«Начиная с 2011 года, возможно, будет вообще отменен транспортный налог», – цитирует РИА Новости заявление вице-премьера Сергея Иванова на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. Иванов рассчитывает, что эта новость «порадует автолюбителей». Так, автовладельцы, которые редко эксплуатируют свое транспортное средство, по словам вице-премьера, будут платить меньше.
Суть в том, что отмена транспортного налога будет компенсирована повышением акцизов на нефтепродукты. Проще говоря, налог будет «зашит» в цену на бензин. «Теперь объемы расходов на содержание автомобиля будут определяться в первую очередь количеством потребляемого топлива», — пообещал Иванов.
На откуп регионам
Согласно Главы 28 налогового Кодекса РФ первичные ставки транспортного налога устанавливает государство. Однако каждый регион индивидуально определяет коэффициенты ставок для каждой группы мощностей транспортных средств, для каждого вида транспорта. Базовая ставка составляет 5 руб. с одной лошадиный силы для автомобилей мощностью до 100 л. с., 7 руб. при мощности от 100 до 150 л. с. и 30 руб.— при мощности автомобиля свыше 250 л. с.
Первые попытки реформировать транспортный налог были предприняты в конце 2009 года, когда Госдума приняла закон об удвоении базовой ставки транспортного налога. Однако под давлением общественности законопроект был пересмотрен, и базовые ставки остались на прежнем уровне. Тем не менее, некоторые регионы сочли возможным повысить транспортный налог. В частности, Калининградская областная дума увеличила этот сбор на 25-39%.
«Предполагаемая реформа не лишена здравого смысла», – считает председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. По его словам, автовладельцы, которые редко пользуются автомобилями, будут довольны тем, что нагрузка переносится на бензин.
С энтузиазмом отнеслись к возможной отмене транспортного налога в Федерация автовладельцев России. «Не секрет, что Федерация автовладельцев России уже с 2005 года предлагает подобное решение вопроса. Мы считаем, что это наиболее справедливая, понятная для людей схема, кроме того, снизится налоговая нагрузка», – пояснил GZT.RU руководитель московского представительства Федерация автовладельцев Сергей Канаев.
«С принятием законопроекта собираемость налога не вырастет до 100% гарантированно. Это произойдет потому, что на учете стоит огромное количество "мертвых душ", то есть машин, которые вообще не ездят», – обращает внимание президент "МЦФЭР-конcалтинг" Дмитрий Черник.
Существует риск и для самих автовладельцев. «На сегодняшний день на транспортный налог установлены льготы для некоторых категорий граждан, это сделано очень правильно. Если же налог будет «зашит» в акциз, непонятно, как в таком случае будут поступать с льготниками, как им получить компенсацию, если они покупают бензин на общих основаниях», – комментирует президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Юрист предполагает, что этот момент будет урегулировать довольно сложно. Дороги за счет водителей
Сергей Иванов также сообщил, что рост акцизов на нефтепродукты с 2011 года необходим для формирования дорожного фонда. «Правительством предусмотрены целевые поступления от увеличения акцизов на нефтепродукты, что, собственно говоря, является мировой практикой», – приводит слова Иванова РИА Новости.
Экономическую целесообразность отмены транспортного налога и повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) просчитает Минфин. Не исключено, что акциз может вырасти в два раза. Ранее глава ведомства Алексей Кудрин, рассказывая из каких средств будет финансироваться дорожный фонд, отметил, что «к таким мерам могут относиться повышение акцизов на бензин». Кроме того, могут быть «другие источники, в частности, сбор с крупнотоннажных автомобилей (больше 12 тонн).
Напомним, что в конце мая правительство приняло решение по созданию бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог. Предполагается, что Дорожный фонд будет функционировать по типу Инвестфонда, и в нем будут аккумулированы минимальные средства для поддержки дорожной сети. По мнению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, доходы, которые поступают в дорожный фонд, должны быть связаны с количеством автотранспорта. «Гражданам было понятно, что деньги, которые они тратят, идут именно на строительство дорог», – цитируют Набиуллину РИА «Новости». Вместе с тем, министр считает, что вопрос повышения акцизов «требует дополнительной проработки».
Минтранс также считает целесообразным перераспределить акцизные сборы. По оценкам Минтранса, это позволит аккумулировать в фонде до 475 млрд рублей в год. В министерстве полагают, что этой суммы должно хватить на содержание и ремонт автодорог.
Другие данные у губернатора Кировской области Никиты Белых. «Одна из ключевых проблем, учитывая протяженность нашей территории и ее низкую численность, у нас самый высокий показатель по количеству дорог на тысячу населения в Приволжском федеральном округе», – в интервью «Эхо Москвы» привел пример губернатор. По мнению Белых, чем больше дорог будет находиться на федеральном содержании, тем больше возможностей будет возможностей у региональных властей. Новый виток инфляции
Перераспределение акцизов неизбежно приведет к увеличению цен на бензин. Однако эксперты, опрошенные GZT.RU, разошлись во мнении, насколько серьезным будет подорожание.
«Насколько увеличится акциз, на столько и увеличится цена, потому что это такой налог, который продавцы перекладывают на покупателя», – поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин. По подсчетам эксперта, если акциз повысится в 2 раза, то цена на бензин может вырасти порядка на 15%.
«Цена на бензин, безусловно, вырастет и вырастет значительно, думаю, что в среднем на 50-60 копеек за литр», – комментирует юрист юркомпании «Налоговик» Дмитрий Липатов. По его оценкам, повышение цен на бензин повлечет за собой повышение цен на товары, работы и услуги. «Иными словами мы можем столкнуться инфляцией, причем созданной самим государством», – предупреждает эксперт. «Включение налога в цену бензина означает новый виток инфляции», – соглашается Дмитрий Черник.
Согласно данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 18 по 24 мая выросли на 0,3%. Таким образом, бензин дорожает 17-ю неделю подряд. С начала года цены выросли на 1,8%.
Наталья Говорова