Эфир: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница после программы "Время"
Производство: ДИП ОРТ
Координаты: Москва, Королева 19, ДИП ОРТ, программа "Однако",
odnako@ortv.ru
Однако здравствуйте. Что наша футбольная сборная по каким-то своим причинам не может или не хочет играть в сколько-нибудь связный футбол, - это, конечно, печально, но не трагично и не затрагивает основ общественного бытия. А вот то, что произошло по поводу ее игры, - к сожалению, и трагично, и очень даже касается основ.
Перед установленным на Манежной площади монитором, транслировавшим футбольный матч Россия-Япония собралось несколько тысяч человек. Порядок должны были обеспечить около ста сотрудников правоохранительных органов. Однако обстановка на площади быстро вышла из-под контроля.
Пронин: "Милиция сделала все что положено и выполняла в алгоритме обычного режима выходного дня. Милиции сколько надо, столько и было. Резерв подошел вовремя".
Результат "обычного режима выходного дня" трагичен: один человек убит, около ста - ранено. В нескольких шагах от Кремля перебиты витрины, перевернуты и сожжены десятки автомобилей.
Непрофессионализм московских властей феноменален. Устраивать сходку футбольных болельщиков в месте, где в изобилии продаются спиртные напитки и полно приличной публики, - это фантастика. Фанаты во всем мире - отнюдь не самые добрые и законопослушные граждане; повсюду изрядная, а порой и основная часть фанатских орд - тупая и злобная шпана, поэтому их скопления дозволяются только в специальных местах, куда во время их радений нормальные люди и носа не суют. Но на центральной площади... А ведь у Москвы уже есть опыт.
В начале отборочного цикла к идущему сейчас чемпионату мира, мы уже устраивали подобные трансляции. 1 сентября 2000 года, когда сборная России играла в гостях с командой Швейцарии, в районе московского стадиона "Динамо" были установлены большие телеэкраны - и уже произошли массовые погромы.
Видимо, захотелось повторить и превзойти этот результат в самом центре столицы. Повторили и превзошли.
Особенно потрясает, что устроителям и в голову не пришло, что их дурацкая затея не безобидна. Поэтому, как мы только что слышали, милиции там было не больше, чем в обычный выходной, и когда началась массовая драка, а за ней - погром, милиционеры оказались постыдно беспомощны.
Пока министр МВД не принял отставки начальника московской милиции, а зам этого начальника, наоборот, в отставку отправлен. Не знаю, в какой мере это адекватно случившемуся позору. И не знаю, кстати говоря, нет ли в действиях милицейских генералов состава преступления по статье "преступная халатность". Следствие ведут, как нам говорят, опытные люди - вот пусть и разбираются. Премьер Касьянов сказал, что беспорядки были спланированы. И он прав: следствие, даст Бог, покажет, что там планировала шпана, но сама организация пьяного шоу на Манежной заведомо подразумевала беспорядки.
Иные мудрецы не постеснялись заявить, что погром объясняется отсутствием у россиян национальной идеи. На фоне репортажей с Манежной такие глупости просто поражают. Люди, швыряющие бутылки в головы ближних, отличаются от не швыряющих не тем, что у этих нет национальной идеи, а у тех есть, а тем, что эти - агрессивное хамье, а то - люди более или менее порядочные. Нельзя же предположить, что агрессивный хам, получив национальную идею, становится порядочным человеком...
А чтобы агрессивных хамов было поменьше, нужна, не в последнюю очередь, пристойная система образования. Существующая-то система на глазах разваливается и потому даже слышать об ее реформе всегда приятно. Правда, многие деятели склонны говорить о модернизации образования, тогда как на самом деле тут нужна глубочайшая реформа, а через год-другой как бы не пришлось толковать о постройке наново. Но Бог с ними, со словами. Главное - люди хоть что-то делают. Вот и на этой неделе будет событие: Дума примет в первом чтении закон "О государственном стандарте общего образования". О том, зачем этот закон нужен, министр образования Филиппов говорит так.
Филиппов: "Вот мы иногда жалуемся, что денег на образование не хватает. Дают нам 30-40 процентов/ Нам говорят: А почему? Какие нормативы? -- Вы знаете, а у нас нет еще нормативов. -- А почему у вас нет нормативов? - А у нас стандарта еще нет. Закон принят в 92-м году (десять лет уже) а мы не можем принять то, что записано в законе об образовании".
Законопроект о госстандарте общего образования конкретизирует и унифицирует нормы и требования к общеобразовательным учреждениям РФ: содержание общего образования, минимум основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки, сроки освоения программ и требования к уровню подготовки выпускников. Законопроект устанавливает 11-летний срок обучения по общеобразовательной программе: 4 года начальное, 5 - основное среднее и еще 2 года полное среднее образование; при этом максимальная учебная нагрузка составляет не менее 10500 часов при 5-дневной неделе и не менее 11500 при 6-дневной. Как полагают разработчики проекта, "указанные нормативы являются основными показателями для решения вопросов финансирования образовательных учреждений". Финансирование, согласно проекту, будет осуществляться из бюджетов всех уровней по расчету на одного учащегося в год.
В принципе, все так и должно идти. Определяются стандарты общего образования, затем рассчитывается, сколько на их достижение нужно денег - и выставляется счет бюджету. Но как только начинаешь знакомиться с текстом законопроекта, начинаются вопросы.
Он чем-то напоминает сказку о Кащеевом яйце - только ни ларца, ни иголки в нем при всем желании не найти. Если кто-то надеется понять из этого закона, чему на территории РФ будут учить детей, то зря надеется. Да, госстандарт - это "совокупность требований, определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ" (статья 1). Но, с другой-то стороны, он является только "основой для разработки федерального базисного учебного плана" (статья 4). Чудесно. А что такое федеральный базисный учебный план? Это то, что "разрабатывается на основе" госстандарта (статья 9). Лыко-мочало, начинай сначала. "Обязательный минимум содержания школьных программ устанавливается федеральным компонентом госстандарта" (статьи 5 и 6). А откуда берется федеральный компонент? Да вот же: его разработка относится "к компетенции федерального органа управления образованием в области
государственного стандарта общего образования" (это, по-видимому, министерство образования). Так что на самом-то деле всe просто. Оказывается, чтобы государственный стандарт состоялся, его должен разработать Минобр. После этого наш федеральный закон наполнится содержанием, а пока это рамочная бумага, никого особенно ни к чему не обязывающая и никому, кроме самого Минобра, особенно не нужная.
КИНО "Формула любви"
- Карета готова?
- А как же! Пройдемте! Вот она, красавица. Через неделю будет как новенькая. Labor ist volumpas, что означает: "труд уже сам по себе есть наслаждение".
Но ведь этот закон, как нам с вами объясняли знающие люди, необходим для того, чтобы рассчитать, сколько денег нужно на одного школьника! Может, и так, но мы же видели, сам стандарт по сути будет делаться Минобром, значит, и насчет денег рассудит Минобр.
Я был готов признать, что мне просто не хватает ума понять всю глубину проекта, и стал рыться в интернете. Положительных заключений на проект мне не попалось. Ну, может, не нашел. Зато нашел три отрицательных - от вполне уважаемых организаций. Из них я с интересом узнал, что проект во многом противоречит как Конституции России, так и тому Закону об образовании, во исполнение требований которого он якобы написан. Тот-то закон предполагал, между прочим, разработку госстандартов на конкурсной основе, а этот - сдал безо всякого конкурса министерству. Чиновничье рукоделие.
Вы только вслушайтесь в эту белиберду из пояснительной записки к проекту: "Реализация прав граждан на общее образование определяется содержанием образования (и там ещe чем-то), которые должны быть установлены государственным образовательным стандартом общего образования" - реализация прав определяется содержанием, которого нет, но которое должно быть разработано... Тьфу.
Опубликованы результаты единого госэкзамена по русскому языку: 70 тыс. писали экзамен - на сто баллов написали 30 человек. Сорок две тысячных процента. Значит, не надо обольщаться: в наших школах сегодня не учат. Чему учить, кто будет учить - это жизненные вопросы страны, а не предмет для бюрократических игр. Сегодня, увы, приходится констатировать: мы не знаем, как и чему учить, но с энтузиазмом учимся проверять. Однако та ли это модель, по которой следует строить национальную систему образования?
До свидания.
(c) 1996-2002, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)