В большинстве случаев там, где возникают пробки (если не считать перекрытие проезжей части в результате ДТП), нерационально организовано дорожное движение: неудачный режим работы светофоров, безграмотная организация мест поворотов, отсутствие необходимых, или, наоборот, наличие «лишних» разделительных барьеров.

Совсем недавно стало известно, что столичные жители в самое ближайшее время смогут поучаствовать в создании так называемой антипробочной программы. Инициатором этого начинания стала общественная организация «Московский центр борьбы с пробками». О существовании этой организации до настоящего момента было мало кому известно, несмотря на то что проблема пробок – один из ключевых вопросов столичной жизни, а сам Центр существует аж с 2007 года. Однако предпринимать активные действия по борьбе с пробками он начал только сейчас.

Как сообщает газета «Московский комсомолец», одной из главнейших задач общественной организации в настоящее время является создание комплекса мер по борьбе с пробками на улицах Москвы в «соавторстве» с жителями столицы. Основная задача активистов – жителей, которые захотят внести свой вклад в борьбу с пробками – отмечание возникших дорожных заторов на виртуальной карте Москвы. Специалисты «Московского центра борьбы с пробками» включат участок с пробкой в свои списки и проведут анализ причин ее возникновения. На основе этих данных и будет сформирована антипробочная программа.

Ситуация с заторами на московских магистралях накалялась на протяжении последних нескольких лет, и в настоящее время эффективного решения проблемы пробок все еще не существует, несмотря на то что власти пытаются предпринимать меры по нормализации ситуации. Специалисты считают, что ежедневные пробки – это результат того, что общая транспортная схема столицы изначально была разработана с ошибками, что просто до поры до времени не проявлялось. Проблемы «вылезли» после того, как за относительно короткое время (в течение двух последних десятилетий) автопарк Москвы увеличился более чем в три раза. Сейчас по столице гораздо проще и быстрее передвигаться на метро, чем на собственном автомобиле или наземном общественном транспорте. «Час пик» может «растянуться» на несколько часов. По сути, едва рассосутся утренние заторы, уже приходит время вечерних, и основные магистрали столицы превращаются в одну большую пробку. Учитывая темпы прироста автопарка города, меры, предпринимаемые на данном этапе для борьбы с заторами, недостаточны. Именно поэтому к решению данной проблемы необходимо найти оптимальный подход. И дело тут не только в объемах инвестиций в решение этого вопроса. В конце концов, финансы на то, чтобы решить одну из самых животрепещущих проблем столицы, имеющую глобальное значение для жизни города, столичные власти при желании отыщут. Самое главное – именно метод, способ, идея, проект, которые бы позволили решить проблему раз и навсегда (или хотя бы на ближайшее будущее).

Привлечение к решению проблемы «заинтересованных лиц» (то есть самих жителей столицы, которые ежедневно вынуждены терять свое время и тратить нервы, стоя в пробках), бесспорно, может быть эффективным. Уже одна только информация о наличии пробки на предполагаемом пути следования дорогого стоит, ведь зная о заторе, можно своевременно сориентироваться и выбрать другой маршрут движения, сэкономив свое время и, одновременно, не усугубляя ситуацию на участке с затором. Однако инновационным способ борьбы с пробками, предложенный специалистами «Московского центра борьбы с пробками», назвать можно с большой натяжкой. Дело в том, что существовали и до этого проекты, использующие интерактивные карты для обозначения мест заторов на дорогах (их предлагают некоторые организации и поисковые системы).

Как выяснилось при проведении исследования дорожной ситуации в Москве, большая часть пробок возникает не только из-за большого количества машин, недостаточного количества развязок и недостаточной ширины дорог. В большинстве случаев там, где возникают пробки (если не считать перекрытие проезжей части в результате ДТП), нерационально организовано дорожное движение: неудачный режим работы светофоров, безграмотная организация мест поворотов, отсутствие необходимых, или, наоборот, наличие «лишних» разделительных барьеров. Как известно, все гениальное просто. Может быть, именно такие относительно несложные, а, главное, не требующие больших финансовых затрат, меры как утверждение новых схем работы светофоров, установка новых дорожных знаков и изменение разметки смогут хотя бы частично решить проблему московских пробок. Да и помощь в выявлении пробок и внесение предложений о борьбе с ними со стороны населения может быть просто неоценимой, ведь наверняка у автолюбителя, каждый день в одном и том же месте простаивающего в пробке, имеются рациональные предложения по ее устранению, основанные на знании проблемы конкретного участка дороги «изнутри».

Однако насчет московских пробок существует и еще одно, весьма оригинальное, мнение. Его автор – глава столичного Департамента транспорта и связи Василий Кичеджи. На одной из пресс-конференций в апреле текущего года он заявил, что московские пробки… не должны исчезать! Они, по словам Кичеджи – показатель активности города. Руководитель департамента предложил также и еще один из вариантов борьбы с пробками, простой и абсолютно не требующий бюджетных затрат: он порекомендовал автомобилистам пересесть на общественный транспорт.

Несмотря на такое своеобразное отношение к пробкам, меры по минимизации заторов властями Москвы, естественно, предпринимаются: организовываются выделенные полосы для общественного транспорта, некоторые улицы переводятся на одностороннее движение, проводятся и работы по организации рационального регулирования движения (в основном, работы светофоров). Различные организации и ведомства регулярно проводят мониторинги ситуаций на московских дорогах, пытаются определить основные причины пробок и ищут решения для организации эффективной борьбы с пробками. Разрабатываются проекты и планы по борьбе с этой московской проблемой, изучается опыт зарубежных мегаполисов и привлекаются иностранные специалисты. По большому счету, ничего нового, кроме оптимизации режима дорожного движения, о способах которой уже говорилось выше, и строительства дополнительных дорог и развязок, придумать в такой ситуации нельзя. Все упирается в поиск самой рациональной и малозатратной для городского бюджета идеи, могущей избавить город от этого бича Москвы – пробок. Пожалуй, новизна и ценность программы, предложенной «Московским центром по борьбе с пробками», заключается как раз в высказывании мысли о том, что большую часть пробок (а именно, по мнению сотрудников центра, порядка 80 %) можно быстро устранить без больших финансовых вложений. Так, в скором времени московские власти приступят к реализации программы, разработанной Центром для устранения дорожных заторов на юге столицы. Пример эффективности предлагаемых общественной организацией мер уже есть – недавно был изменен режим работы светофоров на пересечении Варшавского шоссе с Дорожной и Сумской улицами, Балаклавским проспектом, а также с улицей Подольских Курсантов. Положительные изменения в дорожной ситуации на этих улицах уже заметны.

И все же сложно представить, что когда-нибудь проблема пробок в Москве окончательно решится. Кажется, что поток машин на московских магистралях с каждым годом все увеличивается, а скорость движения в городе, соответственно, снижается. Недаром давно уже существует «народная мудрость» – рекомендация для московских водителей: «Двигаясь по улицам столицы, соблюдай дистанцию – если отпустишь впередиидущую машину более чем на полметра, в зазор тут же вклинится какой-нибудь автомобиль».

Сергей Василенков