Что будет, если работодатель или партнер по бизнесу увидит в соцсети или на форуме скандальный отзыв о вас? Что делать, если вас поливают грязью в онлайн? Александр Федотов лично столкнулся с негативом о себе в интернете и выработал пошаговое практичное руководство к действию, как уберечь себя от позора в сети.

Google постепенно становится нашей не только правой, но и левой руками. И без быстрой сверки «а что об этом пишут в интернете?» не принимаются никакие решения. Поэтому неважно, за кого вы играете: самостоятельно, в большой компании или от лица своего бизнеса, вы должны контролировать то, что про вас пишут в интернете. Сапожник все-таки должен быть в сапогах, потому в этой статье я дам пошаговые методы управления вашей репутацией в интернете.

Личный кейс

Я уже пять лет работаю онлайн и ежедневно занимаюсь не только повышением продаж, но и формированием имиджа своих клиентов. Я точно знаю, что если покупатели или клиенты могут чего-то НЕ делать, то они этого делать НЕ будут. Мне не приходилось раньше отбивать репутационные атаки и я этот вопрос детально не изучал. А когда увидел следующий отзыв о себе, то первые три минуты был в растерянности: попробовал поискать в интернете, что говорят специалисты и не нашел ничего толкового... Негодование сменилось интересом, и я взял дело в свои руки, провел мини-исследование, посоветовался с PR-специалистами и начал предпринимать активные действия. История такая...



После моего выступления на очередной конференции другой спикер вылили на меня много грязи в своем аккаунте Facebook. Либо он неправильно для себя что-то истолковал, либо решил, что это хороший метод конкуренции, но почему-то перешел на личности, пытался провоцировать меня на конфликт и не забыл оповестить меня сообщением, мол: «Смотри, не успел выразить тебе в лицо, так напишу в паблик». Все бы ничего, если бы что-то было по сути: он описал мою одежду, внешность, манеру поведения, но ничего конструктивного по теме выступления. Я мог бы списать все на зависть (да, я получил много визиток после выступления), но я ведь знаю, что с репутацией шутки плохи.

Почему для вас важна репутация в онлайне?

Если вы работаете по найму, тогда ваш отдел HR будет искать про вас или вашу связь с компанией-работодателем всю возможную информацию. Так, например, уволили стюардессу из Аэрофлота, которая запостила в Twitter данную фотографию:



При приеме на работу все HR ищут через поисковые системы и во всех соц. сетях (Vkontakte, Facebook, Odnoklassniki) информацию о вас. Если вы будете открывать свои фотографии, где вы находитесь в нетрезвом или компрометирующем вас состоянии, то ваши шансы получить работу резко снижаются

Если ваши клиенты недовольны вашими товарами или услугами, то вам не стоит игнорировать эти отзывы. Через определенное время и определенное количество негативных отзывов, вам будет уже трудно отбиться от снежного кома, который летит в вашу сторону. А негатива про вас в интернете всегда в четыре-пять раз больше, чем позитива.

В онлайн скорость распространения информации может быть чрезвычайно высока. Вот так распространился пост вTwitter от губернатора Дмитрия Зеленина, в котором он сфотографировал изображен червяк, которого ему подали в салате на приеме в белом доме



Пошаговая инструкция по управлению вашей репутацией онлайн

1. Соберите все возможные комбинации ключевых запросов, по которым вас или вашу компанию можно найти ― имя, название компании, название услуги, название товара и так далее (в зависимости от того, чью репутацию вам необходимо мониторить). Например, в моем случае это - Александр Федотов, Ашманов и партнеры Украина, эксперт в интернет маркетинге в Украине и так далее.

2. Проведите поиск в двух основных каналах:

Социальные сети. Facebook, Vkontakte, Twitter, которые приведут вас на внутренние группы, паблики и отдельные сообщения.

Поисковики и их сервисы. Google и Yandex (поиск по блогам, поиск по видео), которые дальше покажут, что говорят про вас на видео-сайтах (например YouTube и так далее), в блогах (LiveJournal, отдельные блоги на Wordpress, и другие), форумах и других сайтах.

Если информации слишком много, тогда вам потребуются автоматизированные средства мониторинга.

3. Если вы нашли негатив прямо на первой страничке в результатах поисковой выдачи, тогда его также найдут ваши клиенты. В этом случае воспользуйтесь услугой SERM (Search Engine Reputation Management), смысл которой заключается в том, чтобы поднять положительную информацию о себе в ТОП 10 результатов. Если вы не можете найти положительной информации о себе, тогда вы можете поднимать выше нейтральную или не связанную напрямую с вами информацию, таким образом зашумляете выдачу.

Если вы хотите, чтобы вся информация была «правильной», тогда публикуете статьи с заголовками «имя-фамилия-текст» или «компания-текст» на отраслевых ресурсах (в количестве 10-20 штук). Дальше вы идете в SEO компанию и просите их купить ссылок на требуемые к «поднятию» странички. В моем случае это неактуально, поскольку вся информация положительна.

4. Если вы нашли информацию о себе в социальной сети или на форуме, тогда схема действий следующая:

Если информация полностью абсурдна, тогда, скорее всего, данный комментарий написал так называемый тролль, который хотел просто привлечь к себе внимание таким образом. Вы можете напрямую с ним связаться, выяснить причины и попросить удалить информацию либо извиниться, если вы допустили ошибку в обслуживании или ваш товар был некачественным. Так я и поступил в приведенном в начале статьи примере ― написал прямо автору и спросил, чем я его задел.

Если комментатор не соглашается удалить информацию, не отвечает или ведет себя неадекватно, тогда вы либо публично отвечаете и просите конструктивно разъяснить ситуацию ― коротко и не впадая в полемику. Либо вы предаете ситуацию огласке с помощью своего собственного СМИ (вот почему так важен блог компании). Либо идете к третьим СМИ и даете официальный ответ и переводите общение на свою собственную площадку, которую вы можете контролировать.

Либо третий вариант ― вы можете перенести обсуждение на связанные темы. Для этого вам нужно иметь так называемых «партизан», которые придут на площадку и будут переводить обсуждение в другое русло. Например, от обсуждения мера города к обсуждению плохих дорог, далее к обсуждению налогов, далее к обсуждению МВФ и кризиса в мире. Так вроде бы и негатив ушел в другое русло.

Конечно, всегда можно созвать пресс-конферецнию, пригласить журналистов и рассказать им, что произошло. Но это для «больших».

Три железных правила управление репутацией в интернете

Никогда не переходите на личности. Только конструктивный и спокойный «разбор полетов».

Всегда отвечайте (хотя бы кратко, чтобы показать, что вам не все равно) и желательно быстро.

Всегда знайте и следите за тем, что про вас пишут в интернете, потому что если вы этого не делаете, то, скорее всего, пишут про вас плохо.