Представьте себе планету, на которой никогда не было дождя. Всегда ясная и солнечная погода. Наверное, планета была бы похожа на пустыню, но это было бы нормально для её обитателей. И вдруг на планете образовались бы тучи, и пошел дождь. Какой шок мог случиться с её жителями? Они бы говорили об этом с ужасом, как о конце света. И те, кто разуверился бы в светлом будущем, так и не дождались бы того момента, когда эта планета наполнилась бы растительностью и сочными плодами. То, что происходит сейчас вокруг нас – это изменившиеся условия. Нам необходимо научиться шить свои дождевики от этой непогоды и продолжать быть успешными.
Сегодня в бизнес среде есть некоторое замешательство. Много тревожной информации вокруг сложившейся экономической ситуации. Все СМИ наперебой продают «кризис». Но, стоя в автомобильной пробке, я понимаю, что простая пробка – это показатель деловой активности. Люди не перестали ездить на работу, это так очевидно. Количество денежной массы стало только больше. Люди живут, значит, они потребляют. Безработица в стране увеличилась с 1-го до 2-х % от трудоспособного населения страны, это значит, что тем, кто продолжает работать, перестали мешать те, которых уволили. Увольняют, как правило, наименее полезных. Значит то, что называется кризис, есть не что иное, как изменение экономической ситуации. Все изменения всегда вызывают негодования и недовольства со стороны тех, к кому эти изменения применяются.
Кризис – в переводе с греческого значит решение (krisis — решение, поворотный пункт) Неспособность принимать решения продолжает его до тех пор, пока решения не будут приниматься, либо до разрушения области деятельности. Кризис – пора принимать решения! Когда принятые решения упорядочивают ситуацию, приводят положение дел в порядок, кризис заканчивается.
Но какими же могут быть эти решения? Многие руководители уже перепробовали все успешные ранее действия и впали в уныние от того, что прежние инструменты не работают. Реклама не так эффективна. Кто-то притаился и ждет, что вот-вот начнется рост цен на нефть, за ней попрет недвижимость и все остальные рынки, и наши товары или услуги тоже будут покупать. Финансовые показатели падают, а кризис никак не хочет заканчиваться. Для таких руководителей я мог бы сделать прогноз, что когда все это произойдет, их компаний уже не будет, или они будут не способны производить товары того качества и в том объеме, которые у них были до этого. И тогда им на смену придет НОВЫЙ БИЗНЕС.
Новый бизнес. Это то, что каждый из нас, руководителей и собственников бизнесов может сделать со своим делом. Это нынешний вектор успеха, и он включает в себя множество инструментов. Он строится в основном на том, что мы делаем или должны делать, когда создаем успешную компанию. Каждое дело, каждый бизнес, любой крупный холдинг и корпорация - все они всегда начинались с идеи о том, как это должно быть. Уже потом методом проб и ошибок находятся правильные рекламные ходы, потом совершенствуется продукт, и развивается дилерская сеть, но прежде всего идея.
Когда я открывал первую в городе клининговую компанию, я очень ярко представлял, как все бутики и супермаркеты в городе сияют от чистоты и как гости нашего города приятно удивляются тому, как аккуратные сотрудники в фирменной чистой одежде очень качественно полируют окна наших хрустальных бутиков. Как все банки и крупные компании позволяют себе пользоваться нашими услугами и им это нравится. Как бизнесмены советуют нас друг другу. Как я жму руку нашему тысячному клиенту. Идея о том, как это будет красиво и удобно для потребителей, для всех людей, как им это понравится. Идея вселяет уверенность в успехе и мотивирует будущего создателя на формирование цели.
Цель – нечто более конкретное, то, что должно быть известно всем участникам дела. Каждый сотрудник, от директора до технического персонала должен знать цель компании и видеть себя в этой цели. Она, цель, работает на нас, когда она известна, понятна и с ней согласны все участники дела. Если у компании нет цели, то её сотрудники не поднимаются по шкале мотивации выше собственных интересов. В таких компаниях люди ходят на работу за зарплату. Им может быть все равно, в какой компании работать, такие сотрудники легко уйдут от вас, если им предложить повышение оклада на 10%. Это просто персонал.
К примеру, компания «Евросеть» в 2006 году нанимала много продавцов в свои вновь открывающиеся салоны. Проценты от продаж, которые они платили своим сотрудникам, были чуть меньше, чем у других компаний. Но в то же время продажи были на очень высоком уровне и сотрудники получали хороший доход. У них была большая цель. «Евросеть» должна была стать самой крупной компанией по продаже мобильных телефонов и аксессуаров на континенте. И эта цель работала на неё. У всех её сотрудников была перспектива карьерного роста. Работать там было престижно. Я знаю управляющего этой компании по Владимирской области, два года назад он был продавцом в салоне «Евросети» на «Горбушке» в Москве. Другой его товарищ, бывший продавец сейчас руководит «Евросетью» Украины. Раньше они работали продавцами в одну смену.
Компания без цели, как конь без наездника, скачет неизвестно куда, может и встать. Цель в свою очередь, как зерно, из которого прорастает дерево. Чем подробнее прописаны наши цели, чем ярче мы их себе представляем, тем проще и быстрее мы получаем результаты. Цель – быть первыми в чем-либо, в каком угодно городе или стране, доступна любой компании и любому человеку.
Иногда можно встретить такие объяснения отсутствия больших целей, как невозможность объяснить их достижение в обозримом будущем. В таком случае я могу гарантировать, что значимых успехов компания не добьется, потому что невозможно прийти к яркому солнцу и теплому морю, не двигаясь в сторону экватора. Из мировой практики, на примерах крупнейших компаний можно заметить, что размах игры зависит от количества эстетики, в неё привнесенной. Цель компании «Кока-кола» - это бутылка лимонада на расстоянии вытянутой руки от каждого жителя планеты. Потрясающий размах. А компания «Майкрософт» поставила целью компьютер в каждый дом. Когда компания имеет большую цель, то ее владелец , получив первые успехи, всегда знает, каким может быть следующий шаг. Именно это нам нужно, чтобы действовать успешно.
Наличие самой цели заставляет нас сделать первые шаги по организации, или реорганизации, если компания уже существует и тут есть несколько очень успешных данных, которые я беру у классика американского менеджмента Л.Рона Хаббарда. Каждое из этих данных требует предметного рассмотрения, для того, чтобы быть использованным, но в то же время все они очень просты в применении. К таким данным я отношу все, что касается построения организации, взаимоотношений внутри нее, ответственности, которую каждый сотрудник обязательно берет на себя, освобождая руководителя от лишних хлопот.
Мне доводилось встречать руководителей, которые очень заняты своими подчиненными и теми вопросами, которыми подчиненные их, руководителей, заваливают. Я сам иногда попадаюсь на эту удочку. В такие моменты приходится попотеть, чтобы разобраться, почему у меня так много лишней работы.
Есть только три вещи, которые могут быть причиной этой ситуации. Во-первых, необходимо проверить наличие у сотрудника должностной инструкции, в которой было бы прописано, что именно этот сотрудник производит и как он это делает. Если есть понимание что и как должен производить сотрудник, тогда нужно проверять, достаточно ли сотруднику на своем посту сырья, или исходного материала, для производства того, что он производит. Представим себе ложечника - человека, который вытачивает деревянные ложки. Для этого ему нужны баклуши (деревянные заготовки для ложек). И, если баклуши ему не предоставлены, то и ложек он выточить не может.
У меня в компании «МВК-Сервис» однажды дела шли не очень хорошо. Продажи не росли. Мы тратили деньги на обучение менеджеров по продажам и ставили им план по продажам, но продажи не росли. Мы набирали больше продавцов, чтобы организовать конкурентную среду, видели в этом выход. На собеседовании мы спросили соискателя, сколько он сможет продать «согласований перепланировок» (наших услуг) в месяц, на что он дал гениальный ответ. Он спросил, «а сколько людей придет за месяц ко мне на встречу?». Это было гениально и просто. Нам нужно было повышать количество обращений, а не продавцов.
Это касается каждого поста. Без лопат мы не выкопаем траншею, и без рекламного текста мы не разместим рекламу в газете. Если я распоряжаюсь о подборе тех. персонала, я должен позаботиться о том, чтобы у менеджера по персоналу был критерий оценки этих специалистов. И наконец, если мы проверили первые два пункта – должностная инструкция есть, и сотрудник знает, как и что он должен делать, а так же его рабочее место укомплектовано для выполнения работы, и он обеспечен исходным материалом, то остается последняя причина – ЭТИКА.
Этика - это то, что человек сам для себя считает правильным. Если он не считает необходимым делать то, что от него ожидают, руководителю нужно решить этот вопрос. Сотрудник должен брать ответственность за производство на своем посту. Только в этом случае мы можем назвать его сотрудником, т.е. тем, кто со-трудничает со своими коллегами. Сотрудник – это член команды.
Сегодня этот момент актуален, поскольку многие сотрудники нашли в ситуации «кризиса» хорошее оправдание для того, чтобы не производить. Они говорят нам: «бесполезно обзванивать наших бывших клиентов, это всех раздражает», «ни у кого нет денег, сейчас кризис». Они приходят на работу и находятся на ней, но не делают ничего, что способствовало бы успеху компании. Эти люди создают более серьезную преграду к успеху компании, чем те отговорки, которыми они пользуются. Эти люди должны быть выявлены и к ним необходимо применять меры. Они известны, от них нужно добиться сотрудничества, либо избавиться от них.
Есть еще много полезных данных и способов быть успешным в любое время, даже когда самое цитируемое слово в СМИ – кризис. Но главным я считаю желание самого человека. Не каждый человек готов к успеху. Кому то идет унылая маска жертвы. Таким людям ничего не поможет. Но ответственность за свой успех, готовность повлиять на ситуацию, личная мотивация к действиям - это всегда первая и поэтому главная причина грядущего успеха. Дорогу осилит идущий. К таким людям я адресую эти строки.
ДОНЧЕНКО МИХАИЛ
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Профессионализм
- →
- Пора нового бизнеса
Профессионализм
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат