Практика аудитора: вопросы налогообложения. Выпуск №7
Вопрос 1
Если по итогам года переплата налога за счет авансовых платежей, то в декларации за 2007 г. начисляют ли ежемесячные авансовые платежи на 1 квартал 2008 г. или нет? (строки 290, 300, 310 листа 02) И как отразить зачет переплаты налога по бухгалтерским проводкам?
Ответ
Согласно п.2 ст. 286 НК РФ «…Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются…». Пунктом 5.11 разд. 5 Порядка заполнения декларации
по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 07.02.06г №24н предусмотрено, что «По строкам 290 - 310 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена Декларация… Например, в Декларации за 9 месяцев по строке 290 указывается сумма ежемесячных авансовых платежей на IV квартал, исчисленная как разность строки 180 Декларации за 9 месяцев и строки 180 Декларации за I полугодие. В этом же размере
уплачиваются авансовые платежи в первом квартале следующего налогового периода». Следовательно, строки 290 - 310 листа 02 декларации не заполняются, в декларации за налоговый период, т.е. за 2007г. Следует заметить, что исходя из положений п. 1.1 разд. 1 указанного Порядка, подраздел 1.2 разд. 1 декларации (срок уплаты и суммы ежемесячных авансовых платежей) включается в состав декларации и представляется в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет данные, подлежащие отражению
в указанном подразделе. Так как за налоговый период 2007г строки 290 - 310 листа 02 декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период не заполняются, не заполняется и подраздел 1.2 разд. 1 в декларации за налоговый период. Из выше сказанного можно сделать вывод, что необходимость в представлении в составе декларации за налоговый период подраздела 1.2 разд. 1 декларации отсутствует. В данном случае сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового
периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в четвертом квартале предыдущего налогового периода. Если вы используете один субсчет для налога на прибыль, то зачет переплаты по налогу в бухгалтерских проводках отражать отдельно нет необходимости, т.к. начисленные и перечисленные суммы автоматически компенсируют друг друга. Если же в Вашем рабочем плане счетов предусмотрено два отдельных субсчета для авансовых платежей по налогу на прибыль и начисленного
налога на прибыль, то тогда необходимо сделать проводку: Дт.68 (суб/с налог на прибыль) Кт.68 (суб/с авансовые платежи) на сумму произведенного зачета.
Вопрос 2
Соблюдены все условия для выплаты дивидендов, может ли учредитель – получатель этих дивидендов получить их с расчетного счета частями? Надо получить 2 млн. рублей, на расчетном счете имеется эта сумма, но учредитель хочет получить их несколькими частями в течение четырех дней
Ответ
П. 4 ст. 42 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сказано, что «срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. В случае если уставом общества срок выплаты дивидендов не определен, срок их выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов». В законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" срок и порядок выплаты распределенной прибыли не установлен. Следовательно, Законодательными актами РФ не запрещается выплачивать дивиденды (либо распределенную прибыль между участниками ООО) частями. Но в уставе общества могут быть определены сроки и порядок данных выплат. Соответственно, Вам необходимо изучить устав общества по данному вопросу и придерживаться принятых в нем условий. Если же в уставе нет запрета за получение дивидендов частями, то Вы смело можете удовлетворить просьбу Вашего учредителя. Хочу заметить, что выплата дивидендов в несколько этапов
- нормальная ситуация, часто встречающаяся в практике предприятий.
Вопрос 3
Наша компания занимается строительством. Мы на УСН. В течение 2007 г. нами были произведены расходы. При этом доходов еще нет. Могу ли я уменьшить этим убытком налоговую базу в следующем году, когда появятся доходы? Слышала, что если в налоговом периоде не было доходов, то и расходы данного периода нельзя принимать к учету.
Ответ
Согласно ст.346.16 п.2 НК РФ «Расходы… принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса», а именно: «Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты … осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными
в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота… и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы … Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода».
При применении УСН в п.2 ст. 346.17 НК РФ установлено, что «расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе
расходов с учетом следующих особенностей: 1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. … При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство…». В ст.346.18 НК РФ сказано, что «п.2. В случае, если объектом налогообложения
являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов… П.5. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. П.6. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом. Сумма
минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога… П.7. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода
налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Указанный в настоящем пункте убыток не может уменьшать налоговую
базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов».
Следовательно, если Ваши расходы соответствуют указанным критериям, а именно документально подтверждены, экономически обоснованны и направлены на получение дохода, то Вы вправе учесть данные расходы при определении налоговой базы, даже при отсутствии в данном налоговом периоде дохода, т.к. в гл.26.2 НК РФ не устанавливает наличие доходов в отчетном периоде в качестве обязательного условия для признания расходов. Но следует обратить внимание, что если Ваше организация вообще не вела предпринимательскую
деятельность, то расходы нельзя считать обоснованными, если же деятельность велась (заключались договора, закупался товар (материалы) и т.д.), то временное отсутствует дохода не помешает признать данные расходы. Т.к. в Вашем случае доход будет равен нулю, то и минимальный налог Вам платить не придется, т.к. он так же будет равен нулю. А так же при соблюдении указанных условий признания расходов в данном налоговом периоде, Вы сможете уменьшить налоговую базу последующих налоговых периодов на сумму убытка
полученную в данном налоговом периоде. Следует обратить внимание, что налоговую базу можно уменьшить не более чем на 30%, а оставшуюся сумму убытка можно перенести на последующие налоговые периоды.
До встречи в следующем выпуске!
Ответы подготовил консультант Сошникова Ольга
Аудиторская фирма БНК поможет вам в следующих ситуациях:
проведет обязательный и инициативный аудит, аудит управленческого учета;
проконсультирует по вопросам бухучета, налогообложения и права;
поможет провести сверку начислений и уплаты налогов и сборов в ИФНС, а также получить справку об отсутствии задолженности перед бюджетом как юридическим, так и физическим лицам;
предоставит ассистентов бухгалтеров для оперативного подбора или восстановления документов перед камеральной или выездной проверкой ИФНС;
осуществит постановку бухгалтерского и налогового учета, а также в дальнейшем окажет услуги по ведению учета;
организует кадровый учет сотрудников;
произведет расчет заработной платы сотрудников, оформление всех первичных документов по учету расчетов с персоналом по оплате труда, сформирует и предоставит в ИФНС, ФСС и ПФР необходимую отчетность;
поможет в заполнении 3-НДФЛ при продаже автомобиля, квартиры и т.п.;
окажет помощь в подборе персонала финансовой службы;