В этом выпуске подарок в тему прошедших праздников и немного о
неизбежном жизненном переживании каждого – кризисе.
Какое состояние переживают экстремальщики, те, кто занимается
экстремальными видами спорта?
Это
переживание можно обозвать словом КУРАЖ, но если внимательно
присмотреться к тому, что они делают, станет очевидно, они специально вгоняют
себя в стрессовые ситуации, т.е. в состояние не обычное, а иногда и крайнее опасное,
для здоровья и даже жизни.
Т.е.
они вгоняют себя в состояние кризиса, и находясь в нем ловят кураж.
То же самое делают и «качки» в спортзале, качают мышцы, а по
сути специально создают стрессовые ситуации для мышц, иначе мышцы расти не
будут. Если глянуть на график активности и функциональности мышцы, после нагрузки,
кривая падает вниз - мышца переживает кризис. В процессе кризиса она меняется,
т.е. восстанавливается, растет - готовит себя, вдруг подобная нагрузка
повторится. Поэтому одна из задач тех,
кто заинтересован в росте мышц - все время создавать для них стресс,
увеличивать, менять нагрузки.
И те, кто качает мышцы в спортзале, и экстремальщики осознанно
создают стрессовые ситуации, которые сопровождаются кризисом, и получают от
этого пользу, и удовольствие.
И как-то совсем не видать удовольствия на лицах людей, которые
переживают психологические кризисы, жизненные. О таком состоянии принято говорить - депрессия.
А ведь
механизмы кризиса одни и те же.
Так в чем же разница между кризисами, от которых люди получают
удовольствие, даже кураж, и жизненными кризисами, которые повергают людей в
глубокую депрессию?
Я предложу гипотезу, а у вас, если есть свои - присылайте,
порассуждаем.
Итак, гипотеза - Разница
в мере погружения в процесс.
Когда вы качаете мышцу в спортзале, наблюдает за процессом
снаружи, и управляете им. Вы своим сознанием не находится внутри мышцы, не во
время стресса, ни после когда она переживает кризис. А если даже и погружаетесь
в этот процесс, то не полной мере.
А вот если вы находитесь в психологическом кризисе, вы погружаетесь
в глубокую депрессию, т.е. в глубокое переживание
определенного состояния по самое нихочу. Какое состояние вы переживаете, во
время кризиса - это отдельный вопрос. Хотя для того, чтобы понять, почему так
глубоко погружаемся, и почему это состояние имеет на нас мощное влияние,
достаточно глянуть на само понятие слова ПСИХОЛОГИЯ - от греч. psyche — душа, logos — учение,
наука. Т.е. душа - это источник, это корень, глубже которого в нас ничего нет.
Поэтому находясь в душевном кризисе, мы погружаемся на самую глубину нашей
сущности. И именно поэтому состояние
душевного кризиса влияет на нас так
мощно, потому что все остальное по сравнению с душой находится далеко на
задворках.
Итак, вернемся - разница в мере погружения.
Человек, находящийся в психологическом кризисе, т.е. душевном
погружен в него с головой, как в воду, и все что происходит вокруг, искажается
призмой кризисного состояния.
Вы все ныряли под воду и помните, в момент погружения мир над водой меняется, звуки приглушаются, видим
все криво и расплывчато, т.е. через толщу воды восприятие происходящего над
водой искажается.
Искаженное восприятие ситуаций в кризисе, как следствие искажает
оценку, а это может привести к не правильным решениям, что на прямую может отразится
на результатах.
Кроме этого есть более важный момент - мало кому нравится кризисное
состояние. Некоторые даже принимают антидепрессанты, чтобы выйти из него.
Итак, противоречие:
-
кризис никому не нравится,
- развитие
без кризиса невозможно.
Если мы хотим, чтобы наши мышцы росли, мы должны все время
вгонять их в кризис. Мышца на выходе из кризиса всегда мощнее, сильнее, больше
докризисной.
Так же и в психике, если мы нацелены на развитие - кризиса не
избежать, после кризиса мы всегда мощнее устойчивей, чем до.
Кризис
– это норма.
Если вы вспомните свои кризисы, наверняка отметите, что они бывают разные, короткие и затяжные,
глубокие и почти не заметные.
У кризиса есть начало и есть конец, есть то, что делает кризис
не желанным и не любимым, а есть и
польза, как минимум на выходе из кризиса всегда прилив силы.
Итак,
кризис - это норма, но он не желанный для нас по простой причине – не познан.
Потому как и задачи такой не ставили, и погружаемся в него с головой, так что
света белого не видать.
Для тех кто хочет немного разобраться с темой кризиса, подарок
«В кризисе на кураже»:http://www.federalra.ru/presents/v-krizise-na-kurazhe.html. Это не волшебная палочка, а простая схема
того, как управлять состоянием в кризисе и научится получать от кризиса
удовольствие.
А если глянуть на одну из жизненных ситуаций - Игру, любую, одно из условий игры – трудно преодолимые
ситуации, порой даже безвыходные – кризис.
Опять же если провести аналогию, игра в какой-то мере тоже кризисная ситуация, но это не мешает
получать от нее удовольствие и пользу.
Например, все участники тренинга «Сила в балансе», который я
провожу в формате Организационнно-Деятельностной Игры, кроме всего прочего,
переживают за короткое время (три дня), глубочайший психологический кризис, и
получают от этого только плюсы, один из них мощнейший прилив силы.
И пару откликов от участников проекта, с рабочим названием
«Реальная Игра», который создается в закрытом Клубе:
"Кто
может остаться равнодушным при слове <<ИГРА>>. По себе знаю, как
игра меня захватывала. В игре время изменяет свой ход. В каком-то фильме
оператор снимал детей играющих в футбол. Мальчишки лет 8-12. При замедленной
съемке видно как они все двигаются в
каком-то едином танцевальном ритме.
Игра снимает с нас шелуху
наносного, мы отвлекаемся, преображаемся и становимся сами собой, только лучше.
Можно сказать мы преображаемся. Игра заставляет нас придумывать, замечать,
изменять тактику и стратегию, творить, в общем, повышать нашу осознанность.
Игра это хороший учитель".
"Выводы- пока отвечал на вопросы и анализировал свои ответы,
прислушался к себе. Вначале все мерил на детей, а потом понял, что это МНЕ
НУЖНО, в первую очередь. Это МОИ задачи, которые Я хотел бы решить в результате
игры. Естественно, что и детям хотел бы привить те же качества"
"осознание
обязанностей взрослой жизни начисто унижножает в нас светлые детские образы,
чем взрослее дети тем больше надо, а и даже отдых уде пункт плана, а так все
работа, Вспомнились детские ощущения своей игры в кукол, как сыновья
увлекательно играли с машинками, чочется вернуть состояние легкости ,
увлекательности, ожидание новых радостных поворотов сюжета".
«раньше как-то и не задумывался, что такое игра и почему хочется
играть, но вспомнил себя в детстве - тогда вообще всё было игрой, вся жизнь -
игра.. И что интересно, сейчас вроде бы уже вырос, взрослый стал - а ведь
иногда тоже тянет поиграть - и на воздухе побеситься, и бывает даже за компом
поиграть, да и ко всяким вещицам-игрушкам руки, бывает, тянутся.. А хобби - так
вообще сплошная игра.. То есть, получается, игра - в самой нашей сути, это
фундаментальная потребность и свойство нашей психологии.. И в этом интересно
разобраться! В процессе поиска ответов на вопрос вспоминал себя в детстве,
почему меня так тянуло играть, во что я играл, что получал в процессе игр. Столько
приятных эмоций накатило!:) Ну и записал вопросы, которые по ходу дела
всплывали в голове. Я думаю, глубокое понимание сути игры - это важнейший
фактор в общении с детьми. Как-то так».
Да, в детстве игра была большей частью жизни, а с годами эта
часть становится меньше и меньше. А ведь
играючи, и кризис переживается в легкую, и дело спорится, и результаты выше.
П.С. Подарок, который я предлагаю вам сейчас взять - это продукт
закрытого Клуба, а поводом для того, чтобы его создать послужило письмо
участницы Клуба в «кольцевую рассылку» тренинга «Переговоры 2.0 «Мастерство».