Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 103

----------------------------------------------------------------------

Туполев Ту-154

Пассажирский самолет


В 1963 г. в ОКБ А.Н. Туполева под руководством главного конструктора 
С.М. Егера началась разработка проекта пассажирского самолета, 
предназначенного для эксплуатации на авиалиниях протяженностью 
до 3500 км. 24 августа 1965 г. вышло Постановление Совета министров 
СССР № 647-240 по новой машине. В конкурсе также приняло участие 
ОКБ С.В. Ильюшина с проектом Ил-72 (Ил-74) с тремя ТРДД Д-30. 
По итогам конкурса предпочтение было отдано туполевскому проекту.

Технические требования к Ту-154 были утверждены 20-21 ноября 
1965 г. В декабре того же года был принят макет самолета. Головным 
заводом по выпуску Ту-154 стал завод № 18 в Куйбышеве. В течение 
1968 г. были построены два опытных образца Ту-154 (№№ 85001 и 
85002). Первый полет опытной машины состоялся 3 октября 1968 г. 
(командир ВС Ю.В. Сухов, второй пилот Н.Н. Харитонов, бортинженер 
В.И. Евдокимов, инженеры по испытаниям Л.А. Юмашев и Ю.Г.Ефимов 
и бортэлектрик Ю.Г. Кузьменко). Совместные летные испытания 
проходили в два этапа: с декабря 1968 г. по январь 1971 г. - 
заводские испытания силами ММЗ «Опыт» на базе ЛИИ; с июня 
по декабрь 1971 г. - Государственные испытания. Всего в программе 
летных и эксплуатационных испытаний участвовали шесть опытных 
и предсерийных машин. Второй опытный образец использовался 
для статических испытаний, проходивших параллельно с летными.

В 1969 г. Ту-154 был впервые представлен на международном 
авиасалоне в Ле Бурже. В 1970 г. началось производство первой 
серии Ту-154 с ТРДД НК-8-2.

Освоение новой машины «Аэрофлотом» было поручено Внуковскому 
авиапредприятию (Москва). С мая 1970 г. Ту-154 выполняли 
грузовые рейсы из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и 
Минеральные Воды. Первый коммерческий рейс с пассажирами 
состоялся 9 февраля 1972 г. (Ту-154 № 85016, командир ВС 
Е.И. Багмут, второй пилот А.В. Алимов, штурман В.А. Самсонов, 
бортинженер С.С. Сердюк) по маршруту Москва - Минеральные 
Воды.

С 25 мая 1975 г. по настоящее время руководителем работ по 
самолету Ту-154 и его модификациям является главный конструктор 
А.С. Шенгардт. 

Самолет выпускался серийно до 1999 г. в модификациях Ту-154, 
Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1, Ту-154Б-2 и Ту-154М. К началу 
90-х годов построено более 900 экземпляров Ту-154 всех вариантов. 
В настоящее время эпизодически выпускаются новые Ту-154М 
по прямым заказам авиакомпаний.

Модификации:
Ту-154 (№№ 85006 - 85055) - первая серийная модификация с 
двигателями НК-8-2, выпускавшаяся с 1970 г. по 1974 г. В конце
70- годов переоборудованы в Ту-154Б. Три экземпляра были 
поставлены на экспорт: один в Венгрию, два в Болгарию.

Ту-154А (№№ 85056 - 85119) - вариант с ТРДД НК-8-2У и 
автоматическим управлением механизацией крыла и стабилизатором. 
Внешне отличался формой обтекателя стабилизатора из-за установки 
там антенны радиостанции «Микрон». Строился серийно до 1975 г.

Ту-154Б (№№ 85120 - 85225) - модификация с новым усиленным 
крылом и максимальной взлетной массой 98000 кг. Выпущен в 
конце 1975 г. Кроме этого, самолет получил дополнительный 
топливный бак, было увеличено количество аварийных выходов. 
АБСУ-154-2 была сертифицирована по II категории ICAO. Ранее 
выпущенные Ту-154 были доработаны до этой модификации.

Ту-154С (переоборудовано 9 машин, в том числе №№ 85019, 
85037, 85060, 85062, 85063, 85081, 85084) - 
обозначение самолетов Ту-154Б, переоборудованных в грузовой 
вариант. В левом борту фюзеляжа была сделана грузовая дверь 
размером 2,80 х 1,87 м, в салоне смонтированы погрузочные и 
швартовочные устройства.

Ту-154Б-1 (№№ 85226 - 85294) и Ту-154Б-2 (№№ 85295 - 85605, 
85804) - дальнейшее развитие модификации Ту-154Б; строился 
серийно с 1978 г. по 1985 г. Эти варианты отличались доработками 
топливной системы, системы кондиционирования, электро-
оборудования и шасси. Часть Ту-154Б во время капитального 
ремонта модернизировались до уровня Ту-154Б-1 или Б-2. 
Поставлено на экспорт: в Венгрию - 1 Ту-154Б и 12 Ту-152Б-2;
на Кубу - 5 Ту-154Б-2; в Болгарию - 9 Ту-154Б, 4 Ту-154Б-1 и
4 Ту-154Б-2; в Чехословакию - 2 Ту-154Б-2; в КНДР - 3 Ту-154Б
и 1 Ту-154Б-2; в Румынию - 5 Ту-154Б, 3 Ту-154Б-1 и 4 Ту-154Б-2.

Ту-154М (начиная с №85606 / зав. № 701, кроме 85804) - 
модификация с практически полностью перепроектированной 
конструкцией крыла, фюзеляжа, новой силовой установкой 
из трех ТРДД Д-30КУ-154 серии II в новых мотогондолах с 
внешними створками реверса. Трехщелевые закрылки были 
заменены двухщелевыми, крыло получило дополнительный 
наплыв, новые зализы и предкрылки, стабилизатор большей 
площади. Испытания опытного образца, переделанного из 
серийного Ту-154Б-2 (№ 85317), начались в 1982 г. Первый
серийный самолет поднялся в воздух 16 июля 1984 г. С конца
80-годов Ту-154М оборудовался пилотажно-навигационным 
комплексом "Жасмин" с инерциальной системой И-21 и комплексом
АБСУ-154-3 и был сертифицирован по категории 3A ICAO.
Построено более 300 экземпляров, из них около 100 машин 
было поставлено на экспорт (Куба, Китай, Иран, Польша,
Болгария, Чехия, Словакия, Сирия, Германия, Афганистан и др.)

Ту-155 (№ 85035) - опытный образец с двигателем НК-88, 
работающим на жидком водороде, который был установлен 
вместо правого ТРДД. Первый полет - 15 апреля 1988 г. 
(командир ВС В. Севанакаев). На Ту-155 было установлено 
14 мировых рекордов, были осуществлены перелеты по
маршрутам Москва - Братислава - Ницца - Москва, Москва - 
Ганновер - Москва.

Ту-154ЛЛ, Ту-154ЛК-1, Ту-154ЛК-2 - летающие лаборатории,
предназначенные для исследований в рамках программы ВКС 
"Буран". В эти варианты были переоборудованы пять серийных 
Ту-154.

Ту-154М-100 - серийная модификация с увеличенной взлетной 
массой, пассажирским салоном повышенной комфортности
на 132 места и новым пилотажно-навигационным оборудованием.


Экипаж: 3-4 чел.

Количество пассажиров:
Ту-154 - 128 - 164 чел.
Ту-154Б-1 - 152 - 169 чел.
Ту-154Б-2 - 152 - 180 чел.
Ту-154М - 152 - 176 чел.

Конструкция самолета (Ту-154Б):
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы, 
цельнометаллической конструкции. 

Крыло - низкорасположенное, трехлонжеронное, кесонного типа, 
конструктивно состоит из центроплана и двух отъемных консолей. 
Угол стреловидности крыла по линии 0,25 хорд 35 град. Угол 
становки крыла: в корне +3 град., на конце -1 град. Механизация 
крыла - по две секции трехщелевых (на Ту-154М - двухщелевых) 
закрылков и по две секции предкрылков с электрообогревом 
(на Ту-154М - односекционные предкрылки) на каждом полукрыле. 
Закрылки отклоняются на фиксированные углы - 28 и 45 град. 
(на Ту-154М - 28, 36 и 45 град.) Перед закрылками находятся 
трехсекционные интерцепторы: внешние секции работают 
совместно с элеронами, средние секции служат воздушными 
тормозами, внутренние секции работают как воздушные тормоза 
только при пробеге после касания ВПП. В корневой части крыла 
расположены овальные воздухозаборники ВВР (воздухо-воздушных 
радиаторов) системы кондиционирования.

Фюзеляж - типа полумонокок, круглого сечения, состоит из трех 
частей: носовой (до шпангоута № 19), средней (до шпангоута 
№ 66) и хвостовой. В носовом конусе под радиопрозрачным 
обтекателем установлены антенны метеоРЛС «Гроза» и ДИСС. 
В носовой части фюзеляжа располагаются кабина экипажа, 
передний технический отсек, передний туалет и гардероб, 
а также ниша передней опоры шасси и передний грузовой отсек 
(2,50 х 9,00 х 1,046 м) под полом кабины. В средней части 
размещаются пассажирские салоны, разделенные буфетом-кухней 
и гардеробом, средний грузовой отсек (2,50 х 7,35 х 0,951 м), 
задние туалеты. В пассажирском салоне кресла установлены 
по 6 в ряд с одним центральным проходом. Блоки кресел 
устанавливались на рельсах с фиксацией через 30 мм, что 
позволяло за короткое время менять компоновку салона и 
размещать 158, 146 или 134 кресла с шагом от 0,75 до 0,81 м. 
С левого борта предусмотрены две основные пассажирские 
двери (высота 1,73 м, ширина 0,80 м) и задняя аварийная дверь 
(высота 1,28 м, ширина 0,64 м); с правого борта - передняя 
аварийная дверь (высота 1,28 м, ширина 0,64 м) и служебная 
дверь (высота 1,28 м, ширина 0,61 м) в районе буфета-кухни. 
С каждого борта над крылом имеются по два аварийных выхода 
(высота 0,90 м, ширина 0,48 м) с люками пробкового типа. 
В нижней части фюзеляжа с правого борта багажные отсеки 
имеют грузовые двери: передняя и средняя - высотой 1,20 м 
и шириной 1,35 м; задняя - высотой 0,90 м и шириной 1,10 м. 
Хвостовая негерметичная часть фюзеляжа отделена от средней 
гермошпангоутом с титановой противопожарной перегородкой. 
В хвостовой части размещены двигатель № 2 с изогнутым 
воздушным каналом, ВСУ, агрегаты гидросистем, задний 
технический отсек и задний багажный отсек.

Хвостовое оперение однокилевое, Т-образное, с переставным 
стабилизатором. Киль и стабилизатор имеют двухлонжеронную 
конструкцию с сотовым заполнителем. Передние кромки 
оперения оборудованы тепловой противообледенительной 
системой. Руль направления и рули высоты односекционные, 
однолонжеронной конструкции. Триммеры отсутствуют, их роль 
выполняют механизмы МЭТ пружинных загружателей в системе 
управления.

Шасси трехопорное, с передней стойкой. Передняя стойка 
телескопическая, со спаренными колесами (размер пневматиков 
800 х 225 мм), убирается в носовую часть фюзеляжа назад, 
по потоку. Основные стойки телескопические, с дополнительным 
амортизирующим подкосом, оснащены шестиколесными тележками 
(размер пневматиков 930 х 305 мм). Убираются в обтекателе 
на центроплане назад, по потоку, с поворотом тележек.

Гидравлическая система состоит из трех независимых подсистем 
с рабочим давлением 207 бар.

Система кондиционирования обеспечивает избыточное давление 
в гермокабине 0,62 бар.


Силовая установка:
Ту-154 - 3 х ТРДД Кузнецов НК-8-2, макс. тяга 3 х 9500 кгс.
Ту-154А, Ту-154Б - 3 х ТРДД Кузнецов НК-8-2У, макс. тяга 
3 х 10500 кгс.
Ту-154М - 3 х ТРДД Соловьев Д-30КУ-154 серии II, макс. тяга 
3 х 10500 кгс.

Топливо размещается в баках-кессонах в консолях крыла 
(41140 л.) и центроплане (6600 л). Общий запас топлива: 
Ту-154Б-2 - 41300 л, Ту-154М - 47000 л.

(Приведены данные модификаций Ту-154 / Ту-154Б-2 / Ту-154М)

Геометрические размеры:                 
Длина самолета - 47,90 / 47,90 / 48,00 м
Высота самолета на стоянке - 11,40 м
Размах крыла - 37,55 м
Площадь крыла - 201,45 / 201,45 / 202 кв.м
Макс. диаметр фюзеляжа - 3,80 м
Длина пассажирской кабины - 27,45 м
Макс. ширина пассажирской кабины - 3,57 м
Макс. высота пассажирской кабины - 2,02 м
Объем пассажирской кабины - 163,2 куб. м
Объем переднего грузового отсека - 21,50 куб.м
Объем среднего грузового отсека - 16,50 куб.м
Объем заднего грузового отсека - 5,00 куб.м
Размах горизонтального оперения - 13,40 / 13,40 / ? м
Площадь горизонтального оперения - 40,55 / 40,55 / 42,00 кв.м
Площадь вертикального оперения - 31,72 кв.м     
Колея шасси - 11,50 м   
База шасси - 18,92 м
Минимальный радиус разворота на земле - 24,60 м

Весовые данные:                 
Масса пустого снаряженного самолета - 43500 / 50775 / 54800 кг
Максимальная коммерческая нагрузка - 18000 / 18000 / 18000 кг
Макс. масса топлива - 33150 / - / 39750 кг
Масса самолета без топлива - 63500 / 71000 / 74000 кг
Максимальная взлетная масса - 90000 / 98000 / 102000 кг
Максимальная посадочная масса - 75000 / 78000 / 80000 кг

Летно-технические характеристики:                       
Макс. приборная скорость полета - 575 / 625 / 650 км/ч
Макс. эксплуатационное число М - 0,88 / 0,88 / 0,86
Макс. крейсерская скорость полета - 850 / 900 / 935 км/ч                
Скорость сваливания (запас топлива 98%):                        
        шасси и закрылки убраны - 270 км/ч
        шасси выпущено, закрылки на 45 град. - 220 км/ч
Практический потолок - 11700 / 12300 / 12000 м
Дальность полета, км:                   
        с макс. коммерческой нагрузкой и резервами топлива - 
2720 / 2750 / 3900 км
        с макс. запасом топлива и пасс. (чел.) - 
- / 4000 (120) / 5200 (164) км
        перегоночная дальность без комм. нагрузки - 
- / - / 6400 км


Взлетно-посадочные характеристики:                      
Длина разбега (при норм. взл. массе, МСА) - 1140 / - / - м              
Потребная длина ВПП (МСА, H=0) - 2100 / 2300 / 2300 м
Потребная длина ВПП (МСА+20 град.С, H=0) - - / 2420 / 2420 м
Скорость захода на посадку - 235 км/ч
Макс. скорость выпуска шасси - 390 км/ч


Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=107


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.aircraft
Отписаться

В избранное