На 1000 россиян приходится 340 транспортных средств, а если учитывать только легковушки, то 283 автомобиля. Это примерно в два раза меньше, чем в Европе, и в три раза меньше, чем в США. Эксперт утверждает, что цифры завышены из-за большого количества автохлама, который продолжает стоять на учете. Лучше всего автомобилями обеспечены жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовская область.

Согласно исследованию тольяттинского агентства «Автостат», по состоянию на середину 2014 года в России насчитывалось более 48 млн транспортных средств. Это 40,2 млн легковых автомобилей, 3,87 млн легких коммерческих, 3,75 млн грузовых машин и 393 тыс. автобусов.

За год российский автопарк вырос примерно на 5%.

Аналитики отмечают, что средний возраст легковых автомобилей в нашей стране — 12 лет, легких коммерческих машин — 13 лет, автобусов — 15 лет, а грузовиков — 19 лет. Отметим, что, по оценке экспертов «Автостата», обеспеченность автомобилями в России пока в два раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в три раза меньше, чем в США.

Так, в Европе на 1 тыс. жителей в среднем приходится около 500 автомобилей в зависимости от величины города. В Америке примерно у 800 человек из 1000 есть личный автомобиль.

Как сообщили «Газете.Ru» в «Автостате», среди российских городов по уровню автомобилизации лидируют Москва и Московская область с показателями 3,81 млн и 2,48 млн автомобилей соответственно. На третьем месте находится Санкт-Петербург (1,62 млн), на четвертом — Краснодарский край (1,58 млн), и на пятом — Ростовская область (1,20 млн). Далее следуют Свердловская область (1,15 млн), Приморский край (1,12 млн), Татарстан (1,12 млн), Башкортостан (1,09 млн), Челябинская область (0,96 млн).

Топ-5 моделей отечественных автомобилей в парке РФ составляют модели Lada 2106 (1 790 600 единиц), Lada 2107 (1 755 100 единиц), Lada 2101 (980 900 единиц), Lada 4x4 (971 400 единиц) и Lada 2109 (886 100 единиц).

В пятерку лидеров среди иномарок в российском автопарке входят Toyota Corolla (725 700 единиц), Ford Focus (634 200 единиц), Renault Logan (500 400 единиц), Chevrolet Niva (463 70 единиц), Daewoo Nexia (410 500 единиц).

«Автомобилизация в России усиливается, — сказал «Газете.Ru» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. — Россия становится все более интересна всем мировым брендам, потому что уровень автомобилизации остается достаточно низким и у рынка есть высокий потенциал роста. Во времена кризиса 2009 года этот показатель падал, в этом же году, несмотря на экономический спад, мы наблюдаем прирост автопарка на 5%, и это достаточно серьезно. Новых автомобилей сейчас продается больше, чем списывается и утилизируется».

По мнению аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова, даже невысокие относительно Европы и США цифры представляются завышенными. Он считает, что старые автомобили в нашей стране выводятся из парка недостаточно быстро.

«У нас нет нормальной программы по утилизации, — считает Беспалов. — Есть некое количество брошенных автомобилей, но они по-прежнему стоят на регистрационном учете. Сам автопарк в России очень старый.

И за полгода цифры растут именно потому, что так называемый автохлам не выводится с рынка и остается на регистрационном учете».

По мнению эксперта, введенная в России программа утилизации, рассчитанная на 170 тыс. автомобилей, поможет только с точки зрения статистики. При этом из-за невысоких темпов экономического роста в ближайшие десять лет Россия не сможет догнать Европу по уровню автомобилизации .

«Мы по ВВП на душу населения отстаем от многих стран даже Восточной Европы, не говоря уже о Западной Европе или Америке, — говорит Беспалов. — Поэтому уровень автомобилизации у нас заметно ниже.

Чтобы эти показатели выросли, необходимо, чтобы в стране начался экономический рост, увеличился процент ВВП на душу населения, укрепилась потребительская уверенность. В ближайшее десятилетие мы не сможем догнать по уровню автомобилизации западные страны. Но рост наблюдаться будет, это станет возможным благодаря различным программам, направленным на обновление автопарка.

В правительстве обсуждается возможность ограничения предельного срока эксплуатации коммерческих автомобилей, есть идея замены транспортного налога на экологический.

Парадокс в том, что если все это начнет работать и парк начнет обновляться, то показатель автомобилизации в стране начнет падать, поскольку из обращения будут активно выводиться старые автомобили».