Осторожно, «сногсшибательные» скидки! Как дурят россиян в интернет-магазинах. На Западе эти акции - реклама магазина и брендов, которые он продает. У нас - аттракцион по запудриванию мозгов потребителю
Честно говоря, к акциям типа киберпонедельника или черной пятницы я отношусь скептически. Возможно, в США они и работают. Только вот от российских покупателей я не слышала в адрес подобных акций ни одного доброго слова.
Но в воскресенье вечером скончалась от старости моя электронная книжка - как назло на самом интересном месте. Так что киберпонедельник подвернулся кстати. Конечно, на скидку в 90 процентов я не рассчитывала. И даже на 70 процентов. Но обещанный ридер за две трети стоимости обнадеживал...
Понедельник - день тяжелый
И я полезла смотреть каталоги онлайн-магазинов, участвовавших в акции. Первая страница, вторая... Секундочку, а где скидки? В одном крупном сетевом магазине электроники баннер «киберпонедельник» повесили, а цену снизить забыли. В другом простая читалка уже со скидкой стоит на 2 тысячи рублей дороже, чем в среднем по Яндекс.Маркету. В третьем вся скидка - аж 140 рублей, но ждать доставки придется неделю. В чем тогда смысл акции?
Ответ нашелся на официальном сайте организаторов акции:
«Почему на гаджеты и другие популярные товары небольшая скидка, почему не 70 или 90%? Данные категории товаров импортируются в Россию, на таможне за них уплачивается пошлина, магазины также вкладываются дополнительно в аренду, логистику и официальную зарплату, добавочная стоимость на такие товары минимальна. Поэтому продажа с большим дисконтом - это просто неприемлемый убыточный вариант для ретейлеров».
То есть в тех же Штатах большие скидки - реально, а в России - «неприемлемый убыточный вариант»? Можно подумать, что в Америке таможенные пошлины не платят. А все оказалось просто - в Штатах «курочка по зернышку клюет» - прибыль в 5% - это уже удача. А у нас к пятипроцентной накрутке продавцы относятся как к оскорблению. Если уж зарабатывать - то никак не меньше 15 - 20%.
На Западе эти акции, по сути, - реклама магазина и брендов, которые он продает. У нас - аттракцион по запудриванию мозгов потребителю.
Провальная пятница
Другая распродажа - черная пятница, проходившая 6 декабря прошлого года, - обернулась еще большим провалом. Распиарив свой сайт, организаторы не смогли справиться с наплывом посетителей. А когда он наконец нормально заработал, посетители увидели потрясающие предложения. Например, часы c 67-процентной скидкой стали стоить 1100 рублей вместо изначальных... 660 рублей.
Описание товаров тоже поражало. Хотите наушники? Картинок нет, ориентируйтесь на корявый перевод с китайского. Да и описания перепутаны, так что процесс покупки превращается в веселую задачку на воображение.
Ну и последний пример на закуску. Для обычного покупателя жесткий диск стоит 1960 рублей. А для покупателя, пришедшего в каталог по ссылке с сайта черной пятницы, «гораздо дешевле» - 2890 рублей.
Айтишники бдят
Такой сеанс черной магии от создателей черной пятницы не остался без разоблачения. Программист с ником Pashkevich опубликовал на IT-ресурсе «Хабрахабр» пост про два интернет-магазина, участвовавших в акции. Он написал небольшую программу, которая каждый день с 3 по 9 декабря сохраняла данные о ценах на все товары в крупных интернет-магазинах. И отследил, как они менялись до и после акции. Все 250 мегабайт собранных данных лежат в открытом доступе на «Хабрахабре».
Оказалось, в обоих магазинах в черную пятницу цена на 7% товаров увеличилась, на 6% - чуть-чуть упала. Остальные были в прежней цене.
Еще несколько магазинов 5 декабря на 4% подняли цены. А в черную пятницу на них же сделали скидки. Были махинации и с зачеркнутыми доскидочными ценами. Вот примеры самых грандиозных скидок. Наушники Maxell Retro DJ в одном из магазинов стоили без скидки 50 000 (пятьдесят тысяч!) рублей. Со скидкой в 97% - 1370 рублей. В обычные дни и в другом месте эти наушники можно купить за 675 рублей.
Накладка для смартфона CaseMate Barely There до скидок стоила 15 040 рублей. Как метко выразились в комментариях к посту: наверное, сделана из кожи гадрозавра. Со скидкой она стоит 1030 рублей. Сейчас в том же магазине накладку можно приобрести за 370 рублей. «Распродажный» ЖК-телевизор Samsung UE75F8200 со скидкой в 34 тысячи стоил 305 990 рублей. В других магазинах цена на него - 280 тысяч.
Не сэкономишь
Лично для меня все эти цифры стали откровением. Зачем мухлевать с ценами, когда выяснить стоимость такого же товара у конкурентов - дело минуты? А что же тогда творится на Новый год и другие праздники?
Думаю, маркетологи интернет-магазинов просто плохо учились. Наверное, они прочли только первую половину учебника, где написано, что народ падок на скидки и любит ценники с перечеркнутыми цифрами. Но есть и вторая половина книжки - о том, что покупатель должен доверять продавцу и второй раз туда, где его обманули, не придет.
В общем, с покупкой электронной книги я пока повременю. Подожду, пока распродажи кончатся...
Справка «КП»
Черная пятница - это день, когда в США начинаются традиционные рождественские распродажи, первая пятница после Дня благодарения. В черную пятницу магазины открываются в 5 утра и первых покупателей ждут самые большие скидки.
Киберпонедельник - это понедельник после черной пятницы. Это день распродаж в интернет-магазинах США. Предполагается, что в понедельник большинство людей выходят на работу и могут делать покупки со своих рабочих компьютеров.
Комментарий эксперта
Евгения Лампадова, PR-директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ):
«80-процентных скидок не обещали»
- Киберпонедельник - это наша акция, а вот черную пятницу проводили не мы. АКИТ разработала правила для магазинов-участников. Одно из них - цена дисконтного товара в день акции должна быть ниже исходной. Но мы не правоохранительные органы, мы не контролируем нарушения. Наши правила рассчитаны на добросовестных игроков. АКИТ не диктовала компаниям размер скидки и категории товаров.
Мы принципиально отошли от обещания 80-процентных скидок. И очень просили ретейлеров последовать этому примеру. На многие категории сделать такие скидки нереально, возникнет эффект обманутого ожидания.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Деньги
- →
- Как нас дурят в интернет-магазинах
Деньги
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат