Борисполъский автобусный завод, который в этом году отметил своё пятилетие, с прошлого года вышел в лидеры украинского автобусостроения, опережая примерно на10 % по выпуску машин ОАО "Черкасский автобус". Тогда же на ЗАО "БАЗ", расположенном в пгт Пролиски Бориспольского района Киевской области, была проведена и сертификация системы качества производства в соответствии со стандартом ISO-9001:2000.
Сегодня более 30 % рынка новых автобусов Украины составляет продукция ЗАО "БАЗ", основная часть которой монтируется на шасси производства корпорации "Tata Motors".
Однако в страну начали поступать и автобусные шасси корпорации "FAW": 51 комплект уже находится на сборочных линиях г. Чернигова и пгт Пролиски, ещё 100 шасси скоро поступят туда. Причём это из 650 комплектов, заказанных до конца года.
В ответ основной конкурент БАЗа -ОАО "Черкасский автобус"* - намерен полностью заменить на сборочных линиях свою основную модель А92 Isuzu (27 посадочных мест; 38,7 тыс. долларов) на менее дорогостоящую и трудоза- тратную А401. Годовой выпуск этих машин должен в самое ближайшее время достичь примерно 1 тыс. машин.
В этой модели с 30 посадочными местами не будет пневмоподвески, останутся только рессоры, а готовая рама станет поступать из-за рубежа, скорее всего от турецкого предприятия Isuzu. В результате будет уменьшена численность персонала черкасского завода. БАЗ, производственные площади которого занимают 5 тыс. м2, силами 850 работников выпускает и тут же через торговый дом продаёт в месяц порядка 1 20 автобусов более двух десятков моделей и модификаций.
Они соответствуют европей-ским экологическим требованиям Евро-2. Темпы их производства постоянно растут. А к моменту принятия Украиной нормативов Евро-3 (ориентировочно к 1 июля 2008 г.) вместо "индо-мерседесовских" двигателей, которые вместе с первыми собранными в Пролисках автобусами успели пройти по украинским дорогам без капремонта более 1,4 млн км, в комплектацию шасси войдут моторы Deutz.
Кстати, к тому времени конструкторы обещают провести и рестайлинг кузовов за счёт замены формообразующих деталей из стеклопластика. По состоянию на 3 1 мая текущего года на заводе со дня его официальной регистрации в 2002 г. было выпущено 3802 автобуса.
Надо заметить, что нынешние производственные мощности позволяют собирать более 1500 машин в год. Более того, на предприятии строятся новые цеха, что позволит вдвое увеличить объёмы выпускаемой продукции. И, несмотря на большой спрос на внутреннем рынке, а также цену (30 - 38,5 тыс. долларов), которая выше, чем на аналогичный по вместимости автобус ПАЗ, Бо-риспольский автобусный завод приступил к экспорту своих машин.
Очень трудно представить предприятие автомобильной отрасли без собственной автоколонны, как невозможно представить машиностроительный завод без собственных станков.