- Неизвестный игрок об игровом подразделении Джорджа Лукаса.
Неделю назад на игровом небосклоне погасла звезда именитого разработчика. Свое существование прекратила Lucas Art, производная LucasFilms, ориентированная на производство и продюсирование компьютерных и консольных игр. Новые хозяева Lucas Arts, Микки Маусы из Disney, закрыли студию по причине тяжелого состояния в R&D департаменте и серьезных сомнений в будущем успехе Star Wars 1313 (первой за долгие годы игры без джедаев). С коммерческой точки зрения решение было обоснованным, ведь в последнее время работа Lucas Arts сопровождалась многочисленными провалами. Проблема в том, что отношение игроков к Lucas Arts определялось вовсе не величиной их дохода, а былыми заслугами. Закрыв знаменитую студию, Disney лишила нас кусочка детства и обрела тотальный hate со стороны преданных поклонников.
Однако не будем о грустном, вспомним счастливое прошлое.
Как сейчас помню. На дворе стоит 1991 год. Я, с трудом понимая английский язык, пытаюсь пройти Maniac Mansion. Глаголы в голове путаются, ситуация внутри дома кажется безумной, но играть невероятно интересно. Потому что от маньяков прятаться весело, да и графика выглядит крайне оригинально. Лето, проведенное за игрой, запомнилась на всю жизнь, как самое замечательное, несмотря на очереди в Гастрономы и тотальный телевизионный аншлаг «Лебединого озера».
Еще через год в руки автора попали два новых квеста: ориентированный на экшн «Индиана Джонс и последний Крестовый поход», а также крайне оригинальный Loom, загадки которого были связаны с музыкой. В отличие от проектов Sierra On-Line игры Lucas Arts были более логичными. Кроме того, в них можно было играть без словаря, требовалось лишь правильно понимать существительные и верно комбинировать глаголы с объектами.
Впрочем, что такое Lucas Arts в действительности, стало понятно в начале 90-ых, когда Totally Games выпустила серию X-Wing / Tie Fighter, ставшую одним из родоначальников жанра космических симуляторов. Безусловно, леталки от Lucas Arts не были интерактивными фильмами (как серия Wing Commander). Пилот в них не имел ни имени, ни собственного мнения, да и говорить не умел. С другой стороны, сложность X-Wing была на порядок выше, а боевые операции – более правдоподобными. Ну и, наконец, игрок мог на своей шкуре почувствовать, что значит быть пилотом космического истребителя. Tie Fighter стал заметной вехой жанра не только потому, что в нем нужно было играть за Империю (взяв под командование Tie Defender), но еще и потому, что его сюжетная линия рассказывала о гранд-адмирале Трауне и его противоборстве с технологической империей Заарина.
Середина 90-ых стала золотой эпохой для Lucas Arts. За какой бы жанр не бралась фирма, везде получались хиты. На появление Doom «Лукасы» ответили гораздо более технологичным Dark Forces. Видеоквесты Сиерры не смогли выстоять против кинематографической дилогии Rebel Assault. На новое поколение квестов разработчики отреагировали Grim Fandango, а на появление акселераторов – предельно красивым Shadows of the Empire (без ускорителя программа не запускалась вообще!). На консолях урчали двигатели Rogue Squadron, а в стратегической области безраздельно царствовала обогнавшая свое время Rebellion.
Трудности начались в конце 90-ых. Причем с жанра Real Time стратегий. Сначала надежды фанатов не смог оправдать Force Commander, следом начались проблемы с экшенами. На волне успеха Episode I отрелизилась целая серия унылых шутеров по Episode I, из которых нам запомнился лишь Star Wars Racer. Все остальные проекты (включая Starfighter, Obi-Wan и Battle for Naboo) получились неудачным или посредственными.
Lucas Arts попыталась выправить ситуацию, передав разработку игр фирмам второго эшелона, а также сосредоточившись на выпуске экшенов за пределами Star Wars серии. В результате на свет появились как полномасштабные хиты, на подобие Knights of the Old Republic, Battlefront и Republic Commando, так и весьма сырые разработки – Knights of the Old Republic II, Armed and Dangerous и Star Wars: Galaxies. К внезапному финишу пришли известные серии X-Wing, Rogue Squadron и Dark Forces. Парни Лукаса перестали верить в будущее данных проектов.
Стоит написать отдельный абзац про Индиану Джонса. Изначально серия развилась в жанре Quest. Причем развивалась не плохо. Кроме упомянутого ранее «Крестового похода», фирма выпустила шикарную Fate of Atlantis. На волне успеха Tomb Raider «Лукасы» отрелизили запутанный, медленный и аналогичный боевик Infernal Machine, для прохождения которого требовался солюшен и нехилая память. Несколько позже появился консольный боевик Emperor’s Tomb, а много лет спустя убогая PSP поделка – Staff of Solomon. Попытка создания крупномасштабной AAA игры про Инди для Playstation 3 потерпела тотальное фиаско (причины не известны до сих пор).
Информация к размышлению. Воскресит ли Дисней серию про Джонса – большой вопрос. В любом случае от рестарта цикл не проиграет, а выиграет. Да и жанр приключенческий боевиков созрел для создания полномасштабного кинематографического экшена.
В середине и конце 00-ых дела в Lucas Arts пошли из рук вон плохо. Сторонние проекты типа Fracture не отбили изначальных вложений. Выпуск Battlefront III затянулся на целую вечность. Серия Force Unleashed хоть и стала финансово успешной, но в действительности продемонстрировала, что Lucas Arts не имеет нормальных сценаристов и способна лишь копировать бесконечный сериал про джедаев. В 2009 Lucas Arts запустила сразу несколько проектов, пытавшихся копировать геймплей популярных игр современности. В частности разработчики создавали уменьшенную копию Battlefield и шутер в стиле Call of Duty. Все эти игры не смогли дожить до релиза.
Совместным провалом EA и Lucas Arts стал выпуск Star Wars: Old Republic – по некоторым сведениям самой дорогой игры современности с бюджетом в 200 млн $. Проект не «взлетел» и уже через несколько месяцев перешел от подписки на F2P модель. Учитывая спешное бегство руководителей Bioware, ответственных за итоговый успех продукта, можно предположить, что игра до сих пор несет колоссальные убытки.
К моменту окончательного перехода Lucas Arts под крылышко Disney в активе разработчиков была одна серьезная (ранее анонсированная) игра – Star Wars 1313. К сожалению, ничего оригинального в проекте не было. Создавая 1313, разработчики взяли за основу старенький Star Wars Underground посвященный приключениям Боббы Фетта на нижних уровнях гигантского города Корускант. Что игра из себя предствляла в действительности, мы не знаем и вряд ли узнаем, если конечно кто-то из крупных разработчиков не купит права на код и не доведет разработку экшена до финального состояния (на такое могут решиться разве что ребята из Gearbox).
Что касается современности, то в своем текущем состоянии Lucas Arts будет существовать в виде памятника самой себе. Основным родом ее деятельности станет лицензирование вселенных Disney для разработки компьютерных игр силами third-party коллективов. Старость печальная, но вполне заслуженная. Lucas Arts – наглядный пример тому, что даже имея за спиной миллиарды, невозможно добиться успеха путем бесконечных метаний между самыми разнообразными целями.
07.04.13
(с) Mr.Garret