Уже в четвертый раз в этот день (22 сентября) власти города и эксперты надеялись увидеть меньшее число автомобилей на дорогах, но их надежды опять не оправдались. Как это ни парадоксально, но в этот день отмечалась еще большая заторенность дорог и магистралей, и «День без автомобиля» превратился в «День автомобиля». Сильные мира сего пересели на общественный транспорт

Власти Москвы и чиновничий аппарат заявили о своей готовности поддержать акцию и доехать до работы на общественном транспорте, дабы показать гражданам личный пример. Например, градоначальник Сергей Собянин решил проделать долгий путь от дома до работы на электричке. Во время своего пути-следования мэр пообщался с железнодорожниками. Некоторые заместители мэра также воспользовались услугами общественного транспорта и отправились на работу на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси.

Николай Лямов, по собственному заявлению, в этот день отказался от транспорта совсем и совершил пешую прогулку. Многие чиновники выражали большую готовность поддержать акцию, но, как оказалось, это была лишь PR-акция. Журналисты, дежурившие в этот день возле зданий Госдумы и столичной мэрии, зафиксировали приезд большинства высокопоставленных лиц на дорогих черных иномарках.

День без автомобиля

На время проведения акции на дороги города было выведено дополнительное количество единиц общественного транспорта: 400 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Более того, при условии покупки билета в киоске для большей эффективности стоимость проезда была снижена наполовину.

Идею акции поддержали и другие крупные города России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Тула, Тверь, Тамбов, Курск, Волгодонск, Самара, Уфа, Йошкар-Ола и Кемерово. Это большой прогресс по сравнению с прошлыми годами, когда акцию поддерживали лишь несколько городов. Подведение итогов показало, что активность жителей столицы в этом году оказалась больше. Так, за 3 дня было продано порядка 205 тысяч дешевых билетов на общественный транспорт. Однако экологи, в свою очередь, никаких улучшений не заметили.

Реальные факты проведенной акции оказались шокирующими. Вопреки ожиданиям плотность и протяженность пробок заметно увеличились. Относительно свободный трафик в столице наблюдался лишь до 8:30. Но уже ближе к 9 часам утра пробки стали расти, и эта тенденция сохранилась вплоть до позднего вечера. Аналитики оценили заторенность дорог столицы в 8 из 10 баллов. Хотя до дня проведения акции загруженность дорог была на уровне 6-7 баллов.

Самая большая пробка, насчитывавшая несколько десятков километров, была отмечена на внутренней стороне МКАД от Щелковского шоссе до Ленинского проспекта. На остальных крупных магистралях столицы также сохранялась высокая заторенность, а к вечеру она еще более сгустилась, особенно по направлению в область. В то же время на выделенных полосах под общественный транспорт проезжали полупустые автобусы, троллейбусы и маршрутные такси.

Несмотря на очередной провал акции, директор «Мосгортранса» не падает духом. Он отметил, что это только начало, поэтому результаты работы пока не видны, но уже в скором времени эта акция принесет свои плоды. С ним в корне не согласен один из руководителей экспертной группы, занимающейся транспортными проблемами в рамках обновления «Стратегии 2020» Михаил Блинкин. Эксперт уверен, что подобные акции не могут изменить транспортную ситуацию в столице. Для борьбы с пробками и экологическими проблемами нужно действовать жестко: сделать въезд в центр города дорогостоящим, создать большое количество парковочных мест, сделать общественный транспорт более престижным.

Еще одной причиной провала акции Михаил Блинкин назвал низкое самосознание граждан. В той же Европе, в которой «День без автомобиля» проводится на протяжении многих лет, результаты оправдывают все ожидания. И европейский успех, считает эксперт, во многом предопределен более высоким культурным уровнем граждан. Так, отмечает он, многие европейцы, занимающие высокие должности, не считают зазорным добраться до работы на велосипеде. К тому же, в Европе на автомобилях ездят дольше, чем в России, поэтому для них подобные акции являются своего рода развлечением.

Акция «День без автомобиля» родилась в Европе, в испанском городе Толедо в 1994 году. Суть акции заключалась в том, чтобы поддержать экологическую составляющую и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. Позже к Испании присоединились и другие страны: Исландия, Франция, Великобритания и Австрия. На сегодняшний день эта однодневная акция переросла в целое недельное мероприятие и охватывает 43 страны. В 2008 году к этой акции присоединилась и Россия, но пока безуспешно.

Есть ли реальная польза от «Дня без автомобиля»?

По оценкам экспертов, о пользе мероприятия говорить пока рано. Как отметил Михаил Блинкин, Москва находится на заре процесса транспортного самообучения. Как говорится, все приходит с опытом, а опыта у столицы в таких акциях пока еще маловато. Эксперты и экологи очень надеются, что подобные мероприятия в конечном итоге приведут к желаемым результатам, если будут проводиться дольше и чаще.

По оценкам экологов отказ жителей столицы на один день от пользования личным авто избавит атмосферу от 2,7 тысяч тонн вредных веществ. На данный момент в Москве зафиксировано 4,3 миллиона автомобилей, несложно представить, какой вред наносится окружающей среде ежегодно. В экономическом плане отказ от пользования автомобилем на день позволит сэкономить 407 миллионов рублей, которые ежедневно тратятся на покупку бензина.

Но даже эти цифры и доводы не оказывают своего положительного влияния на сознание людей. Все дело в том, что большинство автовладельцев считает, что не стоит тратить час времени на проезд в общественном транспорте, когда за полчаса можно добраться до работы на личном авто. И их не пугают длительные простои в пробках, которые отнимают, порой, больше времени, чем общественный транспорт. Такова логика российского автомобилиста.

Но, может быть, дело не только в автовладельцах, но и в самом общественном транспорте: качестве предоставляемых услуг, вежливости водителей, кондукторов и самих пассажиров, времени ожидания. За долгие годы у значительной части населения выработалось презрение к общественному транспорту. Конечно, нельзя винить в этом какую-либо одну сторону. Проблему нужно решать сообща, без этого толку от проводимых мероприятий и акций в пользу отказа от автомобилей не будет.

Так считают и сами автовладельцы. Они говорят о том, что долгие годы роскошные автомобили были советскому, а потом и российскому гражданину просто не по карману. Сейчас же, когда время и ситуация в стране изменились, население стало более платежеспособно и теперь может позволить себе дорогие игрушки. Для них это больше средство роскоши, чем передвижения. Пока сознание людей не изменится, не поменяется и ситуация в стране.

Еще одной проблемой неэффективности данного мероприятия является плохая информированность граждан. Пассажиры общественного транспорта говорят о том, что реклама о приближающейся акции развешана преимущественно в метро и автобусах, в местах, где автовладельцы бывают реже всего. Для того, чтобы увеличить активность граждан, нужно развешивать рекламные баннеры на крупных магистралях, возле торговых центров и пускать в ротацию на радио и телевидение.

Однако, по мнению большинства, даже такие меры вряд ли помогут. Логика многих водителей такова: если в день акции большинство пересядет на общественный транспорт, то я смогу без труда проехать на своем автомобиле. И так считает большинство. Вот и получается, что в «день без автомобиля» количество пробок только возрастает.

Сергей Василенков