Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Не потеряй колесо!
Подшипнику "жигулевской" полуоси крепко достается на наших дорогах. Очередной клиент пригнал довольно свежую "четверку" с пробегом около 30 тысяч – а подшипнику левой полуоси уже срок вышел... На ходу – сильные стуки, причем с таким смещением тормозного барабана, что кромки щита снимали с него алюминиевую стружку. Сняли полуось: в общем, ничего неожиданного. Как обычно, первым в подшипнике погиб сепаратор, от которого мало что осталось. И, похоже, кое-что попадало под шарики, отчего некоторые
потеряли форму. Само собой, пострадал и сальник – его заменили сразу. Потом поставили новую полуось, купленную в надежном магазине. Здесь сразу оговорюсь: беда, если купите "паленую" полуось, подшипник на которой заменили гаражные умельцы. Тот, кто видел саморазборку узла, когда запорное кольцо не удерживает в повороте полуось и та вместе с колесом "выстреливает" в сторону, вряд ли эту картину забудет.
Заводские полуоси (все 100%!) проходят проверку на специальных стендах – кольцо должно надежно держать осевую силу 2 000 кгс. А каких гарантий ждать от "умельцев"? Однажды на наших глазах некто сажал кольцо, нагретое не как положено, до 320oС, а... докрасна. Завязался спор, после чего решили проверить усилие сдвига на стенде. Оно составило всего 50 кгс! И в этом нет ничего странного. При сильном нагреве сталь ведет себя почти как пластилин. Кольцо коробится, его размеры "уходят". Оторопь
берет, когда вспомнишь, сколько таких "мастеров" предлагают свои услуги. Вы наверняка слышали, как легко заменить подшипник и кольцо, воспользовавшись костром и подходящей трубой.
Как поврежденный подшипник заявляет о себе? Во-первых, шумом. Если дорожки колец выкрошились, слышен ровный гул. Довольно часто его путают с гулом редуктора, у которого не затянута гайка хвостовика. Как правило, в таких случаях мы прослушиваем машину на ходу. Если на "нейтрали" гул пропадает – не в порядке редуктор. Гул остался – подшипник. Часто разваливается сепаратор; в этом случае при вращении колеса можно слышать глухое периодическое уханье. Но возможны и удары, скрежет – вспомните
нашего клиента. В локализации источника шума нам помогает фонендоскоп, а владельца машины эта операция зачастую избавляет от лишних трат. Ведь на шумах так часто обманывают неопытных людей, навязывая замену более дорогих узлов и агрегатов!
Еще один знак беды – большой радиальный люфт подшипника. Вывесив колесо, энергично покачиваем вверх-вниз. Люфт "убитого" подшипника большой (на уровне колеса – до миллиметра и больше), не заметить трудно. Это отражается на сальнике: через него начинается утечка масла. Когда меняют сальник, "потекший без причин" (неужто вы в это верите?), не проверив полуось, – это большая ошибка. Многие не ведают о том, как легко гнется полуось при ударе о бордюр и т. п. А ведь по заводским требованиям допустимая
"стрела прогиба" не должна превышать 0,5 мм!
Что делать, если беда застигла в пути, а до сервиса или даже автомагазина очень далеко? Осторожно ехать, то есть потихоньку, без резких ускорений и торможений. Не будем забывать, что начавший рассыпаться подшипник может заклинить. А доехав до места, немедленно ставить новый! Поврежденный подшипник способен быстро разбивать посадочное место в балке заднего моста – менять ее весьма дорого. А деньги счет любят.