С 1 сентября вступят в силу новые правила расчета компенсационных выплат по ОСАГО владельцам поврежденных машин. В результате страховщики будут платить владельцам старых автомобилей, пострадавших в аварии, на 5–10% больше, чем сейчас. Страховщики надеются, что нововведения повлекут за собой увеличение тарифов по автогражданке.

До сих пор у оценщиков не было единых государственных стандартов расчета стоимости восстановительного ремонта автомобилей после аварии для определения размера страховой выплаты. Суммы компенсаций, рассчитанные разными экспертами, могли значительно отличаться, что приводило к многочисленным спорам между страховщиками и страхователями. Директор по маркетингу страховой группы "АСК" Татьяна Долинина отметила: "Минтранс обещал разработать единую методику расчета еще в 2003 году, когда был принят закон об ОСАГО. Только семь лет спустя министерство выполнило обещанное, но не в полной мере: документ отсылает к многочисленным актам, которые еще не опубликованы".

Новые правила вносят ясность. "Прежде всего, правительственный документ устанавливает предельный размер износа деталей автомобиля - 80%. Это значит, что владелец даже самой старой машины, попавший в аварию не по своей вине, получит какие-то выплаты. В действующем порядке, применяемом страховыми компаниями, предела износа определено не было", - отмечает директор Северо-Западной дирекции страховой компании "ERGO Русь" Андрей Знаменский. Он добавляет, что в целом владелец автомобиля с пробегом получит на 5–10% выплат больше, чем получил бы до ввода новых правил в действие.

Износ некоторых деталей, узлов и агрегатов, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств, вовсе не будет считаться. Полный список их будет опубликован позднее, но уже сейчас к перечню деталей с нулевым износом отнесены подушки и ремни безопасности. Более справедливой становится также оценка износа шин и аккумуляторных батарей, срок службы которых много короче "жизни" автомобиля. Изношенность аккумулятора будут устанавливать, исходя из среднего срока эксплуатации 4 года. А изношенность шин - по глубине протектора.

Износ кузова будет зависеть не только от возраста автомобиля, но и от срока гарантии на повреждение от сквозной коррозии: чем более долговременная гарантия, тем менее изношенным признает кузов эксперт и тем более высокие выплаты получит владелец авто.

Новые правила также ранжируют износостойкость транспортного средства в зависимости от страны производства. Наименьший коэффициент износа предусмотрен для японских автомобилей. Затем идут страны Европы, включая Турцию. В следующую категорию входят авто из стран Северной и Южной Америки, потом - из Китая и Кореи. Быстрее всего цену теряют российские машины, в том числе - собранные на территории РФ иномарки, поскольку в законодательстве нет четкого определения понятия "страна происхождения". Такой страной считается та, в которой машина произведена или подвергалась "достаточной переработке".

Несмотря на то, что новые правила защищают интересы владельцев автомашин лучше, чем действующие методики, страховщики предупреждают: в конечном итоге потребители вряд ли сильно обрадуются этим новациям. "Нельзя сказать, что документ хорош для автовладельца, потому что повышение выплат при буквальном следовании закону потребует скорого повышения тарифов на ОСАГО, что в нынешней ситуации не является желательным вариантом для широких масс", - поясняет управляющий по маркетингу филиала "РЕСО-Гарантия" в Санкт-Петербурге Сергей Бровко.

Если вспомнить недавнюю инициативу Минфина относительно повышения выплат за ущерб жизни и здоровью, можно ожидать подорожания автогражданки уже осенью. "Новые правила повлияют также на уровень цен на программы КАСКО, а именно на самые дешевые продукты, по которым выплаты предусмотрены с учетом износа автомобиля. Цены на такие полисы могут подняться еще до конца лета", - прогнозирует Андрей Знаменский.

Новые правила должны вступить в действие через три месяца. Но страховщики сомневаются: если сама методика разрабатывалась так долго, вряд ли недостающие акты будут готовы в срок. "Документ сырой, слабо проработанный, плохо связан с практикой. Следование ему - при условии вступления в силу через три месяца - может повлечь непредсказуемые последствия. Но возможно, что в течение этих трех месяцев появятся новые факторы: перенос сроков введения, уточняющие документы, новый закон, заменяющий данный", - предсказывает Сергей Бровко.

Елена ДЕНИСЕНКО Бюллетень недвижимости, Санкт-Петербург, 1 июня 2010 г.