Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


18 июня 2002 г. Выпуск №257
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Еженедельный новостной выпуск (2-ая часть)


Содержание выпуска:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
         
Расширение ЕС: последние шаги даются особенно сложно
         ЕС создает единую консульскую службу для борьбы с иммиграцией
         Западная Европа: перспективы строительной активности
         ЕЦБ изменил прогнозы инфляции и экономического роста
         ЕС запасается нефтью
         Потребительские цены в Германии в мае не изменились
         Рост промышленного производства во Франции
         Рост промышленного производства и снижение уровня безработицы в Великобритании
         Банк Англии предупредил граждан о возможном обвале на рынке недвижимости
         Изменения рынка труда Великобритании за последние 30 лет
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
         Снижение темпов роста промышленного производства в Японии
         Великое футбольное разочарование Японии
         Налоговый рай в отдельно взятом японском городе
         Автомобильная революция в Китае
         Отсрочка погашения Индонезией своих долгов
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
         В экономике Бразилии
         Аргентина не получит новых кредитов
         Долларизация Эквадора: что это дало?
         Австралия нанесла удар по Киотскому протоколу


ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН

   Расширение ЕС: последние шаги даются особенно сложно
   
(По материалам The Economist, 06.06.02)
   По мере приближения срока принятия новых стран-членов ЕС все отчетливее становятся видны неразрешенные политические и экономические проблемы, способные стать преградами на пути этого процесса.
   Строители Европейского Союза всегда отличались завидным оптимизмом, считая, что для них не существует неразрешимых проблем. Эта безграничная уверенность в своих силах уходит корнями в 1950-е годы, когда она позволила утвердить саму идею ЕС, и, в последующие годы, дать Европе единый рынок и единую валюту. Аналогичного похода руководители Союза придерживаются и в отношении расширения ЕС на Восток и принятия в его состав бывших стран социалистического лагеря. Несмотря на то, что этот процесс потребовал немалого времени и сопровождался принятием жестких политических решений, в ЕС всегда рассматривали объединение Европы как историческую неизбежность. В начале этого года руководство Союза объявило о намерении окончательно решить вопрос с принятием первых десяти стран уже в декабре этого года на саммите в Копенгагене с тем, чтобы такие страны как Польша и Чехословакия смогли бы стать полноправными членами ЕС уже к 2004 году.
   Тем не менее, судьба этого амбициозного плана до сих пор не вполне ясна. По словам Гюнтера Верхогена, отвечающего в Европейской комиссии за процесс расширения Союза, "…возможностей остается все меньше и меньше". Озабоченность скептиков связана с тремя основными факторами. Во-первых, вновь принимаемые страны и ЕС до сих пор не смогли полностью разрешить все проблемы, связанные с финансовой стороной расширения Союза, и, в частности, с теми миллиардами евро, которые ЕС ежегодно тратит на поддержку европейских фермеров и на помощь наименее развитым регионам. Далее, Верхогена тревожит "…новый политически климат" в Европе, под которым он понимает нагнетание анти-иммигрантских популистских настроений в ряде стран-членов ЕС, И, наконец, речь идет о до сих пор не ясной судьбе очередного референдума в Ирландии: местные избиратели вполне могут опять проголосовать против соглашений, заключенных в Ницце, тем самым закрывая дорогу в ЕС вновь принимаемым странам. Хотя ни одна из этих проблем не является неразрешимой, в совокупности они представляют собой серьезную угрозу для расширения Союза.
   То, что последний этап переговоров о расширении будет сопровождаться существенными трудностями, было ясно уже давно. Относительно бедные страны с многочисленным сельским населением, такие как Польша, могут стать непосильной ношей для бюджета ЕС, 80% которого идет на поддержку фермеров и наименее развитых регионов в странах-членах Союза. Для того чтобы смягчить процесс принятия новых стран-членов, Европейская комиссия предложила на первых порах ограничить размеры субсидий для фермеров этих стран 25% от тех сумм, которые сегодня идут на поддержку фермеров в странах-ветеранах ЕС, с тем, чтобы выровнять размеры субсидий в различных странах в течение последующих 10 лет. Страны-кандидаты на вступление в ЕС считают это предложение нечестным, заявляя, что в подобных условиях их фермеры не смогут на равных конкурировать с фермерами богатых стран Западной Европы. Не слишком нравится это предложение и нынешним странам-членам ЕС, которые, напротив, считают десятилетний срок выравнивания величины субсидий слишком коротким, опасаясь, что столь резкое увеличение финансовых потоков потребует чрезмерных расходов и станет непреодолимой преградой на пути долгожданного реформирования Единой европейской сельскохозяйственной политики.
   В нормальных условиях из такой ситуации всегда можно было бы найти компромиссный выход. Однако не стоит забывать о тех процессах, которые в настоящее время происходят в европейской политике, в которой все активнее задают тон такие деятели как Жан-Мари Ле Пен, Йорг Хайдер и Умберто Босси. Набирающие силу популистские и ксенофобские течения существенно затрудняют работу политиков умеренного крыла, которым в подобных условиях оказывается гораздо сложнее взять на себя ответственность за уступки вновь принимаемым странам. Речь идет не только о вопросах сельскохозяйственной помощи, но и о других немаловажных последствиях объединения Европы, касающихся, например, открытия границ западноевропейских стран для рабочих с Востока.
   В настоящее время в политических кругах Западной Европы не принято открыто высказываться против идеи расширения Союза, которую на словах поддерживают даже такие одиозные фигуры как Йорг Хайдер. Однако, уже в ближайшем будущем избиратели Ирландии вполне могут дать противникам расширения ЕС повод для открытых выступлений против принятия новых стран-членов. Напомним, что согласно конституции Ирландии, любое соглашение, заключенное в рамках ЕС и требующее внесения изменений в конституцию, должно получить одобрение на общенациональном референдуме. Это требование относится и к заключенным в Ницце соглашениям, предусматривающим внесение ряда изменений в работу европейских институтов власти с тем, чтобы они смогли бы эффективно функционировать в условиях нового расширенного Союза.
   В прошлом году ирландские избиратели уже один раз проголосовали против этих соглашений, и, по имеющимся данным, в этом году референдум может привести к такому же результату. По словам г-на Вехогена, в этом случае возникнет "…очень, очень серьезная проблема, и я просто не представляю себе, что же мы тогда сможем сделать?"

Вернуться к содержанию выпуска

   ЕС создает единую консульскую службу для борьбы с иммиграцией
   
(По материалам статьи "Закрытие Европы", "Коммерсантъ", 10.06.02, авторы - Хуан Кобо, Михаил Зыгарь)
   Испания предложила партнерам по ЕС ужесточить визовый режим для граждан "третьих стран" и создать с этой целью единую консульскую службу. Предлагаемая мера касается прежде всего туристов: многие нелегальные иммигранты попадают в страны шенгенской зоны по туристической визе, а затем начинают добиваться вида на жительство. Инициатива Испании нашла положительный отклик в странах Евросоюза, которые весьма озабочены растущим притоком нелегальных иммигрантов.
   Как разъяснил первый вице-премьер и глава МВД Испании Мариано Рахой, обнародовавший инициативу, отдельные граждане "третьих стран", получив отказ в визе в консульстве европейской страны, в которую они хотят попасть, направляются в консульство другой страны шенгенской зоны и, таким образом, в конце концов попадают туда, где их по той или иной причине не хотят видеть. Чтобы перекрыть эту лазейку, Испания предлагает создать новую "европейскую визу", которую должна будет выдавать единая консульская служба, созданная при ЕС.
   Кроме того, планируется ввести упрощенную процедуру депортации таких иммигрантов, а также привлекать не к гражданской, как сейчас, а к уголовной ответственности предпринимателей, которые предоставляют работу нелегальным иммигрантам. Предлагается ввести санкции не только против отдельных граждан, но даже против стран–нечленов ЕС, которые не принимают должных мер для пресечения незаконного выезда их граждан в Европу.
   И вот что любопытно. В январе нынешнего года, едва получив полномочия председательствующего в ЕС, премьер Испании Хосе Мария Аснар (Jose Maria Aznar) обратился к партнерам по ЕС с предложением считать борьбу с международным терроризмом первоочередной задачей Евросоюза. Как и следовало ожидать, это было горячо одобрено США, но встретило весьма прохладную реакцию со стороны многих европейских стран. А когда Хосе Мария Аснар предложил фактически те же меры, но поставил во главу угла борьбу с нелегальной иммиграцией, стало ясно, что он нащупал главную болевую точку современной Европы.
   В последние месяцы внутри Евросоюза вспыхнула серьезная дискуссия по поводу иммиграции. Ряд стран выступают за предельное ужесточение иммиграционных законов: сказываются недовольство европейцев увеличивающимся числом иммигрантов и возрастающее влияние ультраправых. Противоположный лагерь составляют традиционно либеральные европейские страны, считающие предоставление политического убежища иностранцам, которых преследуют на родине, одним из приоритетов своей политики.
   За ужесточение иммиграционных законов громче всех ратуют Испания, Великобритания и Франция. Эти страны больше других страдают от наплыва нелегальных иммигрантов и решительнее прочих выступают за укрепление границ Евросоюза. Однако пока они преуспели разве что в жесткой риторике. Реальное первенство в этом плане принадлежит Дании, которая в прошлом месяце приняла самый жесткий в Европе закон об иммиграции. Сопоставимый по жесткости закон принят и в Италии. Позиции этих стран являются объектом постоянной критики как соседей, так и ООН. На другом полюсе находятся Швеция и Бельгия, которые в противовес общей тенденции делают некоторые послабления для иммигрантов.
   Особняком стоит Германия. Большинство немцев крайне раздражены наплывом иностранцев и выступают за ужесточение закона. Правительство вроде бы прислушивается к настроениям в обществе, но при этом не устает объяснять, что без иммиграции Евросоюз не сможет выжить: стареющее население Европы не в состоянии себя обслуживать. Ограничение иммиграции, по мнению правительства Германии, может сопровождаться либо серьезным экономическим спадом из-за нехватки рабочей силы, либо повышением пенсионного возраста до 70-80 лет.
   Хосе Мария Аснар отмечает, что план, который будет предложен на саммите ЕС в Севилье, предусматривает не только запретительные меры, но и мероприятия, облегчающие интеграцию в европейское общество иммигрантов, которые приехали в страны ЕС на законных основаниях и обеспечивают приток рабочей силы, необходимой для развития экономики этих стран. Премьер заявил, что следует действовать решительно и эффективно, "отбросив все лицемерные маски".
   Впрочем, не все предложения Испании поддержаны странами ЕС. Так, был положен под сукно проект создания общеевропейской пограничной службы, о чем совсем недавно говорили как о вопросе решенном. Не достигнута договоренность и об изменении условий предоставления политического убежища гражданам "третьих стран". Испания с ее жесткими законами по предоставлению политического убежища хочет, чтобы аналогичные законы были ужесточены и в других странах Евросоюза. Но те пока не склонны на это соглашаться, считая предоставление политического убежища давно устоявшейся европейской традицией.

Вернуться к содержанию выпуска

   Западная Европа: перспективы строительной активности
   
("Строительная газета", 24.05.02)
   На недавно прошедшей в Риме конференции Euroconstruct ее эксперты высказали прогноз о том, что в 2002 году рост строительной активности в Западной Европе составит около 0,5%. Это оценивается как симптом стабилизации в отрасли по сравнению с небольшим повышением на 0,1% в 2001 году.
   Больший рост ожидается в 2003 и 2004 годах — соответственно на 1,3% и 1,8%. Данный прогноз учитывает существующий общий экономический спад в Европе. На нем также негативно сказываются снижение объемов нового строительства, особенно в жилищном секторе, и снижение в строительной отрасли Германии и Польши.
   Несмотря на то, что в Германии в 2002 году ожидается спад (около 1,3%), в остальных пяти крупнейших странах региона ситуация в строительстве оценивается положительно.
   Наибольший подъем в текущем году ожидается в южных странах Старого Света. В ближайшие 12 месяцев рост строительства в Италии, Испании и Португалии будет равен примерно 2,18%.
   В северных странах Западной Европы ожидается также неплохая ситуация, причем увеличение объемов работ в Скандинавии, Великобритании и Ирландии составит около 1,29%.
   Спад будет наблюдаться в Финляндии. Наиболее многообещающим выглядит рынок Швеции с прогнозируемым ростом на 4,4%. А в Великобритании он может равняться 2,41%. В центре Западной Европы положение поскромнее. В 2002 году только в Швейцарии и Франции можно ожидать роста строительной активности. В Бельгии ситуация не изменится, а в Австрии, Нидерландах и Германии возможен спад.
   В группе центральных стран среднее снижение прогнозируется в размере -0,68%.
   На упомянутой конференции сообщалось также о состоянии строительного рынка в Центральной и Восточной Европе. Как всегда, здесь наблюдается рост, который, однако, омрачается неблагополучной ситуацией в Польше.
   В 2002 году в строительной отрасли Венгрии, Чехии и Словакии прогнозируется рост около 5%. На строительном рынке Польши, который является самым крупным в данном регионе, ожидается снижение объемов в 2002 году на уровне около 5,5%. Этот спад начался в 2000 году с понижением на 0,1%, и он резко увеличился до 7,8% в прошлом году. Предполагается, что в 2003 году возможен подъем на 1,8% и на 7,6% - в 2004 году.
   Учитывая негативные явления на польском рынке, суммарный показатель строительной активности в 2002 году в странах Центральной и Восточной Европы прогнозируется с понижением на 1,1%. Однако в 2003 году ожидается рост на 3,9% и в 2004 году - на 7,3%.

Вернуться к содержанию выпуска

   ЕЦБ изменил прогнозы инфляции и экономического роста
   
(Газета.ru, 13.06.02)
   Европейский Центробанк повысил прогноз инфляции в еврозоне в 2002 году с 1,1-2,1% до 2,1-2,5%. ЕЦБ также прогнозирует экономический рост в еврозоне в 2002 году до 0,9-1,5% против с 0,7-1,7%, как прогнозировалось ранее. Прогноз экономического роста в 2003 году повышен с 2-3% до 2,1-3,1%.

Вернуться к содержанию выпуска

   ЕС запасается нефтью
   
("Ведомости", 11.06.02, авторы - Юлия Бушуева, Александр Тутушкин, Максим Трудолюбов)
   Скачки мировых цен на нефть вынуждают страны Евросоюза искать механизмы защиты от этой напасти. Комиссар ЕС Лойола де Паласио предлагает увеличить европейский нефтяной резерв с 90 до 120 дней. Для российских компаний - это отличный шанс увеличить поставки в Европу.
   Стратегические резервы нефти были созданы в Европе после нефтяного кризиса 1973-1974 гг., когда Саудовская Аравия и другие страны, входящие в ОПЕК, ограничили экспорт нефти в знак протеста против поддержки США израильской политики в отношении Палестины. Планирование и управление европейскими резервами осуществляет Международное энергетическое агентство (IEA), объединяющее 26 развитых стран, включая 15 государств ЕС. По условиям соглашения, каждое государство обязано держать в резерве количество нефти, равное импорту в течение 90 дней. IEA может принимать решения о продаже этих запасов в случае перебоев с поставками нефти. Но до сих пор этот механизм ни разу не пускался в ход, хотя отдельные страны прибегали к нефтяным интервенциям во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
   Нестабильность мировых цен на нефть после прошлогодних событий в США заставила ЕС задуматься об эффективности существующей системы резервирования. Комиссар ЕС по энергетике и транспорту Лойола де Паласио предлагает ее изменить: передать нефтяной резерв под контроль Еврокомиссии и увеличить его размер с 90 до 120 дней потребления. "После событий 11 сентября мир живет в новой реальности, в которой гораздо больше рисков. Эта ситуация требует увеличения резерва", - поясняет комиссар свою инициативу.
   "Европейские страны боятся возросшей волатильности цен и того, что в какой-то момент они могут выйти за планку в $30 за баррель, - говорит аналитик Альфа-банка Сергей Глазер. - В их памяти еще свежи события полуторагодовой давности, когда в Англии и Франции водители устраивали забастовки и перекрывали дороги из-за высоких цен на бензин".
   Глазеру кажется не случайным, что заявление комиссара ЕС прозвучало накануне встречи стран-членов ОПЕК, которая должна состояться 26 июня в Вене. "Возможно, таким образом ЕС подталкивает картель к увеличению поставок нефти на мировые рынки", - говорит он. Такой прием в конце 2001 г. использовали США. Тогда президент Джордж Буш объявил о намерении резко увеличить нефтяные резервы в надежде на то, что ОПЕК не станет дополнительно сокращать добычу.
   Официальные представители ЕС подчеркивают, что проект Паласио еще сырой и говорить о возможных поставщиках для резерва пока рано. Но высокопоставленный чиновник Еврокомиссии считает, что дополнительные нефтепродукты могут быть приобретены у российских компаний, а часть резерва может физически располагаться в России. "Россия для нас - привилегированный партнер в энергетическом диалоге", - отмечает он. Сейчас на долю России приходится 21% суммарного импорта нефти в страны ЕС.
   Менеджер крупной российской нефтяной компании считает, что увеличение европейских резервов приведет к росту мировых цен на нефть. Насколько существенным будет рост, зависит от темпов закупок. "Для нас также важно, какую нефть будут закупать европейцы. Если североморскую Brent, это вряд ли отразится на цене Urals", - отмечает он. По словам нефтяника, российские компании к дополнительным поставкам готовы: "В этом году у нас запланирован рост добычи на 7-8%. Да и транспортные возможности есть - порт Вентспилс загружен только наполовину".
   Объединенная Европа потребляет 620 млн. т нефти в год, 450 млн. т приходится на импорт. На 90 дней странам ЕС необходимо 150 млн. т нефти. На деле европейские страны резервирует не сырую нефть, а нефтепродукты - бензин, средние дистилляты и мазут. Причем учитываются именно объемы потребления, а не импорта, как это принято у IEA. Таким образом, на 90 дней странам ЕС нужен резерв в размере 100 млн. т нефтепродуктов, а на 120 дней - более 130 млн. т.

Вернуться к содержанию выпуска

   Потребительские цены в Германии в мае не изменились
   
(Газета.ru, 14.06.02)
   Потребительские цены в Германии в мае 2002 года не изменились по сравнению с апрелем. В годовом исчислении рост цен в мае составил 1,1%, что является самым низким показателем с ноября 1999 года.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост промышленного производства во Франции
   
("AK&M", 13.06.02)
   Объем промышленного производства во Франции вырос в апреле 2002 года на 0.4% по сравнению с мартом. В годовом исчислении этот показатель снизился на 0.1%. По прогнозам аналитиков, рост промпроизводства во Франции должен был составить по итогам апреля 0.3%.
   Производство в обрабатывающей промышленности выросло в апреле на 0.5%, в сфере энергетики - на 1.4%, в автомобильном секторе - на 1.2%. Вместе с тем, производство сельскохозяйственной и пищевой продукции снизилось по итогам месяца на 1.3%.
   В марте наблюдался рост промпроизводства в стране на 0.5%, однако по итогам I квартала 2002 года этот показатель снизился в годовом исчислении на 0.9%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Рост промышленного производства и снижение уровня безработицы в Великобритании
   
(По сообщениям "AK&M" и Газета.ru, 11-14.06.02)
   Объем промышленного производства в Великобритании вырос в апреле 2002 года на 1.1% по сравнению с мартом. В годовом исчислении этот показатель снизился на 4.1%. По прогнозам аналитиков, рост промпроизводства в Великобритании по итогам месяца должен был составить 0.5%.
   Наибольший рост был отмечен в сферах производства автомобилей, компьютеров и полупроводников. Так, объем производства автомобилей вырос по сравнению с мартом на 5.1%, компьютеров - на 3.1%, а полупроводниковые компании увеличили производство на 5.4%.
   Опубликованные данные, как отмечает агентство Bloomberg, свидетельствуют о начале выздоровления экономики страны после стагнации в двух предыдущих кварталах. По мнению опрошенных агентством аналитиков, Банк Англии может уже в следующем месяце пересмотреть процентную ставку, и к концу года она, скорее всего, составит 4.75%. Напомним, что в прошедшем году процентная ставка в Великобритании снижалась семь раз. Сейчас она составляет 4%, что является самым низким уровнем с 1964 года.
   Дополнительным стимулом для изменения ставок может стать и статистика занятости: уровень безработицы в Великобритании в мае снизился до 3,1% против 3,2% в апреле. Данные оказались лучше ожиданий - аналитики прогнозировали, что уровень безработицы вырастет на 0,1 процентного пункта или не изменится.

Вернуться к содержанию выпуска

   Банк Англии предупредил граждан о возможном обвале на рынке недвижимости
   
(lenta.ru, 14.06.02)
   Банк Англии выступил с предостережением о возможном выходе из-под контроля ситуации на рынке недвижимости и кризисе, схожем с тем, который наблюдался в начале 90-х годов. Это связано с бумом, вызванным дешевым ипотечным кредитом и резким ростом цен на недвижимость. По данным крупнейшего британского ипотечного банка Halifax, цены на недвижимость в мае выросли на 4,2%, а стоимость среднего дома сейчас растет на 140 фунтов стерлингов ежедневно.
   В преддверие возможного повышения процентных ставок, Банк Англии призывает граждан страны не делать новых долгов, иначе многие воспользовавшиеся ипотечным кредитом могут испытать сложности с их обслуживанием в будущем. По данным Банка Англии, рост ипотечных заимствований в стране увеличил общий объем долга домашних хозяйств страны до 120% их дохода.

Вернуться к содержанию выпуска

   Изменения рынка труда Великобритании за последние 30 лет
   
(По материалам статьи "Преждевременные выводы", "Ведомости", 11.06.02, автор - Стивен Оверелл)
   Говорят, в современном цивилизованном мире человек старается поменьше ходить на работу: все чаще люди выбирают для себя временные места службы или частичную занятость. Однако беспристрастная статистика показывает, что подобные выводы не соответствуют истине, это всего лишь субъективное ощущение.
   За последнее десятилетие в книгах и периодических изданиях по бизнесу приобрела большую популярность идея, что стиль трудовой жизни современных людей существенно изменился. Мол, работа ради прокорма и карьеры, работа как наказание - это уже не актуально. Людям надоело запрягаться и годами тянуть лямку, им хочется найти более приятный баланс между трудом и отдыхом, между работой и жизнью. Все больше людей осознают, что оптимально для них - работать в фирме "Я и Co".
   Эта тенденция известна как "революция трудовой жизни" или "трансформация труда". Однако статистика доказывает: никакой революции нет, ее объявили преждевременно, а рынок труда претерпел совсем мало изменений. Самые надежные источники информации, в первую очередь британский правительственный "Обзор трудовых ресурсов" (LFS - ежеквартальное издание, освещающее положение дел на рынке), включающий данные Национального статистического бюро о 150 000 трудящихся гражданах, настойчиво отвергает слухи о революции, считая их сильно преувеличенными.
   Примеры людей, которые освободились от "рабства" и стали работать на себя, единичны. Это, например, популярные писатели, философы, социологи, которые живут по свободному графику, посылая свои труды издателям по электронной почте и получая за них гонорары. Но, к слову сказать, люди перечисленных профессий и так никогда не страдали от рутины, и уж тем более никак нельзя сказать, что такой стиль жизни стал массовым явлением.
   Десять лет назад число британцев, работающих "на себя", достигало 2,6 млн. (больше 10% работающего населения). Работа по принципу "сам себе хозяин" - порождение 1980-х гг., когда излишек рабочей силы и изменения в налоговой системе сделали такой режим экономической необходимостью для многих. В последующие 10 лет количество подобных контрактов будет сокращаться, считают эксперты. По данным LFS, 2,5 млн. британцев, работающих "на себя", заняты при этом полный рабочий день (это 8,8% работающего населения страны).
   Другая много обсуждаемая тенденция - рост числа временных сотрудников. Количество людей, предпочитающих работать дома, действительно возросло, как и количество людей, совмещающих две работы. Но далеко не всегда это означает, что люди стали трудиться меньше (иногда как раз наоборот).
   Средняя продолжительность пребывания сотрудника на одном месте почти не изменилась с середины 1970-х гг. В 1975 г. она составляла 6 лет и 1 месяц, в 1985 г. - 5 лет и 5 месяцев, в 1995 г. - 5 лет и 6 месяцев.
   Три четверти британцев трудятся полный рабочий день, 93% - на основе постоянных контрактов. И наниматели все больше озабочены тем, как задержать нужного сотрудника на работе, чтобы он, уходя, не уносил с собой знания, опыт и полезные наработки.
   В то же время есть изменения в области трудовой деятельности, наличие которых экономисты признают более или менее единодушно. После Второй мировой войны на рынке труда наблюдаются четыре тенденции: снижение занятости в производственном секторе; феминизация; рост временной занятости; увеличение доли квалифицированных работников.

Вернуться к содержанию выпуска

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   Снижение темпов роста промышленного производства в Японии
   
(Газета.ru, 13.06.02)
   Объем промышленного производства в Японии в апреле 2002 года по сравнению с мартом вырос на 0,2%. В марте рост показателя составил 0,8%, в феврале - 1,2%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Великое футбольное разочарование Японии
   
(По материалам MSN, 31.05.02)
   Чемпионат мира по футболу, который, как считали многие японцы, сможет стимулировать рост экономики их родины, на самом деле вряд ли оправдает возлагавшиеся на него надежды.
   Любой европеец согласится с тем, что японцы – очень странные люди. Они строят огромные высокоскоростные автострады, ведущие к крохотным деревушкам, возводят гигантские мосты между пустынными островами и ставят дамбы для того, чтобы оградить себя от возможных последствий разлива маленьких речушек, которые можно в любом месте перейти вброд. Подготовка к Чемпионату по футболу явила миру очередной пример такой мегаломании: 10 огромных футбольных стадионов, оснащенных по последнему слову техники и поражающих своим суперсовременным дизайном.
   Не желая уступить своей соседке и конкурентке (и, к тому же, бывшей колонии) Южной Корее, Япония превзошла самое себя. В 1998 году для того, чтобы провести Чемпионат, Франции потребовалось всего 10 стадионов. Чемпионат этого года проходит на 20 стадионах (половина из которых расположена в Корее, а половина – в Японии), причем все из них, за исключением двух, возводились специально под это событие. Если в 1998 году строительство стадионов для Чемпионата обошлось Франции в $1.5 млрд., то на этот раз одна лишь Япония выложила за свои стадионы втрое большую сумму.
   "Стадионная мания" представляет собой последнюю на сегодняшний день попытку Токио вывести экономику своей страны из депрессии, длящейся вот уже как десять лет. На самом деле, система централизованного планирования, на которую возлагается задача обеспечения эффективности местной строительной индустрии, в очередной раз доказала свою полную несостоятельность. Убедив себя, что строительство десяти циклопических сооружений даст экономике достаточный стимул к росту, японские власти даже не задумывались о том, насколько бесполезными станут эти стадионы после завершения Чемпионата. Возьмем для примера стадион "Саппоро", который оснащен раздвижными крышами и стенами, его конструкция сейсмоустойчива и позволяет превращать стадион из открытого в закрытый и обратно. Строительство "Саппоро" обошлось в $400 млн., а каждое перемещение футбольного поля в закрытое помещение на специальной воздушной подушке стоит $15 000. Так вот, в ходе Чемпионата на "Саппоро" пройдет всего три матча, после чего он будет периодически использоваться для выступлений местных футбольных команд, на которые практически не ходят зрители, изредка на нем будут проходить поп-концерты, выставки, и все! Согласно последним оценкам, после завершения Чемпионата самоокупаемыми будут лишь два из десяти вновь построенных стадионов.
   Осознание того, что деньги, выложенные за постройку стадионов, уже никогда не вернутся, является лишь началом процесса разочарования Японии в Чемпионате мира. Если жители Южной Кореи действительно обожают футбол, а для самого Сеула проведение Чемпионата являлось прекрасной возможностью для самоутверждения, то Токио вовсе не нуждается в подобном подтверждении статуса регионального лидера. Кроме того, несмотря на старательно симулируемый японцами интерес к футболу, эта игра вовсе не пользуется широкой популярностью в Стране Восходящего Солнца, стоя в рейтингах лишь на третьем месте после бейсбола и сумо.
   Тем не менее, мысль о том, что проведение Чемпионата мира сможет спасти экономику их страны, захватила сознание многих японцев. Сегодня уровень безработицы в Стране Восходящего Солнца стремится к 6%, ее банковская система практически не функционирует, а величина государственного долга превысила все разумные пределы. При этом, теорию спасения экономики с помощью футбольного чемпионата разделяют не только обыватели: с ней согласны аналитики крупнейшего исследовательского института Дентсу и сам японский премьер-министр Дзюнитиро Коидзуми. По оценкам экспертов Дентсу, проведение Чемпионата должно было бы принести экономике Японии $25 млрд., увеличив ВВП как минимум на 0.6% (считается, что эта цифра возрастет в том случае, если японская сборная пройдет в четвертьфинал). Кроме того, успехи национальной сборной и гордость за полученное право выступать в качестве хозяев Чемпионата должны способствовать поднятию духа японцев, что, в свою очередь, должно вылиться в улучшение уровня доверия потребителей, и, таким образом, дать экономике Японии дополнительный стимул к росту.
   Однако, реальность оказалась куда менее привлекательной, чем те зачаровывающие перспективы, которые рисовали сторонники Чемпионата. Ожидавшиеся наплыв туристов и скачкообразный рост продаж так и не смогли материализоваться в полной мере: по состоянию на конец прошлой недели, в кассах японских стадионов оставались тысячи нераспроданных билетов. Ведущие корейские экономисты недавно пересмотрели свои прежние прогнозы количества гостей чемпионата в сторону их резкого снижения: по уточненным оценкам, соревнования посетит не 330 000 туристов, а всего 66 000, т.е. на 80% меньше. Что же касается Японии, то ее новенькие, с иголочки, стадионы посетит не 500 000, а, в лучшем случае, 100 000 туристов. Кроме того, из-за проведения Чемпионата ожидается 16%-ное сокращение числа обычных деловых и туристических визитов в Страну Восходящего Солнца, что наносит еще один удар по ее экономике: во время игр многие люди воздерживаются от поездок, предпочитая смотреть Чемпионат у себя дома по телевизору.
   "Футбольное разочарование" знаменует собой еще один феномен: сегодня Япония становится все менее похожей на свой образ, сложившийся в сознании представителей других наций. Иностранцы привыкли воспринимать Японию как государство трудоголиков, склонных к самопожертвованию во имя корпоративных и национальных интересов, верящих в то, что успех и благополучие приходят только к тем, кто вложил в труд всего себя. На самом же деле, как оказалось, японцы так же легко поддаются соблазну получить максимум выгоды с минимальными затратами как и, например, американцы. Япония с легкостью поддается мифам о том, что серьезнейшие проблемы ее экономики могут быть разрешены с помощью некоего спасительного средства, будь то Чемпионат мира или те "безболезненные структурные реформы", о которых так любит разглагольствовать премьер-министр Коидзуми. Однако, такие мифы не могут править умами вечно, и, в конце концов, людям все равно приходится осознать, что процесс реформ редко оказывается безболезненным, и что футбол – это всего лишь игра, а вовсе не панацея от экономических бед.

Вернуться к содержанию выпуска

   Налоговый рай в отдельно взятом японском городе
   
(По материалам The Economist, 08.06.02, опубликовано в журнале "Русский Фокус", 10.06.02)
   Татео Кишимото, мэр маленького городка Наго на острове Окинава, два года назад посетил Дублин. И решил, что Наго тоже должен стать налоговым раем. На Кишимото произвело впечатление, какого процветания сумела добиться ирландская столица за счет укрепления своей технологической и финансовой инфраструктуры и предоставления налоговых льгот. А Кишимото как раз нужно было у себя дома создавать рабочие места и поднимать местную экономику.
   Самой трудной его задачей было убедить политиков и всесильное Министерство финансов принять специальные законы, разрешающие предоставление беспрецедентных налоговых льгот в одном отдельно взятом регионе. При этом остров Окинава, самая южная префектура Японии, - это особенный регион, который был возвращен в состав Японии всего 30 лет назад, после 27 лет правления американской военной администрации. Там и сейчас размещаются около 26 000 американских солдат. Долгая изоляция Окинавы от остальной страны до сих пор вызывает в Токио угрызения совести.
   Сражение было выиграно, когда идею поддержал Саданори Яманака, политик, о влиянии которого на налоговую службу Министерства финансов ходят легенды. Новые законы позволяют городу Наго создать сроком на десять лет особую экономическую зону, предоставляя налоговые льготы компаниям, которые работают в сфере финансов и информационных технологий и зарегистрируют свои центральные офисы в этой зоне. Налогооблагаемая часть прибыли этих компаний сокращается на 35%, что приблизительно соответствует уменьшению общего объема налогов на 10%. Правда, под действие закона подпадают только те компании, в которых работает более 20 сотрудников, при этом сумма налоговых скидок не должна превышать 1/5 объема затрат на содержание персонала.
   Теперь Наго ждет, посмеивается Кишимото, когда правительство префектуры Окинавы, не ожидавшее, что эти законы действительно будут приняты, установит границы зоны. Дешевая рабочая сила уже привлекла на Окинаву много компаний, открывающих на острове свои центры обработки заказов, которые, как предполагается, благодаря новой схеме будут преуспевать. В частности, в центрах таких компаний, как Citibank, Nomura Securities и IBM, уже получили работу 3800 человек. Но Кишимото этого мало.
   Другой его амбициозный план - сделать Наго центром дочерних страховых компаний - не так бесспорен. Эти компании создаются предпринимателями и страховщиками с целью страхования рисков компании-учредителя. В Японии они не признаются страховыми компаниями, поэтому Кишимото планирует лоббировать в Агентстве финансовых служб (Financial Services Agency - FSA) принятие специальных поправок с целью признания их статуса. Есть и другие пути для обхода ограничений, говорят чиновники. Если так, то, по оценке сторонников этой схемы, сотни дочерних страховых компаний переберутся в Наго, хотя не многие из них смогут претендовать на получение налоговых льгот: как правило, это компании, занятые бумажной работой, с небольшим числом служащих.
   Неясно, какое министерство или ведомство - если такое вообще найдется - будет осуществлять контроль нового экономического субъекта. FSA, как полагают, этим заниматься не хочет. Не в восторге и аппарат правительства, которому придется выдавать лицензии на право хозяйствования в новой экономической зоне и который в спешном порядке совершенствует свои познания в финансовой области. Если дочернему страхованию будет дан зеленый свет, оно будет развиваться практически беспрепятственно в рамках самых основных законов, определяющих деятельность нефинансовых компаний.
   Наметился определенный интерес среди страховщиков, таких как американская страховая брокерская компания Aon, вторая по величине страховая компания Японии в области страхования имущества Yasuda Fire & Marine и крупнейшая страховая компания мира - американская AIG. На прошедшем в Токио в ноябре прошлого года семинаре, организованном мэром Наго (в семинаре приняли участие 80 компаний), AIG выступила с разъяснениями новых тенденций в развитии дочерних страховых компаний.
   Многое еще предстоит сделать. Новые предложения должны быть рассмотрены Министерством финансов, FSA и политиками, которые опасаются, что новая зона может быть использована для отмывания денег и для уклонения от уплаты налогов. Тем временем скептики задаются вопросом: смогут ли дочерние страховые компании, созданные для уменьшения корпоративных расходов по страхованию, вообще прижиться в стране, где стоимость страхования быстро снижается благодаря проведенным недавно мерам по сокращению объема вмешательства государства в экономику.

Вернуться к содержанию выпуска

   Автомобильная революция в Китае
   
(По материалам Business Week, 07.06.02)
   Можно с уверенностью говорить о том, что сейчас в КНР разворачивается настоящая потребительская революция. Долгие годы все легковые автомобили в Китае либо принадлежали государственным организациям и предприятиям, либо использовались в качестве такси. Сегодня эта эпоха подошла к концу: "Появление частных владельцев автомобилей имеет для нашей страны историческое значение – это событие сможет преобразить всю нашу автомобилестроительную индустрию", – считает Джа Ксингянг, аналитик расположенной в Пекине консалтинговой компании China National Automotive Industry Development & Consulting Corp.
   На самом деле, эффект от появления частного рынка автомобилей в КНР затронет не только местных производителей, но и мировую автомобилестроительную индустрию в целом. По данным другой пекинской консалтинговой компании, Automotive Resources Asia, в течение ближайших лет продажи автомобилей в Китае обещают расти со скоростью 15% ежегодно, причем к 2010 году они могут более чем удвоиться, составив 2.5 млн. машин в год. Еще большего оптимизма придерживается Мей Вей Ченг, председатель правления и генеральный директор Ford Motor (China) Ltd., китайского филиала компании Ford. По его мнению, к 2010 году китайские потребители будут ежегодно приобретать 5 млн. машин. "Китайцам нужны качественные машины с эффективными системами безопасности, предлагаемые по доступной цене", – считает он.
   В ближайшие годы все большее число городских жителей Китая будут приобретать свои первые в жизни автомобили, причем этот процесс должен будет дополнительно ускориться после ожидаемого падения цен. До последнего времени автомобили были практически недоступны по цене для простых китайцев, включая даже представителей вновь сформировавшегося среднего класса. Однако, после сокращения импортных пошлин, вызванного вступлением КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО), и появления на рынке множества новых моделей, местные автомобилестроительные компании были вынуждены также снизить цены на свою продукцию. Дополнительно масла в огонь подлила небольшая китайская автомобилестроительная компания Geely Motor Co., снизившая в конце прошлого года цену на свою модель Haoqing на 11% до $4 700, и тем самым инспирировавшая ценовую войну, в результате которой розничные цены на автомобили в КНР с января этого года упали примерно на 15%.
   В Пекине прекрасно осознают, что местная автомобилестроительная индустрия нуждается в реформах для того, чтобы устоять перед лицом обострившейся конкуренции. В настоящее время в стране действует около 100 государственных автомобилестроительных компаний, большинство которых несет убытки. Официальный Пекин стремится к консолидации своей автомобилестроительной индустрии; кроме того, китайские власти сегодня предоставляют иностранным производителям большую свободу в выборе партнеров из числа местных компаний, в выводе на рынок новых моделей и в создании эффективных систем сбыта и послепродажного обслуживания.
   В свою очередь, подобная политика ведет к увеличению иностранными автомобилестроительными компаниями инвестиций в экономику КНР. 4 июня, накануне открытия Пекинского международного автошоу, представители General Motors Corp. объявили о том, что их компания заплатит $30 млн. за 34% акций компании SAIC-Wuling Automotive Co., производителя минивэнов и минигрузовиков, расположенного на юго-западе КНР. В General Motors рассматривают эти инвестиции как путь для завоевания своей доли на весьма перспективном с их точки зрения рынке. В свою очередь, в начале этого года компания Volkswagen объявила о переносе штаб-квартиры своего Азиатско-тихоокеанского филиала из германского города Вольфсбург в Пекин. В течение ближайших пяти лет Volkswagen планирует вложить в свои операции в КНР $2.7 млрд., которые пойдут на создание нового компактного автомобиля, строительство завода по производству трансмиссий в Шанхае и на совершенствование дилерской сети. Что же касается Nissan Motor Co., другого мирового автомобильного гиганта, то, по мнению многих, в ближайшее время эта компания объявит о заключении союза с Dongfeng Motors, третьим по величине производителе автомобилей в КНР.
   Для большинства иностранных производителей путь к завоеванию китайского рынка заключается в создании и продвижении компактных и сверх-компактных машин стоимостью менее $16 000. Этот процесс возглавила General Motors, запустившая в прошлом году в производство "Бьюик Сэйл" с 1.6-литровым двигателем, двумя воздушными подушками безопасности перед передними сиденьями и тормозами с антиблокировочной системой. Сегодня "Бьюик Сэйл" успешно конкурирует с Volkswagen "Плол", предлагаемым за $16 000, а в ближайшие месяцы к ним должны прибавиться Toyota NBC5 за $12 000 и новый "компакт" от Ford с 1.6-литровым двигателем.
   Необходимо признать, что, несмотря на безусловную привлекательность китайского автомобильного рынка, выходящим на него компаниям приходится сталкиваться с немалыми трудностями, в том числе связанными и с завоеванием предпочтений потребителей. Дело в том, что свои представления об автомобилях обычный китайский покупатель, впервые решившийся приобрести машину, основывает не на собственном опыте и опыте своих знакомых (в большинстве случаев этот опыт просто отсутствует), а на информации, почерпнутой из рекламных проспектов, журналов и репортажей с выставок. В результате, он требует от продавца автомобиль, оснащенный всеми современными "примочками", при этом предлагаемый по самой низкой цене. Кроме того, китайцы чрезвычайно требовательны к уровню послепродажного обслуживания и к надежности автомобиля.
   Все это заставляет иностранных производителей уделять особое внимание созданию эффективной системы сбыта и сервиса. Так, еще до начала продаж "Бьюик Сэйл", General Motors начала обучать своих сотрудников обслуживанию этой машины. Это может показаться странным, но в подобных условиях в самом затруднительном положении оказался Volkswagen, пионер китайского автомобильного рынка. Будучи одной из первых западных автомобилестроительных компаний, пришедших в Китай, Volkswagen передал свою систему сбыта и послепродажного обслуживания в руки местным партнерам, которые не смогли справиться с этой задачей. За последние два года Volkswagen начал перестройку своей дилерской сети в КНР, привлекая инструкторов из Германии, отслеживая потенциальных клиентов и введя для клиентов практику пробных поездок, уникальную по китайским мерам.
   Разумеется, коль скоро дело происходит в Китае, оно неизбежно сталкивается с противодействием со стороны местной бюрократии. Так, в настоящее время муниципальные власти облагают автомобили китайского производства огромными налогами и пошлинами, зачастую увеличивающими их цену в полтора раза. В свою очередь, пошлины на импортируемые машины до сих пор сохраняются на уровне 44% – 51%. Кроме того, несмотря на требование ВТО, Пекин до сих пор не разрешает иностранным компаниям использовать льготные схемы оплаты автомобилей. Тем не менее, иностранные производители твердо уверены в том, что в скоро будущем эти проблемы будут разрешены. Их уверенность базируется на понимании Пекином той роли, которую иностранные инвестиции должны сыграть в строительстве мощной современной автомобилестроительной промышленности в Китае.

Вернуться к содержанию выпуска

   Отсрочка погашения Индонезией своих долгов
   
(Синьхуа, 12.06.02)
   Лондонский клуб и Центральный банк Индонезии достигли предварительного консенсуса относительно отсрочки погашения задолженности в общей сложности на сумму в 1,3 млрд. долларов США.
   Согласно договоренностей, срок погашения 243 млн. долларов и 6, 5 млрд. иен (52 млн. долларов), истекающий в текущем году, будет отложен на 17,5 лет с возможной отсрочкой еще на 6,5 лет. Также достигнута договоренность об отсрочке погашения на 10 месяцев двух долгов, срок которых истечет соответственно в 2004 и 2005 годах.

Вернуться к содержанию выпуска

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   В экономике Бразилии
   
(По материалам статьи "Левые и долги опустили реал", "Ведомости", автор - Джонатан Карп, и сообщению "AK&M", 14.06.02)
   Бразильская экономика и рынок, выдержавшие в прошлом году внешнюю атаку, сейчас не могут сдержать натиск внутренних проблем - устоявший перед лицом аргентинского кризиса курс бразильского реала в последние дни резко упал: инвесторы опасаются наступления долгового кризиса и прихода к власти популистского правительства.
   С начала года курс реала упал уже на 17%, более 10% из них бразильская валюта потеряла в июне. В среду (12.06) реал упал на 3% до самого низкого уровня за последние девять месяцев - 2,795 реала за доллар. Правительству необходимо рефинансировать $2,4 млрд. госдолга, срок погашения которого истекает на этой неделе, однако во вторник и среду (11-12.06) Центробанку не удалось продать краткосрочные облигации. В нынешней нестабильной политической и экономической ситуации гособлигации становятся все менее популярны у инвесторов, которых сегодня интересуют прежде всего доллары. "Рынки оказались зажаты в угол: валютный курс постоянно снижается, и вместе с ним падает доверие инвесторов, - говорит Ларри Гудман, управляющий директор американской консалтинговой фирмы Globalecon. - Угроза прихода к власти популистского правительства довлеет над рынком".
   По данным социологических опросов, лидер левых Луиш Инасью Лула да Силва уверенно опережает Жозе Серру, которого поддерживает правительство и который, как считают инвесторы, продолжит проводить рыночные реформы и взвешенную бюджетную политику. Да Силва же во время прошлой предвыборной гонки говорил о возможности реструктуризации госдолга. Сейчас, правда, он занимает более умеренную позицию - по крайней мере, на словах. Выборы намечены на октябрь.
   Ситуация в экономике тоже не дает поводов для радости: ВВП растет медленно, а госдолг остается на высоком уровне. Эксперты говорят о необходимости получения новых кредитов МВФ. В ближайшие месяцы правительству необходимо будет погасить долг на несколько миллиардов долларов, а весь госдолг Бразилии составляет $274 млрд.
   Наблюдатели опасаются, что резкое падение реала может заставить денежные власти прибегнуть к валютным интервенциям. В отличие от прошлого года, когда инвесторы путем скупки привязанных к доллару облигаций хеджировали на валютном рынке потери, которые они могли понести из-за кризиса в Аргентине, сегодня они перекладываются в доллары.
   13 июня в первой половине дня реал почти отыграл падение в среду, причем без всяких интервенций. Вероятнее всего, Бразилия получит $10 млрд. из кредитной линии МВФ в $15 млрд., которая истекает в конце года, а Совет директоров Всемирного банка одобрил предоставление Бразилии пакета кредитов на общую сумму $1.01 млрд. $450 млн. предназначены на энергетическую реформу, $400 млн. - на реформу финансового сектора (оба займа выделяются сроком на 10 лет без льготного периода) и $160 млн. - на школьную реформу (12 лет с пятилетним льготным периодом). Это крупнейший пакет кредитов, одобренный Всемирным банком в текущем году.
   Власти Бразилии пытаются успокоить рынки и дать понять, что смогут накануне выборов справиться с долговой проблемой.

Вернуться к содержанию выпуска

   Аргентина не получит новых кредитов
   
(BBC News, 13.06.02)
   Правительство Аргентины признало, что ему не удастся получить от МВФ новые кредиты. Для стабилизации экономики Аргентине нужно около 9 млрд. долларов. Однако после переговоров с чиновниками МВФ в Буэнос-Айресе стало очевидно, что максимум, на что может рассчитывать страна, - это то, что МВФ согласится на отсрочку выплат по долгу в этом году. Об этом заявил один из высокопоставленных представителей правящей партии.
   В этом году Аргентина должна выплатить МВФ 5,5 млрд. долларов, выплата еще 8,6 млрд. запланирована на будущий год.
   Нынешний кризис был вызван объявление в прошлом году дефолта. В общей сложности, страна должна кредиторам - международным банкам и государствам - 141 млрд. долларов.
   Между тем в Аргентине в последнее время все чаще раздаются голоса, обвиняющие бывшего президента страны Карлоса Менема в том, что именно в годы его пребывания у власти в экономики появились признаки надвигающейся катастрофы. Менем был президентом в период между 1988 и 1999 годами.
   Бывшего лидера обвиняют в том, что за эти 11 лет страна, погрязшая в коррупции, тратила слишком много. Тогда же резко вырос долг государства перед частными лицами. Именно эти причины вынудили преемника Менема Фернандо де ла Руа привязать национальную валюту страны - песо - к американскому доллару и резко сократить расходы.
   Менем отрицает эти обвинения: "Во время моего президентства народ Аргентины жил в мире, никто не замораживал банковские вклады, а валютные запасы увеличивались. После 10 декабря 1999 года куда-то пропали около 100 млрд. долларов".

Вернуться к содержанию выпуска

   Долларизация Эквадора: что это дало?
   
("Немецкая волна", 13.06.02, авторы - Андрей Гурков, Йоханнес Бекк)
   Вслед за Панамой, совершившей такой шаг ещё в 1904 году, государство Эквадор в марте 2000 года тоже отказалось от своей безнадёжно больной "деревянной" денежной единицы - она называлась сукре.
   С тех пор примерно 12 миллионов эквадорцев пользуются в своей повседневной жизни исключительно долларами. Жить с долларом эквадорцы привыкли уже давно: из-за высокой инфляции, составлявшей в 90-е годы в среднем 40% и окончательно подорвавшей доверие к национальной денежной единице, цены на автомобили, недвижимость, на сдаваемое в аренду жильё и всевозможные товары длительного пользования неизменно указывались в американской валюте. Да и хранить свои сбережения население тоже предпочитало в долларах.
   К концу 90-х годов примерно 80% всех вкладов в эквадорских банках были долларовыми, да и кредиты финансовые институты тоже выдавали почти исключительно в американской валюте. Так что неофициальная долларизация произошла в этой латиноамериканской стране задолго до принятия политического решения об отказе от национальной денежной единицы. Пойти на такой необычный шаг правительство страны заставил жестойчайший кризис, разразившийся в 1999 году. Инфляция выросла тогда до 52%, а ВВП упал почти на 7.5%, напоминает Маурисио Посо (Mauricio Pozo), возглавляющий консалтинговую фирму Мултьенласе (Multienlace) в эквадорской столице Кито.
   В стране царил тогда полный хаос, - рассказывает Посо. Эквадор постигли рецессия, кризис банковского сектора, дефицит государственного бюджета, сокращение валютных запасов и сильная девальвация. Страна была на пороге гиперинфляции. К тому времени Эквадор уже испробовал самые разные системы обменного курса, и ни одна не дала желаемого результата. Поэтому в конце концов и было принято решение о долларизации.
   У руководства страны просто не было другого выбора, считает и адвокат Марио Прадо (Mario Prado), являющийся членом совета директоров Центрального банка Эквадора. Он уверен, что решение о долларизации было правильным решением, поскольку сукре утратил три важнейших свойства любой валюты: его не использовали ни как платёжное средство, ни как средство сбережения, ни как расчётную единицу.
   Тем не менее, отказ от национальной валюты является весьма сомнительной стратегией, до сих пор убеждён Филипп Готор-Шеффер (Philipp Gotor-Schдffer), заместитель исполнительного директора Германо-эквадорской торгово-промышленной палаты в Кито. По его словам, спад в экономике наступил не из-за плохого состояния сукре. Наоборот: причина девальвации сукре состояла в слабости экономики. В этой ситуации эквадорцы, как образно выразился Готор-Шеффер, поступили следующим образом: обнаружив, что у них высокая температура, они выбросили градусник и тут же решили, что уже выздоровели.
   Однако ни о каком быстром выздоровлении не могло быть и речи, подчёркивает экономический консультант представительства немецкого Фонда имени Фридриха Эберта в Кито Альберто Акоста (Alberto Akosta). Он напоминает, что в первый год после перехода на доллар темпы роста инфляции не только не снизились, а, наоборот, почти удвоились.
   Инфляция по-прежнему остаётся серьёзной проблемой для экономики Эквадора. Долларизация не помогла остановить роста цен. В конце прошлого года он всё ещё составлял более 22%. В тот момент это был самый высокий уровень инфляции во всей Латинской Америке. Темпы роста инфляции в Эквадоре были в 10 раз выше, чем в США, хотя у двух этих стран - одинаковая валюта.
   Представитель МВФ в Эквадоре Джеффри Фрэнкс (Jeffrey Franks) считает итоги долларизации весьма положительными - и в качестве аргумента приводит рост ВВП страны, составивший в прошлом году почти 5.5%.
   Центральный банк Эквадора исходит из того, что уже к концу нынешнего года ему удастся снизить инфляцию примерно до 10%. Тогда в следующем году можно будет попытаться довести её до уровня, приемлемого по международным масштабам. Что же касается процентных ставок, то в Эквадоре они по-прежнему очень высокие - хотя в самих США они упали до рекордно низкой отметки за последние 40 лет. А в Эквадоре банки предоставляют кредиты примерно под 16% годовых. Это, естественно, тормозит развитие экономики, потому что далеко не каждая фирма может позволить себе взять столь дорогой кредит. Если раньше Центральный банк Эквадора мог при необходимости напечатать дополнительные деньги, то теперь он этой возможности лишён.
   Предприниматель Луис Мальдонадо (Luis Maldonado) указывает на то, что на предприятиях страны возросла стоимость производственных расходов. Из-за этого снизилась конкурентоспособность эквадорских фирм на международных рынках. Раньше ситуацию можно было скорректировать путём девальвации национальной валюты, но теперь это исключено, ведь девальвировать доллар нельзя.
   Снижение конкурентоспособности эквадорских фирм привело к тому, что многие из экспортёров превращаются в импортёров, говорит предприниматель Луис Мальдонадо и в качестве примера приводит свою собственную фирму, выпускающую продукты питания. Раньше она, к примеру, экспортировала печенье. Сейчас это уже невыгодно. Более того, теперь Мальдонадо закупает часть сырья, например, пшеницу и мёд, не у отечественных производителей, а у более дешевых поставщиков из соседних стран.
   Впрочем, в том, что Эквадор теперь не имеет возможности решать свои экономические проблемы путём девальвации национальной валюты, есть и весьма положительные стороны, отмечает Джон Вьё, представляющий в Кито немецкий Dresdner Bank, констатирует то, что товаропроизводители вынуждены теперь работать более эффективно.
   Ради сохранения своей конкурентоспособности им приходится оптимизировать производственные процессы и транспортные потоки. Раньше они могли этого и не делать, поскольку говорили себе: сукре всё равно девальвируют, и я по-прежнему смогу экспортировать свою продукцию.
   Экономический консультант представительства немецкого Фонда имени Фридриха Эберта в Кито Альберто Акоста даёт весьма пессимистический прогноз: главное достижение долларизации в том, что она остановила процесс девальвации. Однако именно это достижение вскоре станет причиной провала долларизации.
   Почему? Из-за отрицательного сальдо внешенторгового баланса, подчёркивает Альберто Акоста. Если Эквадор и дальше будет покупать за границей больше товаров, чем вывозить, он автоматически начнёт терять доллары. Денежная масса неминуемо уменьшится. В других странах центральные банки имеют возможность напечатать свежие деньги - у Эквадора после перехода на американский доллар такой возможности больше нет. Значит, надо обеспечить стабильный приток валюты в страну.
   Источником поступления долларов, помимо экспорта, могут быть прямые иностранные инвестиции. После долларизациии Эквадора объёмы капиталовложений из-за рубежа, действительно, несколько увеличились, однако почти 80% поступающих средств направляется в нефтедобывающую промышленность. Вкладывать деньги в другие отрасли эквадорской экономики иностранцы пока не спешат - несмотря на стабильность валюты. Джон Вьё, представляющий в Кито немецкий Dresdner Bank, объясняет, почему: иностранных инвесторов интересуют различные факторы, и стабильная валюта - только один из них.
   Другой важный фактор - наличие правовой системы, способной защищать права инвесторов. Такой системы в Эквадоре нет. Кроме того, эта страна срочно нуждается в реформах, которые могли бы положить конец коррупции.
   Ещё один способ получения долларов - просто брать их в долг. Именно этим все последние годы занималась Аргентина - и теперь оказалась в тяжелейшем кризисе. Эквадор в своё время тоже активно заимствовал средства за рубежом, но в 1999 году ему пришлось объявить мораторий на выплату своих долгов. После этого дефолта страна практически отрезана от международного финансового рынка. Несмотря на то, что иностранные кредиторы списали часть внешней задолженности Эквадора, она всё ещё столь велика, что думать о новых заимствованиях просто бессмысленно.
   Вот и получается, что едва ли не основным источником поступления в страну долларов являются денежные переводы эмигрантов, поддерживающих оставшихся на родине родственников.
   Без основополагающих экономических и общественно-политических реформ Эквадор не сможет решить свою главную проблему, которая состоит в том, что долларизация есть, а долларов не хватает. О необходимости реформ говорит и представитель МВФ в Эквадоре Джеффри Фрэнкс. По его словам, если страна выбирает режим жёстко фиксированного обменного курса, то все остальные составные части экономики должны быть предельно гибкими, чтобы иметь возможность амортизировать воздействие неблагоприятных факторов. Гибкими должны быть прежде всего рынок труда и рынок капитала. Кроме того, нужны эффективно работающая инфраструктура и высокоразвитая сфера обслуживания.
   Итак, спустя два года после перехода на доллар Эквадор оказался на распутье. Либо он воспользуется начавшимся экономическим подъёмом, чтобы провести давно назревшие структурные реформы, либо рано или поздно повторит печальный опыт Аргентины.

Вернуться к содержанию выпуска

   Австралия нанесла удар по Киотскому протоколу
   
(KM.ru, 10.06.02)
   Киотский протокол по изменениям климата претерпел тяжелый удар, когда к оппозиции в лице США присоединилась Австралия, подписавшая документ всего 7 месяцев назад. Как сказал австралийский премьер-министр во время выступления в парламенте, "протокол не в наших интересах; он будет стоить рабочих мест и повредит промышленности". Это произошло на следующий день после того, как японский кабинет министров согласился ратифицировать договор, и через 5 дней после ратификации его странами Евросоюза. Австралийский отказ был пролоббирован угледобывающей отраслью страны и США.
   Австралия - крупнейший в мире экспортер угля, при сжигании которого выделяется больше углекислого газа, чем при сжигании любого другого вида ископаемого топлива. У австралийского правительства существуют опасения, что принятие протокола будет означать перетекание использующих уголь отраслей из Австралии в развивающиеся страны, для которых не существует ограничений по выбросам парниковых газов. Протокол может вступить в силу и без согласия Австралии и США, так как для его ратификации требуется согласие стран, производящих 55% выбросов парниковых газов в мире промышленно развитых стран. Эта цифра может быть достигнута, если к Евросоюзу и Японии присоединятся, к примеру, Россия, Украина и Польша. Российское правительство уже пообещало завершить процесс ратификации к концу 2002 года. Но австралийская позиция увеличивает вероятность того, что и Канада вступит в ряды "отказников".

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное