При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости экспертно-аналитических СМИ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Четверг, 21.03.2002 |
ПРОГРАММА "ОДНАКО"
|
Однако, здравствуйте. Заседание кабинета, рассмотревшее проблемы отечественного автопрома, в итоге все-таки дало меньше ответов, чем породило - или, точнее говоря, оставило неразрешенными - вопросов.
Правительство одобрило концепцию развития автомобильной промышленности до 2010 года. Как заявил министр промышленности Илья Клебанов, концепция одобрена как идеология и будет окончательно рассмотрена до 1-го мая. По мнению главы правительства, "мы вполне можем создать автопром, который стал бы локомотивом всей российской экономики".
Михаил Касьянов: "Не исключаю, что можно пойти на комплекс мер, чтобы запустить это производство". В частности, защитной мерой должно стать ужесточение таможенных тарифов на ввоз импортных автомобилей. Геннадий Ходырев: "Автомобили, которые старше 7 лет, облагаются пошлинами как новые. До 3 лет - 25%, свыше - 35% и на семилетние там более высокие тарифы". Новый режим пошлин в случае утверждения концепции начнет действовать ровно через месяц. Главные вопросы остались вокруг дилеммы "отечественные машины - иномарки". Сколько-нибудь сносные легковушки делает в России практически один АвтоВАЗ - и делает он их, в общем, на пределе своих мощностей. АЗЛК, слава Богу, больше своих уродов не штампует, а УАЗ и ГАЗ имеют покупателя только в специфических сегментах рынка. Все вместе они делают около миллиона машин в год и больше делать не могут. Если рассчитывать - а мы ведь рассчитываем, - что народ будет помаленьку богатеть, а значит, покупать больше машин, то откуда они возьмутся? Обнародованные сегодня г-ном Клебановым расчеты (мол, к 2010 году производство в России легковых машин возрастет вдвое) не убеждают. Слишком они пахнут, вежливо говоря, маниловщиной, а если попросту, то привычной советской туфтой. С какой это радости мощности удвоятся? А вот, говорят, будет в автопром за эти годы 475 миллиардов рублей инвестиций, из которых почти 15% - бюджетные деньги. Ну, это последнее безобразие я даже комментировать отказываюсь - боюсь не уместиться в нормативной лексике, но и в целом слова сомнительные. Будут ли вложены эти миллиарды, пока неизвестно - это г-н Клебанов хочет, чтобы они были вложены. А даже если это и случится, будет ли прок? АвтоВАЗ, говорят, вложил в свое развитие немереные миллиарды, а что толку? По-прежнему на вопрос: что вы предпочтете, семилетнюю иномарку или новые "Жигули" - подавляющее большинство россиян отвечает одинаково правильно. В общем, кроме иностранцев, растущий спрос россиян на машины удовлетворять некому. Поэтому легко предвидеть следствия повышения пошлин: из-за растущего спроса вырастут цены на те же "Жигули" (по оценке знатоков, в первый год процентов на 10-15) - при гордой неизменности их (э-э-э) качества. Не очень понятно, почему это допустят наши антимонопольные власти, но ведь и вы, и я знаем: допустят. Сделают вид, что не замечают ВАЗовской противоестественной монополии. Словом, если исключить лирику, сегодняшнее решение правительства означает пока ровно одно: автомобили в России станут дороже и не будут лучше. Возможно, это навсегда. Если на помощь придут иностранцы, то - временно. Теперь об иностранцах. Они вполне могут удовлетворять русский спрос на качественные автомобили не в Детройте и не в Турине, а прямо здесь, в России. Но чтобы иностранцы захотели это делать, они тоже потребуют защиты от собственных подержанных машин, ввозимых в Россию. Более того, они потребуют вступления в ВТО на соответствующих условиях, поскольку придут (если придут!) в Россию не столько для удовлетворения нашего спроса, сколько для того, чтобы, пользуясь дешевизной здешних факторов производства, наладить экспорт своих машин с российских площадок на все европейские рынки. Об этом на прошлой неделе говорил в Москве один из крупнейших деятелей мирового автопрома. В интервью журналу "Эксперт" вице-президент крупнейшей в мире автомобильной корпорации "Дженерал Моторс" Дэвид Херман, в частности, сказал: "На сегодня, скажем, активы АвтоВАЗа составляют миллиард долларов - и с такими рисками, как в России, ни мы, ни кто другой его покупать не будет. Можно лишь объединить усилия либо на уровне продукта, либо на уровне организации, продвигающей продукт с внутренним партнером".
Сейчас в общий с АвтоВАЗом проект по выпуску "Шевроле-Нива" "Дженерал Моторс" вкладывает 340 млн. долларов. Если подобных (а лучше еще более масштабных) проектов будет несколько (а лучше много), то российская публика не зря и не вечно будет страдать от новых импортных пошлин. Ну, а если таких проектов не будет...
На завтра в Госдуме намечалось рассмотрение проекта федерального закона "Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации". Но в последний момент слушание отложили - насколько я понял, по формальной причине: к двум авторам проекта, депутатам Рыжкову-младшему и Южакову, присоединился третий - депутат Николай Ковалев, глава думской комиссии по борьбе с коррупцией. В принципе, можно было бы и нам отложить комментарии этого чуда, но я прочел его текст и уже не могу молчать. Как сказано в преамбуле, "Настоящий кодекс предназначен для уточнения норм поведения, которые должны соблюдаться государственными служащими, для оказания им помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих". Вот радость-то: наконец мы с вами, граждане, будем знать, чего вправе ожидать от чиновника. Госслужащий обязан "исполнять свои обязанности, соблюдая закон" (статья 1); он "должен быть честным, беспристрастным и выполнять свои обязанности в меру своих способностей, эффективно, компетентно, справедливо и с пониманием" (статья 2); он "не должен осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц" (статья 3) - и так далее.
Эту часть проекта хочется расширить: так, рядом с простодушным требованием "соблюдать закон" прекрасно смотрелось бы пожелание неукоснительно исполнять таблицы умножения и Менделеева; рядом же с призывом работать "эффективно, компетентно, справедливо и с пониманием", хорошо бы ввернуть о непременной принадлежности всякого госслужащего к ангельскому чину: это было бы еще красивее и не многим дальше от реальности. Когда же начинаются высокие проблемы этики, текст становится еще богаче смыслом и напряженнее по накалу страстей. Вот, например: что должен делать чиновник, если ему суют бакшиш? До Кодекса чиновник этого не знал: он мучительно краснел и стыдливо ковырял пальцем потную ладошку. Теперь он будет готов реагировать грамотно, поскольку прочтет статью 16 "Отношение к предложениям получить не должную выгоду". ("Не должная выгода" - это взятка.) Прочтет же он следующее: "Если государственному служащему предлагается не должная выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он или она обязаны принять следующие меры: отказаться от не должной выгоды..." Дальше уже не так смешно, хотя есть и еще перлы: оказывается, надо "попытаться установить личность сделавшего такое предложение; избегать длительных контактов, хотя знание основания данного предложения может быть полезным при снятии показаний" - и тому подобное. Зачем нужны все эти пустые словеса? Авторы проекта могут считать мотивами своего труда все что угодно, но действительный мотив - лицемерие, причем лицемерие двустороннее. Во-первых, со стороны чиновников. Коррупция доедает страну. О старых добрых взятках уже почти не говорят; говорят об административном ресурсе, то есть о целом комплексе методов, позволяющих чиновникам выдаивать досуха все, до чего дотягиваются руки. Любые обвинения, звучащие, скажем, в СМИ, звучат впустую: ни объекты обвинения, ни публика, ни правоохранительные органы и ухом не ведут - всем надоело и всем все равно. В этих условиях украшать чиновников еще одним венком из флердоранжа: мол, какие взятки? у нас все по Моральному кодексу! - есть акт рекордного лицемерия.
Из фильма "О бедном гусаре...": "Но если вдуматься, до чего мы докатились? Вы бледны, вся дрожите. А меня вы пожалели? Ведь жертва здесь я, а не вы. У меня ведь тоже, как ни странно, душа имеется. И я хочу, чтобы меня любили ради меня самого, а не из-за того, что я могу казнить или миловать. Помните, у Лермонтова: и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды..." Впрочем, особо негодовать на это лицемерие я бы не стал: оно все-таки лучше беспардонности. Если госслужащим до сих пор так неловко воровать, что они радуются легкомысленным маскхалатикам вроде этого Морального кодекса, то и замечательно. Другое дело - второй слой лицемерия: со стороны думцев. Тут уж умиляться решительно нечему. Коррупция в России отличается как раз тем, что в подавляющей своей части осуществляется по закону: это закон допускает чиновника к рулежке теми или иными видами активов - и когда известный процент допущенных к рулежке начинает воровать, что-либо поделать с этим решительно невозможно. Так вот, нынешняя Дума не только не исправляет прежние законы, ежеминутно воспроизводящие коррупцию, но и продолжает принимать новые законы фантастической, бесконечной взяткоемкости. Отводить глаза публике "кодексом поведения" того самого госслужащего, которого сам снабжаешь фомками и отмычками, - это лицемерие Думы не имеет никаких извинений.
Однако, Кодекс этот примут еще не завтра. И то хорошо. До свидания. |
(c) 1996-2000, OPT
127000, Россия, Москва, Академика Королева ул., д.19, ДИП, служба Web-ресурсов
Комментарии и отзывы по дизайну присылайте Web-мастеру ОРТ
Ирине Бржевской
Воспроизведение материалов или их частей запрещено без согласования с Контент-мастером ОРТ
Дмитрием Воробьевым
При использовании материалов необходима ссылка на Общественное Российское телевидение как источник информации
и линк на главную страницу официального сайта ОРТ
(http://www.ortv.ru)
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||