Золотая осень. Автомобилестроители после видимости летнего затишья привезли во Франкфурт-на-Майне кое-что из того, что наработали вдали от любопытных глаз: прототипы, новинки в серию и неповторимые шоу-модели. Карты на стол: двери IAA 2009 открыты для массовой публики – в 63-й раз в истории выставки.

Нынче она проводится в кризисной обстановке – заметно по составу участников. Так, крайне слабо представлены американские марки, отсутствуют японские Mitsubishi и Nissan. Тем не менее, многочисленные посетители увидели в залах франкфуртского Messe-центра немало привлекательных экспонатов; как не потеряться в необозримом разнообразии?

Известно – лучше всего довериться профессионалам. Обратимся, как и прежде, к авторитетному американскому еженедельнику AutoWeek, в редакции которого традиционно выбирают «звезд» выставки. Вот и теперь они назвали интереснейшие автомобили в 4 номинациях: лучший прототип, особо значимый экспонат – и самый прикольный. И наконец «гвоздь» выставки; их мнение – вовсе не истина в последней инстанции, тем не менее, оно интересно и показательно. Так сказать, свежий взгляд – со стороны.

Лучший прототип

По мнению американских обозревателей, в престижной номинации верх берет баварский Vision EfficientDynamics. В высшей степени неординарный автомобиль – даже для выставочного прототипа. Смелый замысел, интересное воплощение. Кто знает; возможно, лет через несколько спорт-«гибрид» BMW пойдет в серию. Либо легковушка не столь радикального облика, но наследующая те или иные решения от нынешнего Vision EfficientDynamics. Лучший прототип. Читайте обзор BMW Vision EfficientDynamics на нашем портале.

Редакция CarExpert.ru: Автомобили мира не оспаривает выбор экспертов AutoWeek: прототип Vision EfficientDynamics и в самом деле неотразим. Бесспорно один из центров притяжения нынешнего мотор-шоу во Франкфурте. Но не единственный – взгляните на бесподобный L1 от «народного автомобиля».

Прототип-пуля - какие-то 1200 мм поперек себя. Немногим шире, чем закапотированный супер-байк. Да и в архитектуре 2-местного L1 есть что-то от тяжелого мотоцикла: водитель и пассажир устраиваются один за другим. Тандем – вроде тренировочного истребителя-«спарки».

А по габаритной высоте L1 приближается к какой-нибудь «камбале» супер-спорт – вроде Lamborghini Murcielago. Всего-то 1143 мм (без нагрузки); при столь низко идущей линии крыши усаживаться в L1 не так просто. Что ж, принято радикальное решение: откидывается весь «фонарь» (опять же подобно тренировочной «спарке»), тогда как дверей нет вовсе. Несущий «монокок» получился легким и жестким – тем более, что он целиком выполнен из углепластиков. Так, кузов в сборе (без отделки и оснащения) весит лишь 124 кг; на нем и смонтированы все агрегаты и узлы автомобиля.

Скромные габариты прототипа означают исключительно малую лобовую площадь – всего-навсего 1,02 м2. Вдобавок у L1 выигрышный коэффициент сопротивления воздуха – 0,195. Результат поразительный: аэродинамический фактор меньше 0,2! Едва ли не в 3,5 раза лучше, чем у другого «фольксвагена» - Golf VI. Фантастическая обтекаемость выражается в немалом скоростном потенциале своеобразной легковушки и в рекордной экономичности по топливу. Как сообщается в пресс-релизах VW, прототип расходует лишь 1,38 л дизельного горючего на 100 км пробега. Но все же не литр, как зашифровано в обозначении автомобиля. Видимо, уже близко к физическому пределу: законы природы и все такое.

Само собой, силовой агрегат у L1 «гибридный» - дизель-электрический. За спинкой заднего сиденья смонтирован 2-цилиндровый турбодизель рабочим объемом 0,8 л – «половинка» нового 1,6-литрового TDI. Для прототипа цельноалюминиевый 8-клапанник настроен на скромную максимальную мощность в 39 л.с. при 4 тыс. оборотов. Причем в «крейсерском» режиме движок выдает лишь 27 сил; установка на экономию топлива.

Турбодизель оснащен каталитическим нейтрализатором выхлопа и «сажевым» фильтром. Он состыкован с «роботизированной» 7-ступенчатой КПП DSG (2 сцепления, переключение без разрыва потока мощности), привод, естественно, на задние колеса. А между TDI и DSG встроен тяговый электромотор (мощность до 10 кВт), который питается от литий-ионных аккумуляторов. Так называемая «параллельная» схема – она отличается особо высоким эксплуатационным к.п.д.

Причем «гибрид» здесь «полный»: L1 способен тронуться с места и разгоняться на одной лишь э-тяге – без запуска TDI. Естественно, если заряжена тяговая э-батарея. Разумеется, турбодизель работает в режиме Stop-Start; роль стартера здесь играет все тот же э-мотор. А при замедлении он переходит в режим альтернатора и закачивает часть кинетической энергии автомобиля в аккумулятор. Опять же экономия – особенно в транспортном потоке мегаполиса.

Гостеприимно откидывается «фонарь» (как и крышка багажника, он оснащен электросервоприводом): приглашение к поездке. Водитель и пассажир L1 устраиваются как в самом натуральном «кокпите» - истребитель-«спарка». Удобные ортопедические спорт-сиденья (тоже из углепластиков), современная техника безопасности. Интерьер оформлен и отделан без всяких скидок; фольксвагеновское качество. Зеркал заднего обзора у прототипа нет вовсе – вместо них телекамеры, которые транслируют изображение на монитор перед водителем. Предусмотрено кондиционирование воздуха (с 2-зональным «климат-контролем»), есть информационно-развлекательная телематика. Полноценная легковушка – даже место для багажа имеется (на какие-то 50 л).

Длина компактного прототипа – 3813 мм, снаряженный вес – невероятные 380 кг. Примерно как хорошо укомплектованный Harley-Davidson. Представьте, с какой легкостью неширокий «тандем» пронизывает городскую толчею: чисто мотоцикл. Но не на 2-х, а на 4-х колесах; далеко не одно и то же. Особенно на скользкой (мокрой, обледеневшей) дороге, когда «одноколейники» ведут себя крайне неважно.

Экспериментальный автомобиль катится на спецрезине Michelin Energy Saver (с особо низким сопротивлением качению). Узкие покрышки размером 95/60R (спереди) и 115/70R (сзади) на 16-дюймовых легкосплавных колесах – тоже способствуют сбережению топлива. (Хотя и не держанию дороги…). И динамика у L1 вполне реальная: с места до 100 км/ч «тандем» способен разогнаться за 14,3 сек., максимальная скорость (благодаря изумительной аэродинамике) – 160 км/ч. То есть, он и на магистрали неплохо выглядит… Удивительная легковушка: хоть и абсолютно непрактичная по российским условиям, но в высшей степени перспективная с точки зрения европейских автомобилистов. Выставка-то все же во Франкфурте, а не в Нижнем. На взгляд редакции CarExpert.ru, лучший прототип – еще один (и тоже немецкий). А вы как считаете?

Самый значимый

Обозреватели AutoWeek положили глаз на семейство электромобилей Renault EV; серьезная заявка французской марки. Хотя на самом деле во Франкфурте представлены результаты международного сотрудничества – в рамках альянса Nissan-Renault. За прототипами под знаком «ромба» просматривается недавно показанный публике ниссановский Leaf: плодотворная кооперация и унификация.

А в результате – целых 4 выставочных прототипа: Fluence Z.E., Kangoo Z.E., Twizy Z.E. и Zoe Z.E. Все на э-тяге с литий-ионными аккумуляторами. С нулевыми выбросами вредных веществ (здесь и сейчас). Вот, например, Fluence Z.E: 4-местная переднеприводная легковушка размерного класса D. По сути тот же Nissan Leaf, но не «хэтчбек», а изящный 4-дверный седан. Легковушка длиной 4820 мм (колесная база – 2696 мм) и снаряженным весом 1600 кг приводится тяговым э-мотором мощностью до 70 кВт/95 л.с. На заряженной батарее седан способен пройти до 160 км – с расходом э-энергии около 12,5 кВт-ч на 100 км пробега. В денежном выражении на порядок величины дешевле, чем на бензине…

Если Fluence Z.E. – вполне реальная легковушка, готовая в серию , то Zoe Z.E. – затейливый выставочный экзерсис. В духе Renault: двери-«крылья» (плюс «гильотинная» дверь), футуристический интерьер… А под экстравагантной внешностью та же электротехника основе, что и у Fluence Z.E. Компактный 4-местный «хэтчбек» длиной 4100 мм (колесная база – 2605 мм), снаряженный вес - 1400 кг. Обтекаемая легковушка (коэффициент сопротивления воздуха – 0,25) развивает с 95-сильным тяговым э-мотором скорость до 140 км/ч. Ограничена электроникой ради экономии э-энергии. Так что с полной «заправкой» аккумуляторов Zoe Z.E. может пробежать до 160 км; вполне достаточно для городской эксплуатации.

Причем заряжается тяговая батарея 3-я способами. Во-первых, от общей э-сети – за 4-8 час. (скажем, льготный ночной тариф). Во-вторых, быстрая «заправка» (около 20 мин.) от мощного спецразъема. И в-третьих, остроумная схема Quickdrop: на фирменной СТО высаженная батарея за 3 минуты меняется на свежезаряженную. Вроде книг в бибоиотеке – или DVD в видеопрокате. Сменил - вперед и с песней!

Руководство Renault делает ставку на э-мобили и в ближайшие 3 года намерено вывести на рынок целую их гамму. Возможно, в серию пойдет кое-что из выставленного во Франкфурте. Тектонический сдвиг в автомобилестроении; самые значимые экспонаты осеннего мотор-шоу.

Несомненно значимые – для Западной Европы. А вот российским автомобилистам, по мнению редакции CarExpert.ru, гораздо ближе экспонат из «страны утренней свежести». Новый CUV (компактный «спорт-хозяйственник») от Hyundai – под обозначением ix35.

Смотрится «паркетник» размерного класса C на все 100. Работа европейского дизайнерского центра Hyundai/Kia (Рюссельхайм, Германия) – в стилистическом ключе fluidic sculpture (текучая скульптура). И в самом деле, ix35 отличается от довольно-таки коробчатого «тусона» изяществом и мягкостью очертаний, в которых воплотился замысел выставочного прототипа ix-onic, обнародованного весной в Женеве. И аэродинамика стала лучше, тогда как по габаритам ix35 от «тусона» почти не отличается. Разве что «паркетник» прибавил какой-то сантиметр в колесной базе; пустяк, казалось бы, а… То есть, длина внутреннего пространства еще чуть увеличена, и на борту без напряжения размещаются пятеро взрослых.

В базовом исполнении новый «переходник» Hyundai – переднеприводный автомобиль, который дооснащается, если угодно, трансмиссией 4WD с автоматическим подключением заднего моста. Универсальная схема, принятая практически для всех современных «переходников» среднего класса (за редкими исключениями). Не сказать, что безукоризненная, но вполне работоспособная – при конструктивной простоте и сравнительной дешевизне. Вот и Hyundai ix35: по умолчанию, автомобиль идет на передних ведущих. И лишь эпизодически – по условиям движения – электроника посредством многодисковой муфты присоединяет задние колеса.

Если трансмиссию 4WD и (очень приличную) ходовую ix35 в общем наследует от «тусона», то гамма двигателей у него новая. Во-первых, бескомпрессорные бензиновые «четверки»: 1,6-литровая Gamma GDI (непосредственный впрыск горючего в камеры сгорания) и Theta-II рабочим объемом 2 л. Gamma развивает до 140 л.с. и оснащена устройством ISG («старт-стоп»), тогда как Theta-II выдает до 163 сил мощности. А во-вторых, 16-клапанные турбодизели: 1,7-литровый U-II и R 2.0 рабочим объемом 2 л. Двигатели серии R развивают до 184 л.с.; те и другие комплектуются ручной 6-ступенчатой КПП. Кроме того, ix35 получает новый 6-скоростной гидромеханический «автомат». Фирменная система Shiftronic допускает принудительное переключение; в пакете с трансмиссией 4WD полагается вспомогательная электроника Hillstart Assist Control (тронуться с места на подъем) и Downhill Brake Control (притормозить на спуске).

В оформлении и отделке интерьера новый ix35 тоже не ударил лицом в грязь: свежий дизайн передней панели, материалы приличного качества. «Баранка» теперь регулируется не только по углу наклона, но и по вылету, спереди предусмотрен охлаждаемый «бардачок». Телекамера заднего обзора транслирует изображение на монитор, встроенный в зеркало на лобовом стекле, передние сиденья оснащены «активными» подголовниками.

Длина ix35 – 4410 мм, ширина – 1820, высота – 1660; колесная база – 2640 мм. В «штате» резина размером 225/55R16, а за доплату предлагаются 18-дюймовые легкосплавные колеса. При разумной цене новый ix35 неплохо впишется в российские условия – особенно с мощным бензиновым Theta-II и трансмиссией 4WD. Как раз для круглогодичной эксплуатации. Самый значимый для нас экспонат IAA 2009, вы согласны?