Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №12



Аудиторская фирма «БНК»
Бухгалтерские и налоговые консультации
Более подробную информацию по интересующим вас вопросам вы можете получить:
  • на нашем сайте - www.bnk-group.ru
  • по электронной почте - info@bnk-group.ru
  • ICQ-консультант - 455371272, 418988735
  • по телефонам:
    • аудит, бухучет, кадровый учет
      (495) 585-54-91
    • юридические услуги, регистрация, лицензирование
      (495) 543-86-66
Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №12
Вопрос

В октябре 2007 г был куплен погрузчик. Он подлежит регистрации? На данный момент его не зарегистрировали. Ввели в эксплуатацию с октября 2007, амортизация начислялась с ноября 2007г.
1) С какого момента нужно рассчитывать транспортный налог?
2) Имели ли мы право вводит в эксплуатацию и начинать амортизацию, если
средство не зарегистрировано?

Ответ

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003, N 4251).
Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95 (зарегистрированы в Минюсте России 27.01.95, N 785).
ПОСТАНОВЛЕНИЕм Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" установлено:
«В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:…
2. Установить, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:….
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;…»
"ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ТРАКТОРОВ, САМОХОДНЫХ ДОРОЖНО - СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ МАШИН И ПРИЦЕПОВ К НИМ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ САМОХОДНЫХ МАШИН И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСТЕХНАДЗОРА)" (утв. Минсельхозпродом РФ 16.01.1995) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785) регулируют процесс регистрации данных транспортных средств, а именно:
«п.1.2. Правила распространяются на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, физических лиц граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся собственниками машин,…
П.1.3. Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
п.1.4. Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
п.1.5. Собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных….
П.1.10. Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально - государственных и административно - территориальных образований.
П.1.17. За нарушение установленного порядка государственной регистрации машин их владельцы и должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
П.2.1. Машины регистрируются за юридическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники.
П.2.2. Машины регистрируются за юридическими лицами - по их юридическому адресу….»
Согласно Ст. 19.22 КоАП «Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.»
Следовательно, из указанных выше документов следует, что государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
Таким образом, если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то данные автопогрузчики подлежат обязательной регистрации в органах Гостехнадзора .
В случае если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см и, следовательно, не подлежат государственной регистрации в органах Гостехнадзора.

Ст. 356 НК РФ определяет, что «Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».
Ст. 357 НК РФ устанавливает, что «Налогоплательщиками налога  признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей».
В ст. 358 НК РФ определено следующее: «п.1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ».
В Приказе МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ» в частности сказано:
«п. 3. В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Признание физических и юридических лиц в соответствии с ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств….
П.11. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ…
П.29. Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде…»
Следовательно, если Вы расположены на территории субъекта РФ, на которой введен транспортный налог и порядок его исчисления не отличается от указанного в НК РФ, то исчисление и уплата налога напрямую зависит от регистрации транспортного средства (автопогрузчика). Если автопогрузчик не подлежит регистрации, то данный автопогрузчик не является объектом налогообложения транспортным налогом.
Так же следует заметить, что если Ваш автопогрузчик подлежит регистрации, но на данный момент по какой-либо причине не зарегистрирован, то исчисление транспортного налога не производится до момента регистрации данного автопогрузчика. Подобное мнение подтверждается в письме УФНС РФ по МО от 07.02.2006 № 19-42-И/0127 и письме УМНС РФ по г. Москве от 07.06.2004 № 23-10/3/37665.
Так же данное мнение подтверждает арбитражная практика:
Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548; ФАС ВСО от 16.06.2005 № А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1: «обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта государственной регистрации транспортных средств, признаваемых объектом обложения данным налогом. И если транспортные средства не зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке, то они не являются объектом обложения транспортным налогом. При этом причина, по которой эти транспортные средства не зарегистрированы, значения не имеет».

В ст. 256 НК РФ определено, что «п.1 Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей».
В ст.258 НК РФ сказано, что «п.8. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав».
Ст. 130 ГК РФ определяет понятие движимого имущества: «п.2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе».
Ст. 164 ГК РФ сказано, что «п.2. Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов».
Ст. 259 НК РФ определяет методы и порядок расчета сумм амортизации, а именно:
«п.2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей статьей. Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям».
 Следовательно, как видно из указанных Выше законодательных актов необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также необходимость регистрации права собственности на транспортные средства законодательством не установлена. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники. Учитывая изложенное, начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 2 ст. 259 Кодекса. Данное мнение подтверждается в Письме Минфина РФ от 20.11.2007 № 03-03-06/1/816.
Данное мнение подтверждает и арбитражная практика:
Постановление ФАС Уральского круга от 24.09.2007 № Ф09-7797/07-С3 по делу № А60-36582/06 «Суд указал, что налогоплательщик правомерно начислял амортизацию с момента приобретения транспортных средств, а не с момента их госрегистрации в органах Гостехнадзора.»
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 № Ф04-1621/2005(9589-А27-23) «Суд отклонил доводы налогового органа о том, что право собственности на транспортное средство и право его использования для извлечения дохода подтверждаются документами о регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора или ГИБДД. По мнению суда, такое транспортное средство признается амортизируемым имуществом уже с момента его приобретения и использования для извлечения прибыли».
Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2006 N КА-А40/5390-06 по делу № А40-66381/05-151-155 «Суд указал, что в ст. 256 НК РФ нет условия отнесения имущества к амортизируемому, которое бы обязывало собственника регистрировать принадлежащее ему на праве собственности имущество».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 № А56-44438/2004 «Суд отклонил доводы инспекции о том, что поскольку у общества в проверяемом периоде отсутствовали регистрационные документы на транспортное средство, то оно не могло быть использовано по назначению (для извлечения дохода), а следовательно, не признается амортизируемым имуществом по смыслу ст. 256 НК РФ».

До встречи в следующем выпуске!

Ответы подготовил консультант Сошникова Ольга

Аудиторская фирма БНК поможет вам в следующих ситуациях:
  • проведет обязательный и инициативный аудит, аудит управленческого учета;
  • проконсультирует по вопросам бухучета, налогообложения и права;
  • поможет провести сверку начислений и уплаты налогов и сборов в ИФНС, а также получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом как юридическим, так и физическим лицам;
  • предоставит ассистентов бухгалтеров для оперативного подбора или восстановления документов перед камеральной или выездной проверкой ИФНС;
  • осуществит постановку бухгалтерского и налогового учета, а также в дальнейшем окажет услуги по ведению учета;
  • организует кадровый учет сотрудников;
  • произведет расчет заработной платы сотрудников, оформление всех первичных документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда, сформирует и предоставит в ИФНС, ФСС и ПФР необходимую отчетность;
  • поможет в заполнении 3-НДФЛ при продаже автомобиля, квартиры и т.п.;
  • окажет помощь в подборе персонала финансовой службы;
  • проведет тестирование сотрудников бухгалтерии.

В избранное