Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новостной выпуск от 15.04.02 (2-ая часть)


Информационный Канал Subscribe.Ru Новый модный поиск - www.lycos.ru


Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 15.04.02. (2-ая часть)

   Обратите внимание. Возможно, Вас заинтересует наш новый проект "Мировая экономика: Летопись". Самые интересные факты о мировой экономике. Великие компании, легендарные менеджеры, выдающиеся экономисты, памятные даты, то, что уже стало историей, и то, что станет историей завтра.
   Подписаться на рассылку "Мировая экономика: Летопись", можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.letopis или на официальном сайте рассылки http://bcorp.wallst.ru/letopis/letopis.html.

Содержание:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
   Европейцы почти привыкли к евро
   Метаморфозы инфляции
   Европейцы создали антитеррористического страховщика
   Количество автострад в Европе растет год от года
   Евросоюз против свалок
   Как Португалия проиграла Испании
   Итальянцы не любят спешки
   Греция модернизирует энергоотрасль
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
   Азиатский банк развития прогнозирует рост экономики Азии
   Развитие рынка контейнерных перевозок в Азиатском регионе
   Китайская стена для ВТО
   Китайское вторжение в США
   Сокращение внешней задолженности Южной Кореи
   Южная Корея отменит меры по стимулированию экономического развития
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
   События в Венесуэле
   Потери Ирака от экономической блокады
   Индийцы не хотят укрупнения ферм


ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН

   Европейцы почти привыкли к евро
   
(Газета.ru, 11.04.02)
   Первые 100 дней обращения евро доказали, что новая европейская валюта утвердилась как повседневная реальность в жизни 305 млн. граждан Евросоюза. Такой вывод содержится в комментарии Европейской комиссии к опубликованным в среду (10.04) в Брюсселе аналитическим данным по использованию евро в странах ЕС.
   Еврокомиссия заявила, что мнение европейских граждан о новой валюте "в значительной мере позитивно". 84% населения зоны евро считают, что переход на новые деньги "прошел спокойно и является в основном успехом". 87% утверждают, что переход на евро лично для них был "более чем спокойным". 72% граждан заявили, что они были хорошо подготовлены к 1 января 2002 года, а 88% считают, что их хорошо информировали. Общие результаты подтверждают, что современная счетная техника и другие технические средства в значительной мере способствовали успешному вводу в обращение новой валюты.
   Как отметила Еврокомиссия, переход на евро был "грандиозной акцией", в которой сплоченно участвовали средства массовой информации, банки, власти на всех уровнях и сами европейцы. Это была "операция, движимая энтузиазмом".
   Этот энтузиазм, подчеркивают в Брюсселе, до сих пор помогает преодолевать трудности восприятия евро, которые еще остаются. Так, большинство граждан ЕС все еще используют цены в старых национальных валютах как средство ориентации в евро. И только 17% утверждают, что уже научились в своей повседневной жизни "думать в евро".
   Впрочем, это почти не отразилось на привычках потребителей. Две трети утверждают, что с момента введения евро продолжают покупать "так же и столько же" Однако 50% граждан все же хотели бы, чтобы торговые точки, банки и сфера услуг продолжали указывать две цены - "в старых и новых деньгах". Опросы свидетельствует, что люди лучше управляются с бумажными деньгами, чем с монетами евро, к которым привыкают труднее.
   Три четверти граждан отметили, что цены в национальных валютах после 1 января были округлены в евро "на повышение". В комментарии Еврокомиссии признается, что, действительно, на целый ряд повседневных товаров цены после 1 января выросли. Особенно это заметно на тарифах ресторанов и кафе. Эффект инфляции от перехода на евро оценивается в 0,16%.

   Метаморфозы инфляции
   
(По материалам статьи "Не верь глазам своим", "Ведомости", 10.04.02, автор - Виктор Агаев)
   Если верить отчетам статистического ведомства Германии, то цены в этом году выросли на 2% , в худшем случае на 5%. Однако с кем ни поговори, все жалуются, что тратят сейчас на жизнь примерно на 30% больше, чем год назад. Самое поразительное, что и те и другие правы. К тому же само по себе появление евро играет в этом подорожании незначительную роль - в худшем случае 0,5% роста цены обязаны появлению евро.
   Чтобы понять этот парадокс, нужно вспомнить, что в преддверии введения евро в наличное обращение подавляющее большинство жителей Германии были уверены, что государство, банки и торговля попытаются сделать все возможное, чтобы переложить на народ все расходы, связанные с заменой валюты. Так все и произошло. Причем, понимая, что после 1 января бдительность будет очень высокой, магазины начали вздувать цены еще прошлым летом.
   Институт исследования спроса, наблюдая с апреля по июль 2001 г. за развитием цены на 1000 изделий, пришел к выводу, что почти 90% из них подорожали, т. е. указанная на товаре цена в евро была выше той, которая должна была бы получиться, если бы стоимость в марках просто разделили на 1,95583 - это коэффициент пересчета евро в марки. Скажем, на ценнике шампуня, который продавался за DM4,99, стояла почему-то цена 2,64 евро, что в обратном пересчете дает примерно DM5,26. Или пачка масла, стоившая в 2000 г. DM1,69, в 2001 г. вдруг стала стоить DM1,89. При введении евро цена могла быть даже округлена в пользу покупателя, но тем не менее заранее проведенное повышение цены сделало масло дороже. В некоторых случаях цена в прошлом году выросла на 30%.
   Всем повышениям цен этого года специалисты находят какие-то объяснения. Так, сообщается, что овощи подорожали вдвое, поскольку зима в Италии и Испании была более сложной, чем обычно. Правда, в конце марта огурцы, похоже, "одумались" и вновь стоили, как осенью. А цены на мясо-молочные продукты, хлеб, кофе постоянно стремятся падать. В отличие от цен на вина.
   Многие владельцы магазинов и ресторанов не скрывают, что воспользовались нынешней ситуацией, чтобы провести давно запланированное повышение цен. Сейчас это можно объяснить и общим повышением цен, и, например, необходимостью печатания новых меню. Кое-кто заранее повышает цены на напитки в банках и бутылках, зная, что вскоре будут введены залоговые цены на одноразовую посуду.
   Билеты на железной дороге и на городском транспорте стали дороже, поскольку автоматы не могут работать с мелочью. Повышению цен способствовало и введение банками платы за обмен марок на евро. Казалось бы, с введением евро должны исчезнуть или сократиться поборы, которые берут банки за использование кредитных карточек за границей. Ан нет, хотя иностранных валют не стало, плата за перевод из одной валюты в другую выросла на 0,5% , а в некоторых банках еще больше.
   На росте потребительских цен сказалось и повышение налога на горючее в Германии. Нынешнее повышение налога на горючее (третье за последние три года) является частью пенсионной реформы. Повышение небольшое - каждый год всего лишь 0,03 евро на литр, но в целом налог на горючее составляет теперь основную часть его цены - из одного евро, который вы отдаете за литр бензина, государство и местный бюджет забирают себе в виде налогов примерно три четверти. Естественно, нынешнее повышение цены на нефть приведет к новому росту всех цен. Не стоит забывать, что цены на бензин в конце 2001 г. были на 37% ниже, чем в конце 2000 г.
   Росту цен в Германии помогло и увеличение налогов на все страховые услуги и табак - в связи с необходимостью финансировать меры безопасности после 11 сентября.
   Во многих случаях, однако, повышение цен никто не объясняет. Час парковки стоил DM1, а сейчас - 1 евро. Любопытные изменения происходили в каталогах книг, приходящих из России. До середины прошлого года цены обозначались в марках. В конце года в каталоге были просто цифры, которые покупатель понимал как цены в марках (так оно и было) , но с января те же цены уже в евро. И таких психологических моментов немало. Зарплату народ если получает, то безналичным образом. А потому большинство еще просто не привыкло к тому, что на счет приходит вдвое меньше, чем в декабре. Не привыкли люди и к новым деньгам, а потому часто дают на чай в ресторане или такси пять евро, подсознательно полагая, что это пять марок. Однако процесс привыкания происходит, по общему впечатлению, менее болезненно и проще, чем все опасались.

   Европейцы создали антитеррористического страховщика
   
(По материалам "Коммерсантъ", 08.04.02, автор – Татьяна Гришина)
   5 апреля было сообщено о создании европейского страховщика, специализирующегося на страховании рисков теракта,– Special Risk Insurance and Reinsurance Luxembourg S. A. (SRIR). В результате европейцы решат проблему дефицита соответствующих страховок, а наши компании получат новый канал для перестрахования отечественных рисков теракта.
   После сентябрьских событий в США многие страховщики отказались страховать риски, связанные с терактами. Компании приняли такое решение после первых прогнозов о предстоящих выплатах после американских терактов. Называвшиеся разными специалистами суммы возмещений доходили до $110 млрд. Правда, по словам главы российского представительства Кельнского перестраховочного общества (GeneralCologne Re) Капитолины Турбиной, "больше похожа на правду сумма, зафиксированная в недавнем отчете Swiss Re,– $50 млрд.". Но и это немало.
   Страховщики решили, что неправильно продавать страховую защиту от риска теракта в пакете с более прогнозируемыми рисками. Однако потребность в этом виде страхования сейчас велика как никогда. Для этого крупнейшие участники европейского страхового рынка учредили отдельную компанию SRIR с уставным капиталом в 500 млн. евро. Ее владельцы – швейцарские Zurich Financial Services и Swiss Re, бермудская XL Capital, немецкие Hannover Re и Allianz и французский страховщик SCOR. Первым пяти участникам компании принадлежит по 18,18% акций нового страховщика, а SCOR – 9,1%.
   Создание SRIR наряду с правительственными гарантиями евростран (к примеру, страховщики Германии надеются получить их до конца года на 2 млрд. евро) должны, по мнению создателей этого страховщика, решить проблему страхования от терактов. Тем не менее о том, на какую сумму новый страховщик готов принять риски теракта, его учредители пока не говорят.

   Количество автострад в Европе растет год от года
   
(lenta.ru, 11.04.02)
   Количество автомобильных дорог в странах Европы за последнее десятилетие прошлого века выросло почти на 50% процентов, сообщает статистическая служба Европейского Союза (Eurostat). По данным этой организации, наибольшее число автострад зафиксировано в Германии. Здесь протяженность всех скоростных автомобильных дорог на конец 1999 года составила 11 427 километров, тогда как в 1990 году этот показатель был равен 10 809 километрам. На втором месте идет Франция, где распложено 9 303 километра автострад, а на третьем - Испания, где количество скоростных автодорог выросло почти в два раза и составило 8 257 километров. В Италии протяженность всех автомагистралей составляет 6 453 километра, а в Англии всего 3 421 километр.
   Для сравнения, наименьшая протяженность всех автострад зафиксирована в Люксембурге, где этот показатель равен всего 115 километрам, а в Греции, обладающей довольно большой территорией - всего 500 километров автострад. Из стран бывшего "соцлагеря" наибольшей протяженностью автострад (499 километров) отличается Чехия, а на втором месте идет Венгрия (448 километров).
   Стоит также отметить, что среди балтийских стран на первом месте по протяженности автострад находится Эстония - здесь этот показатель составляет 87 километров, а наименьшей - Латвия, где нет скоростных автострад вообще.

   Евросоюз против свалок
   
(NTVRU.com, 11.04.02)
   Все ненужные домашние электроприборы и бытовая техника должны быть отправлены на переработку в компании-производители - об этом говорится в законодательном акте принятом 10 апреля в Европейском Парламенте.
   Всякая вещь, у которой имеется провод с вилкой - от тостеров и фенов до персональных компьютеров - попадает под действие нового закона, направленного на то, чтобы уменьшить размеры свалок в Европе, общий объем которых составляет уже шесть миллионов тонн в год. В среднем, каждый европеец выбрасывает семнадцать килограммов электрооборудования в год, указывает The Times.
   Новые постановления вступят в силу в 2005 году. Постановления обяжут компании, производящие электрическую технику, взять на себя расходы по переработке оборудования, которое потребитель перестает использовать. Аналогичные действия, как указывает газета, уже выполняются автомобильными производителями, которые занимаются переработкой старых автомобилей.
   Между тем организация Orgalime, представляющая интересы 28 европейских торговых федераций, в состав которых входят 100000 технических, электрических, электронных и металлообрабатывающих компаний, уже подсчитала расходы на внедрение новой инициативы законодателей. По расчетам экспертов, претворение в жизнь этих планов потребует 7,5 млрд. долларов в год, не считая 15 млрд. новых инвестиций плюс дополнительно 40 млрд. на переработку материалов, уже находящихся на рынке. По оценкам одного из производителей, цена нового холодильника возрастет на 14 фунтов.
   Кроме того, по новому закону домовладелец будет должен отделить вышедшие из употребления электротовары от других отходов. Чтобы этого добиться, к концу 2005 года каждого жителя обяжут собрать 6 кг домашнего электрического хлама.

   Как Португалия проиграла Испании
   
("Ведомости", 10.04.02, автор - Карлта Вицтум)
   Испания и Португалия вступили в ЕС в 1986 г. С тех пор и та и другая страна получила десятки миллиардов долларов от ЕС в виде экономической помощи. Однако Испания процветает, а Португалия - нет.
   В середине 90-х "легкие" деньги привели к бурному росту спроса на внутренних рынках и, как следствие, к развитию национальных экономик этих стран. В 1999 г. Испанию и Португалию приняли в Европейский валютный союз, и тут их пути разошлись.
   Испания продолжала двигаться курсом экономических реформ, в то время как в Португалии процесс реформирования экономики застопорился. Испания упорно занималась сокращением государственных расходов и снижением ставок подоходного налога. Португалия, напротив, государственные расходы увеличила, но с поголовным уклонением от выплаты налогов по-прежнему не справлялась.
   Результат может стать наглядным уроком для стран Восточной Европы, ведущих переговоры о вступлении в ЕС. Как свидетельствует пример этих двух стран, вступление в ЕС не означает, что можно почить на лаврах, не уделяя должного внимания экономическим проблемам.
   В прошлом году впервые за долгое время бюджет Испании оказался сбалансированным. Между тем в Португалии бюджетный дефицит составляет приблизительно 2,4% ВВП. Экономика Испании, по прогнозам аналитиков, вырастет в этом году на 2% , а то и больше, в то время как в Португалии экономического роста не будет либо он будет крайне незначительным. В Испании уровень инфляции к концу 2001 г. составил 2,7% , в Португалии - 4,3%.
   Отчасти причины таких расхождений - политические. Во время подготовки к вступлению в зону евро у власти в Испании находилась правоцентристская Народная партия, а в Португалии - левоцентристская Социалистическая партия.
   Социалисты победили на выборах в Португалии в 1995 г., пообещав модернизировать экономику. Однако из-за стремительного экономического роста слабые места в структуре экономики стали менее заметны, и реформы стали казаться не столь необходимыми. Когда же Португалию приняли в Европейский валютный союз, исчезла общая цель, которая объединяла граждан страны, и стремление к переменам заметно ослабло.
   Общий экономический спад в Европе высветил узкие места в экономике страны, а слабое коалиционное правительство уже было не в состоянии принимать решительные меры. Премьер-министр Португалии Антониу Гутерриш, неизменно стремившийся к консенсусу, также не обладал достаточной политической волей, чтобы предпринять непопулярные шаги. В декабре после унизительного поражения на муниципальных выборах он подал в отставку. Нынешнему правительству, тоже коалиционному, предстоит срочно расчищать финансовые завалы.
   В 1992 г. Испания тоже пережила правительственный кризис, однако он лишь подстегнул процесс реструктуризации национальной экономики. В 1996 г. , когда к власти пришло правоцентристское правительство, в Испании уже шли процессы реформирования рынка труда, приватизации госпредприятий и сокращения государственных расходов. Правительству Хосе Марии Аснара оставалось лишь следовать намеченным курсом.

   Итальянцы не любят спешки
   
("Ведомости", 11.04.02, автор - Сергей Франк)
   Bella Italia хорошо известна как страна культуры, музыки, пиццы и вина. Но об особенностях ведения бизнеса в этой стране знают немногие.
   Как известно, Италия делится на Северную и Южную. Это проявляется не только в диалектных различиях или особенностях характера жителей, но и в стиле ведения дел. Северяне - люди гораздо более деловые, активные, тогда как южане - более расслабленные, не привыкшие спешить по делам. Рим по своей атмосфере тоже отличается от индустриального севера с его крупнейшими центрами (Милан, Турин). Диапазон различий может быть достаточно широким в разных секторах бизнеса.
   На севере обосновались международные компании, руководители которых учились за границей и имеют опыт работы в иностранных корпорациях. Они разительно отличаются от частных семейных фирм где-нибудь в Тоскане или Венеции, которые тоже ведут исключительно успешный бизнес, сплошь и рядом ориентированный на экспорт. На переговорах эти компании нередко бывают представлены только хозяином или, скажем, семейной парой.
   Однако есть правила, которые лучше соблюдать всем, кто ведет переговоры с итальянской компанией, независимо от ее "прописки".
   По сравнению с американскими стандартами деловой мир Италии больше ориентирован на межличностное взаимодействие (и это как раз более понятно русским людям). Итальянский бизнесмен постарается прежде всего наладить с вами человеческий контакт. Этой цели служат совместные трапезы и другие формы времяпрепровождения.
   Когда речь идет о важных вопросах, итальянцы обычно не ограничиваются одним телефонным звонком - необходима личная встреча, особенно на начальной стадии ведения переговоров. Скорее всего, вас сразу пригласят на обед или ужин. Еда и вино - полноправные участники итальянской деловой жизни. Совместные развлечения тоже способствуют сближению.
   Можно смело утверждать, что во всей Италии (хотя это, конечно, больше относится к югу) время течет медленнее, чем, скажем, в США. Это отражается и на деловых отношениях. Неторопливость особенно бросается в глаза при общении с государственными чиновниками.
   Итальянцы славятся своими великолепными и продолжительными обедами. Итальянский партнер с удовольствием примет и ваше приглашение. В последние годы, правда, длительность трапез у итальянцев заметно сократилась. Особенно это касается нового поколения руководителей: у них обеды почти так же кратки и функциональны, как у строгих англосаксов.
   Итальянцы привыкли общаться в живой, непринужденной манере. Здесь невозможно планировать жизнь по минутам: собираясь на деловую встречу, надо обязательно иметь в запасе "добавленное время". Итальянцы склонны к цветистым речам и способны говорить часами, так что переговоры могут затянуться.
   Однако это не означает, что можно опаздывать на встречу и позволять себе не выполнять обещанное. Итальянцы ценят пунктуальность и обязательность. Они предпочитают иметь дело с людьми, на которых можно положиться и которые способны обеспечить четкую организацию проекта.
   На встречах и презентациях несколько человек могут говорить одновременно. Общение может оказаться весьма плодотворным: итальянцы отличаются гибкостью и не стремятся идти проторенными путями, так что вполне возможно, что в шумных спорах родится принципиально новое решение.
   Ваши партнеры не будут настаивать на доскональном соблюдении формальностей - они скорее практичны и ориентированы на результат. Избегайте прилюдно критиковать своего партнера, во всеуслышание указывать на недостатки в работе его компании. С его точки зрения, он рискует при этом "потерять лицо". О негативной стороне проблемы с итальянцем надо говорить максимально деликатно. Старайтесь быть вежливым, предупредительным и всячески подчеркивать свое уважение к партнеру.
   Структура рабочего дня в Италии сильно изменилась в последние годы, особенно в сфере информационных технологий, медиа-бизнеса, телекоммуникаций, консалтинга. Здесь уже редко уходят из офиса в пять часов - обычной практикой становится более продолжительный рабочий день.
   Компании, представляющие старые секторы экономики, тяготеют к более жесткой иерархической структуре. Однако живой контакт между людьми на всех уровнях поддерживается постоянно: например, топ-менеджеры активно общаются с менеджерами среднего звена, которые тоже участвуют в процессе принятия решений.
   Для того, кто желает войти в деловой мир Италии в качестве полноправного участника, важно хорошее знание итальянского языка, особенно когда речь идет об устройстве на работу в этой стране. Английский как язык делового общения и деловой переписки принят больше в таких городах, как Рим, Милан и Турин, среди молодых бизнесменов, занимающиеся высокими технологиями, телекоммуникациями и медиа-бизнесом. По мере продвижения на юг страны знание английского ухудшается. Владельцы фирм, занимающихся старыми, традиционными видами бизнеса, тоже не видят необходимости в изучении чужих языков.
   Одеваться в деловой Италии принято элегантно и консервативно. Для общения с итальянскими партнерами вам тоже стоит надевать стильные, консервативные и одновременно модные костюмы. В любой ситуации, даже когда на вас повседневная одежда, вы должны выглядеть элегантно и аккуратно - ни в коем случае нельзя выглядеть неряшливо. Тем не менее для молодых бизнесменов, относящихся к поколению "новой экономики", уже становится нормальной "повседневная пятница" (casual Friday) на протяжении всей недели.
   Составляя бизнес-календарь, имейте в виду, что август для итальянцев - пора отпусков. В это время офисы и государственные конторы пустеют. Впрочем, итальянская бюрократия и в обычное время славится своей нерасторопностью. Получение необходимых лицензий, справок, разрешений и виз может занять больше времени, чем вы рассчитывали.
   Считается, что причина всех этих проволочек - специфика итальянского законодательства: некоторые законы, появившиеся еще во времена Римской империи, до сих пор не отменены, а ведь к ним постоянно добавляются новые. Принятие общих для Евросоюза регулирующих актов еще больше осложняет ситуацию. Так что искушенный адвокат необходим в этой стране, как ни в какой другой.

   Греция модернизирует энергоотрасль
   
(Газета.ru, 12.04.02)
   Греция направит на модернизацию энергетического сектора страны $14,5 млрд. Об этом после заседания правительства сообщил премьер-министр Греции Костас Симитис. По его словам, страна, перестроив энергосеть, станет "энергетическим сердцем Балкан". Восьмилетняя программа включает планы соединения с энергетической сетью Европы и увеличение поставок природного газа через соседнюю Турцию. Модернизация энергетического сектора поможет создать 55 тыс. новых рабочих мест.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   Азиатский банк развития прогнозирует рост экономики Азии
   
(Синьхуа, 09.04.02)
   Азиатский банк развития (АБР) опубликовал доклад о перспективах развития Азии в 2002 году, в котором говорится, что благодаря улучшению экономической ситуации в США внутренний спрос во многих азиатских странах стал расширяться. Это явилось стимулом для развития экономики. По прогнозу банка, средние темпы роста в развивающихся странах и районах региона в этом году увеличатся с прошлогодних 3,7% до 4,8%, а в будущем году составят 5,8%.
   По мере восстановления мировой экономики и постепенного развития информационных и телекоммуникационных технологий ситуация с экспортом товаров из развивающихся государств и районов Азии в текущем году будет постепенно улучшаться. В прошлом году экспорт сократился на 6,8%, в этом году возрастет на 5,5%, а в будущем году - на 9,2%.
   В докладе указывается, что в начале нынешнего года в азиатской экономике наметились воодушевляющие признаки. Это служит основанием для прогноза о том, что в регионе сохранится тенденция относительно быстрого экономического роста.
   Экономический рост в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии в прошлом году составил соответственно 3,9%, 1,9% и 4,9%, а в этом году увеличится соответственно до 5,2%, 3,4% и 5,4%. Темпы экономического роста в Центральной Азии, которые в предыдущем и прошлом годах составили соответственно 8,7% и 10,7%, в текущем году несколько замедляется и достигнут 5,7%.
   Несмотря на прогнозирование постепенного роста экономики развивающихся стран и районов Азии в нынешнем и будущем годах, внутренние и внешние факторы отрицательного характера, угрожающие экономическому возрождению, все еще существуют. Первые из них связаны с тем, что, во-первых, темпы восстановления внутреннего спроса, вероятно, будут медленнее, чем прогнозировалось. Во-вторых, могут возникнуть явления глобального или временного характера, оказывающие давление на инфляцию. Так, например, нынешний кризис на Среднем Востоке привел к повышению цен на нефть. Основным внутренним фактором является то, что экономические реформы и структурные преобразования во многих азиатских странах осуществляются медленно, подчеркивают авторы доклада.

   Развитие рынка контейнерных перевозок в Азиатском регионе
   
(По материалам статьи "Крутые маршруты", The Economist, 06.04.02, перепечатано в журнале "Русский фокус", 08.04.02)
   После того как Америка увеличила объем импорта из Азии, самым оживленным стал торговый путь через Тихий океан. Поскольку в конце 90-х объем торговли возрастал (не считая небольшой паузы, вызванной кризисом 1998 г. в Азии), перевозчики осваивали крупные рынки сбыта, используя крупнотоннажные суда. В результате начался бум заказов на постройку новых судов. Флот контейнеровозов в 2001 г. увеличился на 12%, а в этом году, по оценке консультационной фирмы H.P. Drewry, должен вырасти еще на 10%.
   В связи с прогнозируемым быстрым ростом грузооборота Южная Корея и Япония в настоящее время ведут строительство новых судов, общая грузоподъемность которых эквивалентна 30% грузоподъемности всего мирового флота контейнеровозов. Вскоре будут спущены на воду суда грузоподъемностью 8000 TEU - шаг навстречу ожидаемому увеличению объема мировой торговли в два раза в ближайшие 10 лет.
   Правда, в краткосрочном плане наблюдается излишек судов торгового флота. Именно это обстоятельство за последние два года вызвало обвал показателей объема грузовых контейнерных перевозок. Например, на ключевом, Тихоокеанском направлении с 2000 г. они упали примерно на 50%.
   Перевозка грузов на большинстве маршрутов организована в рамках объединений перевозчиков. Им часто предоставляется антимонопольный иммунитет ради практических выгод, которые они приносят, - предоставления согласованных, регулируемых и предсказуемых услуг. На проблему избыточного тоннажа объединения перевозчиков отреагировали временным выводом из эксплуатации судов, пересмотром маршрутов и сокращением списка услуг. Например, объединение New World Alliance, обслуживающее перевозки из Азии в Европу, в этом году сократило тоннаж своего флота на 20%.
   На тихоокеанском маршруте 14 участников Соглашения по стабилизации перевозок через Тихий океан (Transpacific Stabilisation Agreement) в этом году ожидают потери в объеме $1,2 млрд. - в дополнение к потерям прошлого года, составившим $800 млн. H.P. Drewry прогнозирует рост контейнерных перевозок на американский континент на 1,3% (в 2001 г. рост составил 1%). Общий объем грузооборота поставок на американский континент в 2001 г. равнялся 7,3 млн TEU (7,2 млн. в 2000 г.), а при поставках экспортных грузов из Америки - 3,7 млн. TEU (3,8 млн. в 2000 г.). На маршрутах, ведущих через Атлантический океан и связывающих Европу и Северную Америку, в 2000 г. и 2001 г. в западном направлении было перевезено 2,1 млн. TEU, а в восточном - 1,6 млн.
   Для того чтобы стать перевозчиком мирового уровня, необходимы огромные капиталовложения в строительство судов, контейнеров, приобретение портового оборудования и информационные технологии. Поэтому в отрасли прошел процесс консолидации. По иронии судьбы США, которые на заре "контейнеризации" занимали ведущие позиции, за последние годы потеряли своих перевозчиков, которые были куплены иностранными компаниями: компания Neptune Orient Line of Singapore купила American President Lines, а датский конгломерат Maersk приобрел Sea-Land - компанию, которая была пионером в области контейнерных перевозок.
   В связи с падением процентных ставок и потребностью в консолидации в отрасли вряд ли найдутся средства для капиталовложений в закупку оборудования, обеспечивающего повышение уровня безопасности контейнерных перевозок. Если правительства хотят, чтобы торговля стала безопасней, им придется, по крайней мере временно, внести свою лепту.

   Китайская стена для ВТО
   
("Ведомости", 11.04.02, автор - Евгений Верлин)
   Транснациональные корпорации с нетерпением ждут того момента, когда в соответствии с условиями вступления КНР во Всемирную торговую организацию откроются самые лакомые секторы китайской экономики.
   Но западные капиталисты рано радуются: китайский бизнес сделает все, чтобы их оттеснить. Спаянные кровными интересами и этническими узами элиты Китая и Гонконга собираются опередить иностранцев, подписав Соглашение о тесном экономическом сотрудничестве между китайской провинцией Гуандун и Специальным административным районом Гонконг.
   По замыслу разработчиков готовящегося сейчас экономического соглашения, в прилегающих к Гонконгу районах Гуандуна будет создана "двусторонняя" зона свободной торговли. Через это окно гонконгские инвесторы могут быстро внедриться в банковский и финансовый секторы, страхование, телекоммуникации, оптовую торговлю, перевозки, туризм и т. д. То есть в те отрасли, куда "обычные" зарубежные инвесторы получат доступ не раньше чем через пять лет. Тогда для гонконгских и китайско-гонконгских фирм все значительно усложнится: придется выдерживать конкуренцию с западными транснациональными корпорациями.
   Особые условия для Гонконга - это, по сути, продолжение отработанного междусобойчика по приватизации китайской экономики "своими людьми". Дело в том, что примерно две трети инвестированных из Гонконга в Китай денег (а они составили половину из всей суммы накопленных за 20 лет внешних инвестиций в экономику КНР) на самом деле "возвратные инвестиции". То есть тот навар от экспортно-импортных операций, который аккумулируется на счетах дочерних фирм китайских компаний в Гонконге, а затем реинвестируется в китайскую экономику под видом "иностранных инвестиций".
   С подписанием договора о тесном экономическом сотрудничестве у гонконгско-китайского бизнеса появятся благоприятные возможности выкупить контрольные пакеты акций государственных компаний-монополистов в пока еще закрытых для прочих инвесторов секторах. А потом, например, с выгодой перепродать что-то западным инвесторам.
   В рамках означенного процесса ускорится де-факто приватизация экономики КНР. В китайско-гонконгской зоне свободной торговли будут прописываться крупные китайские корпорации, занимающие главенствующие позиции в соответствующих секторах.
   Многие уже это делают, создавая дочерние предприятия в свободной экономической зоне Шэньчжэнь и других районах провинции Гуандун, прилегающих к Гонконгу. Здесь, в устье реки Чжэцзян, производится более трети всего объема китайской экспортной продукции, создаваемой на тысячах предприятий, открытых при участии иностранного, в основном гонконгского, капитала.
   В выигрыше от затеи с тесной экономической дружбой окажется прежде всего капитал "китайского происхождения" - либо дочерних фирм из КНР, либо лояльных Пекину гонконгских магнатов. Именно их интересы лоббируют Генеральная торговая палата Гонконга и гонконгский Дипломированный институт бухгалтеров управления. Они выступают за то, чтобы субъектами бизнеса в будущей зоне свободной торговли с гонконгской стороны могли выступать только фирмы, которыми владеют этнические китайцы. Фирмы, владельцами которых являются лица иной национальности или не резиденты Гонконга, могут попасть в число привилегированных лишь в том случае, если в анклаве сосредоточено больше 50% их бизнеса.
   Таким образом, отсекаются, например, дочерние структуры британских корпораций, которые все еще играют ведущую роль в экономической, финансовой и банковской системе Гонконга.
   Вынашиваемые материковыми и гонконгскими властями планы, как пишет газета South China Morning Post, вызывают растущее беспокойство со стороны западного корпоративного сообщества. Ведь большинство крупных корпораций представлены в Гонконге аффилированными структурами; есть и такие, кто в преддверии возвращения Гонконга Китаю в 1997 г. перевел свои штаб-квартиры на Бермуды или в другие офшоры. Теперь некоторые (Swire group, к примеру) вновь спешно регистрируют свои компании в Гонконге. Но теперь становится очевидно, что такая перепрописка, когда основные владельцы и командные центры остаются в западных столицах, совершенно не будет гарантировать попадания в число "льготников".
   Вся эта задумка характеризуется Британской торговой палатой Гонконга как стратегический ход Пекина, который должен помочь экономическому выживанию Гонконга и обеспечить контролируемую среду для отечественных фирм, открывающихся для конкуренции. Но одновременно, считают оппоненты китайского междусобойчика, это подрывает позиции Гонконга как "мирового города Азии" и сам принцип, на основе которого анклав вошел в состав КНР ("одно государство - два строя").
   За год до создания Специального административного района Гонконг близкий к пекинской верхушке китайский эксперт Янь Сюэтун сказал мне: "Англичане в течение полутора столетий создавали в Гонконге привилегированные условия для своего бизнеса. Мы будем делать то же самое для своего бизнеса".

   Китайское вторжение в США
   
(По материалам Business Week, 11.04.02)
   За последние тридцать лет китайские производители проникли практически на все сегменты американского рынка, и, благодаря своим низким ценам, сумели надежно там закрепиться, существенно потеснив местные компании. Однако до недавнего времени захватчикам из Поднебесной Империи не удавалось проникнуть на американский рынок дорогой бытовой техники, на котором по-прежнему правили бал местные компании.
   Все три ведущих компании, представленных на этом рынке, Whirlpool, General Electric и Maytag, родом из США. Даже их ближайший конкурент, компания Electrolux Group, будучи номинально шведской, на самом деле собирает свои холодильники на американской территории. Однако уже в скором будущем ситуация на этом рынке может коренным образом измениться.
   На американский рынок бытовой техники нацеливается крупный китайский производитель Haier Group, еще в прошлом году успешно начавший продажу своих компактных холодильников через сети дешевых супермаркетов Wal-Mart, Lowe's и Best Buy. Стремясь с максимальной пользой использовать первоначальный успех, Haier расширяет линейку импортируемых ею в США товаров за счет крупных холодильников и охладителей для вина. На очереди кондиционеры, которые, как верят в Haier, должны будут занять заметную долю американского рынка уже к концу лета этого года. В прошлом году общая величина продаж Haier в США составила $200 млн. – к 2005 году компания планирует довести этот показатель до $1 млрд.
   Очевидно, что это достаточно сложная задача. Главным конкурентным преимуществом Haier являются низкие цены на предлагаемую ею продукцию: благодаря использованию дешевой китайской рабочей силы, компании удается удерживать розничную цену малогабаритного холодильника на уровне всего $115. Однако, для того, чтобы существенно расширить свой рынок, Haier придется научиться производить и продавать не только дешевые модели, но и современную технику класса high-end.
   Разумеется, эта овчинка вполне стоит выделки – на товарах высшей ценовой категории компании зарабатывают гораздо больше, чем на относительно дешевой технике начального уровня. В то же время, Большая Четверка американских производителей бытовой техники явно не захочет делиться своим куском пирога с чужаками.
   Кроме того, для того, чтобы добиться успеха на рынке бытовой техники класса high-end, Haier необходимо проникнуть в психологию американских потребителей, для которых огромное значение имеют бренды. По мнению некоторых аналитиков, создание легко узнаваемого бренда вряд ли удастся Haier как по финансовым причинам, так и по причинам культурного характера. "В качестве бренда марка "Haier" не подходит", – считает аналитик компании Prudential Securities Николас П. Хейманн: "Люди могут купить у Haier холодильник, однако я сомневаюсь в том, что они согласятся потратить серьезные деньги для того, чтобы приобрести у никому не известной компании какую-нибудь действительно дорогостоящую бытовую технику".
   Тем не менее, на планах экспансии Haier на американский рынок не стоит ставить крест. Она идет по тому же самому пути, по которому в свое время в США пришли такие компании как Sony и Hyundai. Сперва – относительно дешевые товары, которые американские производители просто не могут производить с выгодой для себя. Затем, по мере того, как местные потребители начнут привыкать к новому бренду – постепенный переход к более сложным изделиям. "Наша стратегия звучит так: "Хорошо, лучше, еще лучше!", – заявляет президент Haier America Майкл Джемаль: "Мы собираемся предложить нашим клиентам всю гамму современной бытовой техники".
   Судя по сообщениям от розничных торговых компаний, пока Haier вполне удается следовать этим принципам. Так, прошлой осенью компания H.H. Gregg Co., владеющая 42 магазинами, начала продажу компактных холодильников Haiers. Сегодня в торговых залах H.H. Gregg представлено полдюжины наименований техники Haiers, в том числе и крупногабаритный холодильник-рефрижератор, розничная цена которого составляет $350. Аналогичная модель от Whirlpool предлагается за $400 – для небогатых покупателей такая разница в цене может иметь решающее значение. В результате, по словам вице-президента H.H. Gregg по продажам бытовой техники Джеффри МакКлинтика, объемы продаж холодильников Haiers в его магазинах растут на 10% в месяц.
   Кроме того, хотя Haiers пока не слишком известна на территории США, на самом деле эта компания обладает вполне серьезной репутацией. Основанная 17 лет назад, Haiers является крупнейшим производителем стиральных машин в Китае, и вторым по величине после Whirlpool производителем холодильников в мире. Ассортимент предлагаемой ею продукции простирается от утюгов до телевизоров, а в прошлом году общая величина продаж компании составила $7.3 млрд. (для сравнения, общемировые продажи General Electric Appliance составили всего $5.8 млрд.).
   Иными словами, Haiers представляет собой серьезную угрозу для американских производителей бытовой техники, недооценка которой может быть весьма опасной. Если вы не верите в это, и считаете, что американские потребители никогда не откажутся от знакомых им с детства брендов ради пришельцев из-за океана, вспомните историю американского рынка телевизоров. Всего одно поколение назад, подавляющее большинство продававшихся в Америке телевизоров производилось местными компаниями. Однако уже к 1987 году на рынке осталась всего одна американская компания-производитель телевизоров, Zenith Electronics, которая была продана в 1995 году. Ее купила корейская компания LG Electronics…

   Сокращение внешней задолженности Южной Кореи
   
(Синьхуа, 11.04.02)
   Министерство финансов и экономики Республики Корея сообщило сегодня, что внешняя задолженность снизилась с 121,8 млрд. вон в январе до 121 млрд. в феврале. Наметилась, в частности, и тенденция к снижения долгосрочной внешней задолженности страны.
   По данным министерства, доля внешней задолженности в ВВП снизилась с 28,8% в конце января до 28,5%. Долгосрочный долг уменьшился с 82,4 млрд. вон в конце января до 81, 3 млрд., а краткосрочный - возрос с 39,4 млрд. в январе до 39,8 млрд. вон в феврале.

   Южная Корея отменит меры по стимулированию экономического развития
   
("Время азиатских новостей", 10.04.02)
   Как сообщило министерство финансов Южной Кореи, правительство собирается повысить свой официальный прогноз о темпах роста экономики страны в нынешнем году с 5% до 6%. Одновременно оно собирается отменить меры по стимулированию экономического роста, чтобы избежать возможного перегрева в экономике. Таким образом макроэкономическая политика расширенного бюджетного финансирования и понижения процентных ставок будет пересмотрена. Официальные лица в этой связи заявляют, что темпы экономического подъёма обгоняют те намётки, которые были сделаны правительством в конце прошлого года и что рост объёма экспорта в апреле может выразиться двузначным числом. Они также предполагают, что в мае или июне Банк Кореи объявит по повышении процентных ставок на однодневные ссуды с целью некоторого ограничения инфляционных процессов, которые могут возникнуть ввиду столь быстрого экономического роста. Правительство намерено продолжать политику ограничения роста инфляции 3% в год и ограничения уровня безработицы в стране. Оно также по-прежнему рассчитывает достичь уровня 5 миллиардов долларов в показателях роста текущего платёжного баланса страны.

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   События в Венесуэле
   
(По материалам статьи "Забастовка высшей касты", "Время новостей", 09.04.02, автор – Андрей Злобин и сообщениям информационных агентств 12.04.02)
   Необычный трудовой конфликт вспыхнул в Венесуэле - бастуют топ-менеджеры государственной нефтяной компании PDVSA (Petroleos de Venezuela). Стачка уже привела к нарушениям в снабжении горючим внутри страны и грозит привести к сбоям в выполнении международных обязательств одного из основателей ОПЕК и четвертого мирового экспортера нефти (кроме того, Венесуэла -- крупнейший поставщик нефти на рынок США). Как следствие, это может повлиять и на мировые цены.
   Популярность президента Чавеса в последние месяцы постоянно падала, не прекращалось его противостояние с предпринимателями, профсоюзами, СМИ, церковными иерархами, частью военных. Все это на фоне инфляции (до 30%) и объявленной в феврале девальвации национальной валюты - боливара. Национализированная 26 лет назад PDVSA является крупнейшим донором государственной казны (19 тысяч активных скважин ежедневно приносят в нее 50 млн. долл.), но, по мнению министра энергетики Альваро Сильвы Кальдерона, компания должна вносить больший вклад в решение социальных проблем. Принятый в прошлом году закон увеличил контроль государства над компанией, два месяца назад правительство назначило новое руководство во главе с экономистом Гастоном Паррой. Руководители высшего звена PDVSA, считающиеся отдельной кастой среди топ-менеджеров Венесуэлы, увидели в назначении политические мотивы и решили отстаивать устоявшуюся корпоративную систему "назначения на должности по заслугам". Они обратились с письмом к новым назначенцам ("вы не готовы к лидерству, к требуемому уровню компетенции, мы взываем к вашему патриотизму и ответственности - подайте в отставку") и провели несколько актов неповиновения (покинули кабинеты, но не территорию компании).
   Президент Чавес обещал не допустить остановок деятельности компании, "которая принадлежит всем венесуэльцам", пообещал в случае необходимости милитаризировать нефтяную отрасль и за призыв к саботажу уволил семь руководителей компании и еще 12 отправил на пенсию. "Для меня не проблема увольнять высшую номенклатуру, - заявил он в радиопрограмме "Алло, президент", - у нас нет недостатка в способных кадрах. Я не эксперт, но мог бы пойти рабочим". Архитекторами и спонсорами противостояния он назвал "небольшие подрывные группы, которые ходят в галстуках, ездят в роскошных автомобилях, живут в шикарных домах, являются частью привилегированной элиты и поддерживают друг друга". Рядом с ними действуют, по словам президента Чавеса, "лаборатории СМИ", которые переходят допустимую грань и нагнетают панику.
   Между тем остановился нефтеперерабатывающий завод El Palito в 120 км от Каракаса. СМИ обещают, в случае продолжения конфликта с PDVSA, полное прекращение подачи топлива, последующие отключения электричества, паралич промышленности. Жители бросились на все 1600 автозаправок страны, стали ощущаться перебои в снабжении горючим. Гастон Парра обещает полное выполнение обязательств PDVSA, "особенно перед США", на объектах компании ужесточен полицейский и военный контроль.
   12 апреля в Венесуэле произошел военный переворот; Уго Чавес был смещен с поста президента. Сразу вслед за этим котировки облигаций стран Латинской Америки начали расти. Инвесторы надеются, что забастовка, длившаяся около недели и парализовавшая нефтяной экспорт страны, прекратится, а пришедшая к власти оппозиция нормализует ситуацию в стране. Долларовые обязательства Венесуэлы выросли в среднем на 3,3%, бразильские бумаги подорожали на 1,3%.

   Потери Ирака от экономической блокады
   
(РИА "Новости", 11.04.02)
   За последние 12 лет в результате международной экономической блокады экономика Ирака потеряла 400 млрд. долларов. Об этом заявил иракский министр торговли Махди Салех. По его словам, 200 млрд. долларов составляют потери от непроданной нефти, а остальные - стоимость разрушенных предприятий и объектов.
   Министр указал, что в результате международного экономического эмбарго в стране с 1991 года из-за нехватки лекарств и продуктов питания скончались 1,6 млн. человек, каждый месяц умирают около 6 тыс. детей.
   Махди Салех подчеркнул, что последние годы Ирак проводил политику опоры на собственные силы в области экономики, создав ряд новых альтернативных отраслей промышленности и подготовив собственные квалифицированные кадры, что позволило в основном отказаться от иностранной рабочей силы и специалистов.
   "Несмотря на блокаду ООН и огромные трудности наша страна достигала большого прогресса и считается одной из самых быстро развивающихся стран мира", - утверждал министр.

   Индийцы не хотят укрупнения ферм
   
(По материалам BBC, 04.04.02)
   Шесть индийских фермеров приехали в Лондон, чтобы убедить британское правительство не поддерживать план по реструктуризации индийского села.
   План, который называется Vision 2020, заключается в консолидации небольших крестьянских хозяйств в крупные, механизацию и использование современных технологий, а также производство генетически модифицированной продукции на экспорт.
   Власти штата, разработавшие этот план, утверждают, что он позволит полностью искоренить бедность. Часть денег для реализации этого плана выделил Всемирный банк. Еще 100 миллионов долларов пообещало британское министерство международного развития.
   Фермеры, приехавшие в Лондон, хотят встретиться с руководительницей этого министерства Клэр Шорт и постараться убедить ее не поддерживать идею. Фермеры говорят, что в результате внедрения плана в жизнь 20 миллионов человек потеряют работу в сельском хозяйстве. По их словам, правительство штата Андра Прадеш не спрашивало у населения, которое будет непосредственно затронуто планом Vision 2020, его мнения о проекте.
   Один из фермеров, П.В. Сатхиш, считает, что проект поможет лишь богатым фермерам и корпорациям. "Vision 2020 означает огромные фермы, пестициды, массовую механизацию и генетически модифицированные злаки, но для тех, кто сейчас живет и работает в том районе, план не обещает ничего, кроме потери домов и средств к существованию", - говорит Сатхиш.
   По словам доктора Тома Уэйкфорда из Института изучения развития университета Сассекса, у людей из Андра Прадеш действительно не спросили, как этот план может помочь их развитию. "Они говорят: мы хотим продовольственной безопасности, а это полностью противоречит Vision 2020", - сказал Уэйкфорд, который провел в Андра Прадеш полгода, чтобы выяснить мнения местных жителей о проекте.


***

РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (
http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).

***

Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное