Споры о процедуре и целесообразности проведения Единого госэкзамена вспыхнули с новой силой. Противники единого экзамена продолжают ссылаться на известную историю о том, как студенты Физтеха за плату сдали ЕГЭ по математике за выпускников московской школы № 958. Сторонники предлагают фиксировать ход сдачи письменных испытаний и их проверки на видео, ввести независимых наблюдателей — это идеи членов Общественной палаты.

Споры о ЕГЭ всем надоели, но это принципиально важная тема по двум причинам. Во-первых, потому что речь идет об институте — новом, плохо работающем, но необходимом для обеспечения молодым людям равных условий на жизненном старте. Во-вторых, обсуждения инцидента со сдачей ЕГЭ по математике выявляют непонимание обществом самого принципа равенства возможностей.

Списывание и прочие способы обмана во время учебы традиционно воспринимаются в России как мелкие и даже простительные прегрешения. «Студенты своим умом и знаниями сумели заработать денег, — выражает мнение, распространенное в российском обществе старшего поколения, писатель Андрей Максимов. — Это авангард нашей молодежи, потому что люди, которые за полчаса могут на отлично решить тест по математике, — люди талантливые».

Нет, не авангард. Может быть, в советское время, в условиях закрытого общества, сдача экзаменов репетиторами за деньги и написание диссертаций за начальников и могло выглядеть легитимным заработком. Действительно — это был один из способов обмануть косную, глупую систему. Но именно эти практики создали саму идею образования как «корочки», которую полагается «иметь» — не важно, каким путем. Как раз сейчас у власти находится поколение воспитанных в СССР обладателей «корочек» — и результаты мы видим. Терпимость к списыванию в школе порождала терпимость к подлогам на экзаменах, затем к плагиату в научных работах, к подложным научным степеням и премиям. Пренебрежение, даже презрение, к принципу равных возможностей, т. е. к соблюдению правил, по сути, разрушило советское образование. Да и не только образование, поскольку в ценностно дезориентированном российском обществе распространено презрение к любым правилам. И это презрение создает порочный круг — ты не соблюдаешь и становишься жертвой того, кто тоже не соблюдает: в учебе, в бизнесе, на дороге.

Поступившие нечестным путем могли занять места тех (а таких большинство), кто честно сдавал экзамены, их родители вынуждены были бы оплачивать обучение своих детей. Хотели бы защитники списывающих и дающих списать летать на самолетах, сконструированных «шпаргальщиками» или обладателями списанных дипломов, — вопрос, думаем, риторический. Почти поголовное распространение такого «высшего образования» приведет и к его полной девальвации.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сказавший о кризисе доверия к ЕГЭ, прав лишь отчасти. В начале 2000-х гг. введение госэкзамена поддерживали свыше половины россиян. Надежды вылились в раздражение, когда миллионы абитуриентов и их родителей увидели неразбериху из-за несовершенства процедуры во время первого общенационального госэкзамена в 2009 г., когда многие подали документы в десятки вузов и долго не могли понять, поступили они или нет. После этого относительное большинство — 43 против 28% — высказалось против ЕГЭ. Однако ситуацию постепенно урегулировали, недовольство новым порядком поступления снизилось — 41 против 36%. Показательно, что среди тех, кому ЕГЭ позволил сесть в социальный лифт, — молодежи, поступившей в избранные вузы, и жителям средних городов (100 000-500 000 жителей), сторонников уже большинство.

От отношения к списыванию и прочим видам обмана многое зависит. Например, перспективы страны — будут ли в России уважать закон или продолжат жить по понятиям, считая закон досадным препятствием, которое можно и нужно обойти ради получения «корочки», денег и престижного стиля жизни.