Выделяют два вида мышления — конвергентное и дивергентное, вертикальное и латеральное соответственно. Первое отвечает за логику. Второе — за креатив, за все новое и неожиданное. Гибкость ума — это одна из его базовых характеристик.
Какими же качествами обладает творческая личность?
Эмпатичность. Креативный менеджер чувствует настроение, он может выделять главное в разговоре с людьми, определить для себя особенности и ожидания аудитории. Гибкое мышление. Быстро переключается с одного режима мышления на другой. Например, точно знает, когда нужно прекратить свободную дискуссию и принять четкое решение. Или, наоборот, от структурированного общения перейти к неформальному свободному разговору. Умеет вовремя отказаться от идеи, которая ему нравится, но не нравится руководителю и коллегам, и начать думать «в другом направлении». Оригинальность. Человек креативный умеет оригинально мыслить. Этот талант можно развить, как и умение петь, но при отсутствии природных данных вы никогда не станете оперным певцом. С этим ничего не поделаешь. Умение получать удовольствие от работы. Известно, что денежная мотивация далеко не лучшая с точки зрения креативности. Оригинальные идеи живут в атмосфере свободы и удовольствия. Глубокое знание предмета. Креативный человек разбирается в области, в которой специализируется. Креативность профанов и новичков — это в большинстве своем миф. Работоспособность. Креативный человек знает, что иногда, чтобы придумать по-настоящему хорошую идею, нужно потратить большое количество времени — на сбор информации, на обсуждение, на анализ и т.д. Уверенность в себе. Важно не только придумать идею, но и отстоять ее. Не просто отстоять, но и донести идею, объяснить, чем она хороша. Ведь другие люди воспринимают ваши слова не так, как вы.
Наблюдения о креативности
Креативны самые опытные. Да, новички иногда могут выдать гениальную мысль. Но в большинстве случаев они предлагают либо банальное, либо нереализуемое. Лишь с опытом у них появляется внутреннее «чувство банального». Самое сложное — это запрет на критику. Но это непреложный закон. Мы бьем себя по рукам, когда начинаем критиковать чужие идеи во время обсуждения. Хорошие идеи нужно использовать повторно. Внесите коррективы, добавьте новые элементы, но некоторые идеи просто глупо не использовать еще раз. Это могут быть целые блоки или отдельные решения. Признак настоящей идеи — «цепная реакция». Мы всегда проверяем идеи, которые вышли «в финал». Стоит позвать нового человека в переговорную и описать ему идею. Если он скажет: «Ну отличная идея», — думайте дальше, у вас нет идеи. Если он скажет: «Да, здорово, и знаете, еще можно сделать это и это», — а через 5 минут вернется и добавит еще пару идей — у вас есть то, что надо. Работает смена места. Нет идей? Все грустят? Отправляйтесь из офиса в парк или соседнее кафе. Работает в 100% случаев. Или добавьте приятный элемент в обсуждение — например, свежую клубнику. Если идеи не появляются — нужно отложить их разработку и вернуться к ней в другое время, в другом составе, с другими вводными. Так бывает. Игра не пошла. Силы на спаде. Переждите и вернитесь к обсуждению через небольшой промежуток времени.
Четыре правила креативности
Критика запрещена — все знают это правило. Но многие ли его соблюдают? По нашему мнению, оно не всегда работает на 100%. Иногда кто-то начинает сильно уходить в сторону или предлагает изначально банальную идею. Мягко остановить его или направить разговор в другое русло — правильное решение, которое сэкономит вам время. Безрассудные идеи поощряются. Да, в таком виде они никогда не будут реализованы. Но, возможно, этот тот самый рывок — и, вернувшись в привычное русло, безумная идея заиграет совсем по-другому. Придумывайте как можно больше — упрощать легче. Не ограничивайте количество идей. Записывайте все. 10 идей? Нет! 50 — да! Потом вы зачеркнете банальное и оставите новое. Это сделать проще, чем собираться еще раз. Подхватывайте идеи других. Мы говорили, что не все идеи появляются сразу. Один сделал первый шаг (он первопроходец, Колумб), второй продвинулся дальше, сделал идею прикладной (он исследователь, Америго Веспуччи). Идеи придумывают не личности, а команда. Поставьте «звезду» в другие условия — и она превратится в серую мышь.
Киллеры креативности
Свежие идеи, красивые решения и находки очень требовательны к условиям возникновения. Они с трудом выживают в неволе и не терпят жестокого обращения. Им противопоказан страх и прописана легкая игровая атмосфера. Определим основных убийц нашей креативности, обозвав их для особого драматизма «киллерами».
Давление конкуренции. Значение духа соперничества трудно переоценить. Это огромный стимулирующий фактор. Мы рвемся к победе с утроенной силой, когда видим настигающего нас конкурента. Но в тот момент, когда мы садимся для обсуждения новых идей, все конкуренты должны исчезнуть. Мы должны расслабиться, почувствовать себя детьми, играющими без цели, без тайных мыслей, а просто из удовольствия. Шаблонное мышление. Некоторые определяют креативность как «креативный рывок». Река течет по своему устоявшемуся руслу, вдруг делает резкий поворот, уходит в сторону, проделывая себе путь по неизведанной территории, и через некоторое время вновь возвращается в привычное русло. Важно, что река (ваши мысли) уходит в неизвестное и возвращается в привычное русло. Иначе идеи будут либо шаблонными, либо нереализуемыми. Чего не хватает человеку с шаблонным мышлением? Опыта, самокритичности и смелости. Или, возможно, просто хорошего настроения и уверенности в себе. Вознаграждение. Креативность — дитя игры. Мы отдаемся игре полностью, когда не думаем о главном призе. Люди придумывают креативные идеи не только потому, что вы им платите, но и потому что им весело и они получают удовольствие от самого процесса. Непоследовательность. Установив правила обсуждения идей, не нарушайте их сами. Не критикуйте чужие идеи и не ограничивайте время обсуждения. Цейтнот. Никто не знает, когда идея родится. В процессе разработки идеи возникает несколько волн креативности. После того как прошла первая волна, стоит подождать, и придет вторая. Через некоторое время, если хватит терпения и интеллектуальной дисциплины, придет и третья. Плохие общие условия. Речь идет о раздражении, ненависти, личных обидах, грубости — всем, что мешает нам расслабиться и играть. Самодовольство. Прошлые заслуги здесь не работают. Либо радуйтесь тому, какой вы гениальный, либо придумывайте. Здесь все равны. Идеи уравнивают всех: есть те, кто выдал хорошую идею, и те, кто этого не сделал — и больше никаких различий. Никаких регалий, никаких привилегий. Как только обсуждение закончено, позиция руководителя выходит на первый план. Он должен принять решение и выбрать одну идею из массы. Это решение принадлежит только ему. Здесь не работают голосования. Насколько демократичен процесс «мозгового штурма», настолько «авторитарен» процесс принятия финального решения. Равнодушие. Да, нужно любить компанию, да, нужно испытывать удовольствие от общения с коллегами. Равнодушный человек скучает и думает о чем-то своем, а не о работе. Неуверенность в себе. Идеи не всегда появляются готовыми. Иногда они «выходят из тени» постепенно. Уверенный человек доведет процесс до конца, чувствуя, что это нечто ценное. Неуверенный — бросит на середине. Любые формы страха. Страх делает нас пассивными и замкнутыми. Безопасность во всех смыслах (личная, профессиональная, эмоциональная) — ключевое условие для развития креативности. Конечно, с этими наблюдениями можно поспорить и найти исключения для каждого из 10 пунктов. Дело не в том, что в каком-то конкретном случае указанный фактор страха, наоборот, помог в решении проблемы. Просто подумайте о том, какую атмосферу лучше всего создать в вашей команде.
Способы проявления креативности
«Мозговой штурм» (или «мозговая атака») — самый известный и самый распространенный способ проявления креативности. Команда собирается вместе, модератор описывает условия проекта и объясняет, что нужно придумать. После чего он записывает, что говорят люди. В конце он выбирает наиболее удачное и формирует предложение. Критика запрещена. Иерархии нет (кроме позиции модератора, который может направлять разговор). Судя по нашей практике, всем чуть проще начать придумывать, если модератор в начале встречи выскажет парочку своих идей. Они либо вызовут критику, либо будут доработаны.
"Мозговой штурм"— всем известный и всеми используемый способ коллективного решения некой проблемы. Однако на самом деле существуют и другие способы командной работы.
Метод 636 — команда собирается, на листе пишется проблема, задача. Каждый должен написать три варианта ее решения, после чего передать лист соседу справа. Получить такой же лист от соседа слева и дополнить, продолжить предложенные решения. Пока круг не замкнется. В конце можно устно обсудить лучшие решения. Этот метод как раз нацелен на доработку, доводку идеи одного человека его коллегами.
Метод коллективных записей — в течение одного дня на специальном листе все сотрудники записывают свои мысли. Соответственно, каждый сотрудник может ознакомиться с идеями своих коллег. В конце дня модератор анализирует идеи.
Контрольная таблица Осборна — заполнив ее, вы найдете несколько свежих решений для любой проблемы. Вам нужно мысленно «прогнать» через эту таблицу объект, требующий вашего креатива. Это может быть предмет, формат мероприятия, компонент — что угодно.
Метод хомяков
Еще один метод мы назвали «Метод хомяков». Это наше собственное изобретение.
Суть метода вот в чем. Определите, что запрещено, очертите границы. Например, запрещены наркотики, насилие и убийства, публичное охаивание продукции конкурентов, включая сжигание флага с их логотипом... Определите для себя рамки, за которые вы не можете выходить в своем креативе. Определите и смело перешагните их. Бумага все стерпит, записывайте свои безумные идеи, когда все разрешено. Все — значит все! Уголовный кодекс, этика и мораль, финансовые ограничения, законы физики — ничто не действует, просто предложите хорошую идею.
Как-то раз мы зашли в тупик во время обсуждения мероприятия для клуба владельцев внедорожников. Ничего хорошего нам не приходило в голову. И мы придумали принести в помещение клуба ящик с живыми хомяками. Участникам выдаются бейсбольные биты. Они берут хомяков и... Хомяки — в кашу! Кровища по стенам! Давайте расшибем всех хомяков! Клиентам понравится, это же незабываемый опыт!
Хомяков никто не убивал, не переживайте. Клиент даже не узнал, что мы обсуждали этот вариант. Наш клиент получил предложение провести ночной тест-драйв внедорожников.
Как мы пришли к этому предложению? Все просто. Ассоциативный ряд был такой: хомяки, кровь, кровь — это вампиры, вампиры выходят ночью, может, они тоже любят внедорожники... О! А ведь клуб не проводил ночные мероприятия для владельцев внедорожников! Вот так Клиент получил отличное предложение.
После того как вы вволю нашалитесь, то наверняка придете к разумному, но красивому решению. Нам этот метод очень помогает.