← Ноябрь 2003 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 16 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.taxpravo.ru
Открыта:
17-06-2003
Статистика
-4 за неделю
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Защита прав налогоплательщиков. Арбитражная практика.
(Выпуск № 22 от 05.11.2003)
Здравствуйте, Уважаемые подписчики !
Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:
Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ
Наиболее интересные темы этой недели форума "Налоговое право": |
|
Новые статьи (Аналитика): |
Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 100 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков. "ККТ - Контрольно-Кассовый Терроризм" В статье анализируется Определение Конституционного Суда РФ от 9.04.2003 № 116-О. Автор приходит к выводу, что КС РФ в очередной раз уклонился от ответа, оставив грабительские размеры штрафа за не применение ККТ в прежнем размере. В статье приводится подробная аргументация, на основании которой можно сделать вывод, что ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ противоречит Конституции РФ. /Дмитрий Костальгин / (читать) "Отдельные аспекты правового регулирования отношений по уплате земельного налога" В статье рассматриваются проблемы исчисления земельного налога, в частности применение коэффициентов. Также анализируется практика Конституционного Суда по данному вопросу. /Алексей Сухоруков, юрист Консалтинговой группы "УралИНКО"/ (читать) |
Арбитражная практика: |
1. Сегодня мы начнем нашу рассылку с анонса нескольких новых определений Конституционного Суда РФ:
-
Определение КС РФ от 10 июля 2003 г. № 287-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Можнева Ивана Федоровича и коллективной жалобы граждан Гирдюк Татьяны Сергеевны, Маркеловой Людмилы Николаевны, Ращинской Галины Владимировны и других на нарушение их конституционных прав абзацем первым пункта 7 статьи 84 НК РФ ». Похоже в борьбе религиозных граждан против присвоения ИНН можно поставить точку (обсудить);
-
Определение КС РФ от 6 июня 2003 г. № 278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Совета Республики Хакасия о проверке конституционности пунктов 1 и 3 и подпунктов 3-5 пункта 4 статьи 271 НК РФ». Перед КС РФ был поставлен достаточно интересный вопрос о правомерности метода начисления, но КС РФ опять формально подошел к этому вопросу (обсудить);
-
Определение КС РФ 10 июля 2003 г. № 316-О «По жалобе гражданки Ивановой Ирины Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 119 НК РФ». В жалобе указывалось на несоразмерность штрафа, предусмотренного в статье 119 НК РФ и опять имеем отказ по формальным основаниям. (обсудить).
2. Хотелось бы обратить внимание на Постановление ФАС Северо - Западного округа от 19 мая 2003 года № А21-560/03-С1. Суть данного спора заключается в следующем. Организация оказывала услуги, связанные с экспортом. Оплата денежными средствами за эти услуги не поступала, поскольку был произведен зачет взаимных требований по статье 410 ГК РФ. Вот что отметил суд:
|
"Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных обществом налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (22.04.2002 - первоначальная, 27.05.2002 и 07.06.2002 - уточненные) по налоговой ставке 0% за март 2002 года и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем составлена справка от 16.07.2002 N 177. Из справки следует, что в проверяемый период общество занималось международной перевозкой грузов и оказанием транспортно-экспедиционных услуг по перевозке экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом. |
|
Вывод: |
Следует отметить, что данное Постановление было принято до принятия Конституционным Судом Постановления от 14 июля 2003 г. № 12-П. Основная мысль КС РФ сводилась к следующему. Нормы НК РФ должны быть гармонизированы с нормами других отраслей, то есть если нормами другой отрасли законодательства предусмотрен иной документ, подтверждающий какой-либо факт, то ссылка на отсутствие такого документа в статье 165 НК РФ безосновательна. В рассматриваемом случае произошла именно такая ситуация, то есть отказ был мотивирован формальным отсутствием акта о зачете в статье 165 НК РФ.
В данном случае также возможно ссылаться на Постановление КС РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П, хотя оно было принято по старому Закону об НДС, но смысл его абсолютно не изменился:
«Из взаимосвязанных положений названного Закона, определяющих природу налога, предназначение и порядок его уплаты (статьи 1, 3, 4 и 7), вытекает, что исчисление подлежащей взносу в бюджет суммы налога не зависит от формы расчетов между продавцом и покупателем, поскольку оно основано на общем правиле определения добавленной стоимости как разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат на их производство и реализацию, не обусловленном какими-либо особенностями отношений между хозяйствующими субъектами. Этот единый порядок исчисления налога на добавленную стоимость при использовании налогоплательщиком любых законных форм реализации товаров (работ, услуг), в том числе путем обмена одних товаров на другие, при уступке требования и т.п., будучи одним из существенных элементов налогообложения, обеспечивает единообразное понимание положения о фактически уплаченных поставщикам суммах налога.
Ограничительное толкование данного положения (как оплата только денежными средствами поставленных товаров и в составе их цены - предъявленной суммы налога) привело бы к его противоречию с содержащимся в статье 1 Закона правилом определения добавленной стоимости и создало бы правовую неопределенность, что недопустимо»
Странным является также то, что суд не обратил внимание на положения статьи 167 НК РФ. В целях статьи 167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя. Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается прекращение обязательства зачетом (подпункт 2 статьи 167 НК РФ).
То есть НК РФ прямо признает прекращение обязательства зачетом как надлежащую оплату товаров (работ, услуг), а значит признается выручкой. На это также прямо указано в пункте 2 статьи 153 НК РФ: при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
На наш взгляд, в данном случае налогоплательщик может рассчитывать не пересмотр дела в связи с Постановлением КС РФ № 12-П. А с какими трудностями налогоплательщик может столкнуться при пересмотре дела, Вы можете узнать в данной теме.
3. Многие налогоплательщики помнят бурные дебаты с налоговыми органами по поводу оплаты физическими лицами товаров (работ, услуг) переводом без открытия счета. Налоговые органы считали, что такой вид расчета является наличным. И лишь только с выходом Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" отметили, что ля 2003 года операции по путем перевода денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов налогом с продаж не облагаются ( Письмо УМНС РФ от 9 июля 2003 г. № 23-06/37443 ). В Постановлении ФАС Московского округа от 9 июля 2003 г. № КА-А40/4518-03 отмечено:
|
"Существо спора заключается в том, подлежат или не подлежат отнесению к объекту обложения налогом с продаж суммы, полученные в оплату услуг от физических лиц через банк. |
|
Вывод: |
Интересным является то, что суд отмел ссылку налогоплательщика на письмо директора департамента Центробанка РФ и строил все выводы, основываясь на положениях ГК РФ. Таким образом, переводы денежных средств без открытия счета и до, и после 01.07.2003 года являются безналичными расчетами для целей исчисления налога на прибыль. Требования налоговых органов уплачивать налог с продаж по переводам без открытия счета неправомерны.
|
"3. В части доначисления НДС, пени и штрафов со стоимости подарков. |
|
Вывод: |
Таким образом, если налоговый орган при безвозмездной передаче имущества доначисляет НДС, исходя из стоимости приобретения, то такие действия неправомерны. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговые органы обязаны определять налоговую базу, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.
5.
Продолжаем
следить за формированием судебной практики
по платежам за загрязнение окружающей
среды. И предлагаем ознакомиться
несколькими Постановлениями ФАС Западно-Сибирского
округа от 1 сентября 2003 года № Ф04/4377-1427/А27-2003,
в котором отмечено следующее:
|
"Судебные инстанции мотивировали свой вывод тем, что в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О
платежи за загрязнение окружающей среды носят неналоговый характер, следовательно, Закон РФ "О налоговых органах" не предоставляет право контроля за их уплатой налоговым органам. Кроме того, налоговым органом нарушены сроки, установленные статьей 70 и пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и не обоснованы правомерность применения коэффициентов индексации платы и период начисления пеней. Кассационная инстанция считает, что, удовлетворяя иск, суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, хотя вывод, по существу, сделан правильно, в связи с чем резолютивная часть решения подлежит оставлению без изменения, мотивировочная часть подлежит изложению в редакции настоящего постановления" |
|
И второе Постановление того же округа от 16 июля 2003 года № Ф04/3317-978/А27-2003:
|
"Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение налоговым органом принято с превышением возложенных на него полномочий, при этом заявитель сослался на вывод Конституционного Суда Российской Федерации, изложенный в определении от 10.12.2002 N 284, согласно которому платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором, не подпадающим под определение налога и сбора, содержащееся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем применение в данном случае налоговым органом статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации заявитель считает неправомерным. |
|
Вывод: |
Как видно в обоих Постановлениях суд полностью исходил из применения Определения КС РФ 284-О и отказал во взыскании пени и штрафа, поскольку рассматриваемые платежи не являются ни налогами, ни сборами в смысле статьи 8 НК РФ. Но при том, что Суд признал, что данные платежи не входят в систему налогов и сборов, сделан совершенно необоснованный вывод, что контроль за уплатой данных платежей осуществляют налоговые органы и должно применяться законодательство о налогах и сборах. При этом не сделано ни одной ссылки на нормативные акты, подтверждающие данный вывод, что является нарушением принципа законности рассмотрения дел (статья 6 АПК РФ). Попробуем разобраться в данной ситуации, исходя из что, что рассматриваемые платежи не являются налогами (сборами).
Права налоговых органов определены статьей 31 НК РФ, в частности, в ней указано, что налоговые органы взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (подпункт 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ). Таким образом, взыскивать фискальные сборы налоговые в настоящий момент не имеют право. Даже если такое право было бы предоставлено, положения НК РФ, на наш взгляд, нельзя применять в силу статьи 2 НК РФ, где указано, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К взиманию фискальных сборов нормы НК РФ не применяются.
Таким образом, в Постановлениях допущена ошибка. Налоговые органы не имеют права взыскивать фискальные сборы и применять в отношении таких сборов нормы НК РФ.
Уважаемые подписчики,
Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.
Рассылку подготовил и составил: Костальгин Дмитрий
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||