Маркетинговые исследования перед пуском нового продукта на рынок — это не рекомендация, а необходимость. Они помогают определить его востребованность, выбрать целевую аудиторию и наиболее подходящую стратегию продвижения, рассказывает Control Service.

Анализ конкурентов, сегментирование ЦА, фокус-группы и опросы, которые позволяют глубже понять, в чем цель нового продукта. Лучший способ понять, что подходит для конкретного случая — увидеть их в единой цепочке цикла создания продукта.

Шаг №1: Идея

Первый этап разработки продукта включает генерацию идей, проблем клиента и их возможных решений. На этом этапе команда перечисляет мысли разной степени абсурдности. Исследовать рынок на предмет идей можно с помощью анализа конкурентов, анкетирования, опросов и других способов, позволяющих понять, в чем цель нового продукта (например, методика Jobs to Be Done/JBTD, суть которой заключается в том, чтобы посмотреть на него через призму «задач» потребителей, а не через характеристики продуктов). В общем, чем больше данных о пользователях, тем лучше.

Одним из успешных кейсов Control Service был проект по выбору наиболее удачных городов для экспансии клиента в Узбекистане. Он хотел расширить своё присутствие, но не был уверен, в каком городе это сделать. Мы провели исследование в 10 городах, собирая данные по рынкам, конкурентам и особенностям потребительского поведения. Это позволило выявить наиболее перспективные места.

Шаг №2: Проверка

На этом этапе оценивается «осуществимость» идеи и ее востребованность с точки зрения рынка. Нужно узнать, что люди думают о нем, проводя более глубинные исследования, такие как фокус-группы и глубинные интервью CustDev. Получив данные, вы сможете лучше оценить, готовы ли люди покупать ваш продукт и каковы их ожидания. Небольшой совет: лучше использовать сочетание качественных и количественных методов исследования. В совокупности они дают полное понимание потенциала продукта.

Шаг №3: Создание проекта

Как только появляется понимание, что у вашего продукта есть аудитория, пора приступать к реализации. На этом этапе происходит низкокачественная, черновая реализация, которую команда только начинает тестировать. Если ведется работа над физическим продуктом, это будет его грубая версия, включающая только основные функции. На этом шаге надо собирать отзывы пользователей и менять дизайн. Если выясняется, что клиенты сообщают о проблемах или предлагают изменения, то возвращаемся ко второму шагу и повторяем его, прежде чем двигаться дальше. Поэтапный подход нужен как раз для того, чтобы получить обратную связь по нововведениям, а не общие фразы и замечания.

Шаг №4: Маркетинг

Пора задуматься о том, как люди о нем узнают. Это включает в себя создание маркетинговой стратегии. Она должна включать примерные темы пресс-релизов, контент-маркетинга, кампании в социальных сетях и т. д. Нужно определить некоторые ключевые показатели эффективности, чтобы затем измерять свои маркетинговые усилия.

На этом этапе анализируется: «Что делают конкуренты и каково ваше УТП?» «Что они делают такого, что вы можете делать лучше?» «Чего они не делают?». Все это важные вопросы, на которые стоит ответить.

Шаг №5: Разработка

Наконец, все сходится воедино — идея готова, создан проект, спланирована маркетинговая стратегия. Пришло время начать создавать реальный продукт. На этапе разработки важно быть гибким и убедиться, что команда дизайнеров и инженеров находится в союзе друг с другом. В зависимости от типа создаваемого продукта, это может включать кодирование, производство на станке или вовсе 3D-печать.

MVP (Minimum Viable Product) — это версия продукта, которая была урезана до голых костей и выпущена на ранней стадии. Это позволяет тестировать, итерировать и наращивать ваш продукт с течением времени по мере поступления отзывов, что делает его более эффективным, чем попытки создать все идеально с самого начала. В отличие от проекта, он содержит все ключевые функции.

Шаг №6: Запуск

Тяжелая работа окупилась, и теперь пришло время представить свой продукт миру. Нужно тщательно спланировать анонс, убедившись, что все готово для успешного старта. Это включает в себя настройку аналитических инструментов, тестирование на наличие ошибок, обновление документации и т. д. В идеале нужно обеспечить достаточно шума вокруг этого события: рассылка пресс-релизов и проведение любых видов PR-активностей. Внимательно следите, как работает ваш продукт: читайте комментарии в социальных сетях, наблюдайте за тем, как пользователи взаимодействуют с продуктом и фиксируйте любые проблемы.

Шаг №7: Улучшение

Этап запуска знаменует собой завершение цикла разработки продукта, но это, безусловно, не конец. Необходимо и дальше отслеживать отзывы пользователей и отчеты об использовании, а также производительность, конверсию, вовлеченность и другие показатели. Это поможет определить области для улучшения — а это сделать надо обязательно, если компания хочет оставаться актуальной и опережать конкурентов.