Бурный рост на рынке новых автомобилей сменился еще более быстрым падением продаж. Несмотря на общее 44%-ное падение продаж за первые четыре месяца 2009 года (напомним, что рост продаж иномарок в России за весь 2008 год составил 26%), автопроизводители не хватаются за голову, а выводят на рынок новые модели и предлагают порой очень привлекательные скидки на новые автомобили. Задача первой половины 2009 года у дилеров одна – реализовать все, что запланировали еще в тех благоприятных условиях. Во второй половине года таких скидок уже не будет просто потому, что представительства скорректировали планы продаж в сторону уменьшения и, соответственно, заказали у автозаводов гораздо меньше машин.

А сейчас для определения самых продаваемых иномарок скидки играют самую важную роль. Важнее скидок только полный коллапс производства, который случился, например, на заводах “Иж” и ТагАЗ.

Первые три строчки списка самых популярных иномарок занимают привычные модели, которые закончили здесь и 2008 год. Только Chevrolet Lacetti уже не борется за первое место с Ford Focus, а уступает привычное второе модели Renault Logan.

Вторая тройка лидеров 2008 года в этом году испытывает настолько серьезные проблемы, что Hyundai Accent и Toyota Corollа вообще вывалились за пределы двадцатки самых продаваемых моделей, а Mitsubishi Lancer опустился с шестого на 18-е место. Accent практически не выпускается из-за проблем на ТагАЗе, Corolla и Lancer сильно пострадали от девальвации рубля и ввода новых пошлин на иномарки.

Иномарки из ближнего зарубежья хоть и испытывают проблемы (падение на сорок с лишним процентов), но в списке самых популярных иномарок занимают высокие места. Украинский Chevrolet Lanos и узбекские Daewoo Nexia и Matiz занимают сейчас с четвертого по шестое места.

Далее идут популярные Mazda3 и Opel Astra – эти модели могут, пока их не заменят новые поколения, продаваться по привлекательным ценам. Hyundai Getz по-прежнему возглавляет продажи в В-сегменте и поднимается в общем списке на девятое место. На десятое место поднимается сенсация сезона и результат грамотной политики российского представительства – довольно дорогая на фоне других участников топ-листа Toyota Camry. Благодаря российской сборке эта модель избавлена от ценовой нагрузки в виде высоких таможенных пошлин, и в результате Toyota Camry становится самым привлекательным предложением в классе бизнес-седанов. Продажи Toyota Camry увеличились в 2009 году по сравнению с теми же первыми месяцами прошлого года на 14%.

Chevrolet Niva на волне смены старой модели на новую, рестайлинговую, пока откатилась на 11-е место, хотя по результатам 2008 года была несколько выше. На 12-е место поднялся Hyundai Tucson, который по итогам 2008 года не входил даже в 25 лучших иномарок. Теперь благодаря хорошим ценам и росту продаж на 12% в январе-апреле 2009 года Tucson возглавляет список самых продаваемых внедорожников, обойдя по продажам прежних лидеров. Таблица 1

Продолжает становиться все популярнее и популярнее модель KIA Cee’d. Теперь она забралась уже на 14-е место и, похоже, может подняться и выше, поскольку спрос на Cee’d остается на высоком уровне: падение продаж модели явно ниже среднего по рынку и составляет 23%. В первой двадцатке только три модели обладают лучшим показателем.

Nissan Qashqai и Chevrolet Aveo продолжают держаться в лидирующей группе, а вот очень популярный в прошлом году Ford Fusion вылетел за пределы двадцатки. Под пошлины и девальвацию рубля попали также модели Honda Civic и CR-V. Их место в списке самых продаваемых моделей иномарок заняли Nissan Almera, Nissan X-Trail и Skoda Octavia.

До сентября высокие пошлины на иномарки будут сдерживать продажи импортируемых моделей. И в этот период у компаний, которые наладили местную сборку, будет небольшая фора. Прежде всего за счет возможности сдерживать рост цен. Вот почему Volkswagen будет собирать в Калуге еще и новый Golf. С этой моделью они могут потеснить конкурентов, как VW делает в других сегментах. Благодаря своему российскому заводу VW чувствует себя в кризисные времена просто замечательно, показывая рост продаж на российском рынке 32%. Доля VW сразу увеличилась до 2,8%, хотя год назад составляла всего 1,2%.

В июне свой завод в России запускает и Nissan. Здесь японская компания собирается производить модели Nissan X-Trail и Nissan Teana. Первая из них может благодаря российской прописке укрепиться в лидерах сегмента паркетников, а вторая – составить конкуренцию суперуспешной Toyota Camry. Таблица 2