Домкрат должен быть в каждом автомобиле. Будь то иномарка, или авто отечественного производства, не иметь его в багажнике нельзя категорически. Эта вещь может стать незаменимой в критической ситуации. Казалось бы, выбрать домкрат не проблема.

Однако, многие водители даже и не задумываются, что разновидностей домкратов существует довольно много и каждый предназначен для выполнения различных задач. В этой статье мы поговорим как о видах домкратов, так и об их достоинствах и недостатках. Основные характеристики домкратов — это грузоподъёмность, высота подъёма, вес домкрата и его рабочий ход. Существует четыре основных вида домкратов: гидравлические, пневматические, механические и реечные. Ниже подробнее рассмотрим их разновидности.

Бутылочный (или вертикальный гидравлический домкрат) — применяется чаще всего в грузовом транспорте, так как обладает высокой грузоподъемностью (до 100 тонн). Ещё данный домкрат хорош своей относительной компактностью. Однако, при транспортировке он должен находиться только в вертикальном положении, потому перевозить его очень непросто. К тому же, он довольно медлителен в работе.

Подкатные домкраты тоже относятся к гидравлическим, только в отличии от бутылочных ось цилиндра у них находится не в вертикальной оси. Домкрат способен легко подкатиться под автомобиль. Обычно используется на СТО или шиномонтажных станциях, так как возить в автомобиле такую громадину не очень-то удобно.

Если в гидравлических домкратах в качестве рабочего тела используется жидкость, то в пневматических — воздух. В автомобильной среде используется довольно редко в силу особенностей работы. Дело в том, что воздух имеет свойство сжиматься и его, в отличии от жидкости, трудно удержать в замкнутом пространстве. В то же время, благодаря своим свойствам и строению такой домкрат может добираться до труднодоступных мест и потому успешно используется при аварийно-спасательных работах.

Среди механических домкратов различают вертикальные и горизонтальные (или ромбовые). Принцип работы таких устройств известнее миру ещё со времён Архимеда.

Вертикальный домкрат представляет собой г-образную штангу с ручкой сверху и часто встречался в стандартной комплектации автомобиля ВАЗ. Подхват домкрата закреплён с помощью шарниров и вставляется в специальный паз на днище автомобиля. Несущие части такого домкрата — корпус и винт. Самым главным минусом данной конструкции была необходимость крепить его в строго определённом месте, которое за время эксплуатации автомобиля могло забиваться или деформироваться. Наверное, именно этот неприятный момент поспособствовал исчезновению данной разновидности домкратов с рынка.

На замену вертикальному домкрату пришёл ромбовый, которым сегодня комплектуется большинство современных автомобилей. Своим успехом ромбовый домкрат обязан как простым механизмом работы, так и компактности и маленькому весу. Кроме того, у ромбового домкрата малая высота подхвата, что позволит без проблем поднять машину с пробитым колесом. Однако, есть и существенные недостатки. Например, это небольшая грузоподъёмность (всего 1,5 тонны). При попытке поднять объект с большим весом существует риск сорвать резьбу. Также, в таком домкрате много трущихся элементов. То есть, как резьба, так и винт подвержены серьёзным механическим нагрузкам. Следует избегать всяческих перекосов, так как механизм может попросту заклинить. Ромбовые домкраты крайне неустойчивы и опорой должна быть очень твёрдая поверхность, иначе дело чревато всё теми же перекосами.

Последний вид домкратов — реечные. Подхват таких домкратов перемещается в вертикальной плоскости. Применяются реечные домкраты в основном в грузовом транспорте. Этому есть ряд понятных причин: во-первых, реечный домкрат обладает высокой грузоподъёмностью. Во-вторых, его габариты не позволят находиться в багажнике обычного легкового автомобиля.

Мы рассмотрели все виды домкратов. В 95% случаев рядовыми автомобилистами используются ромбовые механические домкраты, так как они самые компактные по сравнению с остальными. Однако, по своим грузоподъёмным свойствам они серьёзно уступают как гидравлическим, так и реечным. Помимо этого, механический домкрат очень неустойчивый. Выбирая домкрат, следует исходить из целей, для которых он вам необходим. Кроме того, нужно помнить о массе автомобиля и об условиях, в которых планируется использовать домкрат. Надеемся, что эта статья поможет вам определиться с видом домкрата, который вам необходим. Но в итоге хочется пожелать, чтобы он вам никогда не пригодился и ваш автомобиль как можно реже попадал в такие ситуации, когда домкрат просто необходим.