Сколько времени нужно, чтобы добраться в Крым на автомобиле, как избежать многочасовых пробок и без очереди попасть на паромную переправу и что ждет туристов на самом полуострове. Обо всем этом «Газете.Ru» рассказал известный автомобильный активист, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, который сейчас отдыхает в Крыму.

Общественный транспорт — без очереди

Сейчас в Крым лучше всего ехать на общественном транспорте. В этом я убедился, легкомысленно отправившись на полуостров на машине. В разгар сезона делать этого не стоит.

Добираться самолетом или даже автобусом из Анапы или Краснодара по «единому билету» намного удобнее, а главное — быстрее. Автобусы без всяких очередей довозят вас прямо до переправы, высаживают и едут обратно. Там люди покупают билет на паром, переправляются, и на той стороне их уже встречают автобусы, которые по ранее купленному «единому билету» везут пассажиров на разные курорты.

С точки зрения автобусов между Краснодарским краем и Крымом чувствуется большая разница. На «нашей» стороне это новые комфортабельные машины с кондиционером и ТВ, в Крыму — убогие устаревшие автобусы. На крымской стороне вас ждут автобусы, перевозящие пассажиров только по «единому билету». Всех остальных туда не пускают, и надо сначала ехать в Керчь, а уже оттуда куда-то в другое место. Это неудобно, но водители автобусов не вредные и всегда можно договориться.

Со скоростью 160 м/ч

На самой Керченской переправе длина очереди из автомобилей несколько дней назад, когда я там был, составляла около 16 км. Сейчас, думаю, еще больше. Естественно, речь идет о направлении в сторону Крыма — в обратную сторону дорога свободна.

Мы с друзьями встали в очередь, проехав за шесть часов около 1 км, то есть ехали на отдых со скоростью 160 м/ч. По рассказам очевидцев, стоять можно около 33–36 часов.

Отличия от 2012 года, когда я был там последний раз, колоссальные. Тогда было два парома на 20 машин, каждый с пропускной способностью 40 машин в час, но не было очередей. Сейчас очень много вместительных паромов, когда нет поездов, загружают машинами железнодорожный паром, но это все равно не спасает.

Уже даже пристани не хватает — весь порт занят паромами, задействовано все, что можно. Да и сами сотрудники порта работают на износ и очень устают.

Как поступают с «умниками»

В хвосте очереди, не доезжая до поселка Ильич, нет сотрудников ГИБДД и полиции, поэтому люди организуются сами. Те, кто пытается объехать основной поток, быстро об этом жалеют. Проехать по обочине никак нельзя и единственный путь — по встречной. В лучшем случае такие водители в конце концов попадут в руки полиции уже в самом Ильиче. Там начинается сплошная линия разметки и всех «встречных» лишают прав без всяких поблажек — стоит целая толпа сотрудников ППС, гаишников, проехать мимо которых не получится.

Полиция абсолютно честная, потому что если они, полицейские, возьмут взятку, то им не поздоровится, водители за всем наблюдают и контролируют ситуацию.

В худшем случае решившие ехать без очереди попадут к импровизированным «отрядам самообороны», которые стоят как все. Люди вооружаются палками, кто чем, и блокируют встречку. Случается, и машины часто переворачивают, могут и разбить стекла палками, проколоть колеса — все, что угодно, с таким «умниками» расправляются очень жестоко. Полиция на это смотрит сквозь пальцы.

Поблажек никому не делают, кроме сотрудников порта, которые не могут стоять по 30 часов, чтобы доехать до работы.

При этом остальные прекрасно понимают ситуацию и терпеливо ждут. Все видят, что порт работает на максимуме возможностей, и особо не ропщут.

Но меня больше всего возмутило другое. В окрестностях переправы есть огромное количество сдаваемого за копейки жилья, но ты как водитель не можешь покинуть очередь. Она живая, если отъехать ненадолго, тебя уже обратно никто не пустит.

Люди готовы ждать по двое суток, но почему чиновники вместо бесконечных совещаний и болтовни не организуют там электронную очередь? Она просто необходима! Приехал, записался, оставил свой телефон, узнал, когда примерно подойдет твоя очередь, и можешь спокойно снять домик на море, пойти искупаться, выпить пива, поесть нормально.

Нужно сделать как в банке. Вместо этого они гигантскими ресурсами пытаются регулировать живую очередь.

А ведь там сейчас +35, а что творится в машинах? Укрыться негде, люди изнывают от духоты. К тому же последняя заправка расположена километров за 20–25 до переправы, у многих за время стояния в очереди, когда активно работает кондиционер, просто кончается бензин — приходится руками машину до самой переправы толкать.

Неофициально мне из разных источников рассказывали, что с начала лета в очереди умерли от жары уже два человека.

Автобус вместо очереди

Мы с друзьями поняли, что так отдыхать не хотим, поэтому у местного жителя оставили машину за 1 тыс. руб., а сами добрались до поста ДПС и с помощью сотрудников ГИБДД сели на автобус, который идет до переправы. Если есть такие пешеходы, как мы, полицейские останавливают набитые битком автобусы, курсирующие из Анапы и Краснодара, и в принудительном порядке заставляют водителей подвозить людей до переправы. Очень правильное решение, ведь иначе пришлось бы идти пешком. Пока мы ехали в автобусе по встречной полосе, я снимал пробку на видео — получился получасовой ролик с непрерывной вереницей машин.

Но даже бросить машину, как мы, сложно. Люди оставляют их около поста ДПС или около кафешки, но где гарантия, что с ней будет все в порядке? Там ходят какие-то подозрительные лица, и я даже не уверен, что по возвращении найду машину в полном порядке.

Поэтому вопрос с нормальной парковкой тоже очень болезненный и пока никак не решен.

Что касается нас, то мы спокойно доехали на автобусе до самой переправы, купили билет за 162 руб. и так же спокойно уплыли на первом же пароме.

На другой стороне смогли попасть на автобус до Алушты и доехали до место без проблем. Единственное, что сразу бросилось в глаза, — абсолютно убитые крымские дороги. Их надо не просто ремонтировать, а заново менять.

В целом первое ощущение от Крыма — бардак. Есть очаги порядка и организации, но даже в Краснодарском крае с этой гигантской очередью все как-то лучше продумано и организовано.

Очень многие водители заклеивают украинские флаги на номерах, меняя их на российские. Примерно у половины водителей есть российские номера. Причем выдают знаки не с кодом Крыма, а с новым московским кодом «777». Я такие видел даже на старых «Запорожцах».

Дешево и прекрасно

Об Украине в Крыму уже никто не вспоминает — все местные жители настроены пророссийски. Отличия от 2012 года тоже заметны. Очень много туристов, все забито.

При этом цены очень низкие. Жилье стоит по 600–700 руб. с кондиционером и душем за двоих. И это в Алуште в 50 м от моря, а чуть дальше можно найти и за 500 руб. Еда почти бесплатная. В ресторанах мы даже не смотрим на цены, просто заказывая, что нам хочется. Итоговый счет на двоих не превышает 1 тыс. руб. Потратить деньги тут очень сложно.

После присоединения Крыма стали очищать пляжи от многочисленных заборов и самозахватчиков. Пляжи набиты битком, чистые, аккуратные, как и само море. При этом платные пляжи пока остаются — избавиться от них быстро, видимо, не получается.

Есть проблема с карточками, их в банкоматах не принимают, поэтому лучше брать наличные. В плане связи есть «Билайн» и МТС, так что с этим особых проблем нет. Бензин стоит чуть дороже, чем в Москве, — 36–37 руб. за литр.

На другой стороне смогли попасть на автобус до Алушты и доехали до место без проблем. Единственное, что сразу бросилось в глаза, — абсолютно убитые крымские дороги. Их надо не просто ремонтировать, а заново менять.

В целом первое ощущение от Крыма — бардак. Есть очаги порядка и организации, но даже в Краснодарском крае с этой гигантской очередью все как-то лучше продумано и организовано.

Очень многие водители заклеивают украинские флаги на номерах, меняя их на российские. Примерно у половины водителей есть российские номера. Причем выдают знаки не с кодом Крыма, а с новым московским кодом «777». Я такие видел даже на старых «Запорожцах».

Дешево и прекрасно

Об Украине в Крыму уже никто не вспоминает — все местные жители настроены пророссийски. Отличия от 2012 года тоже заметны. Очень много туристов, все забито.

При этом цены очень низкие. Жилье стоит по 600–700 руб. с кондиционером и душем за двоих. И это в Алуште в 50 м от моря, а чуть дальше можно найти и за 500 руб. Еда почти бесплатная. В ресторанах мы даже не смотрим на цены, просто заказывая, что нам хочется. Итоговый счет на двоих не превышает 1 тыс. руб. Потратить деньги тут очень сложно.

После присоединения Крыма стали очищать пляжи от многочисленных заборов и самозахватчиков. Пляжи набиты битком, чистые, аккуратные, как и само море. При этом платные пляжи пока остаются — избавиться от них быстро, видимо, не получается.

Есть проблема с карточками, их в банкоматах не принимают, поэтому лучше брать наличные. В плане связи есть «Билайн» и МТС, так что с этим особых проблем нет. Бензин стоит чуть дороже, чем в Москве, — 36–37 руб. за литр.