, после трагедии 11 сентября страховые компании понесли убытки в размере от 30 до 58 млрд. долларов. Что является самой большой выплатой за всю историю страхового бизнеса. Эксперты OECD уверены, что ряд страховых компаний не справится с взятыми обязательствами.
Вернуться к содержанию выпуска
Ситуация на рынке микрочипов
(Интерфакс-АФИ, 03.06.02)
Мировые продажи микрочипов в апреле продолжали снижаться в годовом исчислении из-за сохраняющегося низкого спроса на компьютеры и другую электронную технику.
По сравнению с тем же месяцем прошлого года продажи упали на 8%, однако увеличились на 3% по сравнению с мартом. Очередные данные Международной ассоциации производителей полупроводников вызвали беспокойство аналитиков Уолл-стрит, так как уровень спада в годовом исчислении оказался выше ряда прогнозов. В то же время президент Ассоциации Джордж Скализе считает, что апрельские данные свидетельствуют о некотором оживлении на рынке. В частности, наблюдается рост спроса на микрочипы для мобильной связи.
В прошлом году рынок полупроводников пережил спад на 32% из-за снижения продаж компьютеров и телекоммуникационного оборудования. Согласно прогнозам, в этом году рост продаж должен составить 2,3%.
Вернуться к содержанию выпуска
Эксперты прогнозируют падение мировых цен на нефть
(NTVRU.com, 03.06.02)
Цены на нефть в 2002 году снизятся по сравнению с предшествующим годом в связи с увеличением добычи и более низкими, чем ожидалось, темпами роста мирового спроса на топливо. Такое мнение высказали эксперты в ходе опроса аналитиков, трейдеров и инвесторов, проведенного агентством Bloomberg.
Как считают эксперты, средняя цена на нефть марки brent в текущем году составит 23 доллара за баррель, что на 6,7% ниже среднего уровня за 2001 год. Напомним, что в 2001 году падение цен на нефть по сравнению с предыдущим годом достигло 17%.
Вернуться к содержанию выпуска
Мировая торговля сжиженным природным газом
(БИКИ, 01.06.02)
В 2001 г. мировая торговля сжиженным природным газом (СПГ), по данным Международной группы импортеров СПГ ("GIIGNL"), под влиянием ряда факторов - ослабления деловой активности в глобальном масштабе, событий 11 сентября в США и относительно теплых погодных условий в зимний период - возросла по сравнению с 2000 г. лишь на 2,9% (3 млн. т) - до 106,65 млн. т (примерно 147 млрд. куб. м). В 2000 г. прирост торговли СПГ в мире достиг 11,9%, одного из наиболее высоких в прошедшем десятилетии показателей.
Крупнейшим рынком сбыта СПГ остается Япония, на долю которой в 2001 г. приходилось 51,6% мирового импорта этого товара. Далее следовала Республика Корея - 15,1%. С учетом Тайваня удельный вес указанных стран Восточной Азии составил 71,1% общего импорта, а темп прироста поставок в регион (3,5%) был существенно выше среднемирового. При этом Япония увеличила ввоз СПГ только на 1,3%, тогда как Республика Корея - на 10,7% (в 2000 г. - на 12%).
Импорт СПГ в Западную Европу возрос в 2001 г. лишь на 0,43% и доля региона в общемировом импорте сократилась до 23,7% с 24,3% в 2000 г. В Испанию и Турцию поставки СПГ возросли соответственно на 13,4 и 12,6%.
Импорт СПГ в США увеличился на 4%, и на их долю (включая Пуэрто-Рико) приходилось 5,2% общемировых поставок.
Лидирующие позиции в экспорте СПГ сохраняют Индонезия и Алжир, доля которых в общем его вывозе в 2001 г. составила 22,5 и 18,2%. Однако поставки из Индонезии второй год подряд значительно сократились - в 2001 г. вследствие остановки (с марта по август) завода по сжижению в Аруне во время обострения внутриполитической обстановки в стране. Объем экспорта СПГ из Алжира в прошлом году также снизился из-за нехватки судов для транспортировки, а также временного запрета на вход судов под арабскими флагами в порты США после терактов 11 сентября. Высокие темпы прироста были отмечены в Нигерии, Катаре и особенно в Омане в связи с вводом новых мощностей.
Международная торговля СПГ в 2001 г. включала связывающий различные страны 41 поток по 124 морским путям. Новыми в прошлом году были потоки от Омана до Тайваня и от Нигерии до Бельгии, а три прекратили существование: от Абу-Даби до США, от Индонезии до США и от Малайзии до Испании (объем поставок по которым был незначительным).
Мировой танкерный флот по перевозкам СПГ на конец 2001 г. насчитывал 128 судов общим водоизмещением 14 млн. куб. м. При этом срок службы 39 танкеров составлял менее 5 лет и 25 судов - более 25 лет. В прошлом году вошел в строй только один новый танкер, а в текущем году ожидается ввод нескольких судов.
Вернуться к содержанию выпуска
Сенат США решил увеличить американскую помощь беднейшим странам
(Интерфакс-Америка, 06.06.02)
Сенат США одобрил законопроект, предусматривающий ежегодное увеличение американской помощи зарубежным странам по меньшей мере на 25%.
Эта мера направлена на сокращение отсталости развивающихся государств. Как заявила инициатор законопроекта, сенатор-демократ от штата Калифорния Дайанн Фейнштейн, "нищета в этих странах способствует нестабильности и росту насилия, что может содействовать распространению терроризма".
К 2010 году американская помощь беднейшим государствам должна достичь или превысить 3% федерального бюджета США, тогда как сейчас эта цифра составляет всего 0,8%.
Вернуться к содержанию выпуска
"Плану Маршалла" исполнилось 55 лет
("Коммерсантъ", 05.06.02)
5 июня 1947 г. государственный секретарь США Джордж Кэтлет Маршалл впервые сообщил о программе восстановления послевоенной Европы путем предоставления ей экономической помощи со стороны США.
Государственный деятель сообщил об этом, выступая перед студентами Гарвардского университета. Маршалл обосновал свой план объективной необходимостью для США такой программы: отсутствие стабильности в Европе отражалось как на экономической ситуации в Америке, так и на мировой экономике в целом.
Программа восстановления европейской экономики, вошедшая в историю как "план Маршалла", была поддержана Великобританией и Францией. Летом 1947 г. на международной конференции в Париже 16 стран дали согласие на участие в плане - Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. От участия в плане Маршалла отказались СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и Финляндия. Страны-участницы плана Маршалла заключили конвенцию о создании Организации европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную "программу восстановления Европы". План начал осуществляться с апреля 1948 г.
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездного снабжения товарами, субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 г. США израсходовали по плану Маршалла около $17 млрд. долларов, причем основную долю получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия, на которую также был распространен план Маршалла в декабре 1949 г.
30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом "о взаимном обеспечении безопасности", предусматривавшим одновременное предоставление экономической, а также военной помощи.
В 1953 г. Джорджу Кэтлету Маршаллу как автору программы "восстановления и развития Европы" была присуждена Нобелевская премия мира.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
IBM: удастся ли избежать полномасштабного кризиса?
(По материалам газеты "Ведомости", 05-06.06.02, и информации "Коммерсантъ", 05.06.02)
По прогнозам руководителей IBM, разовые списания корпорации в этом году могут составить $2 - 2,5 млрд. Поскольку основная часть списаний, связанных с продажей активов и реализацией программы сокращения затрат, будет отнесена на первые месяцы года, компания впервые за восемь лет завершит I квартал с убытком.
Непредвиденные списания связаны, в частности, с продажей убыточного подразделения жестких дисков IBM японской компании Hitachi, а также с увольнениями и мероприятиями по сокращению производственных мощностей подразделения полупроводников.
О возможности сделки между Hitachi и IBM было известно еще в апреле, но объявленная цена - $2,05 млрд. - оказалась выше, чем предполагали аналитики. В соответствии с соглашением операции обеих компаний по производству жестких дисков будут сведены в единое совместное предприятие, 70% которого будет принадлежать Hitachi, а 30% - IBM. Японская компания платит американской, потому что бизнес IBM в области жестких дисков значительно больше, чем у Hitachi. В течение трех лет Hitachi должна выкупить весь бизнес целиком.
Поглощение подразделения по производству жестких дисков IBM компанией Hitachi - закономерное явление. Американская компания в свое время стояла у истоков индустрии жестких дисков. В начале 90-х на этот рынок пришло почти 50 производителей, но в последние годы он стал гиперконкурентным. Отстояли независимость только шесть компаний - Maxtor, Seagate Technology, Western Digital (WD), Samsung Electronics, Hitachi, Toshiba. Самое крупное поглощение в истории бизнеса случилось в конце 2000 г., когда компания Quantum продала свое подразделение по производству жестких дисков конкурирующей Maxtor за $2,3 млрд. В том же году WD за $1 млрд. купила у Fujitsu тайваньский завод про производству жестких дисков.
По данным Gartner Dataquest, в 2001 г. общий объем мирового рынка жестких дисков составил около $20 млрд. (было продано около 260 млн. штук). Совместное предприятие Hitachi и IBM будет претендовать на 2 - 3-е место в мире по объему производства. Лидерами индустрии остаются Seagate Technology и Maxtor.
Для IBM нынешняя сделка - это выход из проблемного и убыточного бизнеса. По оценке аналитика Merrill Lynch Стивена Милуновича в прошлом году IBM потеряла на жестких дисках $250 млн., при том что объем продаж этой продукции составил $3,2 млрд.
Эксперты предполагают, что во II квартале положение корпорации выправится. Аналитики из Thomson Financial/First Call ожидают, что прибыль IBM во II квартале составит $1,5 млрд.
По словам Джея Стивенса, маркетолога из Buckingham Research, хотя убытки IBM, исчисляемые в соответствии с нормами отчетности GAAP, могут действительно оказаться весьма значительными, речь идет о "неоперационных убытках". Таким образом, для специалистов по фондовым рынкам, возможно, целесообразно будет оценивать квартальные результаты IBM без учета указанных расходов. Представители IBM отказались предоставить точные данные о размере списаний, которые будут отнесены на II квартал.
IBM в отличие от большинства других ИТ-компаний избежала существенных потрясений в 2001 г., однако в нынешнем году ее подразделения полупроводниковой продукции терпят значительные убытки.
Стивен Милунович считает, что руководство IBM предпринимает разумные шаги. "Когда пост генерального директора в свое время занял Герстнер, в компании началась масштабная чистка активов, - говорит Милунович. - В марте Герстнера сменил Сэмьюэл Палмисано, и ситуация повторяется. IBM правильно делает, что уходит из производства аппаратных средств, уделяя больше внимания продвижению программного обеспечения и сектору услуг".
Корпорация в течение последних двух недель существенно сократила число рабочих мест в США - увольнения затронули 6800 работников (в частности, по поступившей 4 июня информации, было объявлено о планах увольнения 1,5 тыс. сотрудников из подразделения, занимающегося микроэлектроникой). Палмисано обратился к сотрудникам корпорации, заявив, что "основная часть увольнений уже позади". О сокращении штата в зарубежных подразделениях IBM пока не было объявлено.
Общая численность сотрудников IBM в США до увольнений составляла 150 000, а во всем мире на корпорацию работали 320 000 человек. В число уволенных попали 1500 сотрудников завода, выпускающего полупроводниковую продукцию. О предстоящем увольнении работнику в большинстве случаев сообщают заранее, минимум за 30 дней, давая ему возможность в течение этого срока подыскать другую работу в рамках корпорации.
По мнению финансового директора IBM Джона Джойса, принимаемые сейчас меры помогут значительно снизить годовые операционные затраты.
Вернуться к содержанию выпуска
Экономика футбола
(По материалам статьи "Любовь или кошелек", перепечатано в журнале "Русский Фокус", 03.06.02 из The Economist)
В последнее десятилетие наблюдается неуклонное увеличение объемов денежных средств, которые футбольные клубы получают за трансляцию своих матчей по телевидению. Растет армия болельщиков, спонсорская поддержка, совершенствуются методы извлечения доходов. Оборот богатейшего клуба мира "Манчестер Юнайтед" вырос с 17,8 млн. фунтов в 1990 г. до 129 млн. фунтов в 2001 г. По данным Deloitte Touche Sport, в среднем оборот клубов английской Премьер-лиги за последние 10 лет вырос вшестеро. Проблема в том, что зарплаты игроков - максимальная статья затрат футбольных клубов - выросли за тот же период в восемь раз. Поэтому, даже несмотря на рост доходов, все меньшее число клубов Премьер-лиги приносят прибыль. Такие известные команды, как "Лидс Юнайтед" и "Челси", недавно объявили о значительных убытках. По оценкам Оливера Батлера из исследовательской компании Soccer Investor, "Манчестер Юнайтед", вероятно, окажется единственным прибыльным клубом Премьер-лиги по итогам 2002 г.
В других странах Европы проблема стоит еще острее. Мадридский "Реал", недавно объявленный ФИФА "клубом столетия", был отягощен долгами, которые оценивались в 400 млн. евро. Погасить их клуб смог, лишь продав девелоперской компании свою тренировочную площадку в центре Мадрида. В Италии "Лацио" и "Фиорентина", оба находящиеся в списке 20 богатейших клубов мира, составленном Deloitte Touche Sport, сегодня пытаются всеми правдами и неправдами найти средства на выплату зарплат своим игрокам.
Неудивительно, что акции и "Лацио", и "Ромы" упали с тех пор, как два этих клуба в 1998 и 2000 гг. соответственно стали первыми в Италии, вышедшими на биржу. Даже капитализация "Манчестер Юнайтед", необычайно прибыльного по стандартам клубного футбола, снизилась с $1 млрд. в 2000 г. до примерно $310 млн. в текущем. А деятельность специализированного фонда для инвестиций в футбол, созданного в 1996 г. торговым банком Singer and Frielander, в 2002 г. был свернута.
В последние пару месяцев тотальная убыточность стала перерастать в настоящий кризис. В Германии и Англии крупные телекомпании переплатили за права на трансляции матчей и обанкротились, что может поставить профессиональный футбол в тяжелые условия. Крупнейшая медиа-империя Германии - Kirch - скрывала свои проблемы на протяжении нескольких месяцев. Она сочла прямые трансляции матчей немецкой Бундеслиги тем крючком, на который можно поймать достаточно зрителей для ее платного канала Premiere-TV, но нужного количества подписчиков не набралось. Если Kirch не сумеет расплатиться с Бундеслигой за права на трансляции, многие немецкие клубы могут обанкротиться.
Аналогичная проблема возникла у небольших английских клубов из Общенациональной лиги. Они строили свои бизнес-планы, рассчитывая на крупные платежи от ITV Digital, новой телекомпании, которая, как и Kirch, планировала создать платный телеканал на основе прямых футбольных трансляций. Из-за того что на ITV Digital началась процедура банкротства, не менее трети английских клубов низшего дивизиона могут закрыться. И Англия, и Германия - лишь самые драматические проявления общей проблемы. Трансляции матчей на платных каналах не снискали популярности и в Италии, где два крупнейших вещателя - Telepiu и Stream - ведут переговоры о слиянии, надеясь таким образом ограничить убытки.
Но была ли ошибкой сама мысль о том, что футбол - хороший крючок для телезрителей? Нет, это не так. Английская телекомпания Sky в начале 1990-х продемонстрировала, что, если транслировать интересные игры в подходящее время и платить за это право столько, сколько оно стоит, футбол действительно может составить хорошую базу для платного канала.
Ошибка ITV Digital состояла в том, что, стремясь успешно выйти на рынок, она заплатила безумные деньги за трансляции второсортных матчей. Sky доказала, что люди готовы платить за то, чтобы посмотреть игру "Манчестер Юнайтед" с "Ливерпулем". Но кто такие "Уимблдон" или "Стокпорт Каунти"? У Kirch проблемы возникли, главным образом из-за того, что немецкий футбол в большом объеме транслируется на бесплатных каналах. Потому-то и не нашлось достаточно желающих платить за прямые трансляции. А когда Kirch попыталась добиться ограничения объема бесплатных трансляций, то оказалась в политической оппозиции.
Чем интереснее матч и чем больше его потенциальная аудитория, тем выше вероятность того, что власти потребуют его бесплатной трансляции как события национального масштаба. Во всех странах Европы правительства настояли на том, что важнейшие игры чемпионата мира должны транслироваться бесплатно. Это снизило стоимость прав на трансляции чемпионата мира, которые также принадлежали неудачнице Kirch. В Англии существует перечень спортивных соревнований (включающий и Кубок английской федерации футбола), которые должны транслироваться бесплатно. В Испании правительство в 1996 г. провело закон, фиксирующий определенную долю бесплатных футбольных телетрансляций.
Хотя футбол и сталкивается благодаря телевидению с огромными проблемами, это сотрудничество может продолжиться и со временем принести свои плоды. В последнее десятилетие и рынок прав на телетрансляции матчей, и телеиндустрия переживали бум. Как только появилось понимание того, что долгое время права на трансляции были недооценены, стали развиваться новые технологии и появляться новые каналы. Конкуренция между каналами привела к тому, что стоимость прав оказалась завышена и многие из них стали слишком дорогими. От этого пострадали и футбольные клубы, и телекомпании. Но Питер Кеньон, один из руководителей "Манчестер Юнайтед", очевидно, прав, полагая, что в долгосрочной перспективе "платное телевидение приносит футболу пользу и продолжит свое существование".
Права на телетрансляции действительно стоящая вещь, иначе футбольный мир не сражался бы за них. Обычно футбольные лиги продают их оптом, а доходы от продажи распределяют между клубами, составляющими лигу. Но когда доходы от продажи прав на трансляции выросли, крупнейшие клубы задумались о том, чтобы вести этот бизнес самостоятельно, и сейчас стараются получить контроль над правами на трансляцию максимального количества своих матчей.
Некоторые клубы уже преуспели в этом. Два гранда испанского футбола - "Барселона" и мадридский "Реал" - уже продают права на трансляцию своих матчей самостоятельно. Шотландская лига, одна из старейших в мире, оказалась расколота спорами о том, кто должен торговать правами. Ведущие клубы - "Рейнджерс" и "Селтик" - были исключены из шотландской Премьер-лиги после того, как отказались поддержать планы по продаже прав на телетрансляции, предложенные другими клубами. Возможно, теперь эта парочка из Глазго попытается поискать счастья на более богатом телерынке английских футбольных лиг или добиться создания панъевропейской лиги с другими известными клубами из стран, чьи телерынки также невелики, например с амстердамским "Аяксом" и лиссабонской "Бенфикой".
Вернуться к содержанию выпуска
Создатели брэндов возвращаются к урокам прошлого
(По материалам Business Week, 31.05.02)
Если вы не новичок в бизнесе, то, как следует поморщив лоб, вы сможете вспомнить те давние времена, когда по одному лишь названию компании можно было сразу же понять, чем именно она занимается. Готовьтесь – в скором будущем эти времена могут вернуться!
По мнению экспертов, вскоре компании вернутся к таким именам, которые будут вселять в их партнеров и инвесторов уверенность, а не растерянность. Если это произойдет, то мы станем свидетелями завершения долгосрочной тенденции в формировании корпоративных имен, корни которого простираются как минимум до 1972 года, когда компания Standard Oil of New Jersey сменила свое название на Exxon.
На самом деле, каким бы странным ни казалось название "Exxon", оно, по крайней мере, несло определенный смысл, будучи созвучным с "Esso", одной из торговых марок этой нефтяной компании. Однако в короткие сроки процесс корпоративных переименований практически потерял свой смысл. Это произошло 30 апреля 1987 года, в тот самый день, когда UAL Inc, чьей дочерней компанией является United Air Lines ("Объединенные авиалинии"), внезапно сменила свое название на "Allegis". Вызванный этим переименованием шок оказался настолько серьезным, что новое имя продержалось чуть больше года, после чего компания была вновь переименована в UAL Corp., получив, в придачу, нового генерального директора.
Тем не менее, пример Allegis оказался весьма заразительным, породив моду на звучные (и бессмысленные) корпоративные имена. Так, сегодня в списке Standard & Poor's 500 вы можете встретить такие имена как "Agilent", "Altera", "Ameren", "Aon", "Applera" и "Avaya". Если же бросить взгляд на конец списка, то там вам встретятся такие перлы как "Visteon" и "Xilinx". В середине перечня вас поджидают "Exelon", "Mirant" и "Synovus". А теперь мобилизуйте все свое воображение и попробуйте угадать, чем занимается любая из перечисленных компаний!
В прошлом году консалтинговое подразделение аудиторской компании Arthur Andersen было переименовано в Accenture. Вскоре его примеру последует и консалтинговое подразделение другого гиганта аудита, компании PricewaterhouseCoopers, новое имя которого пока неизвестно. Согласно утвержденному бюджету, один лишь первый год кампании по "раскрутке" нового названия обойдется в $110 млн.
Другой пример болезненной тяги к переименованиям: представьте себе, что компания Philip Morris, производящая такие полезные для здоровья продукты как Marlboro, Velveeta и т.д., в настоящее время подумывает о смене своего названия на (только не падайте!) Altria. Судя по всему, новое имя должно будет убедить борцов с табакокурением в том, что один из крупнейших производителей сигарет в мире действует, руководствуясь исключительно альтруистическими соображениями…
Будем надеяться на то, что Altria станет последним шагом в этой эпидемии безумия, поразившего корпоративную Америку. После волны массовых разочарований, вызванной последними громкими скандалами и разоблачениями, американские инвесторы как нельзя больше нуждаются в восстановлении доверия к местным предпринимателям. В этих условиях многие бизнесмены могут вновь вернуться к таким корпоративным именам, которые однозначно определяли бы профиль компании и порождали бы доверие к ней.
На самом деле, можно навскидку назвать множество корпоративных имен, как нельзя лучше характеризующих носящие их компании. Для примера возьмем крупнейшую в США инвестиционную компанию открытого типа Fidelity Investments ("Правильные инвестиции"). Или же компанию Twentieth Century Investments ("Инвестиции двадцатого века"), которой несколько лет назад пришлось сменить ее устаревавшее к тому моменту имя. Ее руководство сделало хороший выбор: сегодня эта компания называется American Century Investments "Инвестиции американского века"). Среди страховых компаний можно отметить удачные имена компаний Safeco (от "safety" – "безопасность") и Prudential (от "prudent" – "благоразумный", "осторожный"). Явно не стоит задумываться над переименованием и таким компаниям как American Greetings ("Американские поздравления") или Illinois Tool Works ("Машиностроительное производство Иллинойса").
Таким образом, если когда-нибудь злосчастный энергетический гигант Enron сможет выбраться из долговой ямы, его руководство вполне может принять решение о смене названия на что-нибудь типа "Natural Gas Trust Co.". Точно так же новым названием обновленной Arthur Andersen может стать "Assured Accounting" ("Надежный бухучет").
Вернуться к содержанию выпуска
Новости компаний "одной строкой"
(По материалам и сообщениям Интерфакс-АФИ, CNews.ru, "Коммерсантъ", Компьюлента, Газета.ru, MIGnews.com, 01-07.06.02)
Intel Corp., крупнейший в мире производитель полупроводников, снизил прогноз продаж на II квартал из- за уменьшения спроса на микрочипы в Европе и медленного оживления на американском рынке. По данным компании, уровень продаж составит по итогам апреля-июня $6,2- 6,5 млрд., в то время как еще в апреле Intel рассчитывала достичь уровня в $6,4-7 млрд. По словам представителя корпорации, пока нет никаких признаков оживления спроса со стороны корпоративных клиентов.
Руководство Hewlett Packard сообщило, что в результате слияния Compaq к 2004 финансовому году компания сэкономит $3 млрд. Ранее прогнозировалась цифра в $2,5 млрд. В течение ближайших 18 месяцев ожидается увольнение 15 тыс. рабочих, две трети из них получат расчет до 1 ноября текущего года. Представители HP не сообщили о возможности дополнительных сокращений штата в случае ухудшения экономической обстановки.
3 июня компания Napster объявила себя банкротом. В конце мая была достигнута договоренность о продаже активов этой компании немецкому медиа-гиганту Bertelsmann за $8 млн. Bertelsmann - вторая по величине медиа-империя Европы, является одним из крупнейших кредиторов Napster. С 1999 г. она вложила в эту компанию более $85 млн.
Крупнейший в Японии оператор мобильной связи NTT DoCoMo, владеющий первой в мире сетью третьего поколения и сверхпопулярной службой I-mode, подвел итоги 2001/2002 финансового года, завершившегося 31 марта. Выручка компании за этот период составила 5,17 трлн. иен или более 40 млрд. долларов, что на 10% превышает результаты 2000/2001 года. Однако чистая прибыль NTT DoCoMo составила лишь 862 млн. иен (6,7 млн. долларов), тогда как годом ранее прибыль достигала 2,82 млрд. долларов. Основной причиной столь резкого снижения прибыли стало обесценивание стоимости акций зарубежных телекоммуникационных компаний, долю в которых NTT DoCoMo приобрела для выхода на международные рынки. К их числу относятся AT&T Wireless в США, KPN Mobile в Нидерландах, Hutchison 3G в Великобритании и другие. Объем списания средств, связанный со снижением курса акций этих фирм, достиг 813 млрд. иен (6,32 млрд. долларов). Однако руководство японской компании сохраняет уверенность, что в долгосрочной перспективе эти инвестиции принесут ощутимую выгоду, связанную с развертыванием сетей I-mode, а затем и 3G, за пределами Японии.
Германский химический и фармацевтический гигант Bayer AG приобретает агрохимическую компанию Aventis CropScience. Это крупнейшая покупка компании Bayer за более чем 130-летнюю историю фирмы. В связи с приобретением Aventis штат Bayer увеличивается на 22 тыс. человек, при этом Aventis переименовывается в Bayer CropSciencе. "Bayer CropScience станет главным элементом нашей обновленной реструктурированной компании", - заявил исполнительный директор Bayer Вернер Веннинг. Сделка стоимостью $6,4 млрд. оформлялась в течение 8 месяцев. В результате сделки компания станет одним из крупнейших мировых производителей сельскохозяйственных химических средств и семян.
Крупнейшей сети быстрого питания McDonald's Corp. придется выплатить $10 млн. по иску группы вегетарианцев в связи с тем, что компания не осведомила потребителей с содержанием своей продукции и что использует мясные добавки при производстве картофеля French fries. Компания принесла также извинения в связи с тем, что ошибочно называла жареный картофель, продаваемый в своих точках как вегетарианский.
1 июня руководство знаменитого дома высокой моды Ханае Мори, принадлежащего всемирно известной законодательнице мод из Японии, обратилось в Токийский окружной суд с целью защиты от кредиторов, инициировав, тем самым, процедуру банкротства. По некоторым данным, долги компании составляют 10,1 млрд. иен (около 81,5 млн. долларов).Созданная в 1949 году, фирма взошла на пьедестал славы в мире моды в 1980-е годы. В лучшие времена ее ежегодный доход превышал 40 млрд. иен (323 млн. долларов). Однако в последние годы в условиях экономического спада в Японии изысканная дорогая одежда не находила здесь должного спроса. Не лучше обстояли дела у компании и на международном рынке моды.
Вернуться к содержанию выпуска
Слияние старейших частных банков Швейцарии
(По материалам статьи "Старики объединяются", "Ведомости", 07.06.02)
Старейшие частные банки Швейцарии Lombard Odier и Darier Hentsch решили объединить свои усилия в условиях ужесточающейся конкуренции. В результате их слияния появится один из крупнейших частных банков в мире с активами под управлением 140 млрд. швейцарских франков ($89,3 млрд.).
Одной из основных целей объединения банков, которые были основаны в 1790-х гг., является расширение и активизация их деятельности в Европе. Чтобы не отстать от конкурентов, объединенный банк, получивший название Lombard Odier Darier Hentsch, планирует сконцентрировать усилия на управлении активами институциональных и частных клиентов. Он может укрепить позиции в борьбе с UBS и Credit Suisse Group - двумя крупнейшими банками Швейцарии, которые являются публичными компаниями, однако не сможет подорвать их лидерства на рынке. Под управлением UBS, крупнейшей компании по управлению активами в мире, находятся активы на сумму 2,43 трлн. франков ($1,58 трлн.), под управлением Credit Suisse - на сумму 1,41 трлн. ($899 млрд.).
В последнее время слияния провели несколько менее крупных частных банков Швейцарии, включая женевские Bank Sarasin и Union Bancaire Privee. Другой частный банк, базельский Sarasin, заключил стратегический альянс с крупным нидерландским банком Rabobank Group.
Частные банки стали активно развиваться в Швейцарии после Реформации, когда убежище в этой стране нашли протестанты из разный европейских стран. Обычно такие банки специализируются на предоставлении услуг богатым индивидуальным клиентам, включая управление их активами. Они также управляют активами институциональных инвесторов и предоставляют специализированные услуги, такие как анализ финансовых рынков, операции с ценными бумагами, консалтинговые услуги для компаний.
В отношении частных банков действуют те же регулирующие нормы, что и в отношении других банков Швейцарии. Однако они не обязаны предоставлять общественности свою бухгалтерскую отчетность (за исключением тех случаев, когда принимают вклады у населения). Сделано это для того, чтобы обеспечить конфиденциальность информации о финансовом положении владельцев банков, которые являются партнерами с неограниченной ответственностью, распространяющейся на всю их собственность.
Конфиденциальность информации о клиентах также один из главных постулатов частных банков. В последнее время власти многих стран стали требовать от швейцарских банков более активно сотрудничать с правоохранительными органами и предоставлять сведения о клиентах, которых подозревают в отмывании денег. Публичные компании пошли на определенные уступки. Кроме того, в Швейцарии были приняты жесткие законы по борьбе с отмыванием денег. Частные банки гораздо активнее защищают свое право хранить сведения о клиентах в тайне. "Конфиденциальность информации и уважение к тайне вкладов остаются первостепенной заботой банка во все времена", - говорится в совместном заявлении Lombard Odier и Darier Hentsch.
Вернуться к содержанию выпуска
О рекламной кампании Charles Schwab
(По материалам статьи "Подложить свинью брокерам", "Ведомости", 07.06.02, авторы - Михаил Оверченко и Максим Трудолюбов)
Инвестиционные банкиры и брокеры, за последнее время не раз уличенные в конфликте интересов, стали в США настоящей притчей во языцех. Об этом так много говорят, что сама проблема конфликта интересов превратилась в разменную монету. Теперь одни брокеры пытаются вернуть доверие потребителей, выставляя других нечистыми на руку делягами.
В своей новой рекламной кампании крупнейший в мире дискаунтный брокер Charles Schwab решил сыграть на скандалах, преследующих в последнее время его конкурентов - ведущие финансовые компании, предоставляющие широкий спектр услуг. Сразу несколько крупнейших инвестбанков подозреваются в том, что они, с одной стороны, представляли интересы компаний, готовя их к первичным размещениям акций, а с другой - выступали "независимыми" аналитиками, предлагая инвесторам покупать эти самые акции.
Вот как эту тему эксплуатируют авторы видеороликов для Charles Schwab. Руководитель брокерского отдела собирает у себя подчиненных и начинает их инструктировать: "О'кей, ребята, у нас сегодня просто сногсшибательная акция. Садитесь на телефон, нужно продать побольше - это того стоит. Забудьте о фундаментальных показателях, они хреновые". Брокеру, который продаст больше всего акций, менеджер обещает пару билетов на матч серии плей-офф. "Давайте подкрасим эту свинью", - завершает свой инструктаж руководитель.
Фразы о "хреновых показателях" и "свинье" недвусмысленно отсылают к недавно отшумевшей истории иска штата Нью-Йорк против Merrill Lynch. Именно в таких выражениях аналитики банка описывали акции компаний, которые они официально рекомендовали покупать, - внутренняя переписка аналитиков Merrill Lynch была обнародована в ходе расследования. Банк Merrill Lynch уже уладил дело во внесудебном порядке и, не признавая нарушений, заплатил $100 млн. по иску о конфликте интересов.
Плохо скрытые намеки даже заставили один из крупнейших телеканалов США отказаться поставить ролик Schwab в эфир. Представители CBS заявили компании, что их реклама в скрытой форме ставит под сомнение этические стандарты конкурирующей структуры, а потому не может демонстрироваться в эфире. Представитель Charles Schwab заявил, что их реклама не направлена против какой-либо компании конкретно.
Остальные телекомпании не смутились и демонстрируют всю серию целиком. Во втором ролике Charles Schwab брокеры в дилинговом зале в один голос убеждают клиентов "покупать". Вдруг один из них произносит слово "продавать", и в комнате воцаряется мертвая тишина. Осознав ошибку, брокер поправляется и говорит "покупать", и все с облегчением возвращаются к работе. В третьем ролике пассажир пригородного поезда говорит, что его брокер посоветовал ему акции одной компании, на что другие пассажиры отвечают, что их брокеры тоже посоветовали им эти акции. В четвертом появляется основатель и глава компании Чарльз Шваб и говорит: "Поскольку наши сотрудники никогда не получают комиссионных в зависимости от продаж, только мы даем объективные советы". Это откровенная отсылка к тому, что многие банки выплачивают аналитикам вознаграждение из общего пула доходов, полученных за оказание инвестбанковских услуг.
Подход Charles Schwab безусловно спорный с этической стороны, но проблема конфликта интересов в инвестиционном сообществе реальна. Американская комиссия по ценным бумагам и биржам, а также власти отдельных штатов ведут в этой связи расследования деятельности Salomon Smith Barney, Morgan Stanley, Credit Suisse First Boston, UBS PaineWebber, J.P Morgan Chase, Goldman Sachs Group и др.
Позиция Schwab выгодна тем, что в отличие от инвесткомпаний, предоставляющих клиентам полный набор услуг, дискаунтные брокеры специализируются только на торговле ценными бумагами. За счет этого компания предлагает более дешевое обслуживание и не имеет конфликта интересов. Именно эти преимущества, по словам Чарльза Шваба, должна подчеркнуть новая рекламная кампания.
Вернуться к содержанию выпуска
США И КАНАДА
МВФ об экономике США и Канады
(БИКИ, 01.06.02)
Деловая активность в США, отмечается в последнем докладе МВФ о перспективах развития мировой экономики, во II полугодии 2001 г. была низкой. Однако в начале 2002 г. появились признаки улучшения экономического положения, т.к. негативные последствия терактов 11 сентября оказались не такими серьезными, как ожидалось. Промышленное производство (включая высокотехнологичный сектор) начало расти, положение на рынке жилья оставалось стабильным, объем розничных продаж продолжал увеличиваться, уровень безработицы, который должен повышаться на этой стадии экономического цикла, оставался ниже пика, достигнутого в декабре 2001 г. Деловое и потребительское доверие значительно повысилось, положение на фондовых рынках начало стабилизироваться, инфляционное давление оставалось довольно низким.
С учетом прогнозируемого значительного ускорения темпов прироста ВВП США в I полугодии 2002 г. последняя рецессия, отмечают эксперты МВФ, была самой "мягкой" в американской экономике. Хотя сокращение объема инвестиций и складских запасов было примерно таким же, как в период предыдущих спадов в экономике, личное потребление продолжало расти. Его рост стимулировался снижением процентных ставок, уменьшением налогов и повышением заработной платы.
По мнению экспертов МВФ, вполне вероятно, что темпы прироста ВВП США в 2002 г. будут выше прогнозировавшихся 2,3%. Однако в этом случае может наблюдаться усиление дисбалансов в американской экономике (прежде всего большой дефицит платежного баланса по текущим операциям, низкий уровень личных сбережений), особенно если темпы экономического развития других стран будут ниже ожидаемых.
В то же время, подчеркивают эксперты МВФ, остаются сомнения относительно стабильности роста конечного внутреннего спроса в США. В частности, увеличение инвестиций в частный сектор может сдерживаться избыточными мощностями и низкой прибыльностью, негативное влияние на рост личного потребления может оказать решение потребителей увеличить личные сбережения. Перспективы развития экономики США во многом зависят и от внешних факторов, в частности от темпов экономического подъема в других странах, изменения цен на нефть.
Принимая во внимание наличие признаков, указывающих на рост американской экономики в 2002 г., администрация США, считают эксперты МВФ, должна устранить влияние дополнительных стимулов к экономическому подъему, использованных в 2001 г. Снижение налогов, осуществленное в июне прошлого года, увеличение расходов в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. обеспечили поддержку экономическому росту в США. Однако эти меры привели к ухудшению финансового положения Соединенных Штатов. С учетом дополнительных расходов государственный бюджет в 2002 финансовом году будет сведен с дефицитом. В связи с тем, что экономическая ситуация в США улучшилась американское руководство, полагают эксперты МВФ, должно уделить первоочередное внимание сбалансированию федерального бюджета и решению финансовых проблем в системе социального обеспечения.
В экономике Канады, находящейся в тесной зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры в США, во II полугодии 2001 г. наблюдалось замедление темпов развития. В связи со снижением деловой активности и низким уровнем основной инфляции руководство Канады в прошлом году значительно ослабило валютно-финансовую политику. Благодаря улучшению экономической конъюнктуры в США рост канадской экономики возобновился в IV квартале 2001 г. В начале 2002 г., по мнению экспертов МВФ, в Канаде начался стабильный экономический подъем, а в 2003 г. темпы прироста ВВП страны, по прогнозу МВФ, превысят 3%.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост активности в производственном секторе и сфере услуг
(По сообщениям lenta.ru, 03-05.06.02)
Индекс деловой активности в производственном секторе США, рассчитываемый американским институтом менеджмента в сфере снабжения (Institute for Supply Management, ISM), вырос в мае с 53,9 до 55,7. Эксперты ожидали, что в среднем значение индекса вырастет до 54,7. Это стало самым высоким значением индекса с февраля 2000 года.
Значение индекса ISM выше 50 означает рост деловой активности в производственной сфере, обеспечивающей около одной шестой ВВП страны. Базирующаяся в Аризоне организация ISM рассчитывает свой индекс на основе данных, предоставляемых менеджерами более 350 компаний. Индекс отражает изменения, произошедшие за месяц по сравнению с предыдущим месяцем.
Индекс деловой активности в сфере услуг, рассчитываемый тем же институтом, вырос в мае с 55,3 до 60,1, что является самым высоким значением этого показателя с августа 2000 года. Эксперты ожидали роста этого показателя в среднем до 56.
Индекс деловой активности в сфере услуг превысил отметку в 50, что означает рост деловой активности в этом отрасли, в феврале 2002 года. Индекс отражает ситуацию в таких секторах экономики, как розничная торговля, финансовые услуги, строительство и прочие непроизводственные сектора. Отрасль услуг обеспечивает пять шестых ВВП страны.
Вернуться к содержанию выпуска
Сокращение иностранных инвестиций в США
("Немецкая волна", 06.06.02)
По данным министерства торговли США, объемы прямых иностранных инвестиций в американскую экономику в минувшем году уменьшились по сравнению с предыдущим годом на 60%. Они составили 133 млрд. долларов. Это самая низкая сумма за последние десять лет. По мнению экспертов, сдержанность международных инвесторов объясняется охлаждением мировой экономической конъюнктуры, усиленной после сентябрьских терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, а также неверием в скорый подъем американской экономики.
Кроме того, сыграла свою роль наблюдаемая сейчас по всему миру тенденция к уменьшению числа поглощений и слияний. Наибольшую осторожность при покупке фирм в Соединенных Штатах проявляют британцы. Прямые инвестиции из Соединенного Королевства уменьшились в минувшем году по сравнению с рекордным 2000 годом почти в семь раз. Всего же доля иностранного капитала в американских предприятиях достигает 9,5 трлн. долларов. А вот участие компаний из США в концернах остальной части света составляет лишь 7 трлн. долларов.
Вернуться к содержанию выпуска
Неожиданное снижение уровня безработицы в США в мае
(Интерфакс-АФИ, 07.06.02)
Уровень безработицы в США в мае неожиданно снизился. По данным министерства труда, безработица опустилась до 5,8% против 6% месяцем ранее. При этом число рабочих мест продолжало расти второй месяц подряд. В мае этот показатель увеличился на 41 тыс., в апреле - на 6 тыс.
Аналитики ожидали роста безработицы до 6,1% в мае и увеличения числа рабочих мест на 68 тыс.
Вернуться к содержанию выпуска
Данные об обороте розничной электронной торговли в США
(CNews, 04.06.02)
По итогам I квартала суммарный оборот розничной электронной торговли в США составил $9,849 млн. Это на 11,9% меньше, чем в предыдущем квартале, однако на 19,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Данные опубликованы министерством торговли США, представители которого также сообщили, что на долю электронной торговли приходится 1,3% совокупного объема продаж. Год назад этот показатель был равен 1,1%. Аналитики считают, что подобная динамика продаж внушает оптимизм. По их мнению, снижение оборотов по сравнению с IV кварталом прошлого года может быть объяснено сезонными факторами. В то же время, почти 20%-ный рост в годовом исчислении позволяет надеяться на успешное развитие отрасли и возвращение инвесторов.
Вернуться к содержанию выпуска
Демографические тенденции в США
(По сообщениям ИТАР-ТАСС и Интерфакс-Америка, 05.06.02)
Население США достигло в 2000 году не менее 274 млн. человек. Таковы данные последней переписи.
В населении США быстро растет доля "новых американцев", родившихся за пределами страны и получивших гражданство в результате натурализации. По данным Бюро переписи, общее их число составляло в 2000 г около 31,1 млн. человек против 19,8 млн. в 1990 г, 14,1 млн. в 1980 г и 9,6 млн. в 1970 г. В процентном выражении их доля в населении страны выросла за те же 30 лет с 4,7% до 11,1%.
В 1860-1920 гг. соответствующий показатель варьировался в пределах от 13% до 15%. То были годы массовой миграции в Новый Свет европейцев. В последние же десятилетия приток населения в США происходит в основном из Латинской Америки и Азии. По состоянию на 2000 г в общей сложности 78,2% натурализованных граждан страны были выходцами из этих регионов. 30 лет назад на их долю приходилось лишь 28,3%.
Американцы в первом поколении, как правило, говорят дома на родном языке, а английским владеют зачастую не очень уверенно. Согласно статистике, в 2000 г в США насчитывалось около 47 млн. граждан в возрасте 5 лет и старше, для которых английский не был родным. Почти у 60% из них родной язык - испанский.
Перепись показала, что в данной категории граждан США примерно 21,3 млн. человек владеют английским "не очень хорошо". Это на треть больше, чем в 1990 г.
Средний доход на семью в США теперь составляет $42 тыс. в год.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост производительности труда: американский парадокс
(По материалам статьи "Чудо производительности", "Эксперт", 07.06.02, автор - Павел Быков)
Америка вновь демонстрирует миру "экономические чудеса". Неожиданно быстрый выход из рецессии сменился внушительным подъемом - в I квартале 2002 года рост ВВП составил 5,6% в годовом исчислении. А производительность труда возросла за то же время на рекордные за последние девятнадцать лет 8,6%. В последние годы именно быстрый прирост почасового выпуска продукции был ключевым фактором процветания американской экономики, поскольку именно более высокие по сравнению с другими развитыми странами темпы роста производительности труда привлекали в США инвесторов со всего мира. Последние данные экономической статистики позволили главе ФРС Алану Гринспену даже заявить о "чуде производительности", которое должно обеспечить Америке устойчивый экономический подъем в ближайшем будущем.
Без преувеличения можно сказать, что в последние годы словосочетание "производительность труда" стало в США магическим. Стоит повысить производительность труда - и ты способен сотворить "экономическое чудо". На деле далеко не все так просто. Само по себе повышение эффективности труда явление, конечно, позитивное. Но сегодня быстрый рост производительности в США маскирует серьезные структурные проблемы экономики. Суть их в том, что информационные технологии не стали в 90-е годы очередным суперпроектом, способным инициировать новую волну продолжительного экономического роста, а ничего другого США предложить пока не могут.
Рост производительности труда имеет для Америки принципиальное значение по одной простой причине. Он остро необходим, чтобы компенсировать начавшееся в конце 60-х годов падение производительности капитала. По официальным данным, с 1966 года эффективность его использования в США снизилась уже на 40%. Хуже того, согласно исследованиям экономиста из Northwestern University Роберта Гордона, одного из ведущих американских специалистов в этой области, после бурного роста в первой половине XX столетия к середине 90-х эффективность использования капитала в США опустилась ниже уровня конца XIX - начала XX века. Американская экономика становится все более капиталоемкой, и главное, что может заставить инвестиции течь в США, а значит, обеспечить стране экономический рост, - это более эффективное использование трудовых ресурсов. Проще говоря, основным источником прибыли становится не внедрение в производство технологических новинок, а более интенсивное использование рабочей силы.
Тенденция к снижению производительности капитала в США, по мнению Гордона (и его точку зрения разделяют многие экономисты), носит фундаментальный характер и связана с ослаблением позитивного влияния технологической революции XIX-XX веков, вызванной внедрением "большой четверки" технологий (электричество, двигатель внутреннего сгорания, химия и нефтехимия, развлечения-информация-связь). После того как к рубежу 60-70-х годов прошлого столетия эти технологии были в полной мере освоены, двигать рост производительности капитала, полагает Гордон, стало нечему.
Снижение эффективности использования капитала с течением времени - беда большинства развитых экономик. Число масштабных проектов, в которых отдача на вложенный капитал высока, не так уж много, и по мере развития экономики их становится все меньше, а потенциал старых исчерпывается.
Однако в случае США данная тенденция имеет сегодня особое значение, поскольку речь идет об экономике-лидере, занимающей в мировой хозяйственной системе привилегированное положение. Дело в том, что положение это не является чем-то само собой разумеющимся и незыблемым. Взамен на имеющиеся преференции (право эмиссии мировой резервной валюты, например) Америка должна формулировать для мировой экономической системы долгосрочные цели развития, то есть находить сферы выгодного приложения капитала. Однако принципиально новых технологий до сих пор так и не появилось. Во всяком случае, по динамике производительности капитала в США этого не заметно. Единственное, чего удалось добиться американцам, - несколько притормозить процесс снижения эффективности капитала. По сути, то, что происходит сегодня в США, - это попытка заменить "большие идеи" мерами чисто технического характера.
В итоге главным двигателем экономического подъема в США с начала 70-х годов стал рост производительности труда. Тем не менее даже она не смогла предотвратить заметное снижение темпов роста так называемой многофакторной производительности MFP (MFP - комплексный показатель эффективности использования различных ресурсов (труд, капитал, сырье, энергия), отражает влияние различных дополнительных факторов (НИОКР, появление новых технологий, экономия на масштабах, улучшение организации производства и т. п.), дающей представление об эффективности работы экономики в целом. Если в период экономической экспансии в 80-х суммарный прирост MFP составлял 9,5%, то во время экспансии 90-х, которая была примерно на два года длиннее, он оказался равен 10,5%. И это несмотря на то, что прирост производительности труда в 1991-2000 годах составил 21,1% по сравнению с 15,8% в 1982-1990 годах. Другими словами, увеличение темпов роста производительности труда оказалось не в состоянии компенсировать снижение эффективности использования других ресурсов, прежде всего капитала.
Почему же в 90-е годы, несмотря на разговоры о "вступлении человечества в новую информационную эпоху", в США не произошло роста производительности капитала? Главной причиной экономисты называют тот факт, что, поскольку компьютерная революция началась не с появлением персональных компьютеров в 80-х (и уж тем более не с бурным развитием Интернета во второй половине 90-х), а с созданием так называемых мэйнфреймов в 50-х, за сорок лет, то есть к началу 90-х годов, наибольшие выгоды от внедрения вычислительной техники уже были получены. Причем сегодня можно уже довольно определенно говорить, что надеяться на увеличение производительности капитала благодаря развитию информационных технологий в ближайшие годы не приходится.
В самом деле, если в середине 80-х доля информационно-процессингового оборудования и программного обеспечения в основном капитале в экономике США оценивалась примерно в 15%, то в 2000 году она возросла уже почти до 50%. За это время ИТ-инвестиции в основные фонды ежегодно увеличивались с поправкой на инфляцию на 39% (за этот период вложения в строительство и коммунальное хозяйство увеличивались на 1,9% в год; капиталовложения в добычу полезных ископаемых и промышленное оборудование росли на 4-5%; транспортное оборудование - на 8%). Причем основной рост ИТ-инвестиций начался в 1994 году. Начиная с этого года абсолютный объем капвложений в компьютеры и периферийное оборудование практически удесятерился (с 1987-го по 1994 год он вырос в 2,7 раза). Но несмотря на эти, прямо скажем, колоссальные вложения в ИТ, сломать негативную тенденцию в динамике производительности капитала в США так и не удалось.
С другой стороны, сомнителен и тот факт, что информационные технологии в принципе оказали резко положительное воздействие на динамику производительности труда в США. Напротив, как минимум вплоть до начала 90-х годов наблюдалась скорее обратная зависимость между развитием информационных технологий и ростом производительности труда. То есть более широкое использование информационных технологий сопровождалось сокращением темпов роста производительности в экономике в целом: для обозначения этого феномена даже появился специальный термин "парадокс производительности".
Влияние "всплеска производительности" в ИТ-отраслях на совокупное увеличение темпов роста производительности труда во всей экономике США было ограниченным. Ведь мало того, что доля в ВВП США отраслей, связанных с информационными технологиями, не слишком велика (порядка 7%), так в отдельных отраслях она еще и сокращается. То есть доля отраслей с самыми высокими темпами производительности труда снижается!
Позитивный же эффект от внедрения информационных технологий в остальную экономику тоже не столь велик, как принято считать. Резкий всплеск производительности труда в ИТ-секторе оказался во многом локальным явлением, связанным с фондовым "пузырем", раздутым вокруг Интернета и новой экономики: колоссальный приток денег в молодые интернет-компании вызвал рост потребления вычислительного оборудования и рост производительности в соответствующих отраслях (а также в финансовом секторе, где эффект от ИТ получить проще всего, - его прибыли от интернет-бума на фондовом рынке были огромными). Однако к росту производительности труда в остальной экономике, как показало специальное исследование консалтинговой компании McKinsey, информационные технологии сами по себе имеют слабое отношение.
Наиболее значительный рост производительности труда наблюдался в "непроизводительном" секторе (финансы, услуги), и экономика США росла благодаря этим отраслям. Однако, согласно данным McKinsey, бесспорное позитивное влияние информационных технологий на рост производительности труда имело место, пожалуй, лишь в сфере торговли ценными бумагами (главным образом on-line-торговля) и в телекоммуникационном секторе. Даже в розничной и оптовой торговле, где ИТ существенно повлияли на организацию бизнеса и вызвали ускорение роста производительности труда за счет изменений в способах организации доставки товаров и услуг, все не столь очевидно. Многие эксперты в области торговли указывают, что весьма значительное воздействие на рост производительности в этом секторе связано с циклическими факторами - ростом потребительского доверия, доходов, благосостояния из-за роста фондового рынка. Общий вывод McKinsey таков: хотя в отдельных отраслях воздействие информационных технологий было действительно очень велико, в целом инвестиции в ИТ стали лишь одним из многих факторов, приведших к ускорению роста производительности труда.
По-видимому, именно фундаментальная слабость современной американской экономики - отсутствие сферы для прибыльного приложения капитала - привела к тому, что экономическая экспансия 90-х оказалась, пожалуй, наименее мощной из трех периодов длительного непрерывного роста ВВП США. Да, конечно, она была самой продолжительной в послевоенной истории и превзошла по этому показателю и 60-е, и 80-е - этому факту СМИ уделяли особое внимание, - но вот по интенсивности, по своему совокупному экономическому эффекту экспансия 90-х все же уступает и той и другой. Именно к такому выводу еще в 2000 году пришел директор Фонда международного бизнеса и экономических исследований (FIBER) Виктор Зарновитц на основе своего исследования, в котором он проанализировал динамику более чем тридцати параметров экономической активности (инфляция, производительность, занятость, зарплата, прибыли, процентные ставки, международная торговля и т. д.). Так, если в 60-х за 35 кварталов непрерывного экономического роста реальный ВВП США вырос на 51,6% (в среднем 1,47% прироста в квартал), а за 31 квартал экспансии в 80-х - на 37% (1,19% прироста в квартал), то в 90-х за 41 квартал роста американская экономика выросла лишь на 40,8% (чуть менее 1% прироста в квартал).
При этом наибольшие трудности в связи с падением производительности капитала выпали на долю корпоративной Америки. Парадоксально, но быстрый рост производительности труда во второй половине 90-х сопровождался снижением темпов роста прибылей всего нефинансового корпоративного сектора и даже их сокращением. Жесткая прямая связь между этими двумя показателями (растет производительность труда - увеличиваются прибыли) существовала на протяжении почти полувека, однако во второй половине 90-х эта закономерность соблюдаться перестала. Основная причина - возросшая конкуренция. Одних информационных технологий для мировой экономики оказалось слишком мало. Так что, когда в этот сектор со всех сторон хлынули желающие получить свою долю пирога, цены на продукцию отрасли и прибыли обвалились. В течение 90-х годов цены на микропроцессоры упали в двести раз, цены на компьютеры и периферийное оборудование - в одиннадцать с лишним раз. Причем обвальным это падение стало именно во второй половине 90-х.
В результате главной выигравшей от бурного развития ИТ стороной оказались не корпорации, а потребители (а также высокооплачиваемые работники). В принципе, как отмечали эксперты МВФ в своем докладе в октябре 2001 года, так было во время всех технологических революций (начиная с возникновения текстильной промышленности и железных дорог и заканчивая появлением электричества и автомобиля), но никогда еще разница между выигрышем компаний-производителей и потребителей не была столь велика.
Инвестиции не растут, хотя экономический подъем уже начался: в первой четверти этого года корпоративные капитальные расходы продолжали падать - пятый квартал подряд. Непонятно, в какие проекты инвестировать. Так что рост производительности труда сегодня позволяет Америке держаться на плаву, но не может решить главную проблему экономики - отсутствие у капитала стратегической цели, которая оправдала бы инвестиции в Америку.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||