Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


16 Февраля 2006 года

Интервью по случаю десятилетия РИФа: Константин Преображенский
 

Рунет недавно отметил свой 10-летний юбилей. Очевидно, что пройден очень важный этап:  чего достиг Рунет?

Константин Преображенски: Самое главное -  интернет в России превратился из экзотики и тусовки для посвященных в обычное средство коммуникации наряду с радио, телефоном и телевизором. Практически все сферы нашей жизни представлены в Сети, и многие ее аспекты (переписку, СМИ, телефонию, бизнес, и т.д.) уже просто невозможно представить вне Сети.

К. П.: Недавние исследования, проведенные одним из отечественных  статистических центров, показали, что России еще очень далеко до интернет-державы. Активных пользователей Сети - всего 7 процентов от общего количества населения страны. Как, на ваш взгляд, изменится ситуация года через три, например?

Все замеры так или иначе врут. Я видел данные, которые говорили, что у нас и 15 процентов населения – активные пользователи Сети. Теперь это уже непринципиально. Исходя из качественного изменения аудитории интернета, а оно (качество) резко ухудшилось, можно смело предположить, что интернет уже адекватно отражает картину социальных групп народонаселения нашей страны, в отличие, скажем, от 5-ти лет назад, когда уровень образования был запредельным: почти все с высшим, законченным или нет. Сейчас размываются и возрастные категории и гендерные, и образовательные,  интернет-ПТУшные лексика и грамматика скоро станут нормами русского языка… Так что очевидно, что в полном согласии с Писанием, дальше будет только хуже, интернет станет все больше похож на нашу реальную жизнь, только мерзавцы не будут напудренными телевизионными куклами, а будут еще «мерзавее», чем в жизни, а люди добрые смогут найти себе подобных для общения, скорее всего вне Сети.

Константин, Вы являетесь  представителем российской индустрии онлайн-развлечений. В этом году, эта тема будет обсуждаться на РИФе. Какова сегодня самая главная проблема в российской индустрии интернет-развлечений? 

К. П.: Главная проблема -  в «болезнях роста». Игры в Сети еще не стали индустрией, практически нет квалифицированного профессионального сообщества. Нет ни опыта, ни традиций, что в сочетании с российской любовью к халяве дает омерзительный эффект. Параллельно идет процесс обучения организаторов онлайн-развлечений, игроков, создание и развитие игровых технологий, их популяризация. Поэтому об успехах говорить не принято, а малейшие «проколы» недобросовестных участников больно бьют (особенно по доверию) ко всей зарождающейся индустрии в целом. Особенно пугают законодательные инициативы непуганых депутатов, которые по недомыслию могут придушить любое интересное начинание.

Сегодня во всем мире активно обсуждается тема регулирование интернета. На Ваш взгляд, нужно ли его регулировать и что именно требует регулирования  в Рунете?

К. П.: Вопрос явно надуманный. Если не прикидываться идиотами и не искать дешевого PR, очевидно, что Интернет – немного кривоватое зеркало нашего общества. И регулировать, особенно законодательно, нужно не  Интернет, а общество. Законов вполне достаточно, но надо желать (и уметь) их применять. Ни одна «горячая» тема типа «порнографии» или «терроризма» не являются специфической для Сети и вполне регулируются существующим законодательством. Понятно, что для борьбы с хакерством самое эффективное – перерезать все провода, так и некомпетентный закон может убить на корню все живое (яркий пример – мертворожденный Закон об ЭЦП, который начали наконец-то исправлять через 7 лет(!!!), затормозил развитие электронной коммерции в России).  Все эти комиссаровы и мединские сами не понимают, чего и зачем лоббируют, а потом удивляются, почему их хают все телевизионщики, а российские интернетчики просто сосут лапу, ибо в законе явно прописаны допустимые медианосители, а интернета там просто нет, как класса. Так что лучше жить в освоенном правовом поле и по закону, чем ходить под статьей по законодательным граблям, расставленным некомпетентными депутатами.

Говорят, что будущее, за Интернетом … Что ждет Всемирную сеть, куда в итоге она нас  приведет?

К. П.: Куда-куда, к Страшному Суду. Удивительно, что взрослые люди играют в технологические игрушки или политику, делая вид, что не замечают катастрофических мировых процессов. Если так и дальше пойдет развитие -  государство само по себе, политики сами по себе, народ сам по себе,  - то все это, умноженное на современные технологии, долго не протянет, и уж тихо своей смертью точно не умрет.

Чего бы вам хотелось пожелать участникам Юбилейного десятого Российского Интернет Форума?

К. П.: Не плодите сущности! Для того чтобы заработать себе на хлеб с маслом, не обязательно загаживать все вокруг. Неграмотные законы, интернет-черви, СПАМ и дорвеи дают кому-то неплохой доход, но могут погубить нашу уже привычную среду обитания – интернет. Может быть, пора подумать об экологической безопасности системы, в том числе и ее обитателей?

РИФ

Интервью по случаю десятилетия РИФа: Егор Быковский, зам. главного редактора журнала "Вокруг света"
 

В Рунете третий год подряд юбилеи: В 2004-м отметили его10-летие, в 2005-м – 15-летие доменной зоны SU. Теперь на очереди РИФ и его 10-летий юбилей…
Очевидно, что пройден очень важный этап:  чего достиг Рунет?  (цифры, заметные факты в отрасли, которую Вы представляете).

Егор Быковский: Юбилеи, как правило, не имеют прямого отношения к реальным этапам становления отрасли или каким-то заметным успехам. Да и вообще юбилеи часто начинают праздновать тогда, когда всё действительно интересное уже успело закончиться. Я бы не упирал ни на какие «юбилеи», ну честное слово. Кому приходилось слышать про широкое празднование 10-летия американского Интернета? Между тем всё у них там происходит своим порядком, люди работают, отрасль на месте не стоит.

Мне отнюдь не очевидно, что «пройден очень важный этап». Такой этап был пройден к началу нынешнего десятилетия, когда все убедились в пользе интернет-технологий и перестали на полном серьезе считать Сеть игрушкой. Нынешний этап – постепенное переползание всех мыслимых сервисов в Сеть, в том числе сервиса доставки любой информации – то есть, в частности, и рекламы. Этот тренд диктует постепенную переориентацию конвенциональных СМИ на их онлайновую часть – она постепенно превращается во все более перспективный рекламный носитель.

С какими трудностями, на Ваш взгляд,  предстоит столкнуться членам Программного комитета РИФ-2006?  Что будет самым сложным в его работе?

Е.Б.: Члены Программного комитета, во-первых, столкнутся ровно с теми же трудностями, с какими сталкивается любая достаточно большая группа людей, вырабатывающая план проведения масштабного публичного мероприятия, в котором будут участвовать люди разных профессий, возраста, достатка и интересов. Мало того, что у членов Программного комитета часто не будут совпадать мнения по поводу того, что им самим нужно от РИФа; они еще и очень по-разному оценивают потребности той тысячи с лишним человек, которые будут в РИФе участвовать. Так что остается надеяться, что им всем хватит терпения и терпимости при согласовании решений. А во-вторых, в этом году несколько меняется сам формат РИФ, что вызовет, думаю, дополнительные проблемы при планировании.

Каких результатов Вы ждете от 10-го РИФа?

Е.Б.: Я жду от него в первую очередь общения с коллегами – РИФ самый удобный способ восполнить его за целый год. На нем бывают все. На самом деле лично в моей биографии РИФ всегда давал такое множество деловых контактов и даже почти оговоренных (хотя бы предварительно) сделок и партнерств, какое редко и за целый квартал случается. А еще жду новых идей – людей-то умных много ведь приедет.

Очевидно, что миссия РИФа сегодня отлична от той, что была 10, 5 или 3 года тому назад. Какова его главная задача сегодня?

Е.Б.: Мне это не слишком очевидно, честно признаюсь; однако, возможно, я не так далеко гляжу, как хотелось бы. Но мне кажется, что задачу популяризации интернета куда лучше РИФа решает сам интернет. А у РИФа всегда более или менее одна и та же задача – давать возможность профессионалам обсудить свои проблемы и обменяться идеями. Другое дело, что обсуждение можно и нужно сделать максимально публичным, чтобы его могли послушать (и в какой-то степени принять участие) все желающие.

Какие вопросы, на ваш взгляд, стоят наиболее остро для современного Рунета и какие обязательны для oбсуждения на РИФе?

Е.Б.: Поскольку Рунет уже давно не отрасль, а лишь среда для обитания различных бизнесов, то острых вопросов в нем – не перечесть. Главный вопрос состоит в том, что большая часть населения России вообще практически не имеет к нему доступа, до сих пор. Обязательны для меня те вопросы, которые имеют отношение к моей профессии: СМИ, реклама, маркетинг, PR, построение сообществ и пр. У всех ведь разные интересы, верно?
 

С каким вопросом Вам бы хотелось обратиться к представителям государственных структур, какой именно помощи, поддержки не хватает рунетчикам от государства?

Е.Б.: Полагаю, что реальной помощи не хватает не от государства, а от законодателей: правовая база электронной торговли, скажем, или авторского права оставляет желать лучше. А вот чиновников чем меньше будет над отраслью, тем лучше. На самом деле это универсальный принцип для любого бизнеса – если правовая база нормальная, дальше достаточно и саморегуляции. Так что от повышенного внимания государства к чему бы то ни было вообще я по привычке жду скорее подвоха.

Юбилеи всегда заставляют задуматься о чем-то серьезном,  люди подводят итоги и одновременно думают о будущем... Говорят, оно, будущее, за Интернетом …
Что ждет Всемирную сеть, куда в итоге она нас  приведет?

Е.Б.: Шесть лет назад во время ТВ-опроса перед Новым годом у какого-то британца спросили: «Каковы ваши планы на третье тысячелетие?». Он ответил, немного подумав, что, мол, планы довольно скромные, «большую его часть я буду мёртв»… Так и здесь – какое будущее имеется в виду? Если отдаленное – читайте фантастику, там полно вариантов на любой вкус. А в ближайшем будущем никаких критичных перемен в нашей с вами жизни не состоится – всё самое главное было уже придумано. А дальше это главное (то бишь мгновенная беспроводная передача любых массивов информации на любые расстояния и её быстрая обработка) будет только развиваться. Постепенно. Революция-то уже случилась, вы разве не заметили? Теперь дело за эволюцией…

РИФ

Интервью по случаю десятилетия РИФа: Андрей Травин, PR-специалист SpyLOG
 

В Рунете третий год подряд юбилеи: В 2004-м отметили его10-летие, в 2005-м – 15-летие доменной зоны SU. Теперь на очереди РИФ и его 10-летий юбилей…
Очевидно, что пройден очень важный этап:  чего достиг Рунет?  (цифры, заметные факты в отрасли, которую Вы представляете)

Андрей Травин: SpyLOG обозначил для себя два десятка секторов Рунета, следит за их глобальной интернет-статистикой и в материалы РИФа мы дадим десяток страниц по отраслевым раскладам на начало 2006 года. Но чтобы не выглядело так, словно я уклонился от первого же вопроса, расскажу вам один полученный SpyLOG’ом забавный и в то же время впечатляющий  результат. 16 ноября 2005 года, отвечая на запрос агентства «Рейтер», мы впервые посчитали общее количество уникальных пользователей в Рунете. Обычно никто и никогда такие данные не считает и не публикует. Обычно компании  еще на этапе вычислений отфильтровывают тех, кто зашел в Рунет один раз, тех, кто пришел по англоязычным запросам и т.д. Потому что исследовательские отделы систем интернет-статистики также как и телефонные исследовательские компании, стараются получить данные, которые можно продать рекламодателям или рекламным площадкам, сравнить между собой, в конце концов. Вот потому все и считают общее количество пользователей Рунета из России и желательно с выделением активной аудитории. А тут мы взяли и посчитали всех уникальных посетителей, кто заходил на сайты Рунета в первой половине ноября 2005 года. И получили 69 млн! Зная, как собирались эти данные, я понимаю, что эта цифра могла получиться заниженной, и даже сильно заниженной, но никак не завышенной. Пусть это даже те люди, которые кликнули на каком-нибудь обманном порнобаннере или просто нажали на англоязычный заголовок в выдаче Google, но попали на веб-страницу с кириллицей. Но, все-таки, какова дельта между  70-80 миллионами всех посетителей Рунета и теми 20 млн. российских интернетчиков, которые считаются (по любым данным) основой нашей аудитории! Пусть эту разницу неудобно продавать рекламодателям, ее наверняка тоже можно как-то использовать. Вот где потенциал-то!

Очевидно, что миссия РИФа сегодня отлична от той, что была 10, 5 или 3 года тому назад. Какова его главная задача сегодня?

A.T.:Я был на 7-ми форумах из 9, причем отсутствовал на самом первом, десять лет назад… И, честно говоря, совершенно не понимаю, чем предназначение РИФа отличалось или отличается год от года. Как раз РИФ  всегда, независимо от года проведения, - это площадка, где профессионалы общаются с профессионалами. Клиенты туда тоже забредают, но это уже не имеет отношения к предназначению мероприятия :) А предназначение РИФа - смешивать разные интернет-тусовки в невообразимых в ином другом месте сочетаниях. Шкред, Морейнис, Арушанов и Носик, насколько я знаю, за одним буфетным столиком нигде помимо РИФа не собираются :)

Cтанет ли 10-й РИФ особенным и каких результатов Вы от него ждете?

A.T.: В декабре я встречался с Наташей Хайтиной, которая больше не работает ни в интернет-бизнесе, ни в журналистике. Очень понравилось ее высказывание о временах "Нетоскопа", когда ей мешала тусовочность русского Интернета: "в интернет-тусовке будто бы все по стульчикам расставлены и читают с них стишки, причем из года в год те же самые" :)
Действительно, распределение ролей в Рунете - уж очень прочное, маски вросли так, как бывает в литературных/музыкальных кругах и в светской тусовке. РИФ очень удобен тем, что от старых знакомых узнаешь их новые места работы, обновляешь визитки. Но я бы хотел, чтобы люди на РИФе раскрылись в новом качестве, а не сказали то, что от них ожидают услышать. И как человека, которого отличает иерархическая слепота, меня бы порадовали не только ораторы по чинам, но и те, кто мог бы предложить интересные темы. Кажется, на нынешнем РИФе созданы для этой цели наилучшие за все времена условия. Я ориентируюсь здесь на выступление Джана Хан-Магомедова на втором заседании Оргкомитета, хотя порталы, наверное, при утверждении окончательной программы еще попробуют надавить…

Какие вопросы, на ваш взгляд, стоят наиболее остро для современного Рунета и какие обязательны для обсуждения на РИФе?

A.T.: Вопросов много. Прекратили публично вспоминать уроки инвестиционного бума Рунета 2000 года. Вопрос: идти ли на новый перегрев рынка? Налицо крайне медленный рост численности рост интернет-аудитории. И что будем с этим делать? В Рунете не наблюдается интересных маркетинговых ходов, и вообще хороших маркетологов. Тогда для кого развивать инструменты интернет-статистики, делать исследования, отчеты? Даже американские компании по-прежнему более склонны выкладывать деньги за рекламу, в какие угодно площадки, только не в интернет (куда идет менее 5% общих рекламных расходов). Рунету здесь не на кого оглядываться в предвкушении того, что завтра и у нас пирамида рекламных вложений перевернется. Как бороться за достойные Рунета рекламные бюджеты? Вопросов много и РИФ породил еще один.  Интересно получилось в  России: период осознания того, что каждый человек теперь может издать книгу, совпал с периодом быстрого развития интернета. И нынешнее безграничное графоманство вполне сравнимо с прошлым сожжением книг на кострах. Уничтожением смысла как такого. А тут еще РИФ взялся за патронат гимна Рунета. Вы читали предложенные варианты? Ведь это даже не графомания, это беспредельная как глупость, пустота!

С каким вопросом Вам бы хотелось обратиться к представителям государственных структур, какой именно помощи, поддержки  не хватает рунетчикам от государства?

A.T.: Думаю, что ни с каким. Поддержка государства нужна проектам по оцифровке, хранению, систематизации информации масштаба всей страны. К примеру, архивы всех газет с бесплатным доступом. Или архивы письменных и изобразительных памятников культуры. Со всем остальным сетевые люди справятся и без поддержки государства.

Сегодня активно обсуждается тема регулирования Интернета в России. Вы «за» регулирование Рунета, в какой степени его необходимо регулировать и нужно ли регулировать вообще?

A.T.: Лучшее регулирование Интернета до сих пор производилось силами самого интернета. К сожалению так не будет всегда. Еще при нашей жизни интернет-среда изменится. И это вопрос не только произвола отдельных властей, а задача самого выживания человеческого  вида. В любом обществе во все времена существует хотя бы 2% асоциальных  элементов, и если не все шесть миллиардов населения, но большая часть человечества получит доступ во всемирную  сеть, то наступит массовое осознание некоторых необходимых ограничений. Я не знаю, как это конкретно будет выглядеть, но качественное управление интернетом, на мой взгляд, - это в первую очередь выполнение того, что нужно большинству…

Юбилеи всегда заставляют задуматься о чем-то серьезном,  люди подводят итоги и одновременно думают о будущем... Говорят, оно, будущее, за Интернетом …
Что ждет Всемирную сеть, куда в итоге она нас  приведет?

A.T.: Ближайшее будущее Интернета? Тем, кому  думать на эту тему не очень получается, можно задуматься о моде на концепцию Web 2.0. Кроме того, что Web 2.0 -  это концепция и набор технологий, он еще и ярлык, точка сборка любителей, типа «дети индиго» и «русский рок». Это, как известно, опора на предпочтения пользователей, а не вебмастеров. Вот и на Фотосайте сверху всегда хорошие фотографии были, еще с прошлого века. А теперь этим замечательным свойством может похвастать и американский Flickr.com. Но обычно бывает наоборот: то, что в 2004 году было в американском интернете, то в 2006 году появится и в России. Поэтому и настоящих визионеров Рунет почти не воспитывает. Визионерами у нас считаются те, кто обладает эрудицией о том, что происходит на Западе и инсайдерской информацией о Рунете. При таком раскладе говорить о будущем Рунета очень легко. Я сам был таким визионером в теме инернет-кафе. Про западный опыт я знал, сочинив про интернет-кафе два десятка статей, а про готовящиеся к открытию в Москве кафе на сотни мест с плоскими экранами знал, потому что меня приглашали консультировать готовящийся проект интернет-кафе TimeOnline и др. И я за год до прихода в Москву таких «монстров» как, например,  «Кафемакс» и «Нетсити» рассказывал, что вот, помяните мое слово, скоро такие огромные интернет-кафе,  как в Лондоне, и в Москве появятся! И появились… Выступающие с трибун интернет-конференций  - это тоже такие впередсмотрящие, которые просто  узнали то, что уже где-то происходит. Например, регистрационные анкеты Александра Гагина и Антона Носика можно найти почти на любом перспективном западном сервисе… И теперь инсайдеры и представители больших порталов рассказывают остальным: «будьте уверены, то, что было раньше, то и будет потом». Настоящий же визионер владеет не только анализом, но и синтезом. И получает с помощью синтетических методов картину будущего. В компьютерной отрасли, из которой я пришел в интернет-бизнес, такие визионеры всегда были, их первая тройка – это, пожалуй, Рудников, Карачинский, Нуралиев. Кстати, качества впередсмотрящего не связаны с личным обаянием и ораторским талантом. Владелец KM.ru Вячеслав Рудников, имя которого у многих интернетчиков вызывает чувство зубной боли, не был дутым визионером. Он не только знал, что, скажем,  на Западе появились CD-энциклопедии, он знал, что вот в конкретный 1994 или 1995 год их начнут покупать - никто в это не верил, а он оказался к этому готов. Таким визионером в Рунете сейчас, пожалуй, является Игорь Ашманов – тоже, кстати, пришедший в интернет из компьютерной индустрии. А интернетчики на тусовках не обсуждают газетные проблемы, дескать, копирование технологий западных сообществ и  социальных сетей идет у нас  полным ходом, традиционные контент-проекты буксуют, новых крупных и качественных информационных сайтов почти не появляется,  сайты-ветераны не развиваются… Чувствуете пародию? Зато, например, на праздновании семилетия Mail.ru у нас с Игорь Ашмановым был разговор о том, что многие считают, что нынешние поисковые машины (и баннерные движки) - это с точки зрения интерфейса аналоги программ для DOS. И тот, кто сделает своего рода поисковик для Windows, может перераспределить рынок в свою пользу. Интересный поворот темы, правда?

Еще очень важная тема ближайшего будущего - поведенческий таргетинг, который хоть и сводится к развитию старого механизма “узнаваемости” клиента с помощью cookie-файлов, получил в 2005 году хороший импульс развития. Некоторые технологии просто опережают свое время, как было с электронной подписью, которой теперь многие пользуются, как было с поведенческим маркетингом, который как бы заглох несколько лет назад во времена скандалов с Double Click, который начал уже покупать аптечные пользовательские базы данных… А сейчас и компьютеры стали мощнее, и рекламодатели грамотнее, и информация о пользователе собираться в так называемых профилях и может более продвинутыми способами…

Ведь что такое системы интернет-статистики сейчас? Статистика собирается для всех типов сайтов в интернете, никакого позиционирования нет (у всех отечественных). Проводятся исследования с небольшим позиционированием на маркетологов, занимающихся различной деятельностью в интернет (это только у  SpyLOG и отчасти Rambler).  Поэтому нас, очевидно, ожидают «перевод» интернет-статистики на язык маркетологов (это уже отчасти сделано  в бета-версии гугловского счетчика, и, несомненно, появится в новом SpyLOG и в еще не показанном публике счетчике компании «Ашманов и партнеры»). Уже не такое очевидное, но возможное направление развития  -  сделать счетчик специально для маркетологов, занимающихся развитием какой-либо большой группы сайтов.  Очень интересная тема – создание панелей для отдельных рекламных площадок. Короче, приезжайте на РИФ, там и узнавайте, что ждет Всемирную сеть :)

А вообще с проблемой, как узнать, что делать дальше, я сжился за последний год, поэтому на этот вопрос отвечаю охотнее всего. В конце прошлого года компанию SpyLOG покинули несколько сотрудников, которые считались ведущими, на которых, казалось бы, все держалось. И что получилось в итоге, получилось очень интересно. Компания начала создавать коллективный разум из имеющих ресурсов: как собственно оставшихся сотрудников, умеющих думать, так и из технологий – внутрикорпоративной базы знаний в форме энциклопедии, внутрикорпоративных блогов… Компания очень основательно задумалась о собственной миссии, о том, куда надо двигаться интернет-статистике вообще, о потребностях офлайновых маркетологов. В результате внутри компании вызревает два-три проекта, идеи которых не сперты на Западе. В 1999 году основатели SpyLOG скопировали основные функции американского счетчика Hitbox, вытеснили его из Рунета, создали устойчивый бизнес. Потом в SpyLOG возникла идея скопировать основные функции Overture. Сделали, создали устойчивый бизнес, правда, уже в другой компании – «Бегун». А собственно SpyLOG дальше, наверное, не пойдет по пути копирования западных успешных моделей, ведь уже  бизнес-модель SpyLOG другие отечественные счетчики копируют. Все-таки компания почти ровесник Google и по внутреннему устройству и свободе на нее отчасти похожа. Так что, если бы каждая рунетовская компания шла своим самобытным путем, я бы затруднился сказать, что ждет Всемирную сеть :)

РИФ


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное