В Госдуме заговорили о возможности распустить ГИБДД и создать специальное ведомство, отвечающее за безопасность на дорогах. Однако, чтобы искоренить прогнившую систему, нужно разогнать и водителей тоже – коррупция и неустроенность в этой сфере мешает далеко не всем.

О том, что Госавтоинспекция в нынешнем виде направлена лишь на зарабатывание денег, а не на обеспечение безопасности, правозащитники твердят многие годы. Виктор Похмелкин создал целый проект организации специального ведомства Министерства безопасности дорожного движения, которое должно было бы объединить все функции, влияющие на ситуацию на дорогах. Проект этот в Госдуму был внесен лет 8 назад и там же был похоронен. На этот раз о необходимости реформ, вопреки мнению премьер-министра Владимира Путина, заговорил депутат-единоросс, руководитель комитета по транспорту в Госдуме Сергей Шишкарев. «Сейчас вопросами организации дорожного движения, контролем и штрафами занимаются сразу шесть ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион. Новый единый госорган должен будет объединить все их полномочия в этой области и подчиняться правительству РФ. Да, это большая реформа. Но ничего кардинального по улучшению ситуации на дорогах сегодня не происходит», - добавил Шишкарев.

Коррупционность системы не дает ей существовать эффективно. В итоге и пробки на дорогах, и люди гибнут как во время войны, и деньги штрафников уходят мимо бюджета.

Впрочем, реформаторская идея разогнать ГИБДД к чертовой матери и создать на этом месте другое ведомство уже была реализована на территории бывшего СССР.

Первым это сделал Михаил Саакашвили в Грузии. К его приходу к власти в 2004 году у автомобилистов было две беды – неэффективная система ОСАГО, с минимальными выплатами и монополистом на рынке, и Госавтоинспекция, которая настолько привыкла жировать, что собирала плату даже с не нарушивших правила автомобилистов – просто за проверку документов. И вот героическим жестом новый президент отменяет в стране ОСАГО и увольняет ГАИ в полном составе и формирует Патрульную службу МВД. Вместо 13 тысяч сотрудников решено набрать 2 тысячи, переэкзаменовав кандидатов из старой службы. Теперь кроме дорожного движения ее офицеры должны ловить карманников, хулиганов и развозить пьяных по вытрезвителям. Сокращение людей дает возможность повысить зарплаты в ведомстве, пересадить гаишников с «жигулей» на Volkswagen и закупить им израильское оружие. Жест Саакашвили добавил ему политических очков в глазах граждан.

А чтобы закрепить эффект в течение года после реформы по телевидению в выпусках новостей крутят два вида роликов. О том, как сажают патрульного взяточника и о том, как патрульный в парадной форме снимает кошку с дерева или принимает роды.

На Украине дорожную инспекцию так же расформировывали за взятки. Громко, победоносно и стремительно президент Ющенко потребовал навести порядок. Президент действовал по грузинскому сценарию, заявив, что «больше они не будут в кустах с бузиной сидеть». Приказы об увольнении всех сотрудников было поручено разработать в течение суток. На создание новой службы было выделено три месяца. При этом у новых патрульных остался тот же руководитель, а сотрудников собирали опять же из бывших гаишников. Впрочем, чтобы изменить положение на дорогах, таких вот популистских необдуманных решений недостаточно.

И в Грузии и на Украине сразу после роспуска ГАИ аварийность и смертность на дорогах взлетала до ошеломляющих цифр. Безнаказанные водители не менее опасны, чем распоясавшиеся силовики.

Глава Госавтоинспекции Украины в итоге все же был уволен вместе со всеми заместителями, но спустя три года после реформы и из-за дорожного инцидента. Его подчиненный, глава дорожного спецназа - подразделения «Кобра» - подрезал на своем Porsche Cayenne кортеж спикера Рады и показал ему средний палец. Глава парламента был возмущен, и рассказал президенту о случившемся прямо во время заседания. Ющенко потребовал от руководителей ГАИ покинуть зал и отправиться писать заявление об увольнении, что, впрочем – как и реформа – не привело к снижению коррупции.

Проблема страшна и не решаема еще и потому, что даже сложная бюрократическая процедура по перекладыванию полномочий из одного министерства в другое результатов так же не принесет. В первую очередь, потому что коррупционная коррозия сожрала и другие части системы.

Не сильно надежнее, чем ГИБДД, у нас МЧС, выдающее лицензии клубам вроде «Хромой лошади». Или Минобрнауки, которое готовит водителей так, что они потом педали газа и тормоза отличить не могут. Или Минтрнас, у которого дороги разваливаются еще до сдачи в эксплуатацию.

Да и сами граждане привыкли к этому и, пока не грохнет, менять ничего не хотят. Права действительно проще купить - и нервы сэкономить и силы. Штраф лучше отдать на месте, чтобы с квитанциями не бегать и в «Сбере» в очереди не стоять. Пробку можно и по встречке объехать, когда знаешь, что в кошельке есть деньги оплатить проезд. Открывая клуб, нужно готовить конверт со взяткой, зато можно потом сэкономить на стройматериалах и системах пожаротушения. Но в какой-то момент приходится хоронить жертв этой разлагающей беспечности. И использовать этих жертв, чтобы собрать взятки по новому кругу.