В современном мире медиа стали практически всевластными: новости, их распространение и их интерпретация способны устроить революцию, отправить в отставку правительство и проч.
Поэтому очень важно уметь манипулировать медиа, упреждать медиа-атаки, но также важно уметь эти атаки организовывать, знать как устроить провокацию и как ею управлять. Провокация есть главный инструмент медиа-манипулирования. В этом тексте я попробую рассказать как следует устраивать медиа-провокации и как ими управлять в нужном вам русле на примере моих недавних опытов на этом поприще.
Прежде всего, необходимо достаточно глубокое знание темы по которой вы планируете работать. Важно создать правильное, ожидаемое ключевое сообщение и запустить его в СМИ в самый неожиданный момент.
Во время президентской кампании-2012 я работал в Штабе Прохорова координатором социальных сетей, что позволило мне очень глубоко изучить тему прохоровского интернет-движения. Некоторые мои действия в сети были направлены на манипулирование "хомячками"-прохоровцами, я внимательно изучил их слабые места, уязвимости, и когда после выборов наступил вакуум в новостном поле вокруг Прохорова, я решил действовать, чтобы спровоцировав медиа-скандал, получить массу упоминаний в прессе.
Зачем прибегать к такому инструменту как провокация? Это эффективно и надёжно, люди всегда более охотно читают что-то скандальное и провокационное, чем разные скучные программы и пресс-релизы.
Кроме того, в современном мире на общество обрушивается огромное количество медиа-шума - рекламы, спама, итд, как в этом многообразии информационного мусора выделить и выгодно подать именно ваше сообщение? Ответ однозначен: только провокация.
Петиция Движения Сторонников Прохорова является плодом коллективного творчества. Написал её, опираясь на мою идею и основные тезисы, человек из региона, с которым мы сотрудничаем уже несколько месяцев, с тех времён, когда я работал в московском федеральном штабе Прохорова координатором социальных сетей и консультантом по PR. Он тоже принимал активное участие в избирательной компании Прохорова на среднем региональном уровне, а сейчас ведёт блог, где, в том числе, пытается, на основании анализа информации из открытых источников, проливать свет на некоторые негативные факторы, существующие сейчас вокруг прохоровского движения.
Именно в силу нашей большой вовлеченности в историю с выборной компанией Михаила Прохорова, потраченных на неё сил и, соответственного - желания увидеть позитивный результат своих трудов - Петиция и получилась столь подробной и эмоциональной. Лично я, как и.о. председателя политсовета Движения (бывших) Сторонников Прохорова разделяю отнюдь не все её положения. Но без них - Петиция была бы неполна. Плюс к тому - наше Движение строится на принципах либерализма: я не подвергаю цензуре заявления моих соратников.
По первоначальной задумке - Петиция должна была стать Манифестом нашего Движения. Однако, прочитав её несколько раз, я пришёл к выводу, что лучше будет выпустить её в свет именно как петицию, выложив на сайте, где её смогут подписать все желающие.
И моя идея сработала - петиция стала вирусом. Ссылка на неё продолжает распространяться и люди - её подписывать. Да, разумеется - это была провокация. Но провокация в хорошем смысле. Направленная не против Прохорова, а на то, чтобы спровоцировать его на какие-то заявления, вывести из некой политической «спячки» в которую он явным образом впал. Люди голосовавшие за него устали ждать создания его партии.
Это наглядно подтверждают как продолжающее расти число подписей под петицией, так и многочисленные недоумевающие высказывания сторонников Прохорова в комментариях к посту «ни о чем» (смысл коего сводится к "а давайте ещё подождем, ведь это такое ответственное дело, что спешить нельзя"), которым Прохоров (а точнее - его пиарщики) ответил на петицию в своем блоге.
Самое интересное, что ровно точно такое же заявление уже было. Это и понятно, Прохоров выжидает. Раньше он ждал назначения нового правительства, потом будет ждать кто будет выигрывать на региональных выборах...
Другими словами - это ожидание формирования политического ландшафта, и т.п. При этом, ожидание в политике - смерти подобно. Активность сторонников Прохорова падает. Он стремительно теряет свой электорат. Я даже склонен предположить, что на сегодняшний момент электорат ему больше не нужен. Но он нужен мне. Я буду развивать Д(б)СП для участия в реальной политике, выборах и т. д. Вот хартия Д(б)СП. Я не исключаю, что в дальнейшем Д(б)СП будет сотрудничать и с самим Прохоровым, если он сможет простить нам обиду петицией. А я в него верю - он сможет. На текущем же этапе мы ведём консультации и с другими политическими силами, сходными по идеологии.
Для публикации петиции я использовал приём, который я называю "вложенная" провокация - когда внутри одной провокации есть ещё и вторая, ещё более интересная, которая обеспечивает развитие провокации, на случай, если она не достигает целевой аудитории с первого раза.
В Коммерсанте (дальше «Ъ». прим. редактора) я дал комментарий от несуществующего лица, вымышленного пресс-секретаря нашего Движения Ивана Печенкина, чтобы затем разоблачить самого себя и использовать этот повод для дальнейших манипуляций. Целевая аудитория у нашей провокации достаточно узкая: это сам Прохоров и его сторонники.
Так получилось, что после выборов я был постепенно оттёрт от штаба и не имею прямого доступа к МД. Поэтому приходится использовать страницы федеральных изданий для того, чтобы отправить ему весточку.
В этот раз я не сомневаюсь, что она достигнет адресата. Ситуация осложняется тем, что штаб в отношении Д(б)СП выбрал тактику наименьшего сопротивления: в некоторых СМИ с подачи штаба нас уже назвали чуть ли не "врагами" или "противниками" Прохорова. Это не так. Надеюсь, теперь это понятно.
Итак, суммируем важные пункты технологии создания медиа-провокации:
1. Знание темы: нужно всесторонне ознакомиться с темой и быть в неё глубоко погруженным, иначе даже не стоит пытаться, потому что ничего не получится, а в таком случае, если получается плохо, то над вами будут долго смеяться.
2. Ключевое сообщение должно быть эмоциональным и фактологическим, чтобы имитировать элемент подлинности. Прочтите текст Петиции. Это идеальный текст для провокации, так как ничего в нём этой провокации не выдаёт: обычный текст рассерженного волонтёра, участвовавшего в политической кампании.
3. Выбор времени: я выбрал идеальное время для общения с корреспондентом «Ъ»: у неё был выходной (суббота) и она в фоновом режиме искала новости для своей очередной заметки, я знал, что она пишет на прохоровские темы (следил за её публикациями). Поэтому я просто кинул ей в фейсбук ссылочку на Петицию и дальше пошёл пить пиво и есть шашлыки...
4. На следующий день, когда корреспондент «Ъ» позвонила мне для комментариев, я их дал от чужого имени, но я открестился от Петиции и намекнул её, что это какая-то непонятная провокация. Закручиваем сюжет. Интерес публики и медиа увеличивается. Корреспонденту пришлось позвонить в Штаб Прохорова, чтобы взять комментарии и там... Там, разумеется, ничего вразумительного сказать не смогли, только дежурные слова.
5. Развенчание самого себя, взятие ответственности на себя: раз, два, три. В конце необходимо изящно поставить подпись под содеянным, иначе зачем всё это было затевать? Финал истории, от автора Петиции.
Все просто!
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- PR
- →
- Провокация лучше релиза
PR
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат