Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 24.12.01. (2-ая часть)

Содержание:
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
   Планы реформирования Евросоюза
   Инфляция в еврозоне в октябре составила 2.1%
   Дефицит внешнеторгового баланса ЕС в III квартале
   Отец евро обеспокоен судьбой своего детища
   Вим Дуйзенберг против дальнейшего снижения ставок
   Новый "КЗОТ" Евросоюза
   О спаде в машиностроении Европы в 2002 г.
   Возврат НДС приносит неплохой доход Европе
   Новый прогноз института Ifo: экономика Германии продолжает замедляться
   Правительство Германии готовит новый кодекс прав акционеров
   Правительство ФРГ будет более решительно бороться с нелегальной занятостью
   Положительное сальдо внешней торговли Франции в октябре
   Глава финансового ведомства Франции о национальной экономике
   В экономике Великобритании
   Проблемы экономического развития Польши
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
   Экономическая ситуация в Японии продолжает ухудшаться
   В 2002 году прогнозируется нулевой рост экономики Японии
   Япония остается крупнейшим должником среди стран "семерки"
   Реорганизация госкомпаний Японии
   МВФ снизил показатель экономического роста Сингапура
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
   Голодная революция
   Глобализация и борьба с международным терроризмом
   Ресурсная база Афганистана
   Крупнейший должник МВФ
   Снижение экспорта из стран Латинской Америки
   Об утечке капиталов из Латинской Америки


ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН

   Планы реформирования Евросоюза
   
(По материалам статьи "Евросоюз найдет себя к 2004 г.", "Ведомости", 17.12.01, авторы - Брайан Грум и Александр Николл)
   На состоявшемся в конце прошлой недели саммите Евросоюза лидеры европейских стран договорились приложить все усилия, чтобы к 2004 г. разработать окончательный вариант реформы ЕС. Главный вопрос остается прежним: должны ли быть у ЕС федеральные полномочия или Евросоюз - это экономический клуб с ограниченным политическим влиянием. В декларации, принятой по результатам работы саммита, лидеры стран ЕС пообещали найти компромисс по главному вопросу реформы ЕС, а также обновить схему работы союза, которая была разработана еще в 50-е гг. , когда в Евросоюз входило только шесть стран.
   Страны ЕС вот уже 10 лет не могут прийти к согласию в вопросе о реформе союза в основном из-за возражений, выдвигаемых Великобританией, Францией, Данией и Швецией в отношении расширения полномочий ЕС за счет передачи союзу части полномочий законодательных органов входящих в ЕС государств. В дебатах, которые начнутся 1 марта 2002 г. , а закончатся в 2003 г. , будут участвовать более 100 представителей правительств стран ЕС, Европарламента, законодательных органов отдельных стран союза, а также представители 12 государств, которые хотят войти в ЕС. Из этих 12 государств 10 - Словения, Венгрия, Эстония, Мальта, Кипр, Чехия, Польша, Словакия, Латвия и Литва - смогут стать членами ЕС уже 1 января 2004 г.

   Инфляция в еврозоне в октябре составила 2.1%
   
(Газета.ru, 18.12.01)
   Инфляция в годовом исчислении в еврозоне октябре 2001 года снизилась до 2,1% в ноябре против 2,4% в октябре. Об этом сообщил Eurostat. Годом ранее показатель равнялся 2,9%. Инфляция (в годовом исчислении) в Евросоюзе в ноябре составила 1,8% против 2,2% в октябре. В ноябре 2000 года инфляция составила 2,6%.
   Наибольший уровень инфляции в ноябре зафиксирован в Голландии (4,8%), Португалии (4,1%) и Ирландии (3,4%); наименьший - в Великобритании (0,8%), Франции (1,3%) и Люксембурге (1,4%). Для сравнения годовая инфляция в Швейцарии в ноябре снизилась до 0,3% против 0.6% в октябре, в США инфляция снизилась до 1,9% в ноябре против 2,1% в октябре.

   Дефицит внешнеторгового баланса ЕС в III квартале
   
("AK&M", 17.12.01)
   Дефицит внешнеторгового баланса 15-ти стран, входящих в ЕС, в III квартале 2001 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3.1 млрд. евро до 7.3 млрд. евро. Такие предварительные данные распространило Статистическое агентство ЕС (Евростат). По сравнению с предыдущим периодом отрицательное сальдо сократилось на 4.2 млрд. евро.
   Как свидетельствуют материалы Евростата, отрицательное сальдо в III квартале сложилось за счет торговли товарами (-7.6 млрд. евро). При этом положительный баланс в торговле услугами существенно сократился по сравнению как с аналогичным периодом прошлого года (5.1 млрд. евро), так и с предыдущим периодом (4.1 млрд. евро) - до 0.3 млрд. евро.

   Отец евро обеспокоен судьбой своего детища
   
("Ведомости", 21.12.01)
   Обладатель Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета Роберт Манделл по праву может считаться одним из отцов общеевропейской валюты. Но детище Манделла доставляет ему немало тревог. Развитию Европы препятствуют неоправданно высокие налоги, чрезмерно жесткие правила, регулирующие рынки, в том числе рынок труда. Все это, по мнению Манделла, существенно снижает экономическую эффективность от введения евро.
   Исследования Манделла, посвященные обменным курсам валют, денежной политике и валютным режимам, стали одним из краеугольных камней концепции общеевропейской валюты, хотя ученый и не участвовал напрямую в организационных мероприятиях по ее воплощению. Удостоившись в 1999 г. Нобелевской премии, Манделл получил более широкую платформу для пропаганды своих взглядов.
   В 80-х гг. ученый отстаивал концепцию развития экономики, основанную на низких налогах, стимулировании производства и уменьшении роли регулирующих органов. Именно эта концепция была взята на вооружение администрацией президента США Рональда Рейгана и помогла Соединенным Штатам существенно реформировать свою экономику и обеспечить ее рост. Сейчас Манделл считает необходимым проведение аналогичной реформы в континентальной Европе. Без этого, по его убеждению, евро не сможет сыграть своей исторической роли и сделать европейскую экономику столь же эффективной и динамично развивающейся, как американская. Между тем Европейский союз поставил себе цель стать к 2010 г. самой конкурентоспособной экономикой мира.
   Предстоящее введение евро в наличный оборот также представляет, по мнению Манделла, определенные опасности. Он, в частности, полагает, что европейская валюта в ближайшей перспективе может ослабнуть, поскольку неопределенность, связанная с переходом на евро, заставит многих людей в неевропейских странах временно перевести средства, которыми они располагают, в доллары.
   Во время недавнего визита в Брюссель Манделл поделился своими мыслями о евро и путях Европы с корреспондентом Wall Street Journal Europe Филипом Шишкиным.

   Филип Шишкин: В чем вы видите важность евро для мировой экономической системы?
   Роберт Манделл: Как только евро появился, он сразу же стал второй по значимости валютой в мире. В случае распространения зоны евро на страны Центральной и Восточной Европы население этой зоны может достигнуть 450 млн. человек, а ее суммарный ВВП превысит американский. Естественно, что при этом евро существенно повлияет на общую ситуацию в международной валютной системе. Через 10 лет государства будут стремиться распределить свои валютные резервы поровну между долларами и евро. Но у доллара по-прежнему остается немало преимуществ перед евро. Одно из них связано с тем, что политику в долларовой зоне - в Соединенных Штатах - определяет одно правительство, а политику в зоне евро определяют 12 разных правительств.

   Ф.Ш.: Вы всегда говорили, что Европе нужны серьезные экономические реформы. На чем европейским политикам следует сосредоточиться в первую очередь?
   Р.М.: Налоги на рынке труда слишком высоки. К примеру, если итальянцу приходится платить со своей зарплаты налог 59%, то домой он приносит, соответственно, лишь 41%. Говорят, что столь высокий налог обусловлен социальными отчислениями, обеспечением социальной защищенности. Но этот человек мог бы обеспечить себе социальную защищенность, обратившись в частный сектор, и цена, которую он при этом заплатит, будет втрое меньше. Кроме того, конечно, следует упомянуть трудовые соглашения, затрудняющие увольнение сотрудников. Если затраты на рабочую силу включаются в постоянные затраты, эффективность деятельности компаний может существенно снизиться.

   Ф.Ш.: Поможет ли единая валюта Европе в преодолении спада в мировой экономике?
   Р.М.: Возможно, некоторые страны считают, что им было бы выгоднее оставаться независимыми, сохраняя возможность самостоятельно управлять своими экономическими циклами. Я эту позицию не разделяю. Даже в США не всегда легко найти правильную финансовую стратегию для борьбы с рецессией или замедлением роста. Можно возразить, что отдельные регионы США лучше справились бы с проблемой, если бы у них была самостоятельная экономическая система и собственная валюта. К примеру, если цена на нефть растет, то северо-восточный регион страдает, а юго-западный выигрывает.
   Однако не очевидно, что такие проблемы можно было бы решить с помощью множества отдельных валют. Не думаю, что единая валюта отрицательно скажется на развитии Европы. При наличии единой валюты можно добиться более надежного равновесия, более тесного сотрудничества в финансовой политике, чем при наличии множества валют. Европа выиграет от реформы. Полагаю, в целом координация в сфере денежной политики даст положительный результат, и Европа будет эффективнее развиваться с одной валютой, чем с несколькими.

   Вим Дуйзенберг против дальнейшего снижения ставок
   
(По материалам статьи "Снижать ставки нет смысла", "Ведомости", 20.12.01, автор - Питер Норман)
   В отличие от ФРС США, которая для стимулирования экономики снизила процентные ставки в этом году 11 раз до 1,75% , в результате чего реальные ставки стали отрицательными, Европейский центральный банк, снизивший ставки лишь трижды, полагает, что для зоны евро этого вполне достаточно. ЕЦБ прогнозирует на следующий год рост европейской экономики и падение темпов инфляции.
   Выступая в комитете по экономической и денежной политике Европейского парламента, председатель ЕЦБ Вим Дузенберг заявил, что снижение ставок окажет воздействие на экономику зоны евро "лишь через год или полтора" после того, как оно было проведено банком. Поэтому эффект от еще одного снижения ставки проявится тогда, когда экономика и так будет развиваться приемлемыми темпами, восстановившись после нынешнего замедления.
   По словам Дузенберга, сейчас экономическая активность в зоне евро находится на низком уровне, но она начнет повышаться в течение 2002 г. В полной мере результаты восстановления экономики проявятся ближе к концу года, когда темпы ее роста будут близки или равны 2 - 2,5% , что считается долгосрочным потенциалом роста для региона. Как заявил Дузенберг, последние экономические данные подтверждают, что предпринятое 8 ноября снижение ставок на 0,5 процентного пункта до 3,25% "соответствует цели по поддержанию ценовой стабильности в среднесрочной перспективе".
   По прогнозу ЕЦБ, инфляция в зоне евро, составившая в ноябре 2,1% , в начале следующего года упадет ниже 2%. Это значение является целью ЕЦБ по инфляции, и в 2002 - 2003 гг. , по словам Дузенберга, инфляция не превысит его.
   Казалось бы, столь низкие темпы роста цен дают ЕЦБ возможность смягчить денежную политику, не опасаясь всплеска инфляции и стимулируя таким образом восстановление экономики. Однако в ЕЦБ полагают, что экономика зоны евро и без того обладает существенным потенциалом для роста. Она не испытывает проблем, стоящих перед экономикой США. По мнению Дузенберга, внутренний спрос и снижающаяся инфляция, а не восстановление американской экономики будут стимулировать экономическое развитие зоны евро. Председатель ЕЦБ подчеркнул, что как номинальные, так и реальные краткосрочные и долгосрочные ставки в зоне евро достигли исторического минимума. Долгосрочные процентные ставки сейчас находятся на самом низком уровне с 1981 г.

   Новый "КЗОТ" Евросоюза
   
(По материалам статьи "ЕС уважит рабочую силу", "Ведомости", 19.12.01, автор - Брэндон Митченер)
   Евросоюз принял новый закон, ужесточающий обязательства работодателей. Последние должны будут заблаговременно оповещать работников обо всех изменениях, касающихся их работы. И в первую очередь, разумеется, о планируемых сокращениях штата. Новая директива Евросоюза коснется примерно 50% всех работников стран ЕС. Выполнять положения нового закона должны будут все европейские компании со штатом от 50 человек, а также все подразделения со штатом от 20 человек.
   Подготовка директивы заняла три года. Ее авторы хотели, чтобы на европейском рынке труда больше не возникало ситуаций, когда работники узнают о своем увольнении из газет. Директива подразумевает штрафные санкции для нарушителей, а работников наделяет правом предлагать альтернативы увольнениям и закрытиям заводов.
   Работники не смогут отвергать предложенные работодателями варианты, как этого хотел Европарламент. Однако новая директива обяжет руководителей компаний заблаговременно информировать работников и консультироваться с ними о "проводимых и предстоящих" изменениях в бизнесе, перспективах, особенно если последние касаются увольнения, а также о любых "решениях, которые могут привести к существенным изменениям в организации рабочего процесса или в отношениях между работодателем или работником".
   Поскольку в последнее время ряд предприятий и магазинов были закрыты без консультаций с работниками и представляющими их организациями, в директиве отмечено, что информация должна предоставляться заблаговременно и в таком объеме, который бы позволил провести независимую оценку происходящих событий. В некоторых случаях работники получат право требовать доступа к информации, которую менеджеры обычно хранят в секрете от персонала.
   Комиссар ЕС по вопросам труда и занятости Анна Диамантопулу считает, что новый закон дает компаниям понять, что они должны уважать своих работников не меньше, чем своих акционеров. А пресс-секретарь Конфедерации европейских профсоюзов Вим Берганс заявил, что закон приемлем для большинства организаций в настоящее время и может быть усовершенствован в дальнейшем.
   Новая директива уже получила одобрение правительств всех 15 стран ЕС и Европарламента. Теперь ее должны одобрить законодатели стран - членов союза, которые могут внести дополнения, но должны согласиться с устанавливаемыми директивой минимальными требованиями и обеспечить эффективное претворение закона в жизнь.
   Большинство стран ЕС должны будут перейти на новые правила в течение трех лет. Между тем Великобритании и Ирландии, где практика консультаций между работодателями и работниками не получила развития, будет предоставлен более длительный переходный период. В течение пяти лет эти страны будут внедрять директиву для компаний со штатом от 150 человек и подразделений со штатом от 100 человек. Затем еще два года будет дано на распространение закона на деятельность компаний со штатом от 100 человек и подразделений со штатом от 50 человек.

   О спаде в машиностроении Европы в 2002 г.
   
(БИКИ, 08.12.01)
   Согласно прогнозу Европейской машиностроительной ассоциации Orgalime, в 2002 г. спад в машиностроении Европы не будет глубоким, хотя производство и сократится впервые с начала 90-х годов. По заявлению главы данной ассоциации, в настоящее время машиностроение Европы испытывает ряд проблем краткосрочного характера, но в долгосрочном плане положение в нем не вызывает тревоги.
   Orgalime представляет металлообработку, общее и электротехническое машиностроение 20 стран Европы и объединяет компании, совокупные ежегодные продажи которых составляют 1,3 трлн. евро (1,14 трлн. долларов США) и на предприятиях которых занято в общей сложности 7,6 млн. человек. На данный сектор производства приходится 1/4 всего выпуска продукции европейской обрабатывающей промышленностью.
   По последней оценке Orgalime, в 2001 г. производство в рассматриваемой отрасли увеличится (с поправкой на инфляцию) только на 1,1%. Это значительно ниже темпов прироста, предсказывавшихся ассоциацией весной указанного года (4,2%), и объясняется заметным понижением деловой активности в мировой экономике с лета 2001 г.
   В I полугодии 2001 г. продажи продукции отрасли устойчиво росли, а в III квартале многие компании зарегистрировали резкое сокращение оборота. Особенно заметно снизились продажи оборудования связи.
   Многие машиностроительные фирмы Европы являются крупными экспортерами их продукции в США и поэтому серьезно почувствовали на себе спад в экономике этой страны, усугубленный террористической атакой 11 сентября. В 2002 г. производство в машиностроении региона, по оценке Orgalime, сократится на 0,3%, при этом оживление в отрасли начнется только к концу II, а не I полугодия, как ожидалось ранее.
   В Великобритании и ФРГ производство в машиностроении должно в 2002 г. уменьшиться, во Франции - слегка возрасти, а в Италии - сохраниться на уровне 2001 г.
   Ввиду неясностей в отношении дальнейшего развития мировой экономики многие европейские машиностроительные компании в настоящее время откладывают инвестиции. Однако невысокие темпы инфляции, понижающиеся процентные ставки по кредитам и реструктуризационные усилия продуцентов, направленные на повышение конкурентоспособности, создают, по мнению Orgalime, предпосылки для улучшения ситуации в данной отрасли в долгосрочной перспективе.

   Возврат НДС приносит неплохой доход Европе
   
(По материалам статьи "Такие VAT дела", "Русский фокус", №36, автор - Дэмис Поландов)
   Большинство туристов, отправляющихся за покупками в страны Евросоюза, сталкивались с приятной для себя практикой возврата европейского НДС (VAT) по системе tax free. Между тем правом на возмещение этого налога обладают не только физические лица, но и компании-нерезиденты единой Европы. Правда, список товаров и услуг, при приобретении которых компания может возместить НДС, очень невелик. Российские предприниматели, недовольные таким положением, самостоятельно "расширяют" его с помощью подставных европейских фирм.
   Идея возмещения налогов нерезидентам выглядит, на первый взгляд, не совсем логичной. Собственно говоря, почему жители других стран должны иметь какие-то преимущества перед собственными гражданами? Какой смысл возвращать НДС из бюджета, куда он уже попал при покупке товара? Вместе с тем причина все-таки есть, и очень простая - обоюдная выгода.
   Не секрет, что для многих стран доходы от туристического бизнеса являются если не основным, то весьма значимым источником пополнения государственного бюджета. Поэтому такие страны кровно заинтересованы в привлечении максимального количества туристов. Для стимулирования туристического потока они практикуют предоставление иностранным туристам целого ряда льгот и налоговых послаблений на время пребывания в стране. Например, туристы в Израиле освобождаются от уплаты НДС на проживание в гостиницах, аренду автомобилей и ряд других услуг.
   Но наиболее известна в нашей стране программа возврата иностранным туристам сумм НДС, действующая в странах ЕС (а также в Норвегии, Венгрии и Словении, принявших те же правила). Ставки НДС в этих странах составляют 12-25%, поэтому экономия, достигнутая за счет таких возвратов, может быть весьма существенной. Страны, предоставляющие подобные льготы, тоже внакладе не остаются: деньги, потраченные польстившимися на льготы туристами, с лихвой компенсируют суммы возврата НДС. Есть у этой программы и ограничения. К туристам, не проживающим в странах ЕС, не относятся лица, которые пребывают на территории одной из этих стран более трех месяцев либо имеют разрешение на трудовую деятельность в этих странах.
   Условия возмещения НДС в разных странах различаются. Во-первых, по ставкам: каждая страна сама определяет, в каком объеме будет возвращен налог; во-вторых, по категории товара: покупка каких товаров будет подпадать под эту льготу и в каком объеме. И третьим ограничением является стоимость покупки (в большинстве стран возврат осуществляется только при приобретении товара дороже $25).
   Если выгода от возврата НДС туристами вполне логична и экономически оправданна, то предоставление подобных льгот компаниям вызывает вопросы. Ответы на них просты: список товаров и услуг, при покупке которых компании могут вернуть себе НДС, очень невелик и к тому же носит целевой характер.
   Во-первых, это командировочные расходы. Проживание в гостинице, организация и проведение деловых встреч, конференций, презентаций, поездки внутри страны, оплата различных услуг (юристы, переводчики, агенты) - все эти расходы можно существенно уменьшить процедурой возврата. При этом не имеет значения, пользуется ли командированный корпоративной картой своей фирмы, или оплачивает счета наличными.
   Подпадают под льготный режим и транспортные расходы. Российские транспортные организации (перевозчики, экспедиторы, агенты) имеют возможность получить обратно НДС, уплаченный иностранному поставщику за топливо или ремонт транспортных средств. Российские экспедиторы (транспортные агенты или брокеры), оплачивающие услуги иностранному партнеру за хранение, перегрузку и упаковку грузов, за перевозку их внутри Европы, а также всевозможные комиссионные сборы за услуги европейских экспедиторов или перевозчиков и т. д., также имеют право возместить НДС.
   Подпадают под льготу и затраты организаций, работающих в сфере телекоммуникаций (связь, интернет, IP-телефония, роуминг) и арендующих каналы связи у европейских международных операторов. К этой же категории можно отнести банки и финансовые организации, использующие международные информационные системы, специальные каналы для получения-передачи информации, арендующие помещения для своих представительств за рубежом или оплачивающие услуги европейских финансовых посредников.
   Туристические компании и фирмы, предлагающие на российском рынке образовательные услуги за рубежом (от интенсивных курсов английского языка до обучения в элитных колледжах и университетах), также могут воспользоваться правом на возврат НДС. Счета иностранных контрагентов, как правило, содержат налог на добавленную стоимость, который впоследствии можно вернуть. Для российских институтов, отправляющих своих сотрудников в служебную командировку (на стажировку, повышение квалификации), также предусмотрен возврат налога.
   Все описанные виды товаров и услуг подпадают под льготный режим согласно директиве № 13 законодательства ЕС, которая действует на всей территории Евросоюза. Но каждая страна ЕС имеет право вносить дополнительные категории товаров, по которым осуществляется возврат. К примеру, Чехия позволяет нерезидентам не платить НДС при покупке автомобилей. Благодаря этому многие российские дилеры Skoda реализуют автомобили этой марки в России практически по цене завода (плюс российский НДС и таможенные пошлины, которые обязаны платить и физические, и юридические лица). При этом дилеры не имеют практически никакой прибыли в России - они получают ее в виде возвращенного НДС, который сразу перечисляется на их западные счета. Заметим, что европейские налоговые органы о подобных операциях своих российских коллег не оповещают.

   Новый прогноз института Ifo: экономика Германии продолжает замедляться
   
(По материалам Dow Jones Newswires, 19.12.01)
   Авторитетный германский исследовательский институт Ifo, специализирующийся на изучении экономических проблем, пересмотрел свои прогнозы роста экономики Германии на этот и на будущий год в сторону снижения.
   В среду было объявлено что, по мнению экспертов Ifo, реальный рост германского ВВП составит 0.5% в этом году и 0.6% в будущем году. Напомним, что еще в октябре в совместном прогнозе института и пяти других германских аналитических центров говорилось, что рост германской экономики в текущем и в будущем году составит, соответственно, 0.7% и 1.3%. В прошлом году германский ВВП вырос на 3%.
   Резкое замедление темпов роста германского ВВП обусловлено общим замедлением мировой экономики и недавним ростом инфляции. Глобальный экономический спад спровоцировал сокращение объемов экспорта, традиционно игравшего ведущую роль в обеспечении германского экономического роста. В то же время, рост инфляции привел к уменьшению внутреннего спроса в самой Германии.
   Эксперты Ifo считают, что восстановление прежних темпов роста германской экономики начнется не раньше II квартала будущего года, и что в будущем году Европейскому центральному банку придется сократить величину процентных ставок еще на 25 базисных пунктов. "Пока мы не видим симптомов, которые указывали бы на возможность восстановления германской экономики в I квартале будущего года". Кроме того, в отчете говорится о том, что начало наличного обращения евро может вызвать в будущем году рост курса европейской единой валюты на иностранных рынках, который дополнительно осложнит положение германских компаний-экспортеров.
   В III квартале этого года ВВП Германии сократился на 0.1% по сравнению с предыдущим кварталом. Многие аналитики ожидают дальнейшего сокращения ВВП и по результатам текущего квартала. В отчете говорится, что сокращение ВВП в IV квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составит примерно 1%.
   В отчете отмечается сохранение слабой деловой активности в германской промышленности и низкого уровня уверенности, как в деловых кругах, так и среди потребителей. Эксперты Ifo считают, что в 2002 году число безработных в Германии вырастет до 4 млн. (ожидается, что по итогам текущего года их число составит 3.853 млн. человек). Это означает рост уровня безработицы в будущем году до 9.3% по сравнению с 9.1% в текущем году.
   В то же время, отчет Ifo дает определенный повод к оптимизму. Так, в институте верят в то, что ожидаемая в будущем году нормализация мировой экономической ситуации должна сказаться и на улучшении положения германской экономики. Среди факторов, которые должны способствовать ускорению роста германского ВВП, эксперты называют снижение стоимости энергоносителей и сокращение величины процентных ставок. "Начиная со II квартала 2002 года темпы роста германского ВВП должны ускориться". Ожидаемое специалистами института сокращение ставки рефинансирования ЕЦБ с 3.25% до 3% должно сделать кредитно-денежные условия в еврозоне "чрезвычайно благоприятными". В отчете также говорится о постепенном восстановлении объемов промышленного производства и потребительского спроса, которое должно начаться в будущем году, а также о росте спроса на германский экспорт, начало которого эксперты ожидают к концу 2002 года.

   Правительство Германии готовит новый кодекс прав акционеров
   
(По материалам статьи "Немцев просят стать прозрачнее", "Ведомости", 20.12.01, авторы - Максимилиан Штайнбайс и Петер Хайнахер)
   Немецкая правительственная комиссия по вопросам корпоративного управления представила свои рекомендации по новому кодексу прав акционеров. Последние, согласно кодексу, должны получить более широкий доступ к внутренней информации компаний.
   Введение нового кодекса станет еще одним шагом в направлении установления стандартов финансовой прозрачности, аналогичных принятым в США. При выработке рекомендаций комиссия, возглавляемая председателем наблюдательного совета компании ThyssenKrupp Герхардом Кромме, исходила из необходимости ограничить волатильность на рынке, порождаемую неожиданными сообщениями о финансовых или управленческих бедах той или иной компании. Однако положения кодекса не будут иметь юридической силы, хотя компании, которые решат ему не следовать, должны будут в своих отчетах указать причины такого решения.
   Кодекс призывает немецкие компании к публикации ежеквартальных отчетов о своей деятельности: в настоящее время в Германии публикуются, как правило, только ежегодные отчеты. Примечательно, что с этим предложением согласился Венделин Видекинг, один из членов комиссии и генеральный директор автоконцерна Porsche, активно отвергавший требования участников фондового рынка и инвесторов о введении ежеквартальной отчетности в его компании.
   По мнению авторов проекта, немецким компаниям также следует рассекретить данные о программах бонусов для топ-менеджеров. А в годовых отчетах - представлять данные о зарплате всех членов совета директоров.
   Наблюдательные советы, согласно новому кодексу, будут своевременно получать от правления всю информацию, касающуюся любых изменений ранее установленных планов и целей. Кодекс не коснулся спорного вопроса о том, могут ли члены наблюдательного совета оказывать платные консультационные услуги. Сейчас этот вопрос решается индивидуально советами директоров компаний в соответствии с действующим законодательством.
   В течение нескольких месяцев новый кодекс будет оцениваться представителями немецких деловых кругов и организациями, защищающими права акционеров. Они могут потребовать внесения некоторых изменений, после чего комиссия должна представить окончательный вариант документа.

   Правительство ФРГ будет более решительно бороться с нелегальной занятостью
   
(Немецкая волна, 19.12.01)
   Правительство ФРГ в среду (19.12) заявило о своём намерении более решительно бороться с нелегальной занятостью, в первую очередь, на строительных площадках.
   Федеральное правительство одобрило в среду проект закона, подготовленного ведомством министра по труду Вальтера Ристера. Проект предусматривает более строгие наказания руководителям фирм, использующим труд нелегальных рабочих. Им будут грозить теперь штрафы размером до 600 тысяч марок. Как образно выразился представитель Ристера, "мы хотим наконец-то покончить с этой раковой опухолью на немецких стройках". Что ж, если продолжить это мрачное сравнение, опухоль, действительно, разрослась. В прошлом году по фактам нелегального использования рабочей силы в федеральную казну было взыскано 157 тысяч штрафов на общую сумму более 300 миллионов марок. А сколько невыявленных нелегальных рабочих, в первую очередь иностранцев из Восточной Европы, трудится на стройплощадках по всей Германии, сказать с достоверностью просто невозможно.
   Платят им мало. Кроме того, работодатели экономят на взносах, которые в принципе обязаны отчислять в социальные кассы на каждого рабочего, но в случае с нелегалами, естественно, не отчисляют. Так что штрафы прежде никого из предпринимателей не пугали. Овчинка стоила выделки. Теперь штрафы предполагается увеличить. Кроме того, в особо тяжких случаях фирмы смогут быть на срок до четырех лет отстранены от участия в тендерах на распределение государственных, земельных и коммунальных строительных заказов. Это уже серьезнее. Возможно, такая угроза подействует на немецких предпринимателей, и они вновь станут брать на легальную работу своих земляков.

   Положительное сальдо внешней торговли Франции в октябре
   
("AK&M", 18.12.01)
   Положительное сальдо внешнеторгового оборота Франции в октябре 2001 года по сравнению с предыдущим месяцем выросло в 3.15 раза - с 619 млн. евро до 1.95 млрд. евро. Об этом говорится в сообщении таможенного ведомства Франции. Резкий рост активного баланса обусловлен пятикратным - до 24.1 млрд. евро - падением импорта.
   Как отмечают эксперты информационного агентства Bloomberg, увеличение положительного сальдо не является признаком восстановления темпов роста третьей по величине экономики Европы. Объем экспорта в октябре также сократился - на 344 млн. евро - даже несмотря на крупные контракты самолетостроительной корпорации Airbus SAS, продавшей 16 самолетов на общую сумму 1.28 млрд. евро.

   Глава финансового ведомства Франции о национальной экономике
   
(Синьхуа, 18.12.01)
   Министр экономики и финансов Франции Лоран Фабиус заявил во вторник (18.12), что с I квартала следующего года темпы роста национальной экономики будут постепенно замедляться. Л. Фабиус считает, что в условиях ухудшения международной экономической ситуации зима нынешнего года во Франции будет характеризоваться не самой благоприятной экономической конъюнктурой.
   Тем не менее он считает, что экономическая ситуация в стране все-таки будет гораздо лучше, чем в большинстве соседних стран. По его словам, к настоящему времени экономике удается в полной мере противостоять ухудшению международной экономической обстановки. В то же время США, Японии и ФРГ уже находятся в состоянии депрессии.
   Министр не дал четкого прогноза относительно экономического прироста в 2002 году. В докладе МВФ по оценке перспектив развития мировой экономики, обнародованном в третьей декаде сентября, прогнозировалось, что экономический рост во Франции в 2002 году достигнет 2,1%. В первой декаде ноября этот показатель был снижен до уровня 1,6%. Сегодня фонд вновь пересмотрел прогноз, полагая, что прирост составит лишь 1,3%.

   В экономике Великобритании
   
(По материалам "AK&M" и BBC, 20.12.01)
   ВВП Великобритании в I-III кварталах 2001 года вырос на 2.2%. Такие уточненные данные распространило национальное статистическое ведомство страны (Office for National Statistics, ONS). Предыдущая оценка равнялась 2.1%. Причина тому, по мнению аналитиков, заключается в более скорой, чем предполагалось, экономической экспансией в первые шесть месяцев 2001 года, особенно ярко проявившейся в сфере отдыха и розничной торговли.
   Несмотря на пересмотр оценки, нынешний рост ВВП Великобритании ниже запланированного Министерством финансов страны - по данным британской вещательной корпорации ВВС, в макроэкономических прогнозах этого ведомства на 2001 год заложен 2.25-2.75%-ный рост экономики.
   В то же время, британская экономика остается самой быстрорастущей среди индустриальных стран. В частности, ВВП Германии и США в III квартале сократился - на 0.1% и 1.1% соответственно. "Это свидетельствует о том, что перспективы у британской экономики неплохие. Великобритания по-прежнему твердо держится в верхней части списка стран Большой семерки", - говорит Арджун Миттал, экономист из American Express.
   Тем не менее, последние статистические показатели говорят о том, что британская экономика по-прежнему испытывает серьезный дисбаланс в распределении отраслей между производством и сферой обслуживания. Кроме того, экономисты говорят, что данные последних трех месяцев года, которые станут известны к февралю, могут оказаться не столь впечатляющими.
   В июля по сентябрь - вот уже третий квартал подряд - в стране сокращался оборот производственного сектора: он упал на 1,1%. Сфера обслуживания тем временем выросла на 0,6%, однако и здесь рост несколько замедлился: в период с апреля по июнь он составлял 0,9%. Наблюдатели опасаются, что продолжающееся снижение оборотов роста в сфере услуг, в которой занято четыре пятых всей британской рабочей силы и которая обеспечивает две трети ВВП, способно ввергнуть всю экономику страны в рецессию.
   До сих пор относительная сила сферы услуг способствовала поддержанию безработицы на очень низком уровне - несмотря на существенные сокращения рабочих мест в производственном секторе. Низкая безработица в сочетании с очень низкой учетной ставкой стимулирует в свою очередь потребительские траты, которые на сегодняшний день являются одной из мощнейших движущих сил экономического роста в Британии. Тем не менее, высокий уровень задолженности граждан (банковские кредиты) может в ближайшем будущем оказаться достаточно опасным фактором, который способен негативно сказаться на всем экономическом развитии страны.
   Данные, обнародованные в четверг (20.12) Ассоциацией банкиров Британии, свидетельствуют о том, что потребители пока не отказываются от удовольствия делать покупки: заимствования по кредитным карточкам выросли в ноябре до самого высокого уровня за последние 17 месяцев и достигли 4,87 миллиарда фунтов стерлингов (6,5 миллиарда долларов США).

   Проблемы экономического развития Польши
   
(По материалам статьи "Профсоюзный застой", "Ведомости", 20.12.01, автор - Элизабет Уильямсон)
   Польша, самое крупное по размерам экономики государство Центральной Европы, сейчас проигрывает экономическое соревнование бывшим коллегам по социалистическому блоку. А мешают стране развиваться именно те, кто 10 лет назад повел ее от коммунизма к капитализму.
   Герои 80-х гг. из движения "Солидарность" в последние годы потеряли поддержку в обществе - на выборах в сентябре партия не получила ни одного места в парламенте. Надежды на модернизацию польского хозяйства связаны теперь с победившим на выборах Демократическим левым альянсом, наследником бывших коммунистов из ПОРП. Но профсоюзы как таковые остаются мощной политической силой. Из-за их давления правительство не решается продать или реструктурировать убыточные госпредприятия, на субсидирование которых из бюджета ежегодно уходит порядка $20 млрд., или 10% объема национальной экономики.
   Знаковым событием для Польши было открытие компанией General Motors завода в Гливице в 1998 г. В 1990-х GM и другие международные корпорации, например Ford Motor и FIAT, считали Польшу перспективным рынком: здесь была дешевая рабочая сила, а потенциальные потребители исчислялись десятками миллионов. Построенный в особой экономической зоне завод GM дал работу 2000 человек, еще несколько сотен желали бросить свою грязную и опасную работу на агонизирующих устаревших предприятиях и устроиться на современное производство, организованное мировым гигантом автомобилестроения.
   Но cейчас продажи GM в Польше упали на 60% по сравнению с 1999 г. , и в следующем квартале Opel прекращает местное производство модели Astra Classic. К апрелю будет уволено 18% сотрудников предприятия. В 2000 г. GM закрыла сборочное производство в Варшаве, а еще раньше был закрыт польский завод Ford. FIAT и Daewoo в сумме уволили в 2001 г. более 2000 работников.
   Может не состояться и крупный новый проект, на который в Польше возлагаются большие надежды. Японская Toyota Motor и французская Peugeot планируют создать в Центральной Европе предприятие по сборке небольших автомобилей. Стоимость проекта составляет 1,5 млрд. евро ($1,35 млрд.) , в результате будет создано 12 000 новых рабочих мест. В качестве места расположения завода рассматриваются польский город Домброва-Гурнича и чешский Колин. У польского города есть много достоинств - партнерам предлагаются участок в 200 га по символической цене в 1 евро, бесплатное проведение новых дорог, водопровода и телефонных коммуникаций, англоязычные школы для детей иностранных менеджеров и даже площадка для гольфа.
   Город, расположенный в Силезии, регионе с умирающей тяжелой промышленностью, крайне заинтересован в проекте: штат сталелитейного завода, крупнейшего предприятия в Домброва-Гурниче, за пять лет сократился с 20 000 до 6 000. Закрываются угольные шахты, оставляя без работы тысячи людей. Однако, несмотря на все усилия местных властей, у Домброва-Гурничи мало шансов выиграть тендер. Виноват неблагоприятный инвестиционный климат, вызванный нерешительной политикой правительства и позицией профсоюзных организаций и объединений фермеров. Эти организации сыграли огромную роль в свержении коммунистического режима, но сейчас оказались главным препятствием на пути экономического развития страны.
   Законодатели, выражающие интересы крестьян, выступают за введение 5% -ного налога на импорт. По мнению аналитиков, одного лишь такого налога достаточно, чтобы поставить крест на проекте Toyota и Peugeot. Центральный банк, сумевший добиться рекордного снижения уровня инфляции, отказывается снижать процентную ставку.
   Ожидается, что в следующем году Чешская Республика, по объему экономики втрое уступающая Польше, впервые превзойдет эту страну по объему прямых иностранных инвестиций. В этом году польская экономика должна вырасти на 1,3% - это наихудший показатель с 1989 г. В Чехии и Венгрии прирост будет в два с лишним раза больше. Уровень безработицы в Польше сейчас - самый высокий за последние 10 лет. Настроения в обществе весьма наглядно отражают проблемы экономической реформы: не более половины поляков поддерживают вступление страны в ЕС в 2004 г. Для сравнения: в Чехии и Венгрии число сторонников членства в ЕС составляет 75% населения.
   Новое правительство пытается бороться с негативными тенденциями, в частности путем сокращения социальных программ в бюджете, с целью привлечь иностранных инвесторов, но профсоюзы упрямо сопротивляются. Зачастую профсоюзы блокируют увеличение рабочей недели даже вопреки воле самих трудящихся. Нынешняя политика властей в отношении налоговой системы, приватизации и рынка труда делает Польшу малопривлекательной для инвесторов.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   Экономическая ситуация в Японии продолжает ухудшаться
   
(По материалам The Wall Street Journal, 17.12.01)
   В понедельник (17.12) японское правительство предупредило о том, что экономические перспективы Страны Восходящего Солнца остаются крайне неблагоприятными, и что прибыли местных компаний и величина потребительских расходов в будущем могут сократиться в еще большей степени.
   "Экономическая ситуация продолжает ухудшаться", – говорится в декабрьском отчете кабинета министров. В отчете отмечается, что углубление внутренних экономических трудностей Японии совпало по времени с сокращением иностранного спроса на продукцию японских компаний. В свою очередь, ухудшение положения японских корпораций ведет к сокращению занятости, и, таким образом, грозит дальнейшим сокращением величины потребительских расходов.
   Усиление дефляционных давлений дополнительно способствует ускорению погружения японской экономики в рецессию. Ущерб, наносимый экономике дефляцией, т.е. продолжающимся падением цен, кроется в падении доходов населения и прибылей компаний, а также в переносе корпорациями и потребителями запланированных расходов на будущее.
   В отчете говорится об "ослаблении" личного потребления, на которое сегодня приходится более 50% ВВП Японии. Согласно последним данным, уровень безработицы в Японии в настоящее время составляет 5.4%, что является рекордным значением этого показателя с момента начала отслеживания его динамики в 1950-х годах. Кроме того, представители правительства заявили о дальнейшем ухудшении перспектив в области инвестиций.
   Единственным относительно благоприятным симптомом, отмеченным в отчете, является замедление скорости сокращения объемов японского экспорта. В правительстве надеются на то, что в ближайшем будущем этот показатель может достигнуть дна, после чего начнется его рост. Надежды на рост экспорта связываются с ожидаемым в будущем году восстановлением высоких темпов роста американской экономики.
   Отчет правительства может привести к усилению давления на Bank of Japan, двухдневное заседание комитета по политике которого должно начаться в четверг. В то же время, управляющий японского центробанка Масару Хайюми в понедельник заявил, что его организация и без того уже успела предпринять беспрецедентные меры для того, чтобы наводнить финансовые рынки деньгами. По его словам, в текущих условиях у Bank of Japan нет необходимости в активизации приобретения правительственных облигаций или в принятии политики по установлению инфляционных целей. Хайюми также высказался против начала приобретения центробанком иностранных облигаций, рассматриваемого многими аналитиками как один из возможных путей ослабления иены с целью поддержки японской экономики.
   По словам официальных лиц, до того момента, пока обещанные премьер-министром Коидзуми реформы не возымеют желанный эффект, японскую экономику могут ждать еще один или два года роста безработицы.

   В 2002 году прогнозируется нулевой рост экономики Японии
   
(Синьхуа, 18.12.01)
   Министр экономики и финансов Японии Хэйдзо Такэнака сообщил, что наилучший прогноз роста экономики страны в 2002 финансовом году составит 0%, а в нынешнем финансовом году - минус 0,9%.
   Внутренняя депрессия и глобальный экономический спад заставили Токио пересмотреть прежний прогноз экономического роста на 2001 финансовый год, снизив его с 1,7%. Это самое серьезное за последние 20 лет прогнозное падение темпов экономического развития Японии.

   Япония остается крупнейшим должником среди стран "семерки"
   
(Страна.Ru, 20.12.01)
   Япония в обозримом будущем прочно сохранит незавидные позиции крупнейшего должника среди стран "семерки". Об этом свидетельствует прогноз, обнародованный в четверг (20.12) министерством финансов страны.
   Согласно расчетам Минфина, к концу марта 2003 года, когда завершится будущий финансовый год, совокупный долг Японии, который включает задолженность центрального правительства и муниципальных администраций, достигнет астрономической суммы - 693 трлн. иен (свыше 5,4 трлн. долларов). При этом долг Японии составит 139,6% от размеров ее ВВП в сравнении с 133,4% к концу нынешнего финансового года.
   По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среди стран "семерки" в наилучшем положении находится Великобритания. Ожидается, что к концу будущего года ее долг составит 50,9% ВВП, тогда как у Италии, которая ближе других подходит к Японии, это соотношение будет равняться 105,2%.
   До конца 1997 года долг Японии не превышал размеров ее ВВП. В "лидеры" среди стран "семерки" она вышла лишь в последний год минувшего тысячелетия. Это было вызвано, в первую очередь, массовым выпуском государственных облигаций для покрытия расходов на стимулирование экономической конъюнктуры, что, впрочем, так и не смогло вывести страну из самой длительной со времени окончания второй мировой войны хозяйственной депрессии.

   Реорганизация госкомпаний Японии
   
(По материалам статьи "Коидзуми долго запрягал", "Ведомости", 20.12.01, авторы - Фред Дворак и Бэйан Рэман)
   В течение восьми месяцев после избрания Дзюнитиро Коидзуми премьер-министром экономисты и рядовые японцы ожидали от него обещанных структурных реформ. И вот первая реформа, пусть и не такая радикальная, как ожидалось, наконец приобрела отчетливые черты. Правительство Японии одобрило план реструктуризации государственных компаний, неэффективная деятельность которых является одним из факторов, препятствующих развитию экономики. Речь идет о реорганизации 163 компаний, в которых государство является собственником. Однако уступки, на которые пришлось пойти реформаторам во главе с премьер-министром, немедленно вызвали критические отклики.
   По словам некоторых аналитиков, давно назревшая реформа в том виде, в котором она будет проводиться, не слишком поможет возрождению экономики. План правительства предполагает, в частности, ликвидацию или слияние 17 государственных компаний. 45 госпредприятий, включая корпорации, под контролем которых находится управление транспортными системами и аэропортами, будут приватизированы, а 36 станут независимыми управляющими компаниями.
   Реформу госкомпаний Коидзуми сделал основным пунктом своей политической программы, говоря, что из-за неэффективной деятельности они растрачивают государственные средства и без нужды конкурируют с частными компаниями. Однако под нож в этот раз не попадут восемь крупных финансовых институтов, работающих в самых различных секторах - от финансирования зарубежных проектов до кредитования малого бизнеса. По данным Банка Японии, совокупный объем кредитов, выданных этими компаниями, составлял на конец марта 97 трлн. иен ($758 млрд.). Японский бизнес (как, впрочем, и граждане) в очень значительной степени зависит от государственного финансирования. Государственная ипотечная корпорация, например, контролирует около 40% рынка ипотечного кредитования жилья. Объем кредитов, выданных государственными финансовыми институтами, составил, по данным на конец июня, 549 трлн. иен ($4,3 трлн.). Это лишь на треть меньше, чем выдали частные финансовые институты - 815 трлн. иен ($6,38 трлн.). Столь значительное участие государства в финансовом секторе нельзя считать эффективным для страны с рыночной экономикой.
   Коидзуми заявил, что правительство вернется к рассмотрению судьбы восьми финансовых институтов "при первой возможности". Однако их исключение из плана реформы свидетельствует о том, как трудно победить старую гвардию в правящей Либерально-демократической партии и "отключить" компании от финансовой подпитки государства - особенно сейчас, когда экономика сокращается, число банкротств растет, а банки слабеют. "План реформирования государственных корпораций оттягивает решение ряда вопросов. Эти задержки негативно скажутся на состоянии экономики в средне- и долгосрочном периоде", - говорит Масатоси Кикути, ведущий аналитик Merrill Lynch.
   Реорганизацию госкомпаний Коидзуми рассматривает как своего рода лакмусовую бумажку: результаты первого теста должны определить дальнейший ход реформ. Намерение премьер-министра реструктурировать такие компании, как Японская государственная корпорация шоссейных дорог, которые многими рассматриваются как бастион чиновничьих интересов (при этом убыточный) , пользуется поддержкой общественности. Однако премьеру и его сторонникам пришлось пойти на значительные уступки. В частности, крайний срок для приватизации корпорации шоссейных дорог был изменен с 30 лет до 50 лет. Критики называют уступки капитуляцией перед старой гвардией, которая в последнее время стала гораздо активнее выступать против планируемых Коидзуми реформ.
   Сторонники премьер-министра, однако, утверждают, что никто, кроме него, не смог бы добиться таких изменений, каких может добиться он. Бытует и такая точка зрения: Коидзуми начал с реформы госкомпаний, чтобы заставить членов ЛДП занять определенную позицию - за или против реформ - и получить дополнительную общественную поддержку перед проведением более серьезных преобразований. План реорганизации госкомпаний в январе рассмотрит парламент, а будущее восьми финансовых институтов правительственный Совет по экономической и денежной политике будет определять в следующем году.

   МВФ снизил показатель экономического роста Сингапура
   
(Синьхуа, 19.12.01)
   Из-за продолжительного застоя в глобальной экономике и терактов 11 сентября МВФ снизил оценку экономического роста Сингапура в 2002 году. В докладе МВФ о перспективах всемирной экономики говорится, что экономический рост в стране составит только 1,2%, а не 4%, как предполагалось. МВФ также прогнозирует, что экономический рост Сингапура снизится на 2,9% в этому году, по более ранней оценке уменьшение составляло 0,2%.

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   Голодная революция
   
("Ведомости", 21.12.01, авторы - Максим Трудолюбов и Михаил Оверченко)
   Тысячи людей, устроивших в среду погромы супермаркетов в Буэнос-Айресе и окрестностях, выгнал на улицу голод. А некоторые из погибших пали от рук продавцов, вставших на защиту своей собственности с оружием в руках. Так закончилась попытка традиционного макроэкономиста Доминго Кавальо спасти Аргентину от краха.
   Власти сообщили, что всего число погибших достигло вчера 16, а раненых - 150. Президент страны Фернандо де ла Руа объявил в стране чрезвычайное положение, а все члены кабинета министров написали прошения об отставке. Пока де ла Руа уволил одного министра экономики Кавальо. Но вряд ли дело этим и закончится. "Нас уже тошнит от этой коррупции и нищеты, в которой все мы пребываем, - говорит Ана Арче, 75-летний врач из Буэнос-Айреса. - Если они не уйдут сами, народ заставит их уйти".
   Отказ Аргентины от фиксированного валютного курса сделает практически невозможным обслуживание государственного долга, составляющего $155 млрд. (внешний долг - $132 млрд., из которых $95 млрд. приходится на облигации) , и приведет к крупнейшему в истории дефолту суверенного заемщика. В среду рейтинговое агентство Standard & Poor's заявило, что ожидает от Аргентины прямого отказа платить по долгам в январе 2002 г. При этом и S&P, и Moody's рассматривают обмен долгов, недавно предпринятый правительством, как дефолт, поскольку в результате него инвесторы понесут потери (облигации с доходностью 11% обмениваются на кредитные обязательства со ставкой 7% ).
   Теперь рынок ждет девальвации песо. На форвардном валютном рынке контракт с исполнением через неделю вчера торговался по курсу 1,07 песо за доллар, а с исполнением через год - по курсу 1,7 песо.
   Проблемы Аргентины, однако, накапливались в течение долгого времени, поэтому отставка архитектора реформ Кавальо не стала шоком и первоначальная реакция рынков оказалась сдержанной. "Это кризис не того масштаба, как в Мексике в 1994 г. или в России в 1998 г. ", - говорит Йен Дуглас, глава отдела анализа рынков европейских гособлигаций в Лондонском отделении UBS Warburg.
   Аргентинская история - еще один пример конфликта между правительством, упрямо пытающимся следовать экономическому курсу, навязанному МВФ и иностранными кредиторами, и народом, не желающим мириться с тяжелыми последствиями такого курса. Кавальо до последнего продолжал следовать старым добрым рецептам МВФ. Урезав бюджет в 2001 г. , на 2002 г. он предложил еще более жесткий план действий. Почти 50-миллиардные расходы бюджета Кавальо предложил сократить на $7 млрд., а налоги должны были вырасти почти на $4 млрд.
   По подсчетам Ракель Фернандес, профессора экономики из Нью-Йоркского университета, если перевести все это в масштабы экономики США, то получится одновременное повышение налогов и снижение госрасходов на сумму $400 млрд. Такие меры обошлись бы каждой американской семье в $2500 в год. Помимо этого аргентинцам запретили снимать со счетов больше $250 в неделю, многим бюджетникам месяцами не платят зарплату, а банкам и пенсионным фондам предписывается выкупать все новые серии гособлигаций.
   Экономисты полагают, что эти драконовские меры лишь отсрочивают неизбежное. Совокупный размер долга страны в пять раз больше годового объема экспорта. А в начале года Минфину Аргентины предстоит настоящий кошмар: в январе нужно выплатить $1,5 млрд., а в феврале - $1,08 млрд.
   Кавальо был приглашен на пост министра экономики в марте уходящего года как специалист по кризис-менеджменту. В начале 90-х, при прежнем правительстве, ему удалось вернуть страну к росту. Но экономические болезни, с которыми он столкнулся на этот раз, оказались более серьезными, чем в 1991 г.
   Главной проблемой начала 90-х гг. была инфляция, достигавшая 300%. Кавальо решил эту проблему, привязав курс песо к американскому доллару. Отсутствие валютных рисков дало быстрые и впечатляющие результаты. С 1990 по 1998 г. ВВП на душу населения вырос на 42% , а экономика - на 60% , тогда как главные конкуренты Аргентины - Мексика и Бразилия - выросли всего на 25%.
   Но кризис 1997 - 1998 гг. оказался слишком серьезным ударом для Аргентины. Стабильная валюта стала мешать экспорту, и ВВП перестал расти, а затем стал сокращаться. Одновременно Мексика и Бразилия, девальвировав после кризиса свои валюты, начали отвоевывать у Аргентины позиции на внешних рынках. Подоспел и общемировой спад, так что шансов на естественный выход из положения не осталось.

   Глобализация и борьба с международным терроризмом
   
(По материалам Business Week, 14.12.01)
   Сегодня, когда талибы разгромлены, перед новыми хозяевами Афганистана встает другая задача, не менее важная, чем захват и удержание власти. Речь идет о восстановлении экономики этой страны, истощенной многолетней войной.
   На самом деле, аналогичные проблемы сегодня стоят не только перед Афганистаном, но и пред многими другими странами, лежащими в различных уголках нашей планеты. Эти страны, страдающие от нищеты, высокой детской смертности, низкого уровня образования населения, голода и эпидемий, являются потенциальными очагами новых вооруженных конфликтов и волн терроризма. Таким образом, нормализация экономической ситуации в этих регионах позволит не только повысить уровень жизни местного населения, но и избавить наших потомков от ужасов терактов, организованных экстремистами-камикадзе.
   К сожалению, за долгие годы международного сотрудничества выработать эффективные методики обеспечения экономического роста в бедных странах пока так и не удалось. Стремясь найти универсальный рецепт процветания, экономисты, кажется, перепробовали уже все, начиная от прямой иностранной помощи, инвестиций в современные технологии, повышения уровня образования до введения мер по контролю над рождаемостью, списания долгов бедных стран и предоставления им кредитов взамен за экономические реформы.
   Тем не менее, ни одна из этих методик не смогла в полной мере оправдать возлагавшиеся на нее надежды. "За последние десятилетия мы смогли понять, что обеспечить стране экономический рост по мановению волшебной палочки невозможно", – сказал Уильям Истерли, экономист Всемирного банка и автор книги "В поисках пути к экономическому росту – приключения экономистов в тропиках".
   Разумеется, это ни в коем случае не означает, что у развитых стран вообще отсутствуют возможности по решению экономических проблем развивающегося мира. Международное сообщество вполне способно участвовать в развитии инфраструктуры бедных стран, поощряя наиболее успешные местные общественные институты (школы, больницы и т.д.), однако этот процесс потребует немалого времени и должен быть проведен за несколько относительно небольших этапов. Первоочередное значение для успеха этого процесса имеет правильное определение мотивации для роста. "Если ты можешь организовать ситуацию таким образом, что люди увидят перед собой хорошие возможности, то, реагируя на это, они сами сделают свою жизнь лучше", – пишет Истерли.
   Чтобы ни говорили по этому поводу антиглобалисты, раскрывая свои границы, развитые страны могут создавать дополнительные стимулы для предпринимателей из развивающихся стран. На самом деле, проблема двух последних десятилетий заключается не в том, что глобализация шла слишком быстро, а в том, что она не сопровождалась необходимой интеграцией мировых рынков. Там, где эти процессы развивались с сопоставимой скоростью, результаты производят вполне благоприятное впечатление. Так, за последнее время существенно повысилось благосостояние 3 млрд. человек, проживающих в тех развивающихся странах, связи которых с мировой экономикой окрепли. Скорость роста дохода на душу населения в этих странах ускорилась с 1% в 1960-х гг., 3% в 1970-х гг., до 4% в 1980-х гг. и 5% в 1990-х гг. (см. Недавний отчет Всемирного банка "Глобализация, экономический рост и нищета" – "Globalization, Growth, and Poverty").
   Благодаря ускорению экономического роста и повышению внутриполитической стабильности, доля населения, проживающая ниже черты бедности, сократилась в этих странах с 1993 по 1998 гг. в среднем на 14%. Рассмотрим Вьетнам: общая доля необеспеченного населения в этой стране еще в 1988 г составляла 75%, тогда как к 1998 г, благодаря активизации международной торговли и притоку иностранных инвестиций этот показатель сократился на 37%.
   К сожалению, далеко не все развитые страны могут похвастаться столь успешной интеграцией в мировую экономику. Для многих из них, включая Афганистан, Конго и ряд других аутсайдеров, последние два десятилетия стали периодом усугубления экономической изоляции. В настоящее время в этих странах проживает около 2 млрд. человек, при этом их совокупный экономический рост за 1990-е гг. был отрицательным. По данным Всемирного банка, общая численность населения, живущего в абсолютной бедности, за этот период выросла на 4%, составив 437 млн. человек.
   Очевидно, что поддержка этих стран должна заключаться в облегчении для них выхода на мировые рынки, что, в свою очередь, требует снятия существующих протекционистских барьеров. Разумеется, само по себе это вовсе не вызовет немедленного прекращения террористической активности и наступления в этих странах Золотого века. Однако в любом случае развитый мир сегодня просто не имеет права игнорировать эти проблемы.

   Ресурсная база Афганистана
   
(lenta.ru, 19.12.01)
   Афганистан по запасам металлов, в том числе и меди, может соперничать с Чили, одним из их крупнейших экспортеров в мире. По мнению специалистов, помимо меди недра Афганистана скрывают богатые месторождения цинка, свинца, урана. Также в Афганистане находятся месторождения газа, которые, по приблизительным подсчетам, могли бы ежегодно давать 140 млрд. кубометров газа, принося около 330 млн. долларов в год. Общие запасы природного газа в Афганистане оцениваются в 3,5 трлн. кубометров, причем они могут оказаться гораздо больше, так как эти данные получены с использованием уже устаревших методик, а сами исследования проводились на ограниченной территории страны.
   Кроме этого, запасы угля в Афганистане могут составить около 73 млн. тонн. В 1999 году в стране была добыта тысяча тонн угля, что составляет 1% от объема добычи в начале 90-х годов.
   Кроме этого, Афганистан может соперничать с Колумбией по запасам и качеству изумрудов. Страна издревле известна запасами других драгоценных и полудрагоценных камней.

   Крупнейший должник МВФ
   
("Ведомости", 18.12.01, автор - Лейла Боултон)
   В следующем году Международный валютный фонд может одобрить выделение Турции $14,3 млрд. в рамках новой трехлетней программы кредитования. Предоставление дополнительных средств должно развеять опасения относительно способности Турции, пережившей в этом году финансовый и экономический кризис, обслуживать свой внутренний долг. Сделка, в результате которой Турция станет крупнейшим заемщиком МВФ, должна быть одобрена на заседании руководства фонда во второй половине января.
   Добиться выделения Турции нового кредита помогли Соединенные Штаты - крупнейший акционер фонда. США стараются обеспечить экономическую стабильность в стране, которая является их важным союзником в регионе. Выход Турции из самой тяжелой после 1945 г. рецессии осложнили теракты 11 сентября и последовавшее за ними ухудшение ситуации в мировой экономике.
   В новую программу, принципиальная договоренность по которой была достигнута между правительством Турции и МВФ в конце прошедшей недели, включены $4,3 млрд., не выплаченные Турции в рамках ныне действующей программы. Кроме того, страна получит $10 млрд. - именно во столько оценивается бюджетный дефицит в 2002 г. Получение кредита, превышающего потребности правительства, позволит Анкаре рефинансировать более дорогой в обслуживании долг МВФ в $5,5 млрд., срок погашения которого истекает в 2002 г. , воспользовавшись новым кредитом, погашать который нужно будет через четыре года. До $9,4 млрд. Турция может получить уже в начале следующего года, что, как надеются в правительстве и фонде, позволит, в частности, добиться снижения рыночных процентных ставок, составляющих сегодня около 70%.
   Выделение кредита увязано с действиями Анкары по реформированию экономики. На прошлой неделе парламент Турции одобрил проект бюджета на 2002 г. , предусматривающий первичный профицит в 6,5% ВВП. По словам министра экономики Кемаля Дервиша, при принятии бюджета ему удалось получить поддержку у 60 - 70% представителей оппозиции. Дервиш заявил, однако, что МВФ также захочет удостовериться, что правительство предприняло "все необходимые шаги, чтобы обеспечить исполнение бюджета-2002".
   Как заявил официальный представитель МВФ в Турции Одд Пер Брекк, новая программа направлена на то, чтобы в среднесрочной перспективе "высвободить огромный экономический потенциал Турции". В ходе реализации программы должны быть проведены следующие структурные реформы: реструктуризация банковской системы (должна завершиться в будущем году) , реформа системы налогообложения, сокращение избытков персонала в государственном секторе, повышение прозрачности в использовании государственных средств, повышение роли частного сектора путем "оживления" программы приватизации и снятия барьеров на пути внутренних и внешних инвестиций.
   Одним из условий исполнения жесткого бюджета и реализации болезненных реформ является согласие между тремя партиями, входящими в правящую коалицию. Дервиш полагает, что экономика страны начинает восстанавливаться, однако в прошлом политические баталии не раз расшатывали экономическую ситуацию в Турции. Непосредственной причиной кризиса, разразившегося в феврале этого года, стал получивший широкую огласку конфликт между президентом Ахмедом Недждетом Сезером и премьер-министром Бюлентом Эджевитом. Под угрозой тогда оказались и без того хрупкое политическое согласие и устойчивость правительственной коалиции, проводившей антиинфляционную программу и экономические реформы, что тут же спровоцировало спекулятивную атаку на национальную валюту. Сегодня Дервиш считает, что "экономика становится все более свободной" от действий политиков.
   МВФ станет для Турции не единственным источником привлечения средств в следующем году. Всемирный банк рассматривает вопрос о предоставлении Анкаре дополнительных $3 млрд. Такую же сумму, по словам Дервиша, Турция планирует занять на международных рынках капитала.

   Снижение экспорта из стран Латинской Америки
   
(Синьхуа, 17.12.01)
   Как следует из доклада Межамериканского банка развития, под негативным влиянием глобальной депрессии, особенно экономического спада в США, экспорт стран Латинской Америки в 2001 году не внушает оптимизма: эксперты полагают, что он будет на 3% ниже, чем в 2000 году.    Банк отмечает: спад мировой экономики ведет к продолжительному снижению цен на нефть, кофе, горные руды и другие товары первичной обработки на мировых рынках, что негативно влияет на экспорт латиноамериканских стран. В Мексике (это крупнейший экспортер в регионе) ожидается снижение экспорта на 4% по сравнению с прошлым годом. В связи с замедлением темпов экономического роста в регионе в этом году общий объем торговли между странами Латинской Америки возрос лишь на 1%, а в 2000 году он был на 20 процентов выше 1999 года. Серьезные финансовые потрясения в Аргентине существенно влияют на товарооборот между странами Общего рынка Юга Латинской Америки. Полагают, что в этом году товарооборот между его членами Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем окажется на 10% меньше прошлого года. В 1995-2000 годах объем торговли между членами общего рынка рос в среднем на 16% ежегодно.

   Об утечке капиталов из Латинской Америки
   
(Синьхуа, 18.12.01)
   Как явствует из доклада Латиноамериканской экономической системы, штаб-квартира которой находится в Каракасе, три года подряд сохраняется тенденция утечки капиталов из Латинской Америки и региона Карибского бассейна.
   Оценив ситуацию с оборотом капитала в указанных районах за 10 лет, авторы доклада отмечают, что с 1991 г. по 1998 г. приток средств превышал объем их утечки, в частности в 1993-1997 гг. привлеченные капиталовложения в среднем были на 30 млрд. долларов больше ежегодно утекающих. Однако, начиная с 1999 года, данные регионы постепенно лишаются капиталов.
   В докладе также подчеркивается, что общий объем внешней задолженности Латинской Америки уже вырос с 450 млрд. в 1991 году до 784 млрд. долларов в нынешнем году.

***

РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (
http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).

***

Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное