Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Параметры жизни

Вас не должно удивлять, что карбюраторный мотор – правда, в хороших руках – по характеристикам часто стабильней впрыскового. В нем главное – чистота жиклеров и других дозирующих элементов. Но «возня» с машиной не всем по душе, оттого параметры токсичности «уходят», не всегда следуя простой логике.

Так было у заказчика на видавшей виды, но отнюдь не запущенной «семерке» с двигателем ВАЗ-2103: токсичность на малых оборотах в норме, а при повышенных не снижается, а растет. Это «звоночек»: двигатель еще не жрет масло, вполне устраивает мощностью и экономичностью, но о близких уже проблемах предупредил.

Настройку двигателя «семерки» начали с проверки токсичности выхлопных газов при работающей вентиляции картера и без нее. Это позволяет понять, насколько двигатель изношен – и из-за этого «душит» себя продуктами сгорания. Вот пример: с отсоединенным шлангом вентиляции – 1% СО, а с подключенным – 5% СО. Дело плохо: мотор крепко потрепан, «вогнать» токсичность в норму непросто. У хорошего мотора разница – около 1% СО.

Если при отключенной вентиляции токсичность на повышенных оборотах растет, то виновник, разумеется, карбюратор. Чистим его, регулируем, выставляем зажигание. Как правило, показатели возвращаются к норме.

Подключим вентиляцию. Окиси углерода на повышенных оборотах снова много? Тогда само собой напрашивается обеднить регулировки главной дозирующей системы первичной камеры. Увеличим диаметр отверстия главного воздушного жиклера. У карбюраторов «Озон-2105», как правило, – с 1,8 до 1,9 мм, а у 2107 – с 1,5 до 1,7 мм. Нередко понижаем уровень топлива в поплавковой камере – примерно на 1 мм. И этого мало? Меняем состав смеси на переходном режиме подстроечным винтом, предварительно удалив заглушку (см. рис.). И все это – в несколько приемов, с контролем токсичности.

Подстроечный винт карбюратора Озон
Подстроечный винт карбюратора «Озон»

Даже это не решило проблем? Тогда уменьшаем главный топливный жиклер с 1,12 до 1,07 (карбюратор 2107). У модели 2105 этот жиклер – уже 1,07. Меньше в магазине не найдете. Говорят, некоторые умельцы делают собственный жиклеры – это «информация к размышлению».

Если под капотом карбюратор «Солекс», правила игры те же. Снижаем уровень топлива в поплавковой камере, увеличив зазор между поплавками и прокладкой до 5 мм. А вот с главным воздушным жиклером тут беда: не бывает эмульсионных трубок с жиклером больше 165. Как поступить? Рассверливаем его. Обычно хватает диаметра 1,9–2,0 мм. В несколько лучшем положении владельцы «солексов» моделей 21051-30 (на «классиках») – здесь можно установить главный воздушный жиклер от карбюратора 2108 или 21083.

Но бедная смесь делает работу двигателя неустойчивой. Бывает, СО в норме, а углеводороды СН из-за пропусков вспышек в цилиндрах «дурят по-черному»! Что делать?

Отрегулировали зазоры в свечах. Затем уменьшили установочный угол опережения зажигания на 5о, чтобы бедная смесь стабильней воспламенялась.

В контактной системе зажигания увеличиваем зазоры в свечах с 0,6 до 0,8 мм – система справится, а сгорание станет полней.

Иногда смесь изначально обеднена воздухом, подсосанным через трещины ветхого шланга вакуумного усилителя, неплотности стыков коллектора и т. п. Такие неисправности устраняем сразу, чтобы не блуждать в трех соснах.

Измеряем компрессию. Если она снижена, можно загустить моторное масло, добавив 25% «минералки» МС-20. Выброс картерных газов снижается. Так можно проехать шесть-семь тысяч километров, но перед заменой масла следует хорошенько промыть систему.

А как продлить срок службы нового двигателя? Не «экономить» на масле! Как-то попал к нам двигатель 2103 с пробегом 60 тыс. км, а диаметры цилиндров уже «разнесло» на 0,15 мм, коренные шейки на пределе, распредвал болтается. Выяснили: рачительный хозяин ездил на подозрительно дешевом масле.

Но вот однажды на двигателе ВАЗ-2111 с пробегом 208 тыс. км меняли прокладку головки блока – и заметного износа не нашли! Правда, за масло – высококачественное синтетическое – владелец платил подороже.

Что еще? Максимум внимания воздушному фильтру. Ведь на каждый килограмм топлива мотор пожирает 15 кг воздуха! Самые «сомнительные» фильтры – из некоторых синтетических материалов. Посмотрите на поработавший фильтр изнутри: если внутренние слои первозданно чисты, фильтр хорош. Когда же его цвет снаружи и внутри одинаково серый – ясно, что немало пыли проникло в двигатель.

Кстати, топливным фильтром пренебрегать тоже не следует. Он не только продлевает мотору жизнь, но и сокращает затраты на чистку системы питания.

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Взаимное расположение дроссельной и воздушной заслонок Проще и надежнее
Эмульсионная трубка карбюратора "Озон"
Хитрые трубки
Контроль уровня в карбюраторе ДААЗ
Регулировка карбюратора винтом качества
Семь пятниц
Карбюратор ДААЗ-2108
Еще о карбюраторе ДААЗ-2108
Регулировка карбюратора винтом качества
Доводка корпуса карбюратора
Чистка карбюратора
Перелив топлива
Перелив карбюратора
Двигатель "троит"
Отвертка для регулировки карбюратора
Игольчатый клапан поплавковой камеры
Проверка на окись углерода
Регулировочные винты карбюратора
Открытие вторичной камеры карбюратора
Трудный запуск мотора
Если «поколдовать» над жиклерами
Карбюраторы ДААЗ
Шпилька для карбюратора ДААЗ
Неисправности ЭПХХ
Замена блоков ЭПХХ
А уровень в норме?
«Дырка в бензобаке»
Система «Каскад» карбюраторов «Озон»
Закончился бензин
Куда пропала мощность?
От принцессы Турандот
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное