← Ноябрь 2003 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 16 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.taxpravo.ru
Открыта:
17-06-2003
Статистика
-5 за неделю
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика.
(Выпуск № 23 от 13.11.2003)
Здравствуйте Уважаемые подписчики !
Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:
Уважаемые подписчики, приглашаем Вас подписаться на новую рассылку Банкир.Ру
"Обзор банковского законодательства"
Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ
Наиболее интересные темы этой недели форума "Налоговое право": |
|
Новые статьи (Аналитика): |
Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 100 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков. "ККТ - Контрольно-Кассовый Терроризм" В статье анализируется Определение Конституционного Суда РФ от 9.04.2003 № 116-О. Автор приходит к выводу, что КС РФ в очередной раз уклонился от ответа, оставив грабительские размеры штрафа за не применение ККТ в прежнем размере. В статье приводится подробная аргументация, на основании которой можно сделать вывод, что ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ противоречит Конституции РФ. /Дмитрий Костальгин / (читать) "Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате земельного налога" В статье рассматриваются проблемы исчисления земельного налога, в частности применение коэффициентов. Также анализируется практика Конституционного Суда по данному вопросу. /Алексей Сухоруков, юрист Консалтинговой группы "УралИНКО"/ (читать) |
Арбитражная практика: |
1. Статьей 3 Закона от 12 декабря 1991 года № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами» предусмотрено, что в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Такая норма несколько противоречит НК РФ, нормы которого и должны применяться. Тем не менее, налоговые органы считают, что налог подлежит возврату только в данном случае. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2003 года № Ф04/3204-593/А70-2003:
|
"Из материалов дела следует, что 15.09.2001 на общем собрании акционеров открытого акционерного общества "ТНК-Уват" (правопредшественник ООО "ТНК-Уват") принято решение о реорганизации общества в форме присоединения и об увеличении уставного капитала путем выпуска ценных бумаг. |
|
Вывод: |
Таким образом, если налогоплательщик отозвал документы на эмиссию из регистрирующего органа, то уплаченный налог на операции с ценными бумагами подлежит возврату по статье 78 НК РФ. Следует отметить, что, так как объектом налогообложения данным налогом является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, при уменьшении эмитентом суммы выпуска излишне уплаченный налог также подлежит возврату. Отказ налоговых органов в данных случаях является неправомерным и может быть обжалован в суде.
2. Мы уже писали в наших выпусках о спорах, возникающих по поводу привлечения налогоплательщиков к ответственности по статье 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек. Наконец по данной тематике высказался ВАС РФ в Постановлении от 7 октября 2003 г. № 4243/03:
|
"Открытое акционерное общество "Орская трикотажная фабрика "Ника" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Орска Оренбургской области (далее - инспекция) о признании частично недействительным ее решения от 22.05.02 N 06-12/124. Решением суда первой инстанции от 03.09.02 иск удовлетворен частично. Признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части привлечения акционерного общества к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части иска отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.11.02 решение оставлено без изменения. Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 27.02.03 названные судебные акты Арбитражного суда Оренбургской области отменил. В удовлетворении исковых требований отказал. Как установлено Арбитражным судом Оренбургской области, основанием для привлечения акционерного общества к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации явилось отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 1999 - 2000 годы. Признавая недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения акционерного общества к ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд исходил из того, что налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц предназначена для правильного и полного учета доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, определения размера скидок, расходов и вычетов, исключаемых из источника выплаты из суммы дохода, а также для расчета суммы подоходного налога и не предназначена для отражения хозяйственных операций в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете". Поскольку налоговая карточка согласно статье 11 Кодекса, статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" не относится к первичным документам, ее отсутствие при правильном ведении бухгалтерского учета не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 120 Кодекса. Федеральный арбитражный суд Уральского округа, отменяя судебные акты Арбитражного суда Оренбургской области, признал данный вывод суда ошибочным, сославшись на часть 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", в силу которой предприятия, учреждения, организации, удерживающие подоходный налог, обязаны вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым Госналогслужбой России. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.02.03 по настоящему делу акционерное общество ссылается на неправильное применение судом кассационной инстанции норм налогового права. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям. Суд кассационной инстанции, делая вывод о том, что отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 120 Кодекса, не учел, что ответственность в соответствии с указанной статьей Кодекса предусмотрена не за любое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а только за грубое. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и по его оплате. Налоговая карточка не входит в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета. В силу Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции Приказа от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 МНС России) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета. Поэтому отсутствие налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поскольку законодатель в статье 120 Кодекса не указал однозначно, что под первичными документами понимаются, в том числе, и первичные документы налогового учета, а содержание указанной правовой нормы не исключает понимания под первичными документами только документов бухгалтерского учета, привлечение к ответственности в данном случае недопустимо. Таким образом, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.02.03 по настоящему делу подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права." |
|
Вывод: |
Таким образом, ВАС РФ признал, что привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ за отсутствие налоговых карточек неправомерно. Налогоплательщики могут прямо ссылаться на указанное постановление в спорах с налоговыми органами, поскольку ВАС РФ рассматривал дело в порядке надзора и отказал именно по основанию нарушения единообразного применения норм права.
3. Поскольку порядок проведения камеральных проверок и порядок привлечения к ответственности по результатам такой проверки четко не прописаны в НК РФ, налоговые органы пытаются воспользоваться пробелами, что бы создать для налогоплательщика некий эффект неожиданности. К чему приводит таки действия, рассмотрено в Постановлении ФАС Московского округа от 19 мая 2003 г. № КА-А40/2860-03
|
"Как усматривается из материалов дела, ответчик, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки истца, принял решение N 155 от 31.01.2002 о привлечении истца к налоговой ответственности. Судом было установлено, что при подаче декларации за декабрь 2001 года в ее заключении была допущена техническая ошибка: при указании налоговой базы в графе 1 "А" указана налоговая база в сумме: 14150763 руб., т.е. сумма, включающая НДС, тогда как необходимо было указать сумму 11792303 руб., т.е. сумму налоговой базы, не включающей НДС. |
|
Вывод: |
Таким образом, при проведении камеральной проверки налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о выявленных ошибках. В противном, случае привлечение налогоплательщика к ответственности по итогам такой проверки неправомерно.
|
"Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Дионис клуб МСК" (далее - ООО "Торговый дом "Дионис клуб МСК") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N 41 по г. Москве (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительными решения N 77 от 07.08.2002 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 590 об уплате налога по состоянию на 12.08.2002. |
|
Вывод: |
Таким образом, в отношении налога с продаж основное и главное значение имеет тот факт, что нормы признаны неконституционными. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Поэтому у налогоплательщиков есть все шансы доказывать в судах, что они не обязаны уплачивать неконституционный налог, независимо с какого момента нормы о налоге с продаж, по мнению КС РФ, утрачивают силу, поскольку в силу признания норм неконституционными налог не подлежит уплате.
5.
У
многих налогоплательщиков возникает
вопрос, а есть ли предельный срок, в течение
которого налоговые органы могу взыскать
недоимку по налогам. Ведь в НК РФ не
содержится прямого указания на такой срок,
а такой срок обязательно должен быть, на что
указывалось Конституционным судом. Тем не
менее, налоговые органы считают, что
недоимку они могут взыскивать, когда
захотят и выставляют требования об уплате
налога и пени. Какие последствия влекут
такие действия отражено в Постановлении
ФАС Северо-Западного округа от 22 июля 2003 года
№ А66-1470-03
|
"Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации, территориального фонда медицинского страхования налоговой инспекции переданы реестры плательщиков страховых взносов, в числе которых указано Общество. Одновременно переданы и акты сверок по задолженности и пеням плательщика: с
Тверским территориальным фондом медицинского страхования от 05.03.2001, Тверским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.02.2001 и с территориальным отделением
Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2001. |
|
Вывод: |
Таким образом, предельный срок взыскания недоимок по налогам складывается из сроков, установленных статьями 70 и 46 НК РФ. За пределами срока налоговый орган не имеет права взыскивать данную недоимку. Все направленные требования по уплате такой недоимки являются неправомерными и не подлежат исполнению в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ. А с какими трудностями налогоплательщик может столкнуться при списании такой недоимки, Вы можете узнать на нашем форуме, где неоднократно обсуждалась данная тема.
Уважаемые подписчики,
Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.
Рассылку подготовил и составил: Костальгин Дмитрий
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||