Хватит мычать! Перестаньте потеть, краснеть и заикаться! Научитесь четко и ясно выражать мысли слушателям. Умейте держать аудиторию. Не знаете, как это делается? Тогда читайте материал E-xecutive.ru, смотрите ролики и извлекайте уроки.

Шопенгауэровское правило «кто ясно мыслит, ясно излагает» имеет несколько исключений. Одно из них – публичные речи. Оказавшись лицом к лицу с полным залом, самые успешные бизнесмены нередко теряются и несут околесицу. К счастью, это почти всегда излечимо.

Сергей Колесов, WisdomHouse

Прискорбно низкий уровень подготовки наших соотечественников в области публичных выступлений – это не просто незначительный недостаток, извиняющийся ложно понимаемой скромностью или «совковыми» комплексами. В действительности это одновременно симптом и одна из причин болезни, которую в силу ее серьезности я бы назвал формой социального рака, корродирующего современное российское общество. Эта болезнь не позволяет нам создавать эффективные горизонтальные связи. В результате общество выстраивается вдоль вертикалей: от самой масштабной и наименее эффективной из всех – так называемой «вертикали власти» до вертикалей корпоративных и даже бытовых.

В России люди предпочитают решать проблемы с соседями при помощи «старших по дому», а проблемы с коллегами, партнерами и подрядчиками – при помощи эскалаций разногласий на более высокий уровень. Осмелюсь утверждать, что чем комфортнее человек чувствует себя в роли оратора, тем меньше он склонен бежать за помощью к руководству в случаях, когда затруднение можно решить путем разговора. То есть, как минимум, в половине случаев.

Сегодня не проблема найти тренинги или курсы на тему ораторского мастерства. Проблема – найти тренинги или курсы эффективные, разумно стоящие и совместимые с вашим графиком работы. Законы жанра требуют, чтобы на этом месте автор доблестно пропиарил свою или дружественную компанию, дал несколько малозначимых советов и пригласил за дополнительной информацией на свой платный семинар. Но это не наш путь.

Впрочем, есть куда менее затратный и весьма эффективный путь – учиться на чужом примере. Сразу предупреждаю, что практически все примеры, на которых имеет смысл учиться говорить, англоязычные. Что отчасти компенсируется тем обстоятельством, что на русском языке есть много примеров того, как говорить не надо. Ниже представлена подборка из пяти выступлений людей самых разных профессий, состоявшихся в самых разных местах и по самым разным поводам . Объединяет их то, что каждое из них является прекрасным учебным пособием.



Кто: Владимир Познер, журналист
Что: речь в рамках программы Ideas for Tomorrow
О чем: о современном состоянии России
Где: Кливленд, США
Когда: 3 апреля 2012 года
На что обратить внимание: диалог с аудиторией, заготовленные шутки, работа со «шпаргалками», одежда

Один из самых известных отечественных журналистов Владимир Познер произнес получасовую речь в рамках программы Ideas for Tomorrow, организованной респектабельной Кливлендской клиникой. Еще полчаса ушло на вопросы из зала. Это говорит о том, что выступающему удалось заинтересовать присутствующих не только своей темой, но и собой как экспертом, чье мнение по разным вопросам действительно интересно слушателям. Если цель вашей речи – вовлечь аудиторию в диалог, то 50/50 или 40/60 -- это то соотношение продолжительности монолога/дискуссии, к которому следует стремиться.Также стоит обратить внимание на заранее заготовленные шутки, практически безупречную жестикуляцию и профессиональную работу со «шпаргалками».

Несколько слов об одежде. Для выступления Познер выбрал пиджак из мягкой ткани цвета баклажана, рубашку приглушенного оттенка сиреневого и галстук, полоски на котором хорошо обыгрывали цвета пиджака и рубашки. В результате он подчеркнул образ солидного журналиста, способного говорить на равных с людьми самого высокого социального положения. При этом он не скатился ни в выхолощенный корпоративизм, ни в амплуа неряшливого университетского профессора.



Кто: Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда
Что: обращение к выпускникам Kennedy School
О чем: о вызовах глобализированного мира
Где: Кембридж, США
Когда: 23 мая 2012 года
На что обратить внимание: прекрасное знание языка выступления, истории из жизни в речи, четкая артикуляция, улыбки

Пресса нередко называет Кристин Лагард «рок-звездой в области финансов». Под этим, конечно, подразумевается не то, что мадам Лагард испытывает труднообъяснимую симпатию к длинным немытым волосам, несвежей одежде и суровой музыке, а необычное для людей ее круга и рода занятий умение «держать» аудиторию.

Прежде всего нужно отметить, что английский язык не родной для француженки Лагард. Тем не менее, она владеет им превосходно: сказываются двадцать пять лет жизни в США. Это очень важный момент. Кто бы что вам ни говорил относительно того, что позволительно не знать «на пять» язык, на котором собираешься выступать, главное – очень стараться, и слушатели оценят, не верьте. Не оценят. К сожалению, наше восприятие устроено так, что даже умнейший человек, говорящий с серьезными языковыми ошибками, кажется не таким уж и умным. Ошибки настолько притягивают к себе внимание, что зачастую смысл сказанного просто не доходит до аудитории. Разумеется, если вы Далай-лама, то ваша речь может быть испещрена грамматическими несуразностями и неверными ударениями, каждое ваше слово все равно будут жадно ловить. Если же вы не он, то либо учите нужные вам языки, либо выступайте на русском и используйте переводчика. Альтернатива незавидна и представляет собой Мутко, обращающегося к исполкому ФИФА «фром зе боттом оф хиз харт» ©.

Если вернуться к чисто техническим аспектам выступления, то в речи Лагард крайне профессионально сопряжены истории из ее жизни и общие духоподъемные слова, приличествующие поводу. За счет этого ей удалось установить эмоциональную связь с весьма циничной молодежной аудиторией, но не перейти на «заигрывания». Также привлекает внимание абсолютная уверенность Лагард в себе, которая выражается в громком голосе, предельно четкой артикуляции и огромном количестве улыбок, которыми она щедро одаривает публику.



Кто: Леонард Млодинов, ученый и писатель
Что: презентация книги Subliminal
О чем: о принципах работы подсознания
Где: США
Когда: 2 мая 2012 года
На что обратить внимание: важность глубокого знания темы, интерактив, второстепенная роль презентации

Это выступление физика Леонарда Млодинова самым наглядным образом подтверждает, что наиболее надежный способ хорошо показать себя на публике для непрофессионального оратора – это досконально разбираться в теме. Млодинов, мягко говоря, не Цицерон. Он запинается, порой сбивается с мысли и нередко перескакивает с одной на другую. Однако глубокое понимание сути вопроса позволяет ему держать внимание аудитории. Вернейшим индикатором такого понимания является способность объясняться простым языком.

Другой полезный прием, используемый Млодиновым, – взаимодействие со слушателями. В процессе выступления он ставит несколько «живых» экспериментов, которые способствуют поддержанию необходимого темпоритма. Интерактив или удачная шутка – лучшие варианты для возвращения внимания подуставшей публики. Кстати, отметьте, что один из экспериментов разделен на две части: люди отвечают на вопросы в начале встречи, а результаты узнают в конце. Это также замечательный способ «подцепить» публику на крючок ожидания.

Что еще достойно упоминания, так это презентация. В первую очередь благодаря отсутствию у нее даже намека на дизайн. Мешает это восприятию речи? Нисколько. Это не к тому, что хороший дизайн презентации – враг хорошего выступления. Это к тому, что если у вас есть лишь крайне ограниченное время на подготовку (а так почти всегда и бывает) и нет специально обученного человека для изготовления красивых презентаций, потратьте на нее полчаса или максимум час, а остальное время уделите отработке непосредственно речи.



Кто: Евгений Лебедев
Что: выступление в рамках проекта Independent Voices 5x15
О чем: о том, как свобода слова сопрягается с ответственностью
Где: Великобритания, Лондон
Когда: 5 июля 2011 года
На что обратить внимание: паузы в речи, заготовки-афоризмы, прекрасное знание языка выступления

Евгений Лебедев, сын опального бизнесмена Александра Лебедева и владелец двух британских газет The Independent и The Evening Standard, является одним из наиболее ярых, как сказали бы сами англичане,«чемпионов» свободы слова в Соединенном Королевстве. Речь Лебедева-младшего в рамках проекта Independent Voices обращает на себя внимание умелой работой с паузами. Очень многие люди, не искушенные в публичных выступлениях, боятся пауз как огня. Это проистекает, прежде всего, от их неуверенности в себе. Дело в том, что когда вы говорите, вы подсознательно воспринимаете свою речь как социальное оправдание своего нахождения в центре внимания. Сколько-нибудь длительная пауза разрывает этот шаблон. Вот вы на броневике, в смысле – на трибуне, но ничего не произносите, а напротив испытующе смотрите на своих слушателей, будто бы требуя от них нужной реакции: аплодисментов, смеха или просто уважительной тишины. В действительности, паузы – один из наиболее мощных инструментов «дисциплинирования» аудитории, который при правильном использовании поможет вам заработать массу очков.Также сложно не оценить грамотные «якоря» в виде хлестких цитат и афористичных фраз. Чего стоит хотя бы призыв различать «what's in the public interest» и «what interests the public».



Кто: Михаил Фридман, председатель наблюдательного совета и крупнейший акционер «Альфа-Групп»
Что: публичная лекция
О чем: что значит быть предпринимателем
Где: Львов, Украина
Когда: 18 сентября 2010 года
На что обратить внимание: естественность и расслабленность выступающего, эмоциональность, деструктивный эффект слов-паразитов.

Нельзя сказать, что эта лекция Михаила Фридмана войдет в анналы чего бы то ни было, однако обойти ее вниманием было бы с моей стороны форменным свинством. Поскольку российские крупные бизнесмены публично выступать не любят (да и не особо умеют, что в результате формирует своего рода замкнутый круг), каждая их сколько-нибудь продолжительная публичная речь - на вес золота. При всех многочисленных технических недостатках лекции Фридмана у нее есть важное достоинство, перевешивающее все остальное. Я говорю о естественности, берущей в данном случае начало в отсутствии «бумажки». Другим плюсом лекции стала продолжительная сессия вопросов и ответов, которая и заняла большую часть времени. Отдельного упоминания заслуживает относительно высокая эмоциональность речи Фридмана, которая создает в помещении доверительную атмосферу. Полагаю, что обнаружить в этом выступлении ошибки, которые, впрочем, также являются полезным учебным материалом, труда ни для кого не составит.