Тема брендинга не очень полезных продуктов всегда немного щекотливая и неоднозначная. Особенно, если разговор о запрещенном во многих странах виде алкоголя – абсенте. На протяжении веков его то превозносили и считали элитарным напитком, то пускали в массовое производство и спаивали работяг, а иногда этой настойкой просто лечились. PR-директор Высшей школы брендинга Екатерина Филимонова рассказывает, как все эти мотивы нашли отражение в современном дизайне упаковки самого скандального и мистического алкоголя.
СУГУБО В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ
Начнем с истоков. Точной версии о происхождении абсента (фр. absinthe от др.-греч. ἀψίνθιον — полынь горькая) нет. Некоторые историки считают, что абсент появился на свет в конце XVIII века в Швейцарии у сестер Энрио, занимавшиеся кустарным производством зелий и микстур. Продукт они получали методом дистилляции полынно-анисовой настойки в перегонном аппарате. В состав конечного спиртного напитка входила целая куча других трав, но весь последующий сыр-бор на тему галлюциногенного эффекта от абсента приписывают туйону, содержащемуся в эфирных маслах полыни.
Сбытом эликсира сестер занимался врач Пьер Ординер. Он пичкал всех своих пациентов зеленым снадобьем “от бронхита, тонзиллита, от печенки, селезенки, от полипа и от гриппа”.
Темы медицинскости, чистоты и минимализма задействовало в своей работе агентство Funs Kurstjens из Кельна.
В оформлении бутылки они отошли от абсентовых клише вроде ярко-зеленого цвета, горящего кусочка сахара, симпатичной леди в стиле модерн на этикетке.
Название самого продукта Lapin Blanc (в переводе с французского «белый кролик») отсылает нас к трипу Алисы в стране чудес. Если вы помните, там тоже все началось со следования за белым кроликом. В итоге перед нами баночки-скляночки из произведения Льюиса Кэррола с призывной надписью «выпей меня».
Через пару лет один из пациентов доктора Ординера – антрепренер Анри Дюбье – проникся тонизирующим эффектом «Зеленой феи», выкупил рецепт и запустил промышленное производство на фабрике своего друга Анри-Луи Перно.
Сюрреалистический и манящий дизайн этикетки марки A. Junod Absinthe от Randy Mora опирается на декаденсткую эстетику и стиль коллажей.
Своим внешним видом бутылка погружает в атмосферу невероятных и порой печально заканчивающихся галлюцинаторных экспириенсов любителей абсента.
В центре внимания композиции двуликая зеленая фея с золотым глазом посередине. Она представляет две стороны напитка, изначально создававшегося как лекарство, но в итоге повлекшее столько бед.
Абсент чаще всего имеет изумрудно-зелёный цвет, но также может быть прозрачным, жёлтым, синим, коричневым, красным или чёрным. Зелёный цвет напитка обусловлен хлорофиллом, который разлагается на свету, поэтому его разливают в бутылки из тёмного стекла. Именно благодаря характерному цвету, абсент получил прозвища «Зелёная фея» и «Зелёная ведьма».
Чешское агентство Amoth использовало образ нимфы/русалки в дизайне этикетки для абсента, изготавливаемого на заводе Жуфанек по оригинальной рецептуре и созданного специально для знаменитой Absintherie Prague.
Главная цель души молодой утопленницы - заманить молодых людей в глубины воды и погубить их. Манящая опасность созвучна с сутью самого содержимого бутылки.
Агентство The Branding People провело ребрендинг линейки мексиканских абсентов более чем со 100-летней историей. Дизайнеры объединили деревенский стиль бренда с винтажным дизайном. Каждому абсенту соответствует его имаго-тип: Dracula, Fairy, Devil и Rustic.
«ЗЕЛЕНЫЙ ЧАС» ФРАНЦУЗСКОЙ БОГЕМЫ И ПОВАЛЬНОЕ ПЬЯНСТВО
Предприятие оказалось сверхприбыльным. Открывались новые заводы. Во Франции в определенных кругах среди представителей творческой элиты появилась мода на абсент. Во всех заведениях был введен так называемый «зеленый час» с 17:00-19:00, в течение которого абсент принимали как аперитив перед ужином.
Бренд абсента TrompeHill вдохновлен английским писателем – основателем жанра готического романа – Хорасом Уолполом и его виллой StrawberryHill (Земляничный холм), перестроенной в викторианском стиле. Дизайнеры заключили логотип в таинственный узор, чтобы создать эффект таинственности и обмана зрения, который приписывают абсенту.
По этой же причине буква Е в конце названия Trompe написана задом наперед.
Насыщенный ярко-зеленый цвета содержимого бутылки на контрасте с глухим черным фоном упаковки, этикетки и крышки создает ощущение, что абсент светится.
Художники и поэты воспевали напиток в своих произведениях. Ван Гог, Хэмингуэй, Верлен, Кроули, Пикассо, Дали, Мопассан, Бодлер…это только известные абсентерики. Сначала абсент был напитком для элиты, его смаковали и пили умеренно. К тому же, это было совсем не дешевое занятие.
Упаковка премиального абсента Liberte была создана Мариусом Ватне под впечатлением от мистической атмосферы, которая в те времена окутывала напиток. Считалось, что он стимулирует творчество, расширяет границы сознания и дает невероятный эмоциональный опыт.
Эта упаковка предельно минималистична и сдержана: в дополнение к темно-зеленой бутылке здесь представлено всего два цвета; черный и серебристый.
Аккуратный псевдо-геральдический знак, добавляет упаковке статусности и таинственности.
По мере того, как продукт опопсел и стал некачественным и доступным простым работягам, началось настоящее бедствие. Никто уже не потягивал зеленый крепкий алкоголь в бокалах, разбавленный водой; его пили много и до чертиков.
Во время французских колониальных войн в 1830-1840х годах французским военным выдавали абсент для профилактики болезней и дезинфекции. И так напиток получил распространение далеко за пределами Франции.
Участились случаи шизофрении среди военных, бытовой криминал на фоне алкоголизма, суициды и так далее.
Отличный концепт российского дизайнера Евгения Разумова с визуализацией Павла Губина – Absinthesis.
Автор вдохновлялся синтезом идей и технологий, реальности и виртуальности, традиций и инноваций, прошлого и настоящего, формы и содержания, цвета и черно-белого, современного стиля с эффектом глитч.
ЗАБВЕНИЕ И ПОВТОРНЫЙ ЛЕГАЛАЙЗ
Абсент был признан наркотиком и запрещен во многих странах почти весь XX век. Местом его возрождения считают Шотландию, когда в 1998 году чешская марка Hill's импортировала свой низкопробный абсент на британский рынок. Все ругали напиток с ужасным вкусом, однако ж пили.
Абсент Hill's является экспортным чешским абсентом. Бренд все еще пользуется успехом в Канаде, а также в настоящее время является самым популярным абсентом на Тайвани.
Дизайнер Jiri Toman использовал цвет жидкости как элемент дизайна. Как видно, от мистики не осталось и следа. Напоминает дизайн женских слобоалкогольных коктейлей или продуктов бьюти-рынка.
В нашем капиталистическом и до мозгов потребительском мире сразу смекнули, что можно опять делать деньги. И уже через год на смену противному Hill’s пришел качественный «La Fee», разработанный с помощью главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента – Мари-Клод Делаэ.
Позже к популяризации абсента подключились селебы. Джонни Депп нередко упоминал, как упивался абсентом в 1998-м во время сьемок «Сонной лощины».
Его друг и соратник Marilyn Manson, являясь приверженцем абсента, запустил свою линию Mansinthe. Творческий человек талантлив во всем, поэтому на этикетке красуется автопортет музыканта, выполненный им акварелью.
Крепость Mansinthe, разумеется, символичная – 66,6%.
Оммаж Ван Гогу от Мэнсона на одном из плакатов.
В Британии всегда относились к абсенту с долей иронии, что и получило дальнейшее развитие в коммуникациях абсента как мистического, но забавного алкоголя. И не только в Британии – в Украине!
Дизайн этикетки для крепких напитков RED FISH (джин, самбука и абсент) от дизайнера Наталии Тарнай выглядит немного по-детски, но воспринимается всерьез. Основная задача состояла в том, чтобы создать дизайн, который отличался бы от любых существующих, который можно найти на прилавках магазинов и был бы максимально привлекательным.
У каждого напитка свой дизайн-маскот. Основная информация представлена в виде татуировок на их телах. Специальное приложении дополненной реальности заставляет всех чертиков плясать.
Шутники из Канады – агентство Hired Guns Creative – обратились к славянской мифологии в дизайне упаковки абсента от Arbutus Distillery. Они извратили мистическое и утонченное восприятие абсента XIX века и сделали своей героиней не соблазнительную и губящую нимфу, а старую ведьму с железными зубами, живущую в чаще леса.
Впервые бутылку абсента завернули в желто-зеленую бумагу с перевернутыми черепами, спрятанных в негативном пространстве, образованном деревьями куриных лап.
В 2004 году парламент Швейцарии и Голландия отменяют запрет на абсент. Производители только обязаны придерживаться ограничений при производстве напитка, содержание туйона в котором не должно превышать 10-35 мг/ литр.
Легализация абсента позволила дизайнерам упаковки не только открыто показывать свои работы, но и получать призы престижнейших конкурсов вроде Dieline.
Новогодняя лимитка от британского агентства Stranger & Stranger со строчками из стихотворения поэта-символиста Гюстава Кана “Гимн абсента”.
Екатерина Филимонова, PR-директор Высшей школы брендинга
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Дизайн
- →
- Нимфы, глитч и третий глаз
Дизайн
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат