Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Экономика и жизнь": вопрос-ответ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ваша Персональная Газета
Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания
"Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.


НОРМОТВОРЧЕСТВО - ЗАРАЗНАЯ БОЛЕЗНЬ

      Минтранс разработал новые нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте и согласовал их с МНС.
     Означает ли это их обязательное применение при расчете налога на прибыль?

     Минтранс России Руководящим документом от 29.04.03 N Р3112194-0366-03 (далее - Новый документ) привел базовые Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте в связи с окончанием срока действия прежнего Руководящего документа от 29.04.97 N Р3112194-0366-97 (далее - Старый документ). По сообщению Минтранса России, Новый документ применяется с 1 июля 2003 г.
     Все бы ничего, но в Новом документе настораживают несколько моментов.
     Во-первых, в заголовочной части указывается, что он согласован с руководителем Департамента материально-технического и социального обеспечения МНС России.
     Во-вторых, как следует из преамбулы, Новый документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и др. (независимо от формы собственности), эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.
     В-третьих, во втором абзаце раздела "Общие положения" сообщается, что нормы расхода топлив помимо ведения статистической отчетности, определения себестоимости перевозок, планирования потребности в нефтепродуктах и т.д. применяются и для расчетов по налогообложению предприятий.
     Ничего подобного в Старом документе не было. Он использовался только в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлив и масел.
     Можно предположить, что теперь инспекции МНС России в регионах при проведении проверок в организациях будут настаивать на применении норм расхода горюче-смазочных материалов, изложенных в Новом документе, при определении размера расходов на содержание автотранспорта в целях исчисления налога на прибыль.
     Вероятнее всего, свою аргументацию МНС будет обосновывать положениями ст. 252 НК РФ о том, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. А экономически оправданными расходами на ГСМ для МНС будут именно те, которые установлены Минтрансом России в качестве базовых норм в Новом документе.
     При определении обоснованности требований МНС по обязательному применению норм расхода ГСМ, изложенных в Новом документе, следует иметь в виду, что ни главой 25 НК РФ в целом, ни ст. 264 НК РФ не предусмотрено включение в расходы на содержание служебного транспорта затрат на основе каких-либо обязательных норм или нормативов.
     Обратимся также к приказу Минтранса России от 12.07.01 N 116 "Об утверждении Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию".
     В п. 4 этого Приказа указано, что нормативные правовые акты издаются Министерством только в виде приказов, а издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
     Отметим, что Новый документ (впрочем, как и Старый) не проходил регистрацию в Минюсте России в качестве нормативного правового акта, обязательного для применения организациями на всей территории России.
     В свою очередь п. 20 Приказа предусмотрено, что не представляются на государственную регистрацию акты рекомендательного характера.
     Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что, несмотря на название "Руководящий документ", а также на то, что он имеет согласование с МНС России, базовые Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте не являются нормативным правовым актом, а носят только рекомендательный характер.
     Но вероятность того, что налоговые органы все же будут ориентироваться при проверках на эти нормативы, достаточно высока.
     В заключение отметим, что нормы расхода ГСМ в Новом документе не претерпели существенных изменений в сторону увеличения по сравнению со Старым документом. Опыт его применения показал, что фактические расходы ГСМ у организаций выше по сравнению с его нормами даже при применении повышающих коэффициентов на работу в городах, в зимнее время и т.д.
     Что делать в такой ситуации организациям для избежания споров с налоговыми органами?
     По нашему мнению, следует запастись документами, подтверждающими экономическую обоснованность произведенных расходов.
     К таким документам можно отнести техническую документацию на конкретную модель (модификацию) автомобиля, которую предоставляет завод-изготовитель.
     Можно рекомендовать провести в организации контрольный замер расхода топлива для конкретных условий эксплуатации (например, в городе) и на его основании утвердить нормы расхода топлива приказом руководителя.


И. ЧВЫКОВ


Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N82):

1. События недели за 22 - 28 октября 2003 года
2. Анонс еженедельника "Экономика и Жизнь"
3. Нормативные акты:
3.1. Письмо Минфина РФ от 22 сентября 2003 года N 15-05-29/1018
"Операции между резидентами по выдаче кредитов и займов
в иностранной валюте"
3.2. Письмо МНС РФ от 15 сентября 2003 года N 22-2-16/20156-АЖ406
"О порядке применения системы налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход"
4. Вопросы - Ответы:
4.1. Нормотворчество - заразная болезнь
(о новых нормах расхода ГСМ)
4.2. Бухгалтерский учет расчетов с учредителем, вкладывающим свои
средства в закупку товара
5. Актуальная статья:
5.1. Использование транспорта сотрудников для нужд организации
5.2. Ты мне - я тебе
(урегулирование взаимной задолженности предприятий)


Познакомиться с новым изданием подробнее и подписаться на него Вы можете на сайте АКДИ "Экономика и жизнь".

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2003, all rights reserved.
Тел. (095) 250-58-58, 250-11-57, факс (095) 250-54-52, akdi@akdi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное