Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новостной выпуск от 08.04.02 (1-ая часть).


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 08.04.02 (1-ая часть).


   Обратите внимание. Возможно, Вас заинтересует наш новый проект "Мировая экономика: Летопись". Самые интересные факты о мировой экономике. Великие компании, легендарные менеджеры, выдающиеся экономисты, памятные даты, то, что уже стало историей, и то, что станет историей завтра.
   Подписаться на рассылку "Мировая экономика: Летопись", можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.letopis или на официальном сайте рассылки http://bcorp.wallst.ru/letopis/letopis.html.

Содержание:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
   МВФ повысил прогноз темпов мирового экономического роста
   Циклы деловой активности
   Лидерство в глобальном мире
   Технологии как двигатель экономики
   МВФ предложил новую концепцию банкротства
   Спад в мировом станкостроении 2001 г.
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
   Удорожание компонентов – новая угроза для производителей ПК
   Прогнозы Motorola на 2002 г.
   Альянс IBM с Sony и Toshiba
   Крупнейший корпоративный дефолт
   NTT завершила год с рекордными убытками
   Сливаются крупные авиакомпании Японии
   Fairchild Dornier объявил о банкротстве
   Toyota нацелилась на мировое господство
   Shell купила конкурента
   Успехи L'Oreal превзошли ожидания
   Индустрия дорогих товаров: кризис - роскоши не помеха
США И КАНАДА
   Неустойчивый рост
   Дома, которые спасли США от рецессии
   Неожиданная угроза
   Снижение продаж легковых машин в США
   Буш незаконно помог экономике


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   МВФ повысил прогноз темпов мирового экономического роста
   
(Газета.ru, 01.04.02)
   Международный валютный фонд повысил прогноз относительно экономического роста в США в 2001 году до 2,2% против 0,7%, как прогнозировалось ранее. Прогноз экономического роста в 2003 году был понижен до 3,4% против 3,8% по предыдущему прогнозу.
   Мировой экономический рост в 2002 году составит 2,7% против предыдущего прогноза 2,5%. В 2003 году рост ВВП в мире составит 4,1% (ранее прогнозировалось 4,2%).
   Прогноз экономического развития для еврозоны выглядит следующим образом. В текущем году рост составит 1,2% (соответствует предыдущему прогнозу) прогноз экономического роста в 2003 году повышен до 2,9% против 2,8%, как прогнозировалось ранее.
   Рост ВВП в Японии в 2002, по прогнозу МВФ, будет отрицательным (-1,0%), в 2003 году он составит 0,8%.

   Циклы деловой активности
   
(По материалам Business Week, 01.04.02)
   Сегодня мировая экономика стоит у черты. У черты, разделяющей синхронный глобальный экономический спад и одновременное глобальное восстановление экономики. Означает ли это, что масштабы действия циклов деловой активности переходят с регионального на общемировой уровень?
   Разумеется, история углубления экономических связей между различными уголками нашей планеты насчитывает уже не одно столетие. В 19 веке снижение стоимости доставки грузов способствовало резкой активизации международной торговли. В свою очередь, усовершенствование технологий связи привело к росту потоков международного капитала. Однако мировая торговля серьезно пострадала в ходе войны, Великой депрессии, а также протекционистской экономической политики, к которой обратились многие развитые страны. В результате, доля международной торговли в общемировом ВВП сократилась с 8.7% в 1913 году до 7% в 1950 году.
   Рост международного торгового оборота начался только в послевоенные годы, достигнув к 1970 году уровня 1913 года. В основе этого роста лежало сокращение стоимости доставки грузов, удешевление связи, а также рост значения международных корпораций. В результате, все развитые страны мира синхронно столкнулись с рецессиями в 1974-1975 и 1980 годах, хотя для каждой из них преодоление этих спадов заняло разное время. Тем не менее, холодная война и экономическая самоизоляция ряда развивающихся стран в тот период существенно осложняли дальнейшее углубление процессов международной экономической интеграции.
   Исчезновение в конце 1980-х годов коммунистического лагеря положительно сказалось на открытости мировой экономики. Правительства большинства стран мира твердо усвоили рецепт экономического успеха и старательно воплощали его на практике: "Удерживай инфляцию низкой и придерживайся жесткой бюджетной политики. Постоянно совершенствуй уровень образования в своей стране. Торгуй с окружающими странами и поощряй прямые иностранные инвестиции". Резкое удешевление связи и вычислительных мощностей (в реальном исчислении цены на них сократились за последние три десятилетия на 99%) дополнительно способствовали налаживанию устойчивых экономических связей между различными регионами нашей планеты.
   По данным МВФ, в 2000 году совокупный объем международных потоков капитала составил $7.5 трлн., что в четыре раза превышает уровень 1990-го года. Доля средств, вложенных в иностранные ценные бумаги, в общем объеме инвестиций возросла по сравнению с 1980 годом вдвое.
   В этих условиях мало кого удивляет рост значения международных циклов деловой активности как ведущего фактора влияния на состояние мировой экономики. "Этот процесс отражает распространение свободного перемещения товаров, капитала, идей и людей", – пишет Карл Штейдтманн, экономист компании Deloitte Research.
   В прошлом году вступление экономики США в рецессию спровоцировало начало аналогичных процессов в ряде других стран, таких как Япония, Малайзия, Сингапур, Аргентина, Канада, Бразилия, Мексика и Германия. Действительно, по сравнению с другими странами, в настоящее время США оказывают наиболее серьезное влияние на положение мировой экономики: с учетом рыночных курсов, американский ВВП сегодня составляет примерно треть общемирового ВВП (если рассчитать это соотношение с учетом реальной покупательной способности, то доля США в общемировом ВВП сократится, но все равно составит более чем 20%). Тем не менее, по мере распространения международных экономических связей и роста их значения, сами американские потребители и корпорации также все отчетливее ощущают последствия колебаний экономической активности в Европе, Латинской Америке и других регионах мира.
   Углубление процессов международной экономической интеграции способствовало распространению не только отрицательных, но и положительных явлений: если в недавнем прошлом мировая экономика погружалась все глубже и глубже, то сегодня многие страны мира синхронно переживают экономический подъем. Последние данные свидетельствуют о росте доверия среди американских потребителей, происходящем на фоне ускорения экономического роста в Канаде и в Южной Корее. В Германии уровень доверия в корпоративных кругах достиг 11-месячного максимума, а Тайвань постепенно начинает оправляться после недавнего спада, ставшего для его экономики самым тяжелым испытанием за последние полвека. Даже в Японии, экономика которой по-прежнему испытывает серьезные дефляционные давления, экспорт постепенно начинает расти.
   Разумеется, синхронизация циклов деловой активности в различных регионах имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, кризис, разразившийся на другой стороне земного шара, в новых условиях достигнет США гораздо быстрее и приведет к более разрушительным последствиям, чем в прошлом. В то же время, рост значения мировых циклов деловой активности может помочь Америке пережить будущие экономические спады.
   Так, например, многие аналитики опасались того, что сочетание глобального краха рынка high-tech с мировым экономическим спадом приведет к тому, что американская экономика США будет вовлечена в самую крупномасштабную рецессию со времен Великой Депрессии. На самом же деле недавняя рецессия оказалась самой мягкой за последние полстолетия: падение объемов американского экспорта шло параллельно с сокращением импорта. В свою очередь, падение цен на импортные товары, в том числе на энергоносители, сыграло на руку американским потребителям и компаниям. В то же время, иностранные компании продолжали активно вкладывать деньги в американские ценные бумаги, а Федеральная резервная система смогла сконцентрировать все свои усилия на противостоянии спаду, не беспокоясь о возможном росте инфляции.
   Какие же практические выводы можно сделать из вышесказанного? С точки зрения простого инвестора, рост значения мирового цикла экономической активности означает необходимость изменения отношения к диверсификации его инвестиционного портфеля. Если в прежних условиях достаточным считалось вкладывать в ценные бумаги других стран 10%-20% инвестируемых средств, то сегодня инвесторы должны распределять свои вложения не только между регионами, но и между отраслями. В особенности это относится к таким отраслям как high-tech и фармацевтика, которые оказались в наибольшей степени затронутыми глобализацией.
   "За последние три-пять лет принадлежность компаний-эмитентов к тем или иным отраслям экономики стала оказывать на инвестиционную привлекательность их акций большее влияние, чем национальная принадлежность", – считает Стевано Каваглия, глава стратегического отдела UBS Asset Management. По его словам, этот процесс напрямую обусловлен ростом значения мирового цикла экономической активности.

   Лидерство в глобальном мире
   
(По материалам одноименной статьи, "Ведомости", 03.04.02, автор - Станислав Шекшня)
   Работая в ставшей единым организмом мировой экономике, люди постоянно взаимодействуют с представителями различных национальных культур. В этом взаимодействии происходит столкновение центростремительной тенденции к глобализации с центробежной - к своеобразию.
   Национальная культура сродни организационной - это ценности и идеи, разделяемые представителями одной нации и направляющие их поведение. Это пре-програмированное поведение часто называют национальным характером.
   Каждая из национальных культур имеет свои представления о том, что приемлемо и недопустимо в отношениях между лидером и последователями, поэтому можно говорить о национальных лидерских стилях, которые проявляются в организационной архитектуре, коммуникации, системах управления.
   В США во главе организации стоит харизматический лидер-одиночка (Вашингтон, Слоун, Уэлш). Его последователи ожидают от него красивых речей, запоминающихся лозунгов и решительных действий. Если этого не происходит, наступает разочарование и апатия.    Американская организация построена так, чтобы постоянно поддерживать высокий уровень адреналина в крови людей - краткосрочно ориентированные системы стимулирования, высокая доля переменной части в вознаграждении, отсутствие гарантий занятости, индивидуальный подход к подчиненным, возможности быстрого карьерного роста. Профессиональная коммуникация проста и незатейлива, люди обсуждают реальные проблемы с первой минуты разговора.
   Французская организация напоминает пирамиду-крепость, на вершине которой также находится властный лидер, однако источник его авторитета не столько в индивидуальной харизме, сколько в политическом искусстве продвижения наверх. Исключительность положения лидера подчеркивают титул - PDG (президент и генеральный директор одновременно) и даже наличие единственной в организации машины с водителем.
   Французская организация сложна и бюрократична, управленческие системы консервативны и часто непрозрачны, сотрудники скептически относятся к переменам, поэтому лидеры вынуждены прибегать к политике создания союзов и коалиций, постепенной вербовке сторонников и стратегии мелких шагов.
   Скандинавы предпочитают коллективное лидерство индивидуальному и оставляют формальному руководителю роль координатора группового процесса принятия и реализации решений. Их организации отличаются небольшим числом иерархических уровней, часто построены по матричному принципу и спланированы в стиле открытого офиса.
   Системы управления отражают традиционные ценности равенства, гармонии, долгосрочной временной ориентации. Скандинавия знаменита наименьшим в мире разрывом в уровне вознаграждения первого руководителя и рядовых сотрудников и самым активным использованием внутрикорпоративной электронной почты. Процесс организационных изменений обычно принимает форму перманентной эволюции, а не кровавой революции.
   Руководитель китайской организации концентрирует в своих руках практически абсолютную власть, у него нет проблем с реализацией принятых решений, однако он, как правило, не спешит. Китайцы - коллективисты, для них важно понимать состояние своих последователей и избегать ошибок в процессе реализации решения. Источник власти китайского лидера - не формальная должность в организации, не собственные идеи, а положение в более крупной социальной системе, будь-то коммунистическая партия в КНР или расширенная семья у зарубежных китайцев. Китайская поговорка гласит: "Человек стоит того, что стоит его гуанкси (связи, система социальных отношений) ". Китайская организация иерархична, причем реальная властная структура не всегда совпадает с формальной, непрозрачна. Разобраться в ней можно, только потратив значительные усилия и время, выстроив отношения с ключевыми людьми и продемонстрировав свою лояльность.
   Чтобы эффективно управлять в глобальной среде, лидеры должны добавить к "стандартным" компетенциям понимание других культур и способность взаимодействовать с их представителями, умение адаптироваться в нетрадиционных ситуациях, толерантность к неопределенности, терпимость и, конечно, чувство юмора.
   Основа этих компетенций закладывается в ранний период человеческой жизни, когда ребенок начинает осваивать окружающий мир и вступать в контакты с себе подобными. Огромную роль в формировании будущего глобального менеджера играют отношения с родителями, а также атмосфера микрообщества, в котором растет ребенок, - у вышедших из эгалитарной и открытой среды менеджеров гораздо больше шансов преуспеть в международном бизнесе, чем у их коллег из иерархических или индивидуалистических культур. Не случайно мы часто видим во главе многих глобальных компаний голландцев или скандинавов и почти никогда - французов или выходцев с Ближнего Востока.
   Ранний опыт взаимодействия с представителями других культур также незаменим в становлении глобальных лидеров. Однако это не значит, что люди, лишенные привилегии вырасти в смешанной семье или закончить интернат в Англии, должны забыть об амбициях глобального лидера. Тот же Джек Уэлш закончил обыкновенную хай-скул в маленьком Салеме и не знает ни одного иностранного языка, однако эффективно руководил действительно глобальной GE. Алгоритм его поведения достаточно прост и универсален - понимание того, что культурные различия существуют и влияют на бизнес, использование профессиональной помощи в межкультурных взаимодействиях, внимание и интерес к внешним ритуалам и делегирование сложных ситуаций менеджерам с соответствующими компетенциями.
   Практически в любом межкультурном взаимодействии есть зона, в которой обе стороны чувствуют себя комфортно, именно она должна стать плацдармом взаимодействия, которое постепенно распространится на другие области. Большой лидер может ограничиться этой зоной, предоставив специалистам возможность организовывать детали. Основатель АBB Перси Барневик никогда бы не взялся за разработку системы заработной платы на приобретенном в Индии заводе, однако мог увлекательно говорить об экологической философии компании, ее стремлении быть в гармонии с природой и находил понимание и поддержку у индийских коллег.

   Технологии как двигатель экономики
   
("Ведомости", 04.04.02, автор - Боб Дейвис)
   Экономика США быстро набирает обороты после непродолжительного спада, а Европа никак не может раскачаться и выйти на нормальные темпы роста. Политики в очередной раз задаются вопросом: что нужно Европе, чтобы догнать США?
   Может ли лекарством для нее стать увеличение расходов на новые технологии? Ведь несмотря на то что американские технологические компании сильно пострадали в результате экономического спада и сдутия интернет-пузыря, едва ли кто-то будет отрицать, что их продукция позволяет США быть лидером в области инноваций и, как следствие, - в мировой экономике. По мнению некоторых специалистов, технологические новшества последнего десятилетия повысили производительность труда и сделали американскую экономику более гибкой. В результате этих структурных преобразований экономике в прошлом году удалось избежать длительной и глубокой рецессии. ВВП сократился лишь в III квартале 2001 г.
   В начале 1990-х гг. администрация Клинтона, обеспокоенная тем, что США проигрывают технологическую гонку Японии, решила увеличить ассигнования на развитие технологий, которые можно использовать в коммерческих целях. Компании также стали отчислять значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В результате внедрения новых технологий годовые темпы роста производительности труда, составлявшие в 1973 - 1994 гг. 1,4% , в 1995 - 2001 гг. выросли до 2,6% ; это, в свою очередь, по мнению многих специалистов, обеспечило более высокие темпы роста экономики в долгосрочной перспективе.
   В Европе ситуация в этой области гораздо сложнее. "Чтобы развивать технологии в Европе, нужно решить скорее политические, чем технологические проблемы", - говорит комиссар Евросоюза по исследованиям Филипп Бюскен. Прежде всего, США - это единый рынок, а ЕС - союз 15 стран, рассматривающих своих соседей как конкурентов в технологической области. Иными словами, Париж следит за достижениями Лондона почти так же ревниво, как за достижениями Вашингтона, и выделяет средства на НИОКР ради продвижения своих интересов. Помогает ли это Евросоюзу в конкуренции с теми же США - для Франции это вопрос второстепенной, если не третьестепенной важности.
   В 1999 г. правительство США выделило на НИОКР $60 млрд., а правительства стран ЕС - $45 млрд. При этом 20% этих средств, по оценке Бюскена, в Европе тратятся впустую, поскольку проекты в разных европейских странах частично дублируют друг друга. Однако даже попытка представить себе объединение исследовательской деятельности в Европе - это кошмарный сон, поскольку согласно правилам ЕС в панъевропейском проекте должны участвовать все члены союза. В США средства на НИОКР направляются в относительно небольшое число мощных научно-исследовательских институтов, таких как Массачусетский технологический институт. В Европе эти средства "разбросаны" по сотням более мелких университетов. Кроме того, в Италии, Австрии, Испании и ряде других стран существующие законоположения серьезно ограничивают участие исследователей в коммерческих проектах. "Любой ученый, работающий в США, всегда думает о создании собственной компании. Совсем не то в Европе", - говорит Стив Браун, генетик из британского исследовательского центра Harwell.
   Политические распри также затрудняют создание общеевропейского фондового рынка, на котором новые технологические компании могли бы привлекать средства. Где должна располагаться его штаб-квартира? Не подорвет ли его создание репутацию лондонского и франкфуртского рынков?
   За 1995 - 1998 гг. США инвестировали в НИОКР, проекты с привлечением венчурного капитала и производство нового оборудования на $500 млрд. больше, чем ЕС, причем основными инвесторами были частные компании. Подобное расхождение будет сохраняться до тех пор, пока в ЕС не будут убраны политические барьеры. Например, европейские законы благоприятствуют мелким розничным компаниям, а Германия, Бельгия и ряд других стран строго ограничивают торговлю по сниженным ценам. В результате в Европе гораздо меньше, чем в США, сетей супермаркетов, которым необходимо современное программное обеспечение. А чтобы в Европе получить все разрешения на открытие бензоколонки, нужно 43 месяца - в три раза больше, чем в США.
   Кроме того, законы США способствуют притоку специалистов, тогда как в Европу специалисты, например, из Индии и Китая, опасаются приезжать из-за антииммигрантских настроений. О масштабах проблемы свидетельствует хотя бы такой факт: правительство Германии разместило на своем сайте такую надпись: "В Германии, как показывает статистика, ксенофобия развита не больше, чем в других странах".

   МВФ предложил новую концепцию банкротства
   
(По материалам статьи "МВФ хочет банкротить страны", "Ведомости", 04.04.02, автор - Алан Битти)
   Анне Крюгер, первый заместитель директора-распорядителя МВФ, в своей речи в вашингтонском Институте международной экономики впервые высказала конкретные предложения по созданию процедуры государственного банкротства с тех пор, как в ноябре МВФ объявил о своей поддержке этой схемы. Многие заинтересованные стороны в то время отрицательно отнеслись к планам Крюгер. Основной причиной опасений инвесторов было то, что МВФ, сам являясь одним из кредиторов, брал на себя роль третейского судьи, решающего, кого спасать от держателей долгов, а кого нет.
   Предложенная Крюгер концепция представляет собой компромисс, призванный успокоить частных держателей долгов. Контроль за реструктуризацией долгов Крюгер предлагает поручить независимому от МВФ специальному международному экспертному комитету, чтобы фонд не обвиняли в конфликте интересов.
   "Если мы собираемся создать более совершенную платформу для реструктуризации государственных долгов, необходимо предусмотреть механизм, позволяющий владельцам различных долговых инструментов устанавливать условия реструктуризации, которые были бы обязательными и для остальных, - заявила Анне Крюгер. - Однако подход, основанный исключительно на контрактных принципах, не решит всех проблем". Условия контрактов о размещении гособлигаций, позволяющие большинству кредиторов принуждать меньшинство к заключению соглашения о реструктуризации не позволяют правительству, имеющему многочисленные транши облигаций, связать всех кредиторов единым соглашением.
   По мнению Крюгер, новая схема потребует изменений в уставе МВФ и принятия международных правил, которые бы имели приоритет перед решениями национальных судебных инстанций. Эту схему иногда называют "статьей 11 для государств" по аналогии со статьей закона о банкротствах США, защищающей компанию-банкрота от кредиторов. За последние месяцы правительства ряда развитых стран, в частности Великобритании и Франции, также высказались за такую процедуру, в то время как многие частные инвесторы выступают против нее.
   Изменения в уставе МВФ, для принятия которых потребуется не менее 85% голосов стран - членов фонда, позволят создать единый международный орган, который будет выполнять роль арбитра в спорах государства с кредиторами. Руководство МВФ предлагает взять за образец комиссии Всемирного банка, выступающие в роли третейского судьи при улаживании разногласий по торговым договорам.

   Спад в мировом станкостроении 2001 г.
   
(По материалам БИКИ, 02.04.02)
   В 2001 г., после незначительного подъема предшествующего года (на 2,8%), в мировом станкостроении вновь произошел спад: выпуск металлообрабатывающего оборудования (МОО) сократился на 4,4% и составил 35,2 млрд. долларов по сравнению с 36,8 млрд. долларов в 2000 г. Таким образом, продолжается долгосрочная тенденция к сокращению производства металлорежущих станков (МС) и кузнечно-прессового оборудования (КПО) в мире, впервые проявившаяся в начале 90-х годов.
   Сокращение мирового производства станков и КПО в 2001 г. стало результатом падения объемов выпуска МОО в Японии и США (на 940 млн. и 600 млн. долларов соответственно). В то же время в крупнейших станкостроительных странах Европы – Германии и Италии произошло увеличение производства МОО соответственно на 475 млн. и 280 млн. долларов.. В результате Германия, как и в 1999 г., вплотную приблизилась к Японии по масштабам станкостроительного производства.
   Страны Европейского комитета сотрудничества по станкостроению – "СЕСIМО" впервые превысили отметку половины мирового производства МОО, увеличив выпуск последнего на 3,67%, в то время как в других регионах мира произошел значительный спад – на 11,15% в Азии и на 13,64% в Северной и Южной Америке. Удельный вес восточноевропейских стран, не входящих в "СЕСIМО" (Россия, Румыния, Хорватия), остается незначительным - 0,5% (правда, следует учесть отсутствие данных по станкостроению Белоруссии, Украины и Польши).
   Япония остается лидером среди мировых производителей станков, но только с незначительным перевесом над ФРГ. Измеряемые в иенах отгрузки возросли в 2001 г. только на 1% после подъема на 10% в 2000 г. Япония продолжает сохранять лидирующее место как экспортер, но Германия уменьшила разрыв между этими странами. В целом заказы на металлорежущие станки (МС) упали на 19% в 2001 г., и есть все основания полагать, что их отгрузки в 2002 г. также сократятся.
   Станкостроительные заводы в Германии в 2001 г. отгрузили продукции на 10% больше, чем в 2000 г. (выпуск МС вырос на 11%, а КПО - 8%). Ведущий европейский производитель МОО также обеспечил прирост экспорта на 9% при увеличении импорта на 11%. Кроме того, потребление поднялось на 11%. Тем не менее отраслевая ассоциация "VDW" прогнозирует замедление в развитии национального станкостроения c конца 2001 г.
   По данным станкостроительной ассоциации Италии "UCIMU", итоги 2001 г. оказались ниже прогнозируемых и только несколько итальянских компаний справилось с трудностями. Вместе с тем производство МОО в Италии увеличилось на 10%, что выводит страну на третье место среди стран - производителей станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО) в мире. Во II квартале 2002 г. итальянские станкостроительные фирмы ожидают улучшение конъюнктуры на важных для них рынках США и Европы. Кроме того, предполагается, что новые законодательные инициативы приведут к росту инвестиций внутри страны.
   В станкостроении США в 2001 г. было выпущено МОО на 17% меньше, чем в предшествующем году. Кроме того, сократилось потребление станков и КПО, что отодвинуло страну по этому показателю на второе место в мире впервые с 1993 г. Не ожидается быстрого восстановления объемов производства и потребления, поскольку по итогам 2001 г. наблюдалось сокращение притока заказов предприятиям отрасли на 34%, что означает снижение этого показателя по сравнению с рекордным 1997 г. на 55%.
   На 5-м месте по производству станков и КПО находится КНР.
   Производство станков и КПО в Швейцарии сократилось на 4%, хотя вместе с тем возрос импорт МОО, что позволило сохранить размеры потребления продукции станкостроения.
   Выпуск МОО на Тайване сократился в 2001 г. на 10% в национальной валюте и на 17% в долларах США, что является крупнейшим спадом в станкостроении острова.
   Статистические данные Республики Корея, фиксируемые в долларах США, выявили существенное сокращение производства и потребления МОО. По сравнению с 2000 г. внутренние заказы в 2001 г. упали на 16%, хотя по прогнозу отраслевой ассоциации "KoMMA", в последнее время появились признаки оживления, поддержанного правительственными мерами стимулирования экономического роста.
   Во Франции и в Испании выпуск станков и КПО увеличился на 6% в национальной валюте и на 3% при расчете в долларах США, что с учетом корректировки данных за 2000 г. ставит эти страны на 9-е и 10-е места в мире с объемами производства в 2001 г. 1136,9 и 885,1 млн. долларов соответственно.
   Великобритания с объемом производства станков и КПО 780,8 млн. долларов снова оказалась на 11-м месте в мире. Рост выпуска МОО в 2001 г. составил 6% при расчете в фунтах стерлингов и был нулевым при расчете в долларах США. По оценке экспертов станкостроительной ассоциации "МТТА", в 2002 г. произойдет сокращение станкостроительного производства на 21%.
   По предварительным данным Бразильской машиностроительной ассоциации "ABIMAQ", производство станков и КПО в Бразилии в 2001 г. составило 643,5 млн. долларов, увеличившись на 4%. Экспорт в 2001 г. составил 118,1 млн. долларов (134,2 млн. долларов в 2000 г.) при импорте 506,0 млн. долларов (390,4 млн. в 2000 г.). В результате потребление станков и КПО Бразилии в 2001 г. достигло 1031,4 млн. долларов.
   На фоне общего спада в мировом производстве МОО следует выделить некоторые другие страны, увеличившие при расчете в долларах США производство МОО, к которым относятся Австрия (5%), Чехия (15%), Финляндия (9%) и Румыния (11%).
   Видимое потребление, рассчитываемое как сумма собственного производства МОО за вычетом экспорта с добавлением импорта, существенно изменилось в 2001 г. Германия впервые вышла на первое место в мире по потреблению станков и КПО, увеличив этот показатель на 8%, в то время как в США он сократился на 21%. Также наблюдалось увеличение потребления МОО в Италии (10%), Японии (9%), Франции (8%) и произошло резкое сокращение потребления в Республике Корея (-25%), Тайване (-45%), Турции (-29%), Швеции (-17%), Бельгии (-15%).
   Среднедушевое потребление МОО, отражающее сравнительный уровень индустриального развития и инвестиционной активности в машиностроении страны, варьируется в широких пределах: от самого высокого показателя 93,5 доллара в Швейцарии до самого низкого - 0,23 доллара в Индии. Интересно отметить, что по этому показателю многие страны Европы превосходят США с показателем менее 20 долларов, находящиеся на 17-м месте в мире.
   Очевидно, что разница между мировым производством МОО и потреблением 28 стран-производителей станков и КПО приходится на страны, не имеющие собственного станкостроения или не учтенные статистикой. Из указанного следует, что потребление МОО в странах, не являющихся его продуцентами, меньше, чем в одной Республике Корея.

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   Удорожание компонентов – новая угроза для производителей ПК
   
(По материалам The Economist, 03.04.02)
   Конкурентная борьба на рынке компьютеров становится все жестче и жестче. Сегодня у всех на слуху готовящееся слияние Hewlett-Packard и Compaq Computer, в результате которого на свет должен будет появиться новый гигант индустрии, уступающий по размерам только IBM. В свою очередь, Dell Computer, недавно потеснившая Compaq с позиции лидера на рынке ПК, в настоящее время планирует дополнительно расширить свой бизнес за счет корпоративных клиентов, объединившись для этого с производителями принтеров и другой оргтехники.
   Эта конкурентная борьба идет на фоне роста цен на ряд ключевых компонентов, таких как микросхемы памяти и панели, используемые при производстве плоских экранов для лэптопов и ПК. В результате, аналитики выказывают озабоченность тем, что возрождение индустрии после недавнего кризиса может быть сорвано из-за сокращения спроса на новые машины: за последние годы покупатели привыкли к тому, что цены на ПК двигаются только в одном направлении – вниз.
   Некоторые компании, такие как Apple Computer и NEC, крупнейший производитель ПК в Европе, уже подняли цены на свою продукцию. По всей видимости, их конкурентам в скором будущем придется либо пойти по тому же пути, либо изменить конфигурацию выпускаемых ими машин таким образом, чтобы компенсировать возросшие цены. Dell, собирающая ПК на заказ и продающая их непосредственно конечным потребителям, уже изменила конфигурацию некоторых своих компьютеров, повысив цены на машины с увеличенным объемом памяти. По мнению ряда аналитиков, рост цен на компоненты может привести к всеобщему отказу производителей от бесплатного увеличения объема памяти в ходе апгрейда машин, предоставления скидок на плоские мониторы и других подобных рекламных акций, широко использовавшихся раньше для привлечения клиентов.
   По данным Semiconductor Industry Association, в феврале текущего года общемировой объем продаж всех типов микросхем, используемых при производстве компьютеров, остался на уровне января, составив $10 млрд. Для сравнения, в январе прошлого года мировые продажи чипов составили $15.5 млрд. В то же время, например, продажи микросхем памяти DRAM, широко используемых в ПК, из-за удорожания этого типа компонентов в феврале текущего года выросли примерно на 24% по сравнению с предыдущим месяцем.
   Пока еще трудно сказать, как долго сохранится рост цен на компоненты. Ожидается, что нормализация ситуации может произойти после готовящегося в настоящее время ввода в строй новых заводов, которые смогут с меньшими затратами производить более мощные микросхемы. Новые заводы по производству панелей для плоских мониторов также должны будут вступить в строй еще до конца этого года.
   Однако, хотя расширение производственных мощностей должно будет способствовать снижению цен, этот процесс может быть сорван из-за консолидации, происходящей в настоящее время среди компаний-производителей компонентов. Так, южнокорейская компания Hynix Semiconductor, серьезно пострадавшая в ходе прошлогоднего падения цен на микросхемы, вот уже четыре месяца ведет со своим американским конкурентом Micron Technology переговоры о продаже большей части мощностей по производству чипов. Если эта сделка произойдет, то Micron вполне может пойти на реструктуризацию вновь приобретенных мощностей и их определенное сокращение, тем самым поддерживая рост цен на компоненты.

   Прогнозы Motorola на 2002 г.
   
(Компьюлента, 05.04.02)
   Компания Motorola опубликовала совместное с Комиссией по биржам и ценным бумагам США (SEC) заявление. Из документа следует, что, как и завершившийся 2001, 2002 год станет убыточным. Причиной этого станут разного рода дополнительные издержки, которые Motorola понесет в течение года, без учета этих расходов год должен стать прибыльным.
   При этом подчеркивается, что получение операционной прибыли стало возможным после реализации комплекса мер по реструктуризации компании и повышения эффективности бизнеса Motorola. В этой связи особенно важна переориентация компании на перспективные рынки мобильной связи, сетевого оборудования и транспорта. В то же время снижение расходов не было бы возможным без крупномасштабного сокращения штатов и закрытия ряда предприятий. Так, в 2001 г. было уволено 4000 человек, еще 6000 сотрудников покинут Motorola в течение этого года. Одновременно будет полностью или частично прекращена работа ряда заводов в Японии, Гонконге, Великобритании и США.

   Альянс IBM с Sony и Toshiba
   
(По материалам "Ведомости", 03.04.02)
   IBM объявила о заключении стратегического альянса с японскими корпорациями Sony и Toshiba. В рамках проекта, стоимость которого оценивается в сотни миллионов долларов, IBM будет разрабатывать микросхемы с высокой степенью интеграции, предназначенные для использования в бытовой электронике, включая карманные органайзеры, игровые устройства и телевизионные приставки, а также в сетевом оборудовании и серверах.
   По словам вице-президента IBM Биджана Давари, разрабатываемая микросхема объединит на кристалле площадью 1 кв. см четыре мощных процессора, отличающихся пониженным энергопотреблением. Проект заканчивается в 2006 г., первая продукция должна появиться в 2003 г Ожидается, что годовые доходы от партнерства составят миллиарды долларов.

   Крупнейший корпоративный дефолт
   
("Ведомости", 04.04.02, автор - Памела Друкерман)
   Одна из крупнейших аргентинских компаний объявила о приостановке платежей по основной части долга, составляющего $3,2 млрд. Дефолт Telecom Argentina, второго по величине телефонного оператора страны, стал крупнейшим корпоративным дефолтом в Аргентине. Компания оказалась некредитоспособной в результате девальвации песо и замораживания цен на ее услуги.
   Дефолт Telecom Argentina свидетельствует о том, что многие иностранные компании не будут спасать свои аргентинские подразделения. Telecom Argentina контролируется холдинговой компанией, принадлежащей Telecom Italia и France Telecom, которые не стали оказывать помощь аргентинцам. На прошлой неделе дефолт по $1 млрд. долга объявила CTI Holdings, подразделение беспроводной связи американской компании Verizon Communications.
   Telecom Argentina появилась в 1990 г. в результате приватизации государственной телефонной компании. Экономический бум в Аргентине в первой половине 1990-х гг. позволил ей развернуть масштабную деятельность на национальном рынке. Telecom Italia и France Telecom инвестировали значительные средства в прокладку миллионов новых телефонных линий и замену устаревшего оборудования на цифровое. Однако четырехлетняя рецессия в Аргентине привела к существенному падению прибылей компании.
   Как и у большинства аргентинских компаний, долговые обязательства Telecom Argentina номинированы в долларах, поскольку песо в течение 10 лет было привязано к американской валюте. Однако в результате девальвации песо, курс которого с начала года упал на 65% , стоимость обслуживания долга резко возросла. При этом правительство заморозило номинированные в песо тарифы на услуги коммунальных, в том числе и телефонных, компаний, так что последние не смогли компенсировать свои возросшие расходы за счет повышения цен. Переговоры компаний с правительством по вопросу тарифов могут занять несколько месяцев.
   Рейтинговое агентство Fitch Ratings объявило об изменении на "негативный" прогноза рейтинга всех 58 аргентинских компаний, которым оно выставляет рейтинг. 13 из этих компаний, включая компании кабельного телевидения, электрические и газовые компании, уже объявили дефолт. Аналитики ожидают новых дефолтов по мере наступления сроков платежей по долговым обязательствам в других компаниях.
   В заявлении Telecom Argentina говорится, что компания будет по-прежнему выплачивать проценты по своим долговым обязательствам, примерно половину которых составляют облигации, а половину - банковские кредиты. По словам представителя Telecom Argentina, компания должна выплатить в текущем году $900 млн. основной суммы долга и $200 млн. - в виде процентов. В марте Telecom Argentina наняла банк Morgan Stanley для проведения переговоров с кредиторами. Ожидается, что будет проведен обмен части долгов Telecom Argentina на ее акции, в результате чего может быть размыта доля материнских компаний.

   NTT завершила год с рекордными убытками
   
(NTVRU.com, 04.04.02)
   Убытки крупнейшей японской телекоммуникационной компании Nippon Telegraph & Telephone Corp. (NTT) по итогам завершившегося в марте финансового года, по предварительным данным, превысили прогноз и достигли 865 млрд. иен (6,5 млрд. долларов).
   Рекордные убытки за период с марта 2001 по март 2002 года включительно связаны с обесценением ранее приобретенных активов. Телекоммуникационные компании во всем мире переоценивают стоимость купленных во время технологического бума активов из-за падения цен на рынке акций, которое наблюдалось во время экономического спада. NTT пришлось зарезервировать на списание части стоимости активов и реорганизационные расходы около 2 трлн. иен (15 млрд. долларов).
   Между тем, как считают аналитики, фирмам необходимо не только списывать часть активов, но и сокращать численность персонала и снижать расходы для того, чтобы вернуться к прибыли.
   Убытки сотовой компании NTT DoCoMo, которая является подразделением NTT, составили по итогам прошедшего финансового года 36 млрд. иен. В ноябре компания прогнозировала прибыль по итогам этого периода в размере 255 млрд. иен.

   Сливаются крупные авиакомпании Японии
   
("Коммерсантъ", 01.04.02)
   Антимонопольная комиссия Японии утвердила соглашение о слиянии Japan Airlines (JAL) и Japan Air System (JAS), в результате которого на мировом рынке появится шестая по объемам пассажирских перевозок авиакомпания.
   По словам президента JAL Исао Канеко, который возглавит образовавшийся холдинг, альянс позволит увеличить конкуренцию на внутреннем рынке. "Цель такого альянса - открыть для конкуренции внутренний рынок, на котором в настоящее время доминирует один оператор - All Nippon Airways (ANA)", - подчеркнул господин Канеко.
   Образовавшемуся холдингу будет принадлежать почти 50% японского рынка внутренних авиаперевозок. Таким образом, он будет поставлен в равные условия со своим основным конкурентом ANA, занимающим первое место на внутреннем авиарынке Японии.

   Fairchild Dornier объявил о банкротстве
   
(Немецкая волна, 02.04.02)
   Германо-американский самолетостроительный концерн Fairchild Dornier, входящий в тройку ведущих мировых производителей ближнемагистральных самолетов, сообщил во вторник (02.04) о своей неплатежеспособности. События 11 сентября в США, в результате которых многим авиакомпаниям пришлось перенести или отменить заказы, перечеркнули честолюбивые планы руководства компании и привели Fairchild Dornier к банкротству. Под угрозой 4 300 рабочих мест. Поиски нового стратегического партнера пока результата не дали, однако переговоры с возможными инвесторами продолжаются. Наиболее вероятные из них - американский концерн Boeing, а также непосредственные конкуренты Fairchild Dornier - канадский Bombardier и бразильский Embraer. Аналитики считают, что у сделки есть все шансы на успех. Первоочередными целями новых партнеров, кроме приведения в порядок финансового положения Fairchild Dornier, будет выполнение имеющихся заказов на сумму почти в 12 миллиардов долларов.

   Toyota нацелилась на мировое господство
   
(lenta.ru, 02.04.02)
   Компания Toyota, являющаяся третьим по величине мировым автопроизводителем, по прогнозам руководства уже к 2010 году может занять 15% мирового рынка автомобилей, увеличив этот показатель почти на 50%, по сравнению с нынешним положением дел. Об этом говорится в программе развития японской компании на ближайшие 8 лет, получившей название "2010 Global Vision".
   По словам представителей компании, данные прогнозы основаны на перспективах роста продаж продукции Toyota на рынках США и Японии, в настоящее время потребляющих 79% всех автомобилей этой компании, а также на росте продаж на развивающихся рынках, вроде Китая и Индии. В случае подобного развития событий, компания Toyota сможет побороться с концерном General Motors за звание самого крупного автопроизводителя на планете. Напомним, что в прошлом году концерн Ford занимал 12,8% мирового рынка автомобилей, а GM - 14,9%.
   Для захвата 15% мирового авторынка, компания Toyota должна продавать 9,75 миллионов автомобилей по всему миру, по сравнению с 5,1 миллиона в прошлом году. Для этого у японской компании будет шанс - по последним прогнозам, к 2010 году суммарные объемы продаж автомобилей во всем мире могут вырасти с 57,5 миллионов штук, как в прошлом году, до 65 миллионов штук в год.
   Многие крупные аналитики с одобрением отнеслись к данному прогнозу, одновременно посчитав его излишне оптимистичным. Вместе с тем, сами представители японской компании также резонно полагают, что "фактически результаты могут довольно значительно отличаться от прогнозов".

   Shell купила конкурента
   
(Газета.ru, 02.04.02)
   Крупнейшая в Европе англо-голландская нефтяная компания Royal Dutch/Shell Group заявила о намерении купить крупнейшего британского независимого производителя нефти и газа Enterprise Oil Plc за $6,2 млрд.
   Shell заплатит за Enterprise деньгами и возьмет на себя ее долги - около $1,2 млрд. Слияние компаний, как отмечается в заявлении Shell, позволит им экономить по $300 млн. ежегодно. В январе этого года Enterprise сообщала, что отвергла одно из предложений о поглощении. Инвесторы полагают, что оно исходило от итальянской компании Eni.

   Успехи L'Oreal превзошли ожидания
   
(Немецкая волна, 04.04.02)
   Оборот крупнейшего в мире косметического концерна, французского L'Oreal, вырос в I квартале текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года больше, чем ожидали аналитики. По словам представителей концерна, доходы увеличились более чем на 9% и превысили 3.5 млрд. евро. При этом наиболее успешно развивалось подразделение L'Oreal, производящее продукты по уходу за кожей - его оборот увеличился почти на 28%. Эти цифры свидетельствуют в первую очередь об улучшении экономической ситуации в Северной Америке, считают эксперты, ведь США и Канада являются для L'Oreal одним из важнейших рынков сбыта.

   Индустрия дорогих товаров: кризис - роскоши не помеха
   
(The Economist, 30.03.02, перепечатано в журнале "Русский Фокус", 01.04.02)
   Разве сейчас подходящее время для инвестиций в индустрию роскоши? Миуччиа Прада на этот вопрос отвечает положительно. Внучка основателя итальянского Дома мод произвела фурор, открыв недавно один за другим новые магазины в Нью-Йорке и Лондоне. В январе появился на свет магазин в Манхэттене стоимостью ни много ни мало $40 млн., оснащенный магическими зеркалами, плазменными дисплеями и электронной системой управления кабинами для переодевания. Он находится всего в миле от "зоны ноль" и в нем практически нет покупателей. Магазин Jil Sander в Лондоне, открытый в феврале и расположенный, что символично, между Bond Street и Savile Row в отреставрированном особняке эпохи королей Георгов, занимает площадь в 10 000 кв. футов, снабжен "плавающими криволинейными стенами" и так же пуст, как Брайтон-Бич во время урагана.
   Индустрия роскоши в последнее время испытала на себе отрицательное влияние сначала спада в мировой экономике, затем резкого падения потребительского спроса в Японии и, наконец, последствия ударов террористов 11 сентября. После терактов японцы, обычно покупавшие треть предметов роскоши в мире, сократили поездки за рубеж наполовину и туго затянули свои кошельки от Louis Vuitton. А богатые американцы перестали летать в Европу, что резко ухудшило положение поставщиков предметов роскоши из Лондона, Парижа и Рима.
   У себя дома американцы тоже изменили свое отношение к роскоши, во всяком случае пока. В среде молодых, недавно разбогатевших американцев на смену безудержному потреблению пришло "заметное воздержание". Снижение гарантий занятости, уровня доходности в финансовой сфере, спад на фондовом рынке, съевший почти все доходы с ценных бумаг, накопленные в конце 90-х, - все это заставило людей начать жить экономно. Резко упал объем продаж дорогих украшений, часов и дамских сумочек - наиболее доходных изделий индустрии роскоши.
   Самыми серьезными последствия были для небольшого числа крупных, котирующихся на рынке компаний, производящих предметы роскоши. Лидер отрасли, французская компания Louis Vuitton Moet Hennessy (LVMH), после 11 сентября выпустила четыре предупреждения о снижении прибыли и в конце концов сообщила о падении условно чистой прибыли на 20% в 2001 г. (ранее она неоднократно обещала акционерам рост с двузначными показателями). Номер два в этой индустрии - швейцарская компания Compagnie Financiere Richemont, владеющая такими брэндами, как Cartier, Mont Blanc, Piaget и т. д., - сообщил о снижении объема продаж на 13% за последний квартал прошлого года. Третий по величине игрок - итальянский концерн Gucci Group - на прошлой неделе объявил о падении прибыли на 33%. Тем временем собравшиеся в частном порядке акционеры Prada, еще одного крупного игрока, отложили размещение акций на рынке и были вынуждены с целью погашения долгов продать LVMH ранее приобретенный пакет акций Fendi.
   Что же получается - у г-жи Прада совсем "крыша поехала", раз она решила в такое время открывать свои роскошные магазины в Лондоне и Нью-Йорке? Может быть, и поехала, да не совсем. Во-первых, "денежные мешки" по-прежнему готовы раскошеливаться на покупку стоящего товара. Например, на покупку сумочки от Hermes "Birkin" (стоимостью около $13 000) в некоторых магазинах очередь расписана на годы вперед. Большим спросом продолжают пользоваться некоторые очень дорогие "игрушки для мальчиков". Фирма Becker Automotive Design из Лос-Анджелеса, занимающаяся оснащением спортивных внедорожников барами и аппаратурой спутниковой связи стоимостью от $85 000 до $250 000, в этом году ожидает увеличения объема продаж вдвое.
   Более того, число покупателей предметов роскоши постоянно увеличивается. "Индивидуумы с большим собственным капиталом" - так обычно их называют те, кто хотел бы часть этого капитала положить себе в карман. По оценке инвестиционного банка Merrill Lynch и консультационной фирмы Cap Gemini Ernst & Young, в мире таких людей насчитывается не более 26 млн. - это, по определению, физические лица, имеющие свободные средства в размере свыше $1 млн. Согласно прогнозам, к 2005 г. число этих людей увеличится на 50%.
   На прошедшем в марте автосалоне в Женеве было представлено большое количество новых роскошных автомобилей, предназначенных именно для этой многообещающей категории покупателей. В том числе новый Bentley стоимостью 150 000 фунтов стерлингов и модель Maybach производства DaimlerChrysler стоимостью $300 000, которая будет оснащаться откидывающимися креслами и увлажнителем. Как выразился председатель правления DaimlerChrysler Юрген Шремп, эти авто сами создают для себя спрос.
   Правда, более важное обстоятельство связано с тем, что появилась новая разновидность потребителя предметов роскоши, что может способствовать резкому расширению этого сегмента рынка. Эти потребители, типичные представители которых показаны в телевизионной комедии "Секс и город", действительно демократизируют роскошь. Так считает консультант из Boston Consulting Group Майкл Сильверстайн, который пишет книгу об этой проблеме. Он определяет данный феномен следующим образом: избирательный переход потребителей из средних сегментов рынка на более высокие уровни качества, вкуса и ожидания.
   Звезда комедийного телесериала Кэрри Брэдшо - прототип нового потребителя предметов роскоши на экране. В одной из последних серий она подает в свой банк заявление на получение ипотечной ссуды, но вынуждена признаться, что ее единственной гарантией могут быть $700 на текущем счете (до востребования) и $957 на сберегательном счете. Ее просьба была, естественно, отклонена. Позднее она признается своей подруге Миранде, что у нее дома 100 пар обуви, каждая стоит в среднем $400. "$40 000, - говорит пораженная Миранда, - этого тебе хватило бы на гарантию по кредиту".
   Как считает Сильверстайн, новых потребителей дорогих товаров одновременно можно считать и богачами, и бедняками. У Кэрри столько пар обуви от Manolo Blahnik, что их с лихвой хватит на несколько жизней, но она не может позволить себе крышу над головой. Шикарные Porsche и Audi Quattro можно увидеть на улицах далеко не самых богатых кварталов. Топики за $10 от H&M часто соседствуют с сумочками за $500 от Gucci.
   Эти новые потребители, богатые дорогими вещами и бедные собственными средствами, представляют для традиционных производителей предметов роскоши одновременно и новые возможности, и угрозу. Как клиенты они имеют более высокие запросы, более придирчивы, у них меньше лояльности к брэндам, чем у "индивидуумов с большим собственным капиталом", символизирующих потребителей предметов роскоши старого типа. Клиенты нового типа готовы заплатить высокую цену, но требуют взамен соответствующего качества. В прежние времена производителей дорогих товаров по этому поводу никогда не беспокоили.
   В то же время новые потребители хотят иметь самый стильный, соответствующий последним трендам в моде товар, который при этом продвигался бы на рынок творческими (и, следовательно, дорогими) способами - включая размещение рекламы в телесериалах. Кэрри творила чудеса, рекламируя обувь Manolo Blahnik, а ее подруга Саманта, показавшись на экране с сумочкой "Birkin" от Hermes, еще больше увеличила и без того длинные очереди в магазинах за этим дорогим товаром.
   Правда, демократизация роскоши больно бьет по карману производителей. Чтобы поддерживать качество на высоком уровне и выдержать связанное с этим сокращение прибыли, производители должны иметь и ресурсы для регулярных изменений дизайна своих моделей, и возможности в сжатые сроки поставлять новые изделия в магазины. Для этого требуются деньги, дисциплина и мощь.
   Такая ситуация не предвещает ничего хорошего для небольших семейных фирм, которые в большом количестве работают в отрасли.

США И КАНАДА

   Неустойчивый рост
   
(По материалам статьи "Скорее жив", "Эксперт", 01.04.02, авторы - Павел Быков, Александр Кокшаров, Петр Кирьян)
   Экономический спад в США оказался неожиданно кратким. Еще полгода тому назад все свидетельствовало о том, что Соединенным Штатам предстоит пережить долгий период экономических проблем: промышленное производство падало уже около года; компании стали вовсю сокращать издержки, в том числе и за счет массовых увольнений; фондовые индексы пошли вниз. События 11 сентября 2001 года усугубили начавшееся замедление американской экономики. Америка пережила сильнейший психологический шок: американцы стали гораздо реже летать на самолетах и даже реже ходить в магазины. Целые отрасли (туризм, авиаперевозки, страховой бизнес) были поставлены на грань банкротства, инвесторы начали выводить деньги из страны, опасаясь повторения трагедии. Октябрь 2001 года для американской экономики был окрашен в черные тона: почти все - экономисты и потребители, правительство и инвесторы - ожидали, что наступят тяжелые времена.
   В действительности же все оказалось совсем не так страшно. Уже в конце января американская экономика начала подавать признаки оживления. Неожиданно выяснилось, что в IV квартале 2001 года экономика США росла. Весьма скромно - всего на 0,2% в годовом пересчете (скептики списали это тогда на статистическую ошибку), - но росла. А спустя месяц, когда ФРС США завершила обработку статистических данных за последний квартал 2001 года, выяснилось, что рост на самом деле составил целых 1,7%. А ведь еще в ноябре ожидалось, что ВВП за этот период сократится на 1,3%.
   США сразу же захлестнула волна оптимизма. Исследовательские центры и ведущие банки один за другим начали публиковать благоприятные прогнозы. Глава ФРС Алан Гринспен заявил в конце марта, что спад, по всей видимости, завершился и он ожидает "значительного роста" американской экономики в течение нынешнего года. В том же духе выразился и министр финансов Пол ОНил: "Мы находимся на пути к значительному подъему, каждый день приносит подтверждения силы начавшегося оживления", - и заявил, что американская экономика возвращается к темпам роста на уровне 3-3,5% в год.
   То, что рецессия закончилась, не вызывает сомнений уже ни у кого: экономика США действительно неожиданно быстро восстановилась после схлопывания фондового "пузыря". Однако среднесрочные перспективы американской экономики по-прежнему выглядят неблестяще. Нынешний экономический рост вызван сочетанием ряда конъюнктурных факторов и поэтому носит неустойчивый характер. Нет оснований ожидать, что пережившей встряску американской экономике удастся сразу же вернуться на траекторию быстрого и устойчивого экономического подъема.
   Американская промышленность стала получать все больше заказов, но пока производство лишь восполняет пробелы на полках магазинов и складах. Действительно, за IV квартал 2001 года запасы готовой продукции в США сократились на рекордные 119,3 млрд. долларов. Столь резкое сокращение привело к увеличению новых заказов и, как следствие, к возобновлению промышленного роста, прекратившегося в Соединенных Штатах еще в июле 2000 года. Уже в начале февраля крупнейшие американские корпорации - General Electric, General Motors, IBM, Dell - объявили о своих планах по увеличению выпуска на 2002 год. Однако, как отмечает в своих прогнозах EIU, к осени нынешнего года, по всей видимости, процесс восстановления объемов складских запасов завершится, и этот фактор перестанет воздействовать на рост ВВП.
   Дальнейшая судьба экономического роста в США будет зависеть от динамики потребительского и, что еще важнее, инвестиционного спроса. Если нынешний подъем в промышленности не будет поддержан со стороны спроса, то рост приостановится. Более того, может стать очевидным, что многие из последних "достижений" американской экономики являются сугубо конъюнктурными. Так, уже сейчас ясно, что резкий рост производительности труда в IV квартале связан именно с процессом восстановления складских запасов - предприятия наращивали производство с низкого уровня, практически без каких-либо дополнительных издержек. Однако говорить о том, что начался устойчивый рост потребления и инвестиций, пока не приходится.
   Наиболее очевидно, что перелома негативной тенденции в сфере инвестиций не произошло. Снижение капиталовложений в корпорации происходит четвертый квартал подряд. Несмотря на серьезный рост потребления, капитальные вложения в последней четверти 2001 года из-за сокращения корпоративных прибылей снизились на 11% и, согласно большинству прогнозов, будут снижаться в первой половине нынешнего года.
   Действительно, в прошлом году абсолютное большинство американских компаний приняло серьезные меры по сокращению издержек. Сейчас, на волне потребительского спроса, они используют лишь 70-75% своих производственных мощностей. Ожидать же роста инвестиций можно лишь после того, как в промышленности будут задействованы 90% мощностей, на это потребуется еще квартал-другой. Однако не факт, что инвестиции возобновятся и тогда - в последние годы американскими компаниями были сделаны колоссальные инвестиции, значительная часть которых оказалась необоснованной, как необоснованными оказались упования на информационные технологии.
   Но для поддержания роста критически важным является именно восстановление инвестиционной активности американского бизнес-сектора. Как заявил в середине марта Алан Гринспен, скорость и характер экономического подъема в США будут определять инвестиции компаний, а не собственно потребительский спрос, который к тому же растет медленнее, чем после окончания предыдущих рецессий. По его мнению, "несмотря на то что увеличение потребительских расходов, скорее всего, продолжится, потенциал для значительного роста активности в этой области будет более ограниченным, чем в предыдущих циклах".
   Пока же нынешнее оживление в экономике США целиком связано именно с потребительским спросом. В IV квартале 2001 года расходы американских потребителей выросли на 6,1%, что стало самым высоким показателем за последние полтора года. Такой рост значительно превысил цикличный предрождественский подъем потребительского спроса и был в первую очередь вызван увеличением спроса на товары длительного пользования: дома, автомобили, бытовую технику, компьютеры и т. д. - потребление этой группы товаров выросло на целых 39,4%.
   Однако это увеличение спроса также в значительной мере конъюнктурно: рост был вызван резким снижением стоимости кредитов. Потребители просто среагировали на политику ФРС, которая в течение 2001 года 11 раз снижала ставку рефинансирования - до 1,75%, это самый низкий показатель за последние 40 лет. В результате стоимость потребительских кредитов на финансовом рынке США упала с 5,15% годовых в начале 2001 года примерно до 2% в IV квартале и вызвала взрывной рост потребления. Но уже в феврале розничные продажи выросли всего на 0,3%, тогда как эксперты ожидали роста на 1%. Потребители решили взять передышку после рекордного по расходам IV квартала 2001 года. Поскольку в этом году процентная ставка наверняка будет повышаться, рост потребления, скорее всего, замедлится.
   Алан Гринспен не зря сказал, что потенциал для значительного роста потребления ограничен. Американская экономика почти четыре года росла во многом за счет потребительского бума, и сегодня возможности для дальнейшего роста за счет этого источника близки к исчерпанию. С середины 1997 года, то есть с начала кризиса в Юго-Восточной Азии, США взяли на себя основную нагрузку по поддержанию мирового конечного спроса. Все индикаторы - резкое укрепление курса доллара по отношению к валютам торговых партнеров США, взрывной рост внешнеторгового дефицита и дефицита платежного баланса, рост оплаты труда и потребления - однозначно на это указывают.
   Естественно, что для американской экономики такая сверхнагрузка не прошла бесследно. Удорожание доллара и увеличение импорта привели к стагнации, а затем и к спаду в промышленности. По некоторым оценкам, реальная эффективность капитала с 1997-го по 2001 год упала с семи с лишним процентов до четырех процентов.
   Очевидно, что все эти проблемы не решаются ни с помощью низких процентных ставок, ни с помощью бюджетного стимулирования спроса - ведь эти меры позволяют лишь получить отсрочку. Без решения же проблем эффективности труда и капитала всерьез говорить о росте инвестиций, об устойчивом экономическом росте не приходится. Хуже того, сильный спрос при сильном долларе лишь усугубляет структурные проблемы американской экономики.
   Для большинства экономистов и бизнесменов становится все более очевидным, что хозяйство США не выдерживает сильного доллара и не может больше играть роль главного генератора общемирового спроса. Снижение курса доллара приведет к коррекции уровня потребления американцев, что может стать политически опасным для администрация Буша, а потому она пытается искать паллиативные решения. Повышение пошлин на импорт - из их числа. В этом смысле весьма показательна, с одной стороны, осторожная, если не сказать скептическая реакция на этот шаг Алана Гринспена, а с другой - реакция валютного рынка: как только было объявлено о повышении пошлин, доллар чуть ослаб.
   Впрочем, на протяжении вот уже почти пяти лет США удается поддерживать высокий уровень потребления и удерживать доллар за счет притока капитала из вне. Незадолго до недавней конференции в мексиканском Монтеррее, посвященной проблемам бедности и развития, Всемирный банк опубликовал отчет, в котором показал, что после финансового кризиса в Азии в 1997 году фондовые биржи и рынки облигаций изменили полярность своих операций - начали выкачивать из развивающихся стран денег больше, чем закачивать в них. В начале 90-х годов частный капитал бурно потек в развивающийся мир, в 1997 году этот приток капитала был максимальным - 300 млрд. долларов. После азиатского кризиса он стал сокращаться и в прошлом году составил чуть больше 150 млрд. Корпоративные иностранные инвестиции уменьшились незначительно, но все еще остаются ниже пикового уровня 1997 года. Даже New York Times записала Турцию и Аргентину в жертвы подобного развития событий. Если исходить из этой логики, можно прямо сказать - без коррекции курса доллара продолжение экономического роста в США в рамках существующей модели возможно, по всей видимости, лишь в условиях растущей экономической нестабильности в остальном мире.

   Дома, которые спасли США от рецессии
   
(По материалам The Economist, 28.03.02)
   Сегодня становится ясно, что мировой экономике удалось избежать дальнейшего углубления спада, которое многие аналитики пророчили ей после событий 11сентября. Что же лежит в основе столь благоприятной динамики экономического роста?
   Частично это связано с тем, что, по сравнению с прежними рецессиями, на этот раз производительность труда в США сохранилась на рекордно высоком уровне. Однако еще более важную роль сыграло то, что, несмотря на массовые увольнения и падение цен на акции, американские потребители сохранили свои расходы на достаточно высоком уровне. Как же им это удалось? По мнению экспертов журнала Economist, отгадка может быть связана с ростом цен на дома, обусловленным проведенным Федеральной резервной системой США резким сокращением процентных ставок.
   В прошлом году многие экономисты выказывали озабоченность тем, что падение цен на акции заставит американских потребителей ограничить свои расходы. Действительно, даже сегодня, когда фондовый рынок уже немного отыграл обратно вверх, американские акции по-прежнему остаются на 25% дешевле, чем два года назад. Однако, хотя из-за падения цен на акции некоторые американцы стали чувствовать себя беднее, из-за параллельного роста цен на недвижимость гораздо большее число их соотечественников стали чувствовать себя богаче. За прошлый год цены на недвижимость в США выросли на рекордные 9%. Учитывая, что примерно две трети американцев владеют теми домами, в которых они проживают, столь резкий рост цен не мог не заставить их чувствовать себя более богатыми, чем прежде и сохранить свои расходы на прежнем уровне.
   Последние исследования показывают, что в большинстве стран изменение цен на недвижимость оказывает гораздо большее влияние на настроения потребителей, чем изменение цен на акции. Для того, чтобы проанализировать влияние рынка недвижимости на настроения потребителей в глобальном масштабе, Economist создал информационную базу, объединяющую данные о динамике цен на недвижимость в 13 развитых странах, и планирует отслеживать будущие колебания этого рынка.
   По данным Economist, наряду с США, в последние годы с резким ростом цен на недвижимость столкнулись также и такие страны как Великобритания, Австралия, Франция и Испания. Далее, одной из причин того, что германская экономика столкнулась в последние годы со столь существенными трудностями, может являться именно падение цен на местном рынке недвижимости. (Наряду с Японией, Германия – это единственная страна, столкнувшаяся в прошлом году со снижением цен на недвижимость).
   Необходимо отметить уникальность текущей динамики мирового рынка недвижимости: в ходе предыдущих глобальных экономических спадов цены на недвижимость, как правило, либо замирали, либо шли вниз. По всей видимости, это связано с тем, что это спад не сопровождался резким ростом инфляции, и, соответственно, не заставил ведущие центробанки мира пойти на увеличение процентных ставок. Напротив, проведенное в прошлом году ФРС США и другими центробанками развитых стран сокращение процентных ставок дополнительно сказалось на росте спроса, способствуя увеличению цен на недвижимость.
   Считается, что в первой половине текущего года рост американской экономики будет связан, главным образом, с восстановлением местными компаниями их складских запасов, которые они столь активно сокращали в прошлом году. Однако для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое восстановление экономики США, необходимо добиться роста корпоративных инвестиций и сохранения расходов американских потребителей на достаточно высоком уровне. Хотя за последнее время объемы корпоративных инвестиций, очевидно, уже достигли в своем падении точки минимума, их быстрое восстановление маловероятно в условиях сохранения низких прибылей американских компаний, висящих на их шее огромных долгах, а также сохраняющихся до настоящего времени излишних производственных мощностей. Таким образом, судьба американской экономики в очередной раз оказывается вверенной в руки ее потребителям.
   Очевидно, что цены на недвижимость не смогут долго расти теми же темпами. При этом, падение цен может нанести существенный ущерб начинающемуся восстановлению американской экономики. К счастью, подобный сценарий, скорее всего, может иметь место только в случае резкого увеличения процентных ставок, которое вряд ли произойдет до тех пор, пока инфляция будет оставаться под контролем ФРС. Таким образом, в будущем рост цен не недвижимость, очевидно, будет постепенно замедляться, но не превратится в падение рынка. В то же время, для того, чтобы поддерживать свои расходы на прежнем уровне, американским потребителям придется еще глубже залезть в долговую яму. Американцы будут брать новые кредиты до тех пор, пока стоимость их обслуживания будет казаться им относительно низкой в сравнении с их доходами. На самом деле, рано ли поздно им все же придется осознать, что, несмотря на чрезвычайно низкие процентные ставки, реальная стоимость обслуживания кредитов сегодня по-прежнему остается относительно высокой. Когда это обстоятельство дойдет до американцев, они, по всей видимости, будут вынуждены ограничить свои расходы. Хотя это может и не послать американскую экономику обратно в рецессию, однако восстановление высоких темпов экономического роста в США в данном случае затянется на несколько лет.

   Неожиданная угроза
   
("Ведомости", 05.04.02, автор - Грейн Маккарти)
   Существенное падение объемов выпуска корпоративных облигаций в США в I квартале 2002 г. может ослабить позиции доллара. Обычно I квартал - самый богатый на новые выпуски облигаций; кроме того, в начале года сократился приток и других видов портфельных инвестиций в США. Между тем интерес иностранных инвесторов к американским активам - один из главных факторов, обеспечивающих силу доллара.
   По данным аналитической компании Dealogic, отслеживающей ситуацию на рынках капитала, совокупный объем эмиссий корпоративных облигаций на американском рынке упал в I квартале на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. и составил $417,6 млрд. Выпуск американскими компаниями международных облигаций сократился на 24% до $166 млрд. Падение было бы еще более значительным, если бы в марте GE Capital, финансовое подразделение General Electric, не разместила крупнейший в США облигационный заем на $11 млрд. Приток иностранных инвестиций в американские активы в целом и в долговые обязательства в частности помогает США финансировать значительный дефицит текущего платежного баланса и поддерживать на высоком уровне курс доллара.
   Прямые иностранные инвестиции в США в прошлом году и в начале этого существенно сократились, что в значительной мере объясняется падением активности на рынке слияний и поглощений вследствие замедления роста мировой экономики. Аналитики теперь пытаются определить, останется ли рынок корпоративных облигаций США достаточно привлекательным для иностранных инвесторов, чтобы обеспечить приток в страну средств, необходимых для поддержания доллара. В одном только январе иностранные портфельные инвестиции в американские активы сократились до $11,3 млрд., тогда как среднемесячный приток в прошлом году составлял $44 млрд. По данным Федеральной резервной системы на конец прошлого года, иностранные инвесторы владели 14,3% облигаций, выпущенных американскими государственными органами, 13% корпоративных облигаций и 11% акций. В начале этого года упал спрос на большинство активов; иностранцы в массовом порядке продавали казначейские облигации, а также уходили с фондового рынка.
   Многие экономисты не один раз и не один год предупреждали, что значительный дефицит текущего платежного баланса США угрожает стабильности доллара. Однако доллар сохранял свою силу во многом благодаря привлекательности и богатому набору американских активов и гибкости рынков капитала США. Сегодня, говорят некоторые аналитики, ситуация несколько иная, поскольку нет ни одного класса активов, который представлял бы безоговорочный интерес для иностранных инвесторов. Рынок слияний и поглощений слаб из-за экономического спада и неясных перспектив роста корпоративных прибылей, а скандал с Enron подорвал интерес иностранцев к акциям и в определенной степени к облигациям американских компаний.
   Завоеванные позиции доллару помогает удерживать, в частности, то, что он по-прежнему остается главной валютой, в которой номинируются мировые ценные бумаги. По данным Dealogic, в долларах выпускается 70% корпоративных облигаций внешнего займа, тогда как в евро - 21%.

   Снижение продаж легковых машин в США
   
(Интерфакс-АФИ, 03.04.02)
   Продажи легковых автомобилей сократились в США в марте на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за сокращения спроса со стороны компаний по аренде машин и прекращения действия льгот для покупателей. В феврале снижение составляло 3,5%.
   General Motors сократила продажи легковых автомашин и легких грузовиков на 1,7%, Ford, второй крупнейший американский производитель, - на 12%, Chrysler - на 4%.
   Американские производители вновь уступили часть рынка зарубежным конкурентам. Так, японская Toyota нарастила продажи на 4,1%, Honda - 2%, а немецкий Volswagen - даже на 6,9%.
   На тройку ведущих американских автопроизводителей сейчас приходится всего 61,8% рынка против 64,8% год назад. Азиатские компании увеличили свою долю до 31,3%, европейские - 6,9%.

   Буш незаконно помог экономике
   
(NTVRU.com, 02.04.02)
   В 2001 году правительство США приобрело более половины товаров и услуг на внеконкурсной основе или используя практику, которая, по мнению аудиторов, не полностью соответствует требованиям рынка.
   "Скандалы не заставят себя долго ждать", - комментируют сложившуюся ситуацию эксперты. Действительно, речь идет о суммах поистине колоссальных. В целом в 2001 году правительство приобрело товаров и услуг на сумму 230 млрд. долларов, из которых 123 млрд. долларов - на внеконкурсной основе или с использованием методов, направленных на устранение конкуренции. Буквально все, от компьютеров и прочего офисного оборудования до услуг в области образования, приобреталось подобный путем.
   Беспокойство по поводу нового правительственного стиля закупок объясняется просто: отсутствие конкуренции в этом случае зачастую означает увеличение бюджетных расходов. К примеру, в ходе изучения закупок, произведенных Пентагоном, было обнаружено, что на запчасти, в изобилии имеющиеся на рынке, но приобретенные в период с 1993 по 2000 год вне конкурса, было затрачено более чем в два раза больше средств, чем если бы такие же запчасти были приобретены на конкурсной основе.
   Со своей стороны, федеральные чиновники, занимающиеся заключением контрактов, утверждают, что конкуренцию зачастую нелегко обеспечить, поскольку подрядчики не примут участие в конкурсе, если не будут убеждены в том, что они близки к заключению сделки. "Из-за расходов на участие в конкурсе вполне естественно, что компании подадут заявку только в том случае, если у них будут высокие шансы на победу", - подчеркивает один из правительственных чиновников.


***

РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (
http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное