По данным Банка России, в стране зарегистрировано почти 40 млн полисов ОСАГО и более 5,4 млн полисов каско. Сегодня страхование автомобиля — это неотъемлемая часть владения машиной, но так было не всегда. Как развивался рынок страховых услуг для личного транспорта?

Зарождение системы страхования



Различные первобытные формы страхования возникли тысячи лет назад. Например, базовые правила изложены в Талмуде — древнем своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Он гласил, что, если один из погонщиков терял осла, остальные должны были передать ему взамен другого. В цивилизации древних шумеров существовали кассы взаимопомощи в случае утраты груза во время перевозки. Законы вавилонского царя Хаммурапи предусматривали соглашение для участников торгового каравана, которое делило потери от возможного ограбления поровну. С тех пор основной принцип страхования остался неизменным — компенсация не может быть источником обогащения, она лишь покрывает убытки и снижает риски.

Первые полисы страхования машин



Первый полис автострахования придумали в Америке. Частная компания Travellers выпустила его на имя жителя Огайо Гилберта Лумиса. Поскольку личных транспортных средств в то время практически ни у кого не водилось, то в полис не занесли информацию даже о водительском удостоверении. Первая национальная система страхования автомобилей Пионерами автострахования на государственном уровне стали британцы. Ещё в 1930 году они внесли пункт об обязательном наличии полиса в Закон о дорожном движении. Нормативный акт устанавливал финансовое покрытие ответственности перед третьими лицами.

Страхование транспорта в России



В СССР проблема страхования возникла в 1960-х годах, когда увеличилось количество автомобилей у населения. Вопрос впервые вынесли на уровень обсуждения кабинета министров, но безрезультатно. Лишь в 1984 году было утверждено постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Оно вошло в основу «авто-комби» — такого типа страхового договора, в котором объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры с их имуществом. Авто-комби заключался добровольно.

После развала Советского Союза было принято решение о разработке новых нормативно-правовых актов. В 1991 году было введено каско, а в 1993 году в Госдуме предложили законопроект об обязательном автостраховании. Однако он вступил в силу в полной мере только спустя 10 лет. С тех пор страховая система в России разделена на ОСАГО и каско. Первое является обязательным, второе — добровольным.

Разница между страховыми полисами не только в добровольности, но и в том, кто получит деньги либо услугу ремонта. При ОСАГО расходы компенсируют пострадавшей стороне, а получателем возмещения по каско выступает обладатель полиса, даже если он виновен в ДТП. Поэтому программа добровольного страхования полнее защищает человека и его имущество. Рассчитать стоимость страхового полиса каско можно в онлайн-калькуляторе на sovcomins.ru.