Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
О смелых и умелых
Крепок духом наш автомобилист, никому не потягаться с ним в находчивости! Ведь уроженец какого-нибудь Мюнхена генетически не способен: а) доездиться до течи из тормозного цилиндра; б) отломив от него трубку, сплющить и загнуть, чтобы не капало; в) как ни в чем не бывало ездить еще год.
Но перед техосмотром беззаботный клиент вспомнил-таки о "доработке" и явился к нам. Ничуть не смущаясь, изложил свою версию событий: "У моей "девятки" и сейчас тормоза отличные, а езжу я осторожно, зря не гоняю. Но контроль вряд ли пройду. Сделай что можно, Анатолий Михалыч!"
Все эти "технологии" родились в эпоху Адама Козлевича, однако не забыты – живут, совершенствуются. Беда, если рядом окажется машина из таких.
Но порой вполне добросовестный автомобилист даже не подозревает о бомбе в тормозной системе. Нет-нет да попадаются шланги со слабым каркасом – пока тормозишь умеренно, ничего не заметишь, а нажмешь посильнее – шланг раздувается грушей! Если лопнет, последствия понятны. А выдержит – владелец останется один на один с загадкой: откуда в тормозной системе ограничитель, не допускающий экстремальной остановки? Педаль уходит до пола, а жидкость нигде не капает, да и шланг, если не "наддут", выглядит
молодцом. Вот почему мы их все проверяем. И каждому автомобилисту перед поездкой стоит раз-другой нажать на педаль от души – пусть лучше коварный шланг лопнет на месте, а не в пути. Эта штука настолько важна, что мы рекомендуем замену при первых же трещинах.
А вот другая беда. Она, если хотите, в самой истории происхождения человека. В том числе автолюбителя, ради нелепой моды готового костьми лечь, лишь бы перещеголять соседа. Журнал писал о черных фарах и разных мухобойках, но достается и тормозам. Однажды кто-то додумался "задрать" ВАЗ-2108. И с той поры пошло: "Ты поднял задок на пять сантиметров, а я – на десять!"
О регуляторе тормозных сил и не вспоминают. При поднятом задке задние колеса почти не тормозят, перегружая механизм передних. Несколько месяцев ленивой жизни – и коррозия рабочих цилиндров обеспечена.
Верный признак неполадок в задних тормозах – вибрация (дробление) колес при торможении. Особенно на мокрой дороге, когда пыль в тормозных барабанах слипается в грязь. Как правило, это означает, что какой-то из поршней уже заклинило и работает только одна колодка, упруго деформируя тормозной щит. Возникают срывные колебания: колодка напрягает щит, срывается, снова напрягает – и так далее. Такая вибрация – своего рода приглашение посетить ремонтников.
Несколько слов о ручном тормозе. Не все знают, что это своеобразный индикатор износа колодок. Если при правильной регулировке ручник не берет, значит, колодки, скорее всего, требуют замены. Такова кинематика механизма. Но все же снимем барабан! Случаются сюрпризы. Например, трос вытянут так, что после всех регулировок его возвратная пружина сжата до соприкосновения витков. Потянешь рычаг – и все усилие достанется этой пружине, а не колодкам. Одолеть беду нетрудно: слесарь кусачками укоротит пружину.
Ручник нужно шевелить почаще, чтобы трос не закисал. Иные водители не пользуются им, зато перед каждым техосмотром заменяют привод новым.
Передние тормоза очень страдают от коррозии, особенно на "жигулях", где аж четыре (!) рабочих цилиндра. Поршни, двигаясь в цилиндрах, преодолевают некоторое трение. У новых оно пустяковое – и равномерность тормозных сил в норме. Если же в одном цилиндре поршень закис, то немалая часть его усилия уйдет на трение, колодка прижмется слабей. Много цилиндров – больше фокусов.
Тормоза переднеприводных автомобилей ВАЗ усовершенствованы. У каждого колеса единственный рабочий цилиндр в плавающей скобе: одну колодку прижимает поршень, противоположную – скоба. С точки зрения школьника, все замечательно: силы вроде бы равны. Но опять вспомним о трении: если скоба по направляющим пальцам ходит туго, одна колодка будет прижата к диску сильнее другой. А когда механизм заклинит – одна колодка вообще не работает.
Исправность тормозов часто зависит от резиновых чехлов (пыльников и т. п.): они не позволяют воде, соли, грязи попадать в ответственные узлы. Потрепанные заменяем.
Тормозные диски: их минимальная толщина четко оговорена в инструкциях. Обычно допускают износ по миллиметру на сторону. Но многие не стесняются превращать диск в "бритву". (О вентилируемых умолчу!) Как-то раз клиент привез мне диск. Накладки износились, металл уже терся по металлу, но крепок наш человек: любой почин в дело – использовал ресурс деталей на 200%. Тонкий диск может треснуть, особенно если несимметричны нагрузки от колодок. К тому же он быстрее перегревается при экстренном торможении, и
"поджаренные" колодки заскользят, как по маслу. Всего несколько мгновений машина без тормозов, но и этого иной раз хватает.
Невеселая концовка? Что поделаешь – она продиктована жизнью, друзья!