Федерация автовладельцев россии (ФАР) просит Мин­энерго, Минпромторг и Роспотребнадзор разобраться с продавцами некачественного бензина. По результатам расследования ФАР, плохое горючее продают на каждой четвёртой АЗС.

Рост цен и нехватка качественного топлива вызвали увеличение производства как суррогата, так и легального бензина, произведённого с нарушениями технологии.

Что убивает детей?

Экспресс-тесты бензина, созданные в РГУ им. Губкина, по виду и способу использования похожи на тесты на беременность. Только «капать сюда», как написано на полосках, нужно бензин. Его у нас, кстати, мочой не разводят - на то есть специальные добавки и присадки. Самые распространённые ныне (и абсолютно легальные) - монометиланилин (ММА), толуол и бензол. Фаровцы проверили АЗС в Санкт-Петербурге, Москве, потом на трассе Е-95, потом в Иваново и Ярославле... И везде - от 20 до 27% некачест­венного горючего.

Практика «разбодяживания» топлива с помощью дешёвых присадок может и должна быть прекращена, считает Сергей Канаев, руководитель ФАР: «Сейчас хотят в производстве бензина 5-го класса разрешить использование ММА. Этого ни в коем случае нельзя делать! ММА оседает в воздухе на высоте 60 сантиметров от земли и долго не распадается. То есть эта ядовитая добавка отравляет наших детей! Детей малолетних!»

Любой бензин вдыхать не рекомендуется, но симптомы отравления ММА впечатляют: реакции тормозятся, человек задыхается, уши и кончики пальцев синеют... А разрешить использование зловредной присадки после 2016 г., когда у нас будет запрещено производство бензина ниже стандарта «Евро-5», некоторые чиновники хотят потому, что и у нас, и в других странах Таможенного союза часть легального Аи-95 как раз и делают из Аи-92 с помощью ММА, отмечает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.

Как разводят и что делать

«Если бы из 92-го! - говорит Андрей Костин, руководитель центра Rupec. - Сырьём для «бодяжников» служит 80-й, а то и 76-й бензин. Или те марки бензина, которые не являются топливными. А присадок нужно не больше пары процентов». ММА - самое дешёвое и удобное для повышения октанового числа вещество, прочие компоненты тоже стоят копейки. Процесс очень простой, рассказывает бывший «бодяжник»: «Кинул в бензовоз нужное количество ингредиентов - и все дела… От нефтебазы отъехал с 80-м бензином, а к АЗС приехал с 95-м». Прибыль - не менее 200-250% и растёт с подорожанием топлива. Поэтому хотя нелегалов ловят и сажают, сейчас объём выпуска палёного бензина в России некоторые оценивают в 6 млн тонн в год - чуть меньше одной шестой объёма отечественного производства.

Ну а легальным нефтепереработчикам просто жаль тратиться на модернизацию, считает Костин, из-за чего производство не развивается, а потребитель страдает. Да и законно «улучшенный» из 92-го в 95-й бензин в случае превышения допустимой концентрации испортит двигатель. «Запрет ММА позволит и побороть «бодяжников», и улучшить топливо, - уверен эксперт. - Дорогие добавки преступники использовать не будут - затраты «съедят» прибыль».

«Вместо запретов надо менять налоговое законодательство, чтобы оно стимулировало улучшение производства, и усиливать борьбу с нелегалами, - считает Михаил Ершов, руководитель лаборатории по разработке перспективных и специальных бензинов ВНИИ по переработке нефти. - А простым людям остаётся доверять крупным компаниям, где есть какие-то технические стандарты. Ведь после отмены ГОСТов госконтроля качества топлива у нас нет».