Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Анонсы от Первого канала

  Все выпуски  

Анонсы от Первого канала на 12.01.2011 00:00:03





Детектор лжи



Вторник , 11 января в 09:20

Контрольная закупка, горбуша

ГОРБУША НАТУРАЛЬНАЯ КОНСЕРВИРОВАННАЯ

Народный отбор
Наибольшее количество голосов было отдано за рыбу торговых марок "Аквамарин", "Беринг", "Monolit" и "Рыбный стандарт №1". По результатам народного голосования лидировала продукция торговой марки "Беринг".

О. Князева, эксперт испытательного центра: "Консервы торговой марки "Monolit" имеют сухую консистенцию, а в консервах торговой марки "Беринг" - мутный бульон. В консервах торговой марки "Рыбный стандарт №1" содержится самое большое количество рыбы".
 
Внеконкурсная экспертиза
Е. Кожевникова, эксперт испытательного центра:
"Консервы торговых марок "Капитан вкусов" и ООО "Персей", не прошедшие народный отбор, соответствует всем требованиям стандарта и безопасности".

Все под контролем
Самые вкусные рыбные консервы производят на Дальнем Востоке. У качественной горбуши, сделанной по ГОСТу, должен быть №85Д. По стандарту, в состав консервов "Горбуша натуральная" должны входить только рыба и соль. Качество горбуши зависит и от условий, в которых они хранились. Консервированная горбуша должна храниться при температуре от 0 до + 20 градусов не более 2 лет. Железная банка не должна быть деформированной.

Вкусные советы, шеф-повар
А. Марковский, шеф-повар
Пирожки с рыбой
Консервированная горбуша - 400 г, отварной картофель - 2 шт., репчатый лук - 1 шт., соль, перец, петрушка, тимьян - по вкусу, яичный желток - 1 шт., слоеное тесто - 500 г.
Для приготовления фарша. Обжарьте на сковороде с маслом измельченный лук. Слегка разомните рыбу и картофель вилкой и добавьте к луку. Посолите, поперчите. Добавьте мелкорубленую зелень и яичный желток. Остудите.
Раскатайте тесто толщиной 2-3 мм на доске, посыпанной мукой. Нарежьте тесто квадратами и выложите в центр каждого квадрата фарш. Защипните кончики пирожков, выложите на противень с листом пергамента и смажьте смесью яичного желтка и воды. Поставьте пирожки в духовку, прогретую до 220 градусов, на 10-12 минут.  

Ценная информация
На вопросы отвечает И. Виноградова, директор Российского института потребительских испытаний
И. Виноградова: Для производства консервов должна использоваться самая высококачественная рыба. Горбуша должна быть плотно уложена в банку, заливка должна быть прозрачной. Консервированная горбуша должна бледно-розовой. Определить подлинность горбуши можно по маркировке на банке. В первом ряду указана дата выпуска - день, месяц и год, второй ряд - завод, третий ряд - смена. По ГОСТу, консервы не стоит хранить дольше двух лет. Рыба в консервах, не смотря на термическую обработку, сохраняет большинство полезных свойств.

Участники:

1. «Аквамарин»
2. «Беринг»
3. «Капитан вкусов»
4. «Monolit»
5. ООО «Персей»
6. «Рыбный стандарт №1»

Победитель: «Рыбный стандарт №1»



Видео №1 



Вторник , 11 января в 11:00

ЖКХ

ДЕЛО О СОРВАННОЙ КРЫШЕ

В деревне Коровино Московской области в июне 2010 года штормовым ветром снесло крышу дома преподавателя Петра Жуликова. Дом был полностью застрахован, поэтому Петр Петрович сразу же обратился в страховую компанию и сообщил о случившемся. Сотрудники страховой потребовали срочно устранить неполадки своими силами. В шквальный ветер Петр Петрович и его маленькие сыновья полезли на крышу.
Несколько месяцев Петр Жуликов не может получить деньги от страховой компании. Помочь ему разобраться в том, кто должен заплатить за сорванную крышу, взялся адвокат Андрей Столбунов.

Эксперты: депутат ГД РФ Лиана Пепеляева, генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Ольга Кузина, президент Всероссийского союза страховщиков Андрей Кигим, адвокат Ян Гунчиков, руководитель независимого страхового агентства Дмитрий Собольков.



Видео №1 



Вторник , 11 января в 12:20

Эвелина Хромченко о Юлии Дмитриевой

Юлия Дмитриева, ответчик

ДЕЛО О РОСКОШНОЙ ПЕНСИОНЕРКЕ

Всеобщее восхищение против дачного уныния. Друг обвиняет подругу в том, что она не может выйти из летаргического сна и перестала быть сногсшибательной женщиной.

Голосование

Выбор героини: стилисты

Выбор студии: стилисты

Юлия: 0% Стилисты: 100%



Видео №1 



11 января в 20:00

Пусть говорят

ДОЧКА МАТЕРИ

Пока житель Подольска Сергей  Писаренко воспитывал дочь Александрину, его бывшая жена Вика развлекалась на сайтах знакомств в надежде выйти замуж за богатого иностранца. Мать постоянно бросала дочь и не вспоминала о ней, а заботу  о ребенке на себя взяла новая жена Сергея Ольга.
Сейчас непутевая мать вспомнила о дочери и решила ее вернуть себе через суды. Но Сергей считает, что с родной матерью, которая  размещает обнаженные  фото на сайтах знакомств,  девочка может погибнуть.

Что важнее для матери – откровенные фотосессии для сайтов знакомств или благополучие родной дочери?

Гости: депутат ГД РФ Игорь Баринов, актриса Ольга Спиркина, адвокат Анатолий Иваниченко, член Совета Федерации РФ Амир Галлямов, психолог Анетта Орлова, телеведущий Алексей Куличков, представитель  московского регионального отцовского комитета Андрей Голицын, писатель Валентин Постников.



Видео №1 



11-14 января в 15:50

Обручальное кольцо

Обручальное кольцо

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

397-я серия. Ирина диктует Лизе записку для Игоря. Степан, уверен, что главврач покрывает Игоря. Троекурову вновь предстоит сделать выбор между Кирой и Олей. Настя не может больше доверять Гаврилову. Пашка записывает песню на студии. Арсений ждeт от Киры ответа на своe предложение.

398-я серия.
Настя и Гаврилов пытаются наладить отношения. Троекуров боится, что потеряет сразу и Киру, и Олю. Марине не нравится, что Таня уделяет Ксюше больше внимания, чем еe сыну. Митяй знакомится с продюсером Артуром Кравцовым. Игорь признаeтся во врачебной ошибке.

399-я серия.
Настя просит мужа отпустить еe в Борск. Митяй хочет ставить Пашкину песню на радио бесплатно. Ваня решается на серьeзный разговор с отцом. Марина собирается вернуть Ксюшу родителям раньше срока. Оля не может дозвониться до Троекурова.

400-я серия.
Оля выписывается из больницы и не находит Троекурова дома. Насте дают свидание с Игорем. Гриша приходит к Марине, чтобы забрать Ксюшу. Раиса догадывается о причинах Пашкиной грусти. Продюсер Артур Кравцов назначает встречу Митяю. Гаврилов понимает, что Настя ему что-то недоговаривает.

401-я серия.
Настя возвращается в Москву из Борска. Игорь думает о Насте. Алла боится за душевное состояние Оли. Митяй обманывает Пашку насчeт песни. Таня просит Марину дать ей телефонный номер Гриши. Ваня и Кира возвращаются к Троекурову…


Видео №1 Видео №2 Видео №3 Видео №4 Видео №5 Видео №6 



17-21 января в 15:50

Обручальное кольцо

Обручальное кольцо

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

401-я серия. Настя возвращается в Москву из Борска. Игорь думает о Насте. Алла боится за душевное состояние Оли. Митяй обманывает Пашку насчeт песни. Таня просит Марину дать ей телефонный номер Гриши. Ваня и Кира возвращаются к Троекурову…

402-я серия.
Настя ссорится с Гавриловым. Ваня отказывается жить в своей комнате. Алла не хочет, чтобы Оля переезжала от неe в гостиницу. Медсестра Валя пытается составить фоторобот Гаврилова. Беспризорники докладывают Митяю о маршрутах передвижений гитариста Ильи Захарова. Таня тайком от Марины звонит Грише.

403-я серия.
Митяй требует, чтобы гитарист Илья Захаров вернул долг продюсеру. Настя уверена, что Брагина убил Гаврилов. Таня выслеживает Гришу. Троекурову всe ещe небезразлична Оля. Судья подписывает ордер на обыск квартиры Игоря. Гаврилов не появляется дома и не отвечает на звонки.

404-я серия.
Напряжение между Настей и Гавриловым растeт. Гриша просит Полину представиться Тане мамой Ксюши. К участковому приезжают родственники из Киева. Следствие обвиняет Ирину в убийстве Глеба Брагина и предъявляет ей найденные против неe улики.

405-я серия.
Гаврилов и Настя ждут результатов анализа. Игорь пытается выяснить у Ирины, что толкнуло еe на убийство Брагина. Оля надеется вернуть Троекурова. Раиса высказывает Пашке свои опасения насчeт Митяя. Троекуров делает Гаврилову заманчивое предложение.


Видео №1 Видео №2 Видео №3 Видео №4 Видео №5 Видео №6 



6 января в 17:00

  Миссия

  Миссия

МИССИЯ

Выдержать голод, разруху, отчаяние. Любой ценой спасти тех, кого можно спасти.

За два года деятельности Миссии было открыто около 10 тысяч храмов. На оккупированных землях началось небывалое духовное возрождение.  В 1943 году Сталин резко меняет отношение к Церкви. Освобождает из лагерей и ссылок уцелевших архиереев, дает разрешение на проведение первого за долгие годы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. И в то же время священников Псковской миссии Советская власть считает предателями Родины. Они оказались "между двух огней": с одной стороны - партизаны, с другой - немцы, которых раздражало то, что русские священники открыто молились в храмах о даровании победы своей стране.
Эта история  переворачивает давно устоявшиеся представления о начальном периоде Великой Отечественной войны. Почему немецкие оккупационные власти разрешили православную миссию? Что происходило на оккупированных землях? Участники Псковской миссии - подвижники или предатели?

Документальные и постановочные съемки проходили на Псковской земле, в местах, где разворачивались события, описанные в фильме, в том числе в храмах,  в которых во время войны служили участники Миссии.   В фильме приняли  участие очевидцы событий, в том числе родственники миссионеров: внучка отца Ильи (Богданова), дочь отца Константина (Шаховского), и его зять – ныне настоятель одного из храмов Миссии.

Главный герой фильма – единственный оставшийся в живых участник Псковской миссии – протоиерей Георгий Тайлов. В начале войны ему было 28 лет. После закрытия Миссии он был арестован СМЕРШ и провел 11 лет в лагерях. Сейчас ему 96 лет, он служит настоятелем храма  в латвийском городе Огре. Специально для фильма были сняты фрагменты Литургии  с участием отца Георгия, а также исповеди.  
 
В фильме  принимали участие:  Митрополит Латвийский Александр, О. Георгий (Тайлов), участник Псковской миссии (Латвия), Владимир Хотиненко, режиссер фильма "Поп", Александр Сегень, автор одноименного романа  и сценария фильма "Поп".

В фильме использованы кадры хроники из личного архива режиссера В. Хотиненко

 

Миссия

За первые два месяца войны были оккупированы вся Прибалтика и почти весь северо-запад России, огромные территории, население которых – 50-70 миллионов человек - оказалось брошенным на произвол судьбы.  Все, что было привычным, знакомым, своим, стало чужой территорией под названием Остланд. Жители центральной улицы Пскова легли спать в своих домах и квартирах на Октябрьском проспекте, а проснулись - на Адольф Гитлер Штрассе. Огромное количество пленных и ощущение катастрофы, и главное, полная неизвестность, когда это закончится.

На одной из центральных улиц нашли убитого немецкого офицера, виновника найти не удалось и взяли заложников. 17 августа на торговую площадь подъехала машина, из нее выгрузили 10 больших столбов, потом подъехала еще одна машина, из нее вышли 10 заложников.  Их поставили к столбам,   привязали и расстреляли. На следующий день после публичной казни серый военный автобус привез во Псков православных миссионеров.

К началу войны из 78 тысяч храмов и часовен на территории СССР формально незакрытыми оставались 8 тысяч. Но в большинстве из них службы не проводились за отсутствием священников. С 1917 по 1941 год было арестовано не менее 150 тысяч священнослужителей. Из 130 епископов к 1937 году на свободе оставались четверо.

К 22 июня 1941 года в городе Пскове не было ни одного действующего храма. И, тем не менее, во время переписи 1937 года на вопрос о вероисповедании, 63% городского населения и 70% сельского ответили: "Православный христианин".

Когда немцы готовили поход на Восток, они очень хорошо осознавали, что русский народ религиозный и что обязательно надо дать им религию. Из кратких указаний начальника полиции безопасности и СД Гейдриха (2 июля 1941 года, Берлин, секретно, дело имперской важности): "Против устремлений православной церкви распространить свое влияние на массы ничего не предпринимать – напротив всячески содействовать им". Церковная структура сохранилась только в Прибалтике, которая была присоединена к СССР лишь в 1940 году. В конце того же года Московская Патриархия направляет в Прибалтику своего полномочного представителя архиепископа Сергия Воскресенского, который становится патриаршим экзархом, то есть наместником всей Прибалтики. В начале июля 1941 года в Ригу входят немецкие войска.

Митрополит Сергей, который должен был эвакуироваться, спрятался в храме, дождался прихода немцев. Был тут же арестован и несколько дней провел в тюрьме. Немногочисленные исследователи считали, что он хотел совершить акт открытого перехода на сторону немцев, забывая, что при каких обстоятельствах епископ не имеет права оставить свою паству. Ни при пленении, ни при войне, ни при разрушении, ни при бедствии. Пастырь добрый не бросает своих овец. Это Евангельские слова – закон.

Из меморандума руководителя группы религиозной политики Розенфельдера, 7 октября 1941 года, Берлин: "Насколько возможно быстро, удалить из Остланда представителя московской церкви, экзарха Сергия, чтобы полностью исключить там влияние русских". Однако, когда митрополит Сергий просит у оккупационных властей разрешения отправить на северо-запад России группу миссионеров для восстановления религиозной жизни, власти такое разрешение дают. Это вполне соответствовало их интересам. Священники успокоят народ, и армия Вермахта избавится от возможных проблем с населением в тылу.

Из оперативного приказа №20 главного управления имперской безопасности, 31 октября 1941 года, Берлин: "Стремящимся к религии массам оккупированных бывших советских областей надлежит снова дать какую-то форму религии. Возникает только вопрос: какую?"  Христианство и православие раздражало руководителей и идеологов Третьего Рейха, поскольку очень тесно было связано с иудаизмом и с Ветхим заветом. И Гитлер, и Геббельс, и другие руководители заявляли то, что православное христианство нужно избавить от этого еврейского элемента.  Предполагалось, что очень скоро будут открыты специальные квазисеминарии, в которых будут готовить новое поколение священников, послушных и действующих в русле идеологии Третьего Рейха.

Когда миссионеры прибыли во Псков, был канун Преображения. После казни заложников  все потянулись в собор, вышли священники в золоченых одеждах и началась служба. Весь народ встал на колени, все до одного. "Мы нашли такую напряженную духовную жизнь, о которой за рубежом и не догадывались, - писал отец Алексий Ионов. – Но все это при полном отсутствии, конечно, нормальной церковной жизни. Устроить приходскую жизнь и стало нашей задачей".

По всем деревням мгновенно прошел слух: "Во Псков батюшков много привезли". Отовсюду приходили ходоки, просили приехать к ним. Из отчета миссионера Владимира Толстоухова: "За период с 19 августа по 19 декабря 1941 года мною было совершено более 2 тысяч погребений с заочными проводами. Просили отпевать всех, кто за 20 лет был похоронен без отпевания. Всего за первые месяцы работы миссии было крещено около 50 тысяч детей и подростков разного возраста".

Участнику Псковской миссии отцу Георгию Тайлову было 28 лет. Из всех миссионеров остался только он. Отец Георгий Бенигсен остался во Пскове настоятелем церкви великомученика Димитрия Солунского, где открыл приют для детей-сирот. Отец Константин Шаховской был определен в Варлаамовскую церковь Пскова и также открыл школу при церкви.

Немцы тщательно отслеживали деятельность миссионеров. Из информационного бюллетеня №10 штаба полиции безопасности и СД, 21 сентября 1942 года, Берлин, секретно: "Общая численность верующих на попечении миссии составляет 2 миллиона. Число миссионеров незначительно, приход одного священника состоит, в среднем, из 40 тысяч человек".

На севере миссионеры отпевали умерших от голода и сами голодали: никаких специальных пайков у них не было, только хлебные карточки, выдаваемые местному населению". Но прихожане заботились о своих пастырях и помогали им устроить быт. Некоторые батюшки даже привозили свои семьи из Прибалтики.

Из информационного бюллетеня №10 штаба полиции безопасности и СД: "Организация церковной жизни очень страдает из-за неудовлетворительного сообщения. Миссия не располагает транспортными средствами, а из-за партизан некоторые дороги не безопасны". Были случаи, когда священники гибли от рук партизан, так как их считали изменниками Родины. Но если партизанский отряд состоял из  местных жителей и не входил в систему, связанную с партийными органами, то отношения со священниками были хорошими.  Миссионер отец Илья Богданов в своих поездках не раз выполнял роль партизанского связного.

 "Кругом партизаны, встреча с ними – конец, - писал отец Алексий Ионов. – Уезжая за 40-50 километров куда-нибудь на освещение храма, мы долго молились дома, долго крестились, целовали фотографии своих близких, прощались. И так уезжали безоружные, беззащитные, оградясь только силою животворящего креста".

30 января 1944 года происходило богослужение, на котором было очень много молящихся, и среди них была небольшая группа партизан. Кто-то из местных жителей увидел, что это люди из партизанского отряда, они успели донести, и из соседней деревни прибыл отряд немецких солдат, которые оцепили храм и началась облава. В это время в алтаре молился настоятель это храма отец Николай Беляев. Девушка-партизанка, ворвавшись в алтарь, начала требовать, чтобы священник их проводил и выпустил из храма. Но батюшка не отвечал, и тогда его застрелили. После этого девушка вернулась в храм, сняла с себя кубанку, надела шаль и беспрепятственно вместе с другими крестьянками вышла из храма, успела подать сигнал находящемуся вблизи в лесочке партизанскому отряду, который разогнал немецкий отряд и освободил своих товарищей из храма. Но в ходе этой партизанской акции погибли настоятель храма отец Николай Беляев и староста этого храма Иван Нефедов.

 "Я совершал отпевание заживо сожженной русской семьи – отец, мать, 2 девушки-дочери 20 и 23 лет, мальчик 5 лет, - вспоминает отец Алексей Ионов. - Сожгли их СС. Отец отказался выдать своих дочерей на поругание пьяных соратников Гитлера. Совершая отпевание в старинном храме 15 столетия при стечении множества возмущенных русских людей, я произнес проповедь: "Если мы будем молчать об этих преступлениях, камни будут вопиять к небу. С такой Европой нам не по пути". До вечера я ждал своего ареста чинами гестапо. Но меня не арестовали. Вероятно, очередной массированный налет советской авиации отвлек внимание от этих страшных похорон".

Так, можно ли говорить о том, что миссионеры сотрудничали с фашистами? Вряд ли, так как сотрудничество предполагает общую цель. А цели были разные. Отец Георгий Бенигсен: "Наша жизнь и работа при немецкой оккупации были непрерывной борьбой с немцами за душу русского человека, за наше право служить этой душе, служить нашему родному народу, из-под ига одного подпавшего под иго другое. Сегодня нашу борьбу хотят изобразить как сотрудничество с фашистами. Бог им судья".

К концу декабря 1941 года в плену оказалось 3 миллиона солдат и офицеров Красной армии. Международный красный крест был лишен возможности помогать военнопленным, поскольку советское государство официально объявило всех пленных изменниками Родины. В ноябре 1941 года миссия выпустила обращение к населению: "Мы знаем, что русский человек не будет стоять в стороне, когда надо помочь своему ближнему. Дайте, что можете – одежду, обувь, белье, одеяло и так далее. Все будет роздано военнопленным. Рука дающего, да не оскудеет". Удостоверение №139 от 23 августа 1941 года: "Из Печерского монастыря голодающим посылаются 111 пудов на четырех подводах, а именно хлеба 12 мешков, 25 пудов, 7 мешков муки ржаной, 25 пудов, 1 мешок муки белой, 1 пуд, крупы 3 мешка, 3 пуда, сухарей 5 мешков, 6 пудов".

Добровольцы расклеивали воззвания о сборе продуктов для русских солдат, готовили обеды на сотни человек, которые привозились в лагерь дважды в неделю. Руководство Псковской миссии добилось разрешения оккупационных властей проводить по большим праздникам службы для военнопленных. "С каким волнением я совершал это пасхальное богослужение, - писал отец Алексий Ионов. – Со слезами на глазах слушали военнопленные радостные пасхальные песнопения, наделяя каждого не одним традиционным, а четырьмя-пятью яичками – их принесли накануне прихожане. Я приветствовал всех обычным "Христос Воскресе", и все как один отвечали: "Воистину Воскресе". Это были бойцы Красной армии, попавшие в плен в 1941-1942 годах". "Это самые страшные литургии в моей жизни, - вспоминал отец Георгий Бенигсен. - Лиц не различаешь, вся толпа смотрит на тебя одними огромными глазами, полными бездонной скорби, и из этих глаз неудержимым потом льются слезы, текут по неумытым заскорузлым щекам. Пятидесятилетние мужи и шестнадцатилетние юноши стоят, тесно прижавшись друг к другу и плачут, не стесняясь никого. Плачут, чувствуя сердцем, что здесь тот, перед кем можно излить все унижения, всю скорбь, всю боль о себе, о родине, о близких, оставшихся дома".

Но для того чтобы оккупационные власти допустили эти службы, руководству миссии и лично митрополиту Сергию приходилось идти на всяческие ухищрения. Из-за этого их потом и обвинили в сотрудничестве с немцами. Они что-то подписывали, какие-то воззвания, телеграммы Гитлеру. Но за каждую такую подпись что-то вырывалось: то разрешение посещать и окормлять военнопленных, то детей из лагерей забрать и раздать по священникам.

Лагерь смерти Саласпилс находился в 18 километрах от Риги. Из протоколов допросов свидетелей: "В зимнюю стужу детей заставляли мыться холодно водой, держали их на холоде по 5-6 суток. У тех, кто выжил, брали кровь для раненых немецких солдат, до полулитра в день, вплоть до наступления смерти. Каждый день умирало около 150 детей". Митрополит Сергий упросил немцев, чтобы им отдали маленьких детей из лагеря Саласпилс.  Часть их была привезена в монастырь, где их откармливали, спасали, лечили. И кто-то потом остался жить в монастыре.

Осенью 1941 года богослужения в лагерях были запрещены. За помощь военнопленным оккупационные власти грозили священникам репрессиями, а всем остальным – расстрелом на месте. Но зато в рамках пропагандистской политики в начале 1942 года немцы доставили во Псков из Тихвинского монастыря чудотворную икону Тихвинской божьей матери. Вряд ли им было известно, что на протяжении столетий Тихвинская икона почиталась как защитница северных рубежей России от иноземных захватчиков.

1 января 1942 года при большом скоплении народа оккупационные власти торжественно передали икону Псковской миссии. Трофейная хроника запечатлела, как русские священники пожимают руки немецким офицерам. Но за кадром осталось главное – икону передали как раз накануне 700-летия битвы на Чудском озере, и миссионер Георгий Бенигсен произнес горячую проповедь о святом князе Александре Невском, разбившем немецких псов-рыцарей.

Спустя год к марту 1943 года Псковской миссией было открыто 200 приходов, в которых служили 160 священников, 25 диаконов, 150 псаломщиков, 200 церковных старост. Деятельность миссии стала причиной радикального изменения политики советского правительства по отношению к церкви. 29 июля 1942 года был опубликован указ Президиума Верховного совета СССР об учреждении ордена Александра Невского, святого благоверного князя. Спустя полгода, 5 января 1943 года состоялся обмен телеграммами между местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием Страгородским и председателем совета народных комиссаров Иосифом Сталиным. "Сердечно приветствую вас от имени Православной Русской Церкви. Нашим особым посланием приглашаю духовенство, верующих жертвовать на постройку колонны танков имени Димитрия Донского. Просим в Госбанке открыть специальный счет. Патриарший местоблюститель Сергий, митрополит Московский". Патриаршему местоблюстителю Сергию, митрополиту Московскому: "Прошу передать православному духовенству и верующим мой привет и благодарность за заботу о бронетанковых силах Красной армии. Указание об открытии специального счета в Госбанке дано. Иосиф Сталин". С получением права на банковский счет церковь отчасти приобрела статус юридического лица, которого она была лишена еще ленинским декретом 1918 года.

Изменение церковной политики стало одним из событий, переломивших ход войны. Через месяц, 2 февраля 1943 года полным разгромом немецких войск закончилась Сталинградская битва. Через полгода, 23 августа 1943 года после победы на Курской дуге стратегическая инициатива перешла к советской армии. 4 сентября в Кремле состоялась встреча митрополитов Сергия Страгородского, Алексия Симанского, Николая Ярушевича с Иосифом Сталиным. Митрополит Сергий спросил, нельзя ли разрешить созыв архиерейского собора для избрания патриарха? "Когда вы сможете собрать собор?" - поинтересовался Сталин. "Понадобится около месяца" - "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" - спросил Сталин и распорядился доставить архиереев со всей страны самолетами, выделив на это четыре дня.

Председателю Совнаркома маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину, заявление: "Собор архиереев Русской Православной Церкви, собравшись по моему вызову в Москве по вышеуказанному адресу Чистый переулок, 5 своим единогласным решением 8 сентября постановил присвоить мне как главе Русской Православной Церкви титул святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, о чем имею долг донести правительству СССР к сведению. Патриарх Московский и Всея Руси Сергий".

Немцы отнеслись к этому очень серьезно и потребовали от всего епископата, находящегося на территории, контролируемой германским Рейхом, не признать выборы Сергия патриархом. В Вене на территории Рейха было собрано совещание восьми епископов Русской зарубежной церкви во главе с митрополитом Анастасием. Под давлением немецких властей епископы признали недействительным избрание патриархом Сергия Страгородского. Главной причиной было объявлено то, что Сергий пошел на сотрудничество с безбожной советской властью. Автоматически Русская зарубежная церковь отказывалась поминать имя патриарха на литургии.

Произнося над чашей слова "Да поминет господь во царствии своем святейшего Патриарха Московского и Всея Руси ныне и присно, и во веки веков", каждый священник в каждом храме поддерживает мистическое единство церкви. Отказ от поминания Патриарха во время литургии означает выход из канонического поля Московской Патриархии, разрыв единства русской церкви. Именно это и нужно было немецким спецслужбам. "Следует обратить внимание на то, чтобы зарождающиеся ортодоксальные церковные круги ни в коем случае не получили организационного единства. Желателен раскол на отдельные церковные православные группы. Начальник полиции безопасности и СД Гейдрих".

18 ноября 1943 года по требованию немцев архиереи прибалтийского экзархата также прекратили поминовение имени патриарха Сергия. Но сам экзарх, митрополит Сергий Воскресенский на каждой литургии продолжал поминать имя Патриарха Московского и Всея Руси. Вслед за экзархом сделали свой выбор все священники Псковской миссии – к тому времени их было 175.

Казалось бы, какое дело немцам до канонических тонкостей русской церкви? На самом деле, вопрос ставился гораздо шире: епископам и вслед за ними всем священникам и всем верующим их епархии был поставлен вопрос: "Вы с Москвой или с Берлином?" 29 апреля 1944 года в 9 утра митрополит Сергий Воскресенский выехал из Вильно в Ковно на автомобиле. На пустой дороге его обогнала машина с номерами СД. Автомобиль митрополита был расстрелян почти в упор из пулемета – в теле владыки Сергия остались 12 пуль. Оккупационные власти устроили митрополиту пышные похороны. Было официально заявлено, что машину СД накануне угнали партизаны и что убийство организовано агентами НКВД. 31 декабря 1945 года начальник полиции Остланд обергруппенфюрер СС Еккельн на допросе показал: "Митрополит Сергий находился давно под наблюдением СС и гестапо. Я видел приказ Кальтенбрунера о ликвидации митрополита Сергия. Сергий должен быть убит таким образом, чтобы путем провокации его убийство можно было свалить на партизан". Так и было сделано фактически. К этому времени Псковская миссия уже была закрыта, но советская армия перешла в наступление по всей линии фронта. В начале 1944 года отступающие немцы начали принудительную эвакуацию населения из северо-западных областей России.

Покинуть Родину вместе со своей паствой или остаться и быть арестованным НКВД? Руководство миссии настойчиво рекомендовало уходить престарелым священникам, которые заведомо не вынесут лагерную жизнь. Из молодых на Запад ушли только отец Алексий Ионов и отец Георгий Бенигсен вместе с воспитанниками своих школ и приютов.

Из 175 участников Псковской миссии 18 осталось на Родине. Все они были арестованы СМЕРШ и осуждены на десятки лет лагерей. Протоиерей Константина Шаховской  после полугода допросов был осужден как немецкий шпион. После 10 лет лагерей он провел еще 5 на поселении под Томском, и только потом смог вернуться домой. Руководитель миссии протопресвитер Кирилл Зайц был приговорен по статье "Измена Родине" к 20 годам лагерей. Через 4 года в Карагандинском лагере он скончался от сердечной недостаточности. Отец Георгий Тайлов был отправлен в Ленинград, во внутреннюю тюрьму НКВД.  Вернулся он только через 11 лет. Отец Георгий Тайлов служит в храме Святого Николая Чудотворца в латвийском городе Огре.

Из докладной записки Берии Сталину и Молотову, 17 апреля 1944 года, совершенно секретно: "В ночь с 15 на 16 апреля 1944 года во всех действующих церквах города Москвы и Московской области состоялась пасхальная служба. В текущем году количество верующих, присутствовавших на пасхальной службе, значительно увеличилось. В городе Москве пасхальная служба проходила в 32 церквах, в которых присутствовало около 250 тысяч. В районах Московской области в 126 церквах присутствовало около 200 тысяч человек".

Из сотен храмов, открытых Псковской миссией, больше половины продолжали действовать после войны. В одном из них у Святого Николая в Любятово сейчас служит зять отца Константина Шаховского отец Владимир.

Икона Тихвинской божьей матери, которую в 1944 году рижские священники с риском для жизни вывезли из Пскова через Польшу и Германию, долгие годы находилась в США и была покровительницей всех потерявших свой дом, беженцев и эмигрантов. В 2004 году Тихвинская Одигитрия вернулась в Россию.


 

... ООО Кинокомпания "Мастерская", Россия, 2010 Автор сценария: Марина Бандиленко
Режиссеры: Екатерина Гербова, Геннадий Лобанков
Продюсеры: Саида Медведева, Алексей Пищулин, Олег Вольнов
В фильме снимались: режиссер Владимир Хотиненко, Сергей Кравец, митрополит Рижский и всея Латвия Александр, протоирей Георгий Тайлов, дети протоирея протоиерея Константина Шаховского протоирей Владимир Попов, Елена Шаховская-Попова, историки Константин Обозный, Ольга Васильева, Людмила Щинникова






скринсейвер

программа

анонсы

форум


© 1996-2011, Channel One Russia
All contents copyright
All rights reserved

© 1996-2011, Первый канал. Все права защищены.
Копирование материалов запрещено.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Официальный сайт разработан и сопровождается
 Web-службой Первого канала.

В избранное