Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 102

----------------------------------------------------------------------


BAe Harrier

Истребитель вертикального взлета и посадки. 

В 1957 г. компания Bristol представила на Парижском авиасалоне 
прототип двигателя B.E.53 с поворотными соплами. Главный конструктор 
фирмы Hawker Сидней Кэмм принял решение об использовании этой 
силовой установки на самолете вертикального взлета и посадки, 
проект которого получил обозначение P.1127. Весной 1959 г. 
Министерство снабжения Великобритании выделило средства 
для постройки опытных образцов.

15 июля 1960 г. первый прототип P.1127 (рег. номер XP831) был 
перевезен в испытательный центр в Дансфолд. 31 августа начались 
гонки двигателя, контрольные взвешивания и проверки систем. 
Первый подлет в пришвартованном состоянии самолет выполнил 
21 октября 1960 г., а первый свободный полет продолжительностью 
22 мин. - 13 марта 1961 г. (летчик У.Брэдфорд).

В программе испытаний участвовали шесть прототипов: XP831, 
XP836 (потерян 14 декабря 1962 г. из-за разрушения правого сопла, 
летчик катапультировался), XP972 (после аварийной посадки 
из-за отказа двигателя, произошедшей 30 октября 1962 г., 
не восстанавливался), XP976, XP980 и XP984 (Kestrel FGA.Mk.1, 
оснащен ТРДД Pegasus 5).

В 1964-65 гг. по соглашению, заключенному правительствами 
Великобритании, США и ФРГ, была сформирована эскадрилья 
из 9 серийных самолетов Kestrel FGA.Mk.1 для проведения войсковых 
испытаний. По результатам этих испытаний компания Hawker 
приняла решение о создании на базе истребителя Kestrel нового, 
более тяжелого, истребителя с двигателем Pegasus 6. Конструкция 
и системы самолета были полностью переработаны.

Первый из шести предсерийных самолетов Harrier (рег. номер XV276) 
совершил свой первый полет 31 августа 1966 г. После завершения 
программы испытаний ВВС Великобритании заказали первую серию 
из 60 истребителей Harrier GR.Mk.1 и 10 учебно-боевых Harrier T.Mk.2.

18 апреля 1969 г. первые серийные Harrier поступили на вооружение 
1-й эскадрильи (авиабаза Уиттеринг), в 1970 г. - 4-й эскадрильи 
(авиабаза Вильденрат, ФРГ) RAF.

В 1982 г. самолеты Sea Harrier FRS.Mk.1 (800-й, 801-й и 899-й 
эскадрилий ВМС) и Harrier GR.Mk.3 (1-я эскадрилья ВВС) приняли 
активное участие в боевых действиях в районе Фолклендских 
(Мальвинских) островов. В ходе конфликта они использовались 
для штурмовки аргентинских аэродромов, складов, центров 
управления, кораблей, портов и береговых сооружений, а также 
для обеспечения ПВО британских экспедиционных сил. Было 
потеряно 6 истребителей Sea Harrier (из них в авариях - 4 машины) 
и 4 Harrier (в том числе аварии - 1 самолет). В воздушных боях 
было сбито 28 аргентинских самолетов и вертолетов: два Mirage III, 
восемь Dagger, одна Canberra, два Pucara, два A-4C, два A-4Q, 
четыре A-4P, один C-130E, один вертолет CH-47, три вертолета 
Puma и два вертолета Agusta.

В 1987 г. на вооружение английских ВВС стала поступать 
усовершенствованная модификация Harrier GR.Mk.5. К 1990 г. 
планировалось перевооружить на эти самолеты три боевые и 
одну учебно-боевую эскадрильи.

В апреле 2002 г. компания BAE Systems получила предварительный 
контракт на разработку нового варианта Harrier GR.Mk.9, который 
к 2004-2006 гг. должен заменить в составе ВВС и ВМС 
Великобритании отработавшие свой ресурс самолеты Harrier 
предыдущих модификаций. В их составе планируется иметь 
по две боевые эскадрильи Harrier GR.Mk.9/Mk.9A и по одной 
учебно-боевой эскадрильи, оснащенной двухместными самолетами 
Harrier T.Mk.12.


Модификации:
Harrier GR.Mk.1 - одноместный истребитель, оснащенный двигателем 
Rolls-Royce Pegasus 101; построено 78 серийных самолетов, первый 
из которых (XV 738) взлетел 28 декабря 1967 г. Состоял на 
вооружении 1-й и 233-й эскадрилий (авиабаза Wittering, 
Великобритания), 3-й, 4-й и 20-й эскадрилий ВВС Великобритании 
в Германии.

Harrier GR.Mk.1А - одноместная модификация с двигателем 
Pegasus 102. 5 января 1971 г. самолет Harrier GR.Mk.1A, пилотируемый 
летчиком Т.Лекки-Томпсоном (T.L.Lecky-Thompson), установил 
два мировых рекорда: время набора высоты 9 000 м - 1 мин. 44,7 с; 
время набора высоты 12 000 м - 2 мин. 22,7 с.

Harrier GR.Mk.3 - одноместный истребитель, оснащенный более 
мощным ТРДД Pegasus 103; первые самолеты этой модификации 
поступили в эксплуатацию в 1978 г.

Harrier T.Mk.2, T.Mk.2A, T.Mk.4 - учебно-тренировочные 
модификации самолетов Harrier GR.Mk.1, GR.Mk.1A и GR.Mk.3 
соответственно; отличались от базовых одноместных самолетов 
удлиненным на 1,83 м фюзеляжем, двухместной кабиной 
с расположением летчиков в тандем, а также составом оборудования 
и подвесного вооружения. Первый полет опытного образца 
Harrier T.Mk.2 (XW 174) состоялся 24 апреля 1969 г., первой серийной 
машиной (XW 264) - 3 октября 1969 г., введен в эксплуатацию 
в июле 1970 г.

Sea Harrier FRS.Mk.1 - одноместный палубный истребитель для 
ВМС Великобритании, созданный на базе GR.Mk.3. Первый 
Sea Harrier FRS.Mk.1 (рег.номер XZ 450) поднялся в воздух 
20 августа 1978 г. (продолжительность полета 35 мин.) 
Первоначальный заказ составил 34 самолета, которыми были 
вооружены 800-я, 801-я и 802-я эскадрилий Royal Navy. 
Для подготовки летного состава использовались самолеты 
наземного базирования Harrier T.Mk.4. На вооружении ВМС 
Великобритании к концу 90-х годов было 57 истребителей 
Sea Harrier FRS.Mk.1.

Sea Harrier FRS.Mk.2 - палубная модификация с двигателем 
Pegasus 106 и модифицированной РЛС. Первый полет - в начале 
1990 г.

Sea Harrier FA.Mk.2 - обозначение модернизированных самолетов 
Sea Harrier FRS.1. Первый полет опытной машины состоялся 
19 сентября 1988 г. Самолет был оснащен новой РЛС GEC-Marconi 
Blue Vixen. Поступил на вооружение в 1994 г.

Harrier Mk.50 (AV-8A) - одноместный истребитель для Корпуса 
морской пехоты США, разработан на базе самолета Harrier GR.Mk.3, 
от которого отличался составом оборудования и вооружения. 
Первые 10 AV-8A были оснащены двигателями Pegasus 103, 
остальные 92 машины - двигателями Pegasus 103. Первый самолет 
был поставлен 26 января 1971 г., сборка большей части машин 
осуществлялась в США фирмой McDonnell Douglas. Состоял на 
вооружении эскадрилий VMA 513, VMA 542 и VMA 231 (авиабаза 
Cherry Point, Северная Каролина). Позднее 47 машин были 
модернизированы в вариант AV-8C.

Harrier Mk.54 (TAV-8A) - двухместный учебно-тренировочный 
вариант самолета AV-8A с двигателем Pegasus 103. Поставки 
для КМП США были завершены в 1977 г. Состоят на вооружении 
эскадрильи VMA(T) 203 (авиабаза Cherry Point, Северная Каролина).

Harrier Mk.55 (AV-8S/TAV-8S Matador) - одно- и двухместные 
модификации самолета AV-8A для ВМС испании. До ноября 1976 г.
было поставлено 11 AV-8S и 2 TAV-8S (8a Escuadrilla, авиабаза Rota, 
Cadiz).

Harrier Mk.52 - демонстрационный самолет, разработанный 
на основе Harrier T.Mk.4 с двигателем Pegasus 103; первый полет - 
16 сентября 1971 г.

AV-8C Harrier - модернизированный вариант самолета AV-8A: 
изменена хвостовая балка, появилась система строевых огней и 
встроенный контейнер для ИК ловушек и дипольных отражателей, 
установлен новый прицельно-навигационный комплекс.

Harrier GR.Mk.5 - тактический истребитель, отличающийся от 
предыдущих модификаций новыми крылом и фюзеляжем, увеличенной 
дальностью полета и большей боевой нагрузкой. Первые серийные 
Harrier GR.Mk.5 стали поступать на вооружение английских ВВС 
в июле 1987 г.

AV-8B Harrier - экспортный вариант для Корпуса морской пехоты 
США, аналогичен модификации Harrier GR.Mk.5. Планировалось 
закупить 300 одноместных AV-8B и 28 двухместных учебно-боевых 
TAV-8B. Еще 12 истребителей AV-8B были поставлены ВМС Испании.

Harrier GR.Mk.7 - модификация, отличавшаяся более мощной силовой 
установкой, новыми РЛС, электронным оборудованием, системой 
управления огнем, новыми 30-мм пушками. Первый полет опытного 
образца состоялся 29 ноября 1989 г.

Harrier GR.Mk.9/9A - модификация, выпущенная в 2001 г. и 
отличающаяся современным радиоэлектронным оборудованием, 
новым ТРДД Rolls-Royce Pegasus 107. Первый полет опытной машины 
состоялся в 2001 г. В этот вариант планируется переделать все 
истребители Harrier GR.Mk.7.


Экипаж: 
Harrier GR.Mk.1, GR.Mk.3, GR.Mk.5, GR.Mk.7, AV-8A, AV-8S - 1 чел.;
Sea Harrier FRS.Mk.1 - 1 чел.;
Harrier T.Mk.2, T.Mk.4, TAV-8A, TAV-8S - 2 чел.

Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной схемы, цельнометаллической 
конструкции.

Крыло - высокорасположенное, трехлонжеронное, кессонного типа, 
крепится к фюзеляжу в шести узлах. Обшивка крыла состоит из 
трех верхних и двух нижних фрезерованных панелей. Профиль 
крыла разработан BAe, относительная толщина крыла 0,10 в 
корневой части и 0,05 в концевом сечении. Угол стреловидности 
крыла по линии 0,25 хорд +34 град. Угол поперечного V крыла –12 град. 
Угол установки крыла +1 град. 45'. Элероны односекционные, 
со сдвоенным гидроприводом Fairey. Механизация крыла - 
односекционные закрылки. Максимальный угол отклонения закрылков 
50 град. На каждой консоли имелись небольшой запил, два 
аэродинамических гребня и 12 турбулизаторов. На концах крыла - 
обтекатели крыльевых стоек шасси, в носках обтекателей установлены 
сопла струйной системы управления по крену. Под каждой консолью 
имеется по два пилона для подвесного вооружения и ПТБ.

На модификации Harrier GR.Mk.5 установлено новое многолонжеронное 
крыло с увеличенными на 20% размахом и на 14,5% площадью. 
Относительная толщина профиля крыла 0,115 в корне и 0,075 на 
конце. Угол стреловидности по передней кромке уменьшен на 10%. 
Конструкция крыла в основном из композиционных материалов, 
передние и задние кромки крыла и законцовки - из алюминиевых 
сплавов.

Фюзеляж типа полумонокок, балочно-стрингерной конструкции, 
выполнен из алюминиевых сплавов с ограниченным применением 
титана. В носовой части под радиопрозрачным обтекателем размещается 
антенна РЛС. В кабине экипажа установлены одно или два 
катапультируемых кресла Martin Baker Type 9A Mk.3 (Mk.4) класса 
0–0, самолеты Sea Harrier FRS.Mk.1 оборудованы креслами Martin Baker 
Type 10, самолеты AV-8A - креслами Stensel SIII. За кабиной - 
боковые нерегулируемые воздухозаборники. В средней части фюзеляжа 
находится подъемно-маршевый ТРДД с поворотными соплами. Под 
фюзеляжем размещаются два контейнера с пушками, между которыми 
может устанавливаться бомбодержатель. В нижней части, за нишей 
основной стойки шасси, размещается воздушный тормоз, отклоняющийся 
на угол до 66 град.

На палубной модификации Sea Harrier FRS.Mk.1 носовая часть фюзеляжа 
была удлинена на 0,53 м за счет обтекателя РЛС Blue Fox, кресло 
летчика для улучшения обзора приподнято на 0,28 м.

Модификация Harrier GR.Mk.5 получила новый фюзеляж, передняя 
и хвостовая часть которого изготовлена в основном из графито-
эпоксидных композиционных материалов. Под фюзеляжем установлены 
два титановых теплозащитных экрана. Для повышения подъемной 
силы при взлете на GR.Mk.5 применено экранирование отраженных 
от земли газов с помощью двух подфюзеляжных гребней и убираемой 
поперечной перегородки.

Хвостовое оперение однокилевое, с низкорасположенным 
цельноповоротным стабилизатором. Киль имеет двухлонжеронную 
конструкцию, выполнен с небольшим форкилем (на двухместных 
модификациях форкиль увеличен) и нижним подфюзеляжным гребнем. 
В верхней части киля установлена антенна КВ радиостанции. Руль 
направления односекционный, с триммером. Стабилизатор двухлонжеронный, 
имеет небольшой излом по передней кромке и установлен с углом 
поперечного V –15 град.50'. Угол отклонения стабилизатора от 
+11 град.15' до –10 град.15'.

Шасси велосипедного типа, с подкрыльевыми опорными стойками. 
Передняя стойка полурычажного типа, с одинарными колесами, 
убирается в носовую часть фюзеляжа. Угол поворота передней стойки 
при буксировке ±179 град., от педалей ±45 град. Задняя стойка 
телескопическая, со спаренными колесами, убирается в среднюю 
часть фюзеляжа. Подкрыльевые опоры телескопические, с одинарными 
колесами и стойками, закрытыми обтекателями, поднимаются в 
горизонтальное положение назад, по потоку. Колеса имеют пневматики 
Dunlop: передняя опора - 26,00 x 8,75–11 (660 х 222 мм), задняя 
опора - 27,00 x 7,74–13 (685 х 196 мм), подкрыльевые опоры - 
13,50 x 6,4 (342 х 162 мм). Давление в пневматиках колес: передней 
опоры - 6,21 кгс/см2 (Harrier GR.Mk.1, 1A и 3) или 6,90 кгс/см2 
(Harrier T.Mk.2, 2A и 4), задней опоры - 6,21 кгс/см2 (Harrier GR.Mk.1, 1A 
и 3) или 6,55 кгс/см2 (Harrier T.Mk.2, 2A и 4), подкрыльевых опор - 
6,55 кгс/см2. Амортизаторы стоек - Dowty Rotol, масляно-воздушные. 
Тормоза колес - Dunlop, многодисковые. Уборка и выпуск шасси 
осуществляется с помощью гидросистемы, аварийный выпуск шасси - 
с помощью сжатого азота.


Системы и оборудование самолета.
Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем 
с рабочим давлением 210 кгс/кв.см и служит для привода поверхностей 
управления, воздушного тормоза, шасси, стеклоочистителей лобового 
остекления кабины. В качестве аварийного источника энергии 
используется насос с приводом от воздушной турбины, автоматически 
выдвигаемой в поток при падении давления в гидросистеме ниже 
105 кгс/кв.см

Электрическая система: два генератора переменного тока мощностью 
по 15 кВА, статические преобразователи и две аккумуляторные батареи 
(28 V, 25 Ач).

Система кондиционирования, разработана British Aerospace совместно 
с фирмами Normalair–Garrett и Marston, обеспечивает максимальное 
избыточное давление в кабине экипажа 0,24 кгс/см2.

Кислородная система производства фирмы Normalair–Garrett, запас 
кислорода в баллонах 5 л.

Радиоэлектронное оборудование (Harrier GR.Mk.3):
- УКВ радиостанция Plessey PTR 377;
- спутниковая навигационная система TACAN Hoffman;
- система радиолокационного опознавания Cossor;
- инерциальная навигационная система Ferranti FE 541;
- лазерный дальномер Ferranti Type 106 (LRMTS - Laser Ranger 
and Market Target Seeker - система лазерного наведения).

Радиоэлектронное оборудование (Sea Harrier FRS.Mk.1):
- многофункциональная РЛС Ferranti Blue Fox;
- инерциально-допплеровская навигационная система NAVHARS 
с курсовертикалью HARS;
- объединенная система индикации и вычислителя прицельных 
данных HUDWAC с индикатором на лобовом стекле HUD;
- нашлемный прицел и цифровая система управления вооружением 
Smith;
- допплеровская РЛС Decca 72;
- система посадки MEL MADGE;
- спутниковая навигационная система TACAN GEC Avionics 
AD 2770;
- радиолокационная система опознавания;
- УКВ радиостанция Plessey PTR 377;
- радиостанция D403M;
- пассивная система предупреждения об облучении РЛС 
противника.

Радиоэлектронное оборудование (Harrier GR.Mk.5):
- УКВ и КВ радиостанции;
- система радиолокационного опознавания Cossor IFF 4760;
- приемник системы посадки;
- спутниковая навигационная система TACAN;
- цифровой вычислитель аэродинамических параметров;
- инерциальная навигационная система Ferranti FIN 1075;
- электронно-оптический индикатор с отображением данных 
на лобовом стекле;
- система управления оружием Hughes Aircraft;
- комплекс электронного радиопротиводействия (приемник 
обнаружения облучения РЛС противника AN/ALR-67(V)2, станция 
активных помех, устройства выброса дипольных отражателей и 
ИК ловушек).

Вооружение:
2 x 30-мм пушки Aden (в контейнерах под фюзеляжем, боезапас 
по 130 снарядов). Самолеты Harrier GR.Mk.7 и GR.Mk.9 вооружены 
пушками Aden с боекомплектом по 200 снарядов на пушку.

На четырех подкрыльевых узлах внешней подвески грузоподъемностью 
910 кг (внутренние узлы) и 295 кг (внешние узлы) (Harrier GR.Mk.1):
- 2 х УР «воздух-воздух» AIM-9D Sidewinder;
- или 2 х УР «воздух-поверхность» AS.37 Martel;
- или 8 х 227-кг или 5 х 454-кг бомбы;
- или 2 зажигательные бомбы;
- или 8 х 12,7-кг практических бомб;
- или 4 бомбовые кассеты;
- или шесть ПУ 19 х 68-мм НАР;
- или четыре ПУ Matra 155 c 19 x 68-мм НАР SNEB.

На подфюзеляжном узле может подвешиваться 910-кг бомба.

Максимальный вес боевой нагрузки на внешней подвеске - 2500 кг 
(с использованием сдвоенных бомбодержателей 3100 кг).

На модификации Harrier GR.Mk.5 предусмотрено 8 подкрыльевых 
и один подфюзеляжный узлы внешней подвески.

Состав вооружения на 8 подкрыльевых узлах подвески 
(Harrier GR.Mk.7):
- 4 х УР «воздух-воздух» AIM-9L или AIM-120 AMRAAM;
- 4 х УР «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick;
- 4 х ПКР AGM-84 Harpoon или SeaEagle;
- 2 бомбы с оптическим наведением AGM-62 Walleye;
- 2 контейнера с 30-мм пушками;
- авиабомбы различного калибра, ПУ НАР и контейнеры 
с разведывательным и РЭБ оборудованием.

Силовая установка: 
Harrier GR.Mk.1 - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 101, максимальная 
тяга 8606 кгс ( 84,43 кН);

Harrier GR.Mk.1A - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 102;

Harrier GR.Mk.3, T.Mk.4, GR.Mk.5 - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 103, 
максимальная тяга 9745 кгс (95,6 кН);

Sea Harrier FRS.Mk.1 - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 104, максимальная 
тяга 9745 кгс (95,6 кН); степень двухконтурности 1,4; степень 
повышения давления 14; длина двигателя 3,48 м; диаметр по контуру 
вентиляторов 1,22 м; масса сухого двигателя без сопл 1442 кг. 
Удельный расход топлива: при вертикальном взлете 0,764 кг/кгс*ч; 
при взлете с разбегом 0,756 кг/кгс*ч; в крейсерском полете 0,654 кг/
кгс*ч.

Harrier GR.Mk.7 - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 105, максимальная 
тяга 9866 кгс (96,8 кН).

Sea Harrier FRS.Mk.2 - 1 x ТРДД Rolls-Royce Pegasus 106, максимальная 
тяга  кгс ( кН).

Двигатель крепится к силовым шпангоутам средней части фюзеляжа 
в четырех точках. Сопла поворачиваются с помощью пневмомотора 
на угол до 98,5 град. От компрессора высокого давления воздух 
отводится в соплам управления по крену на концах крыла, к соплам 
в носовой (для управления по тангажу) и хвостовой (одно сопло 
для управления по тангажу и два - по рысканью) частей фюзеляжа.

Топливо размещается в пяти мягких фюзеляжных баках (2 х 232-л 
бака позади кабины, один 473-л бак над нишей основной опоры шасси 
и 2 х 177-л бака между соплами двигателя) и двух 785-л крыльевых 
баках-отсеках. Общий запас топлива  2861 л. Под крылом возможна 
подвеска двух 455-л или двух 1500-л ПТБ.

Заправка топливом на земле осуществляется централизованно 
под давлением через горловину на левом обтекателе заднего сопла. 
Дозаправка топливом в полете - через штангу, смонтированную 
на левом воздухозаборнике.


(Приведены данные модификации Harrier GR.Mk.3)

Геометрические размеры:         
Длина - 13,87 м
Высота - 3,45 м
Размах крыла - 7,70 м
Корневая хорда крыла - 3,56 м
Концевая хорда крыла - 1,26 м
Площадь крыла - 18,68 кв.м
Площадь элеронов (общая) - 0,98 кв.м
Площадь закрылков (общая) - 1,29 кв.м
Площадь стабилизатора - 4,42 кв.м
Размах стабилизатора - 4,24 м
Площадь киля - 2,40 кв.м
Площадь руля направления - 0,50 кв.м
Колея шасси - 6,76 м
База шасси - 3,45 м
                
Весовые данные:         
Масса пустого самолета - 6140 кг
Максимальная боевая нагрузка:           
при взлете с коротким разбегом - 3600 кг
при вертикальном взлете - 2300 кг
Максимальная взлетная масса - 11430 кг
Запас топлива:          
внутренний - 2295 л
в ПТБ - 2400 л
                
Летно-технические характеристики:               
Максимальная скорость полета (H=0) - 1186 км/ч
Время набора высоты 12200 м (при вертикальном 
взлете) - 2,4 мин.
Практический потолок - 15240 м
Макс. боевой радиус действия - 520 км
Перегоночная дальность, км:             
без дозаправки - 3425 км
с одной дозаправкой в воздухе - 5560 км
Макс. продолжительность полета с одной 
дозаправкой в воздухе - 7,0 ч
Макс. эксплуатационная перегрузка - +7,8g
Взлетная дистанция при взлете с коротким разбегом - 305 м



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=103


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.aircraft
Отписаться

В избранное