← Сентябрь 2009 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62 Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Группа компаний «Налоги и финансовое право» приглашает на семинар-конференцию Актуальные вопросы применения налогового законодательства
|
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«Успехи образованности по мере их благодетельного
влияния на нравы и обычаи народов действовали
и на усовершенствование системы налогов...
налоги начали быть распределяемы и собираемы
с большею
справедливостию и платимы с большей готовностью».
Николай Иванович Тургенев (1789—1871) —
русский экономист, основоположник финансовой науки в России.
1. Налоговая новость недели
1.1. Налоговая служба подключается к "Электронной России"
Федеральная налоговая служба (ФНС) подключается к проекту "Электронная Россия". Глава ФНС Михаил Мокрецов обещает открыть бизнесу онлайн-доступ к собственным лицевым счетам, пишет газета "Ведомости".
Уже к концу 2010 года компании и граждане смогут завести на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) "личный кабинет", пообещал М.Мокрецов на форуме "Сочи-2009". По его словам, налогоплательщик сможет ознакомиться с карточкой лицевого счета, со своими обязательствами, посмотреть, прошел ли платеж. Для доступа к сервису достаточно будет получить логин и пароль.
Любое развитие удаленных сервисов можно приветствовать, говорит председатель совета директоров ГК "Виктория" Николай Власенко: "Чем меньше контактов с чиновниками, тем удобнее". Сейчас сверка данных из лицевого счета отнимает много времени, рассказывает президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, ошибки же при платежах в бюджет допускаются часто, например, из-за неправильно указанных реквизитов.
Пока услуги веб-кабинета доступны только на одном государственном сайте - портале госзакупок. "Кабинетом" могут воспользоваться более полумиллиона зарегистрированных пользователей, говорит Яков Геллер, гендиректор ГУП "Агентство по госзаказу РТ".
Модификация сайта госзакупок в прошлом году обошлась бюджету в 28 млн рублей. ФНС ждут более серьезные расходы: только компаний и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 5,5 млн. Геллер оценивает стоимость проекта для такого количества пользователей в сумму от 300 млн рублей.
Информация на лицевых счетах является коммерческой тайной. Сайт госзакупок периодически пытаются взломать, рассказывает Геллер: "Но у пользователей в веб-кабинетах нет секретной информации, если же будет взломана база лицевых счетов - это скандал".
Источник: www.newsru.com
2. Новости налогообложения и экономики
2.1. Минэкономразвития фиксирует слабые признаки улучшения экономической ситуации
В прошлом месяце российская экономика сократилась на 10,5% в годовом исчислении. Вместе с тем, согласно оценкам Минэкономразвития, промпроизводство в августе выросло к июлю на 0,2%, а оборот розничной торговли впервые продемонстрировал рост после нескольких месяцев спада. Еще одна приятная новость — инфляция в этом году может быть ниже 11%. Об этом рассказала глава Минэкономики Эльвира Набиуллина.
Источник: www.vz.ru
2.2. В. Путин помог рынкам: российские биржи завершили неделю в плюсе
Игроки российских рынков ушли на выходные, оставляя индексы в плюсе. Индекс РТС вырос на 1,15%, на 0,27% поднялся ММВБ. Помогли рынкам и слова премьер-министра Владимира Путина о состоянии экономики. На неделе показатели российских бирж преодолели годовые максимумы из-за роста сырьевых цен и хорошей статистики. Однако эксперты пока не могут сформулировать тренд будущей недели ? поведение индексов будет зависеть от внешних факторов.
Источник: www.vz.ru
2.3. Председатель правительства предложил сделать из России один из мировых центров притяжения инвестиций
Премьер-министр России Владимир Путин считает устойчивой наметившуюся в последние месяцы тенденцию роста российской экономики. Однако полагаться на «попутный ветер» мировой экономики нельзя, хотя ее рост обязательно возобновится, уверен глава правительства. России тем временем стоит воспользоваться моментом, чтобы активно заняться привлечением иностранных инвестиций. В.Путин даже рассказал о том, где деньги уж точно не пропадут.
Источник: www.vz.ru
3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
3.1. Госдума проконтролирует переход от ЕСН к страховым взносам
В Государственной Думе создана рабочая группа по мониторингу подготовки реализации поправок в законодательство, предусматривающих переход от ЕСН к страховым взносам и переоценку пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года.
Управление Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ сообщает, что решение о создании рабочей группы было принято на заседании Комитета по труду и социальной политике 10 сентября.
Как ожидается, в заседаниях рабочей группы, примут участие руководители министерства здравоохранения и социального развития, Пенсионного фонда, Фондов социального и обязательного медицинского страхования.
Источник: www.klerk.ru
3.2. Нас ждет новая волна безработицы
В Минздравсоцразвитии потребовали от региональных властей подготовиться к увеличению числа безработных, которое может произойти этой осенью. В министерстве полагают, что число безработных в России до конца года вырастет на 400 тысяч человек - до 2,5 миллиона человек, пишет "Коммерсант".
Таким образом, в Минздраве считают, что снижение числа зарегистрированных безработных, которое наблюдается в последние месяцы, не позволяет считать проблему безработицы решенной.
Источник: www.klerk.ru
3.3. Налоговые инспекторы не смогут взыскивать недоимку без суда
Налоговый подкомитет Госдумы рекомендовал нижней палате парламента отклонить проект закона о досудебном взыскании налогов с физических лиц-налогоплательщиков.
Напомним, что этот законопроект (позволяющий налоговым инспекторам взыскивать с граждан в административном порядке налоги, пени и штрафы) был внесен в Госдуму в мае. Инициатор поправок - Верховный суд РФ, - полагал, очевидно, таким образом решить вопрос с загруженностью судов.
Решение о списании средств со счетов граждан направлялось бы налоговыми инспекторами сразу в банк, при отсутствии денег на счетах взыскание обращалось бы на наличные средства, а потом и на имущество.
Источник: www.taxhelp.ru
3.4. Снижение ставок по кредитам до 6% - нереальная задача
Снижение ставок по кредитам до 6% - нереальная задача. Так считает президент-председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф.
Как сообщает «Интерфакс», по словам Г. Грефа, для такого снижения должна быть макроэкономическая стабильность, низкая инфляция - не больше 1-2%, ставка рефинансирования - не больше 2%, стабильность национальной валюты. «Я не думаю, что эта задача может быть реализована в ближайшие несколько лет», - прокомментировал Г.Греф.
Источник: www.akdi.ru
3.5. Правительство разработает стратегию выхода из кризиса
Правительство разработает стратегию выхода из кризиса. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на Международном инвестиционном форуме в Сочи.
По его словам, хорошо зарекомендовавшие себя антикризисные меры в дальнейшем должны сочетаться с действиями по модернизации экономики и обеспечению посткризисного развития, сообщает «ПРАЙМ-ТАСС».
Эти меры, по словам премьера, и должны составить так называемую стратегию выхода из кризиса.
Источник: www.akdi.ru
4. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
4.1. Информация ЦБР от 14 сентября 2009 г. «О снижении уровня ставки рефинансирования Банка России и процентных ставок по отдельным операциям, проводимым Банком России»
В Информации ЦБР от 14 сентября 2009 г. сообщается, что с 15 сентября 2009 г. с 10,75% до 10,5% годовых снижается ставка рефинансирования ЦБР.
Аналогичным образом снижаются процентные ставки по ломбардным кредитам и аукционам, прямому РЕПО, кредитам овернайт, сделкам "валютный своп".
Также снижаются процентные ставки по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, депозитным операциям, проводимым по фиксированным ставкам.
Источник: www.garant.ru
4.2. С 15 сентября ставка рефинансирования составляет 10,5% (Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У)
Совет директоров Центрального Банка РФ решил снизить с 15 сентября 2009 года ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта до 10,5% годовых.
Принятое решение обусловлено совокупностью макроэкономических тенденций, которые позволили ЦБ РФ сохранить темп снижения процентных ставок по инструментам денежно-кредитной политики, сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России.
Источник: www.klerk.ru
5. Комментарии и разъяснения
5.1. Вычет НДС — право налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 01.09.2009 № 03-07-14/92)
При исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право общую сумму налога, исчисленную к уплате, уменьшить на суммы НДС, перечисленного с оплаты (частичной оплаты) в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) (ст. 171 НК РФ).
Таким образом, НК РФ предусмотрено именно право налогоплательщика на вычет НДС по предварительной оплате, а не обязанность.
Об этом Минфина России напомнил в письме от 01.09.2009 № 03-07-14/92.
Источник: www.akdi.ru
5.2. В состав арендной платы можно включить страховку и налоги (Письмо Минфина РФ от 03.09.2009 № 03-03-06/1/567)
Если компании установили в договоре, что в сумму арендной платы входит возмещение арендодателю затрат на страховку и налоги, такие компенсации можно учесть в целях налогообложении прибыли. К такому выводу пришли представители Минфина России в письме от 03.09.2009 № 03-03-06/1/567.
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.3. Частные разъяснения Минфина для налоговых инспекторов необязательны (Письмо Минфина РФ от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176)
Минфин еще раз напомнил, что его ответы на запросы частных компаний не являются обязательными для налоговых инспекторов (письмо от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176). Инспекторы обязаны следовать указаниям финансового ведомства, адресованным непосредственно ФНС России.
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.4. Минфин считает, что зарплата гендиректора ЕСН не облагается (Письмо Минфина России от 07.09.2009 № 03-04-07-02/13)
Выплаты руководителю компании, который одновременно является ее единственным учредителем, и не заключавшему трудовой или гражданско-правовой договор, не облагаются ЕСН и пенсионными взносами. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 07.09.2009 № 03-04-07-02/13.
Представители ведомства рассудили так. ЕСН облагаются только выплаты в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Но заключить трудовой договор с генеральным директором — единственным учредителем невозможно. Следовательно, если нет договора, нет и базы по ЕСН и страховым взносам в ПФР.
Свою позицию Минфин подкрепил мнением Минздравсоцразвития из письма от 18.08.2009 № 22-2-3199. В нем сказано, что если единственный учредитель компании одновременно является ее руководителем, то, по сути, он заключает трудовой договор сам с собой. А статья 273 ТК РФ не позволяет ему этого делать. Поэтому трудовые отношения подтверждает только решение единственного учредителя (участника, акционера).
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.5. Не командировочные, но компенсации (Письмо Минфина РФ от 04.09.2009 № 03-04-06-01/230)
Если служебная поездка длится более одного дня, то сотрудникам выплачивается компенсация в размере 700 руб. за каждый день служебной поездки. При этом документы, подтверждающие расходы во время поездки, не представляются. Данная компенсация выплачивается дополнительно к основному окладу сотрудников. Облагается ли данная выплата ЕСН и НДФЛ?
Письмом от 04.09.2009 № 03-04-06-01/230 Минфин России разъяснил, что если работа физических лиц по занимаемой должности осуществляется в пути и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, производимые в размерах, установленных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором, не облагаются НДФЛ и ЕСН.
Источник: www.taxhelp.ru
6. Новости налогового контроля
В рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные рассмотрению актуальных вопросов, связанных с назначением, проведением и оформлением результатов налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
NEW! 6.1. Методы налогового контроля в период финансового кризиса или «кошмарить» будут всех налогоплательщиков.
Финансовый кризис послужил поводом задуматься власти и бизнесу об эффективности систем управления государством и предпринимательской деятельностью. В некоторых случаях им удалось улучшить положение путем новых управленческих решений, однако в некоторых случаях руководством к действию послужил общеизвестный лозунг — «для достижения цели все средства хороши». К каким последствиям в сфере налогового контроля уже привел и еще приведет финансовый кризис? Об этом мы и попытались рассказать читателям в настоящей статье.
Налогам не дадут спуску:
кризис потребует ужесточения работы ФНС
Минфин и Федеральная налоговая служба решили создать рабочую группу, которая займется ужесточением законодательства о налоговом администрировании, либерализовавшемся в 2006 году. Причина перемены, по словам Алексея Кудрина, в том, что «в ситуации, когда доходов в бюджете не хватает, Минфин будет «поджимать» налоговую службу».
Напомним, что новая редакция первой части НК РФ, изменившая в 2007 году правила фискальных проверок, стала результатом компромисса между Минфином, Госдумой и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Поправки, призванные положить конец «налоговому террору», о котором тогда говорил Владимир Путин, содержали как жесткие, так и либеральные по отношению к компаниям новации. Из приобретений бизнеса, которые теперь могут быть пересмотрены, — введение ограничений по истребованию документов при камеральной проверке, ограничение числа проверок компаний.
Глава налогового комитета «Опоры России» Михаил Орлов считает, что неприятные ФНС нормы НК вовсе не сократили полномочия службы, а лишь установили более четкую процедуру налогового контроля, которая до этого регулировалась лишь внутренними документами налогового ведомства. «Если же теперь под предлогом кризиса власти позволят налоговикам выполнять план, выбивая из налогоплательщиков деньги любой ценой, в последующие годы собирать платежи будет не с кого», — полагает Михаил Орлов.[1]
Ни для кого не секрет, что финансовый кризис обусловил кризис доходности бюджета и масштабное снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Такое положение при существенности расходных статей должно в свою очередь усилить налоговый контроль в целом, а также количество налоговых проверок и объемы доначислений в частности.
Налоговый контроль:
ожидания органов государственной власти и управления
Чтобы спрогнозировать, что ждет налогоплательщиков в сфере налогового контроля, важно понять, какие изменения налогового контроля ожидаются органами государственной власти. Высказывания на данную тему звучали неоднократно.
К примеру, руководитель УФНС России по Ленинградской области Т.Л. Откина заявила, что нынешний экономический кризис никак не повлияет на осуществление проверок. Отбор организаций и предпринимателей как проходил, так и будет проводиться согласно Общедоступным критериям оценки налоговых рисков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, которые установлены Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467.[2]
Более того, в ряде регионов местные власти выступают за значительные послабления налогоплательщикам со стороны налоговых органов. Так, московское правительство попросило федеральные власти о налоговых поблажках для небольших предприятий, а налоговое ведомство — о соблюдении законности при проверках. Предложения планируется внести в Правительство и Госдуму к 1 июня 2009 г. Это часть антикризисных мер, приведенных в принятом постановлении правительства Москвы от 17.02.2009 № 104-ПП «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы».[3]
Вместе с тем, не стоит обольщаться, поскольку сказанное только мнения отдельных лиц и долгосрочные законотворческие инициативы.
По нашему мнению, в данном случае следует руководствоваться трезвой логикой, которая говорит следующее. К примеру, в том же московском регионе, где, как было указано выше, власти выступают за налоговые послабления и даже собираются внести соответствующие законопроекты в Государственную думу РФ, руководитель Управления ФНС по Москве Н.Синикова на расширенной коллегии Управления констатировала, что из-за кризиса столичные налоговые инспекторы в 2009 году будут еще тщательнее проверять компании. В подтверждение реальности своего заявления она сказала, что в приоритете у проверяющих будут зарплатные налоги, соответствующие комиссии, комиссии по убыточным организациям, борьба с однодневками, дебиторы и кредиторы крупнейших недоимщиков и мигрирующие налогоплательщики с большими оборотом денег на счетах.[4]
Конкретика данного высказывания свидетельствует о том, что именно данные планы будут реализованы. При этом внесение законопроектов о налоговых послаблениях, безусловно, может иметь место, однако в условиях сложившейся ситуации вряд ли существенно изменит вектор налогового контроля, который будет направлен прямо на налогоплательщиков.
Стоит также привести мнение руководителя УФНС по Чувашии А. Дергачева, который был достаточно откровенен и признался, что в связи с падением производства, вызванным финансовым кризисом, происходит уменьшение объемов поступлений налога на прибыль, НДС, НДФЛ, ЕСН. В таких условиях требования к налоговым органам возрастают, и им нужно работать вдвойне усиленно и результативно (!). Необходимо искать дополнительные резервы (!) по каждому налогу. По мнению представителя налогового ведомства, такие резервы есть. В частности, планируется усилить работу с убыточными налогоплательщиками: такие организации должны просто разориться и прекратить свое существование. Также усилится контроль над теми, у кого низкая налоговая нагрузка, кто не соблюдает 12 критериев налоговых рисков, подчеркивают в УФНС по Чувашии.[5]
Не до конца ясно, знают ли налогоплательщики Чувашии о тех дополнительных резервах по каждому налогу, о которых известно главе налогового ведомства региона, но уверенное и откровенное заявление руководителя УФНС по Чувашии может являться достаточным основанием для беспокойства налогоплательщиков региона. Хотя бы по той причине, что его мнение будет реализовано во внутренних планах работы ведомства на 2009 год и последующем контроле отчетных показателей за период.
Учитывая, что по одному вопросу различной логики быть не может независимо от региона России, где дается на него ответ, мы считаем, что аналогичная логика во взглядах на налоговый контроль имеет место по всей территории страны, а не только в Чувашии (независимо от официальных либо неофициальных мнений представителей власти). По этой причине усиления налогового контроля следует опасаться не только налогоплательщикам Чувашии.
Реальные векторы: поддержка бизнеса и жесткий налоговый контроль
или «метод кнута и пряника»
Как известно из теории управления, «метод кнута и пряника» является одним из наиболее эффективных средств воздействия на объекты, которыми осуществляется управление. Сфера государственного управления в данном случае не является исключением.
Сначала о «прянике». Трудно отрицать, что в период финансового кризиса первое, что необходимо предприятиям, это поддержка, в том числе государственная. Приятно, что государство это не только понимает, но и предпринимает конкретные меры по поддержке бизнеса.
Так, в своем недавнем высказывании глава государства Д. Медведев заявил, что предприятия получат госгарантии на 300 млрд. руб.[6]
Высший орган исполнительной власти — Правительство РФ — в свою очередь сформировал список предприятий для государственной поддержки. На сайте Правительства РФ опубликован список системообразующих предприятий, в который вошли 295 предприятий.[7]
Как сообщили ИА «REGNUM», в Министерстве промышленности и торговли РФ в настоящее время определён список российских предприятий, которые получат 1,5 млрд. рублей субсидий по кредитам, взятым для производства продукции на экспорт. Совместным приказом Минпромторга и Минфина принято решение о распределении этих средств между 24 предприятиями-экспортёрами. Заявки ещё на сумму 1,2 млрд. рублей находятся в стадии оформления. Всего на эти цели в 2009 году будет выделено 6 млрд. рублей.[8]
Аналогичная ситуация складывается в регионах.
В частности, из бюджета Ленинградской области планируется выделить 200 млн. рублей на субсидирование промышленных предприятий, не сокращающих сотрудников и увеличивающих объемы производства. Чиновники намерены таким образом компенсировать предприятиям разницу в налоговых платежах 2008 и 2009 годов.[9]
В целях снижения последствий кризиса поддержка предприятий осуществляется и посредством внесения изменений в налоговое законодательство. Так, в конце 2008 года был принят закон, который внес изменения и дополнения сразу в обе части Налогового кодекса РФ. Эти «внеплановые» поправки, по мнению Правительства РФ, должны помочь организациям в 2009 году преодолеть негативные последствия кризиса в экономике.[10]
Таким образом, многочисленные шаги государственных деятелей и структур свидетельствуют о реальной поддержке бизнес-структур.
Вместе с тем, не стоит обольщаться и полагать, что данные проявления заботы о предпринимателях должны также материализоваться в виде послаблений в сфере налогового контроля. О состоятельности данного утверждения свидетельствуют не менее реальные шаги государственных органов по усилению налогового контроля.
О надвигающемся прессе налогового контроля уже говорят специалисты с сфере налогового консультирования.
В частности, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» А. Приходько отмечает, что ужесточение налогового контроля уже началось. В ходе проверок инспекторы обращают пристальное внимание на контрагентов фирм, и если в их числе оказывается фирма-однодневка, то компании почти нереально получить вычет по НДС. Также более сложно фискалы признают расходы компании, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.[11]
По словам ведущего налогового консультанта Grant Thornton в России Н. Зубковой, в результате кризиса у многих компаний финансовые результаты еще ухудшатся и налоговые платежи сократятся, но план по сбору налогов ФНС уже утвержден. «Очередное усиление налогового администрирования неизбежно, — говорит Н. Зубкова. — Суммы, которые бюджет недоберет в виде регулярных налоговых платежей, фискалы попытаются забрать в виде недоимок, штрафов и пеней по проверкам».[12]
Действительно, логика более чем трезвая, поэтому не остается ничего иного, как с ней согласиться.
Из этого ясно, что помимо поддержки государство принимает достаточно конкретные меры по усилению налогового контроля.
Ослабление против усиления контроля — что победит?
На этот вопрос ответит дефицитный бюджет
Куда склонится двунаправленный вектор — в сторону налогоплательщика или от него (в сторону бюджета)? Иронии ради отметим, что, как ни печально для налогоплательщиков, но на этот вопрос ответит сам бюджет.
Трудно отрицать, что эффективным средством пополнения государственного бюджета являются налоги и сборы. Как известно, налоги можно платить, а можно взыскивать после доначисления. В период кризиса вряд ли предприятия кинутся платить налогов больше, чем платили прежде. По этой причине следует ожидать более активных действий налогового ведомства по доначислению и взысканию налоговых платежей.
Катализатором многочисленных доначислений будет являться потребность бюджета в средствах, которая в период кризиса является более чем острой. Об этом свидетельствуют следующие данные как федерального, так и регионального масштаба.
Совсем недавно Глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин представил на встрече с членами бюро высшего совета «Единой России» параметры обновленного бюджета. При этом уже принятые в законе о бюджете расходы будут сокращены на 1,9 трлн. рублей, или на 21%. Общий рост затратных статей будет обеспечен за счет новых, «антикризисных» расходов (2,46 трлн. рублей). Доходная часть бюджета сократится до 6,34 трлн. рублей с 10,92 трлн. рублей. Дефицит составит 3,23 трлн. рублей (в законе о бюджете — профицит в 1,9 трлн. рублей), или 8% ВВП.[13]
Аналогичная ситуация складывается в регионах.
В частности, Губернатор Московской области Б. Громов поручил правоохранительным органам и налоговым инспекторам усилить контроль над уплатой налогов предприятиями. Он призвал не допустить перерастания финансового кризиса в кризис бюджетный.[14]
В условиях экономического кризиса собственные доходы муниципальной казны Красноярска также могут резко сократиться. Такими опасениями с коллегами на сессии Горсовета поделился депутат А. Селезнев. «По разным оценкам, в этом году казна города может не досчитаться 30% собственных доходов — это около 5 млрд рублей», — пояснил депутат.[15]
Бюджет Иркутской области на 2009 год может быть сокращен еще примерно на 7 млрд. рублей, сообщила временно замещающая должность областного министра финансов Т. Поронова. Таковы прогнозы по поступлению доходов в областной бюджет министерства финансов. В январе налогов в Иркутской области собрали на 25% меньше, чем планировали, в феврале — на 23%. «Ситуация если не критическая, то близка к критической», — сказала Т. Поронова. Особо рассчитывать на увеличение собираемости налогов в Иркутской области не следует, ведь только в январе было собрано налога на прибыль предприятий всего 10% от ранее планируемого.[16]
В бюджет Республики Алтай в январе текущего года поступление собственных доходов составило: в консолидированный бюджет республики 128,4 млн. рублей (83,3% к январю 2008 года); в республиканский бюджет — 69,7 млн. рублей (74,3% к январю 2008 года). В январе 2009 года по республиканскому бюджету отмечено сокращение поступлений налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 53%, фактически поступило 13 млн. рублей. От основных плательщиков поступило на 7,7 млн. рублей меньше, чем ожидалось. В целом от ожидаемых налоговыми органами поступлений данного налога (22 млн. рублей) поступило всего 59%. По налогу на доходы физических лиц по сравнению с аналогичным периодом 2008 года также отмечено сокращение поступлений на 20% или на 4,5 млн. рублей, они составили 18,6 млн. рублей. От ожидаемых налоговыми органами поступлений данного налога (27 млн. рублей) поступило всего 68%.[17]
Таким образом, бюджетный кризис, обусловленный финансовым, в настоящее время назрел. Вряд ли бюджет откажется от пополнения фондов дополнительными средствами налогоплательщиков. В связи с этим в ближайшее время налогоплательщикам следует ожидать существенного усиления налогового контроля и обостренного стремления налоговых инспекторов доначислить побольше налогов.
Объект налогового пресса — крупный бизнес или
«курочка по зернышку клюет»?
На кого обрушится пресс налогового контроля? Представляется, что данный вопрос волнует всех налогоплательщиков. Крупный бизнес полагает, что в его отношении серьезных притеснений быть не должно, поскольку именно он — основа финансовой системы страны и именно ему в настоящее время оказывается государственная поддержка, о конкретных мерах которой уже шла речь выше. Средний и малый бизнес также считают себя застрахованными, хотя бы руководствуясь высказываниями Президента РФ Д. Медведева. Напомним, что глава государства попросил правоохранительные структуры и властные органы перестать «кошмарить» бизнес.[18] Кроме того, был подписан Указ о развитии малого бизнеса, предусматривающий ограничение количества проверок до одного раза в три года (кроме налогового контроля).[19]
Однако рекомендуем предпринимателям не обольщаться, поскольку, предлагая перестать «кошмарить» бизнес, Президент РФ особо высказался о том, каким он представляет ответное поведение бизнесменов. В частности, было отмечено, что бизнесменам нужно вести себя «соответственно», платить налоги и не использовать «чудовищные» схемы их оптимизации. «Понятно, налоги никто платить не любит. Все пытаются найти способ оптимизировать их. Но то, как у нас это делается, когда достигается четырех-пятикратное снижение налоговой обязанности, — это тоже неприемлемо», — добавил российский президент.[20]
В юриспруденции существуют понятия «гипотеза», «диспозиция», «санкция», которые составляют структуру правовой нормы (общепринятого правила поведения). Об этом хорошо известно всем юристам, в том числе и Президенту РФ, который преподавал право в вузе.
Другими словами, если не «зацикливаться» на рекомендательном и абстрактном характере рекомендации «не кошмарить бизнес» и оперировать юридическими категориями, то следует толковать высказывание Президента РФ следующим образом: «Кошмарить» бизнес не следует только тогда, когда он платит налоги и не использует «чудовищные» схемы налоговой оптимизации».
Однако, как всем понятно, под уплатой налогов в данном случае понимается не факт регулярных налоговых отчислений: налоги в нашей стране платят все более-менее здравомыслящие бизнесмены. Совсем не платить налогов может только «фирма-однодневка», либо лицо, не опасающееся ответственности за неуплату налогов. Однако, к счастью, такие субъекты не составляют большинство в нашем государстве. В обозначенном выше высказывании велась речь о «надлежащей» уплате налогов, которая является категорией условной и не поддающейся четкому определению.
Относительно «чудовищных» схем налоговой оптимизации также следует констатировать оценочный характер «чудовищности». Ведь даже по нормативно-правовым актам противоправными схемами можно признать вполне законные схемы налоговой оптимизации. Речь идет, в частности, о Приказе ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467, который утвердил Общедоступные критерии оценки налоговых рисков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Для сведения читателя отметим, что данный приказ существенно усилил позицию налогового ведомства в сфере налогового контроля. Ключевую роль в данном случае сыграл 12-ый критерий самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском», который фигурирует в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@).
Высокий налоговый риск — величина неопределенная, поэтому может быть истолкована в зависимости от интересов субъекта, осуществляющего толкование. Учитывая, что Приказ ФНС РФ в первую очередь является ведомственным нормативно-правовым актом, обязательным к применению сотрудниками ведомства, следует констатировать, что определять в отдельно взятом случае, является ли налоговый риск высоким, будет налоговый инспектор, проводящий проверку.
Как известно из практики, при проведении налоговых проверок налоговые органы в большинстве случаев обнаруживают «схемы», подтверждающие получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. О состоятельности данного утверждения также свидетельствует многочисленная судебная практика, посвященная спорам о налоговой выгоде.
Намерение налоговых органов активно использовать 12 критериев оценки налоговых рисков подтверждается отдельными представителями ведомства. К примеру, руководитель УФНС по Чувашии А. Дергачев заявил, что будет усилен налоговый контроль над теми, у кого низкая налоговая нагрузка, кто не соблюдает 12 критериев налоговых рисков.[21]
Таким образом, в силу абстрактности понятий «необоснованная налоговая выгода» и «чудовищные схемы налоговой оптимизации» «кошмарить» будут всех налогоплательщиков (независимо от их принадлежности к крупным, средним или малым).
Закономерные следствия кризиса и их
тлетворное влияние на качество налогового учета
(количество ошибок и злоупотреблений увеличится)
Дополнительным фактором, ухудшающим положение налогоплательщиков, является закономерность, согласно которой налоговый учет предприятия в период кризиса ухудшается. Подтверждением этому являются мнения специалистов.
Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько полагает, что крупные компании вряд ли вернутся к практике применения спорных схем минимизации налогов. А вот малый бизнес может снова начать работать «вчерную». Также компании будут использовать различные «серые» схемы при выплате зарплаты, как утверждает управляющий партнер консультационного бюро «Паплинский, Фрейтак и партнеры» Николай Фрейтак.[22]
Мнения представителей государственного аппарата звучат более радикально.
В частности, губернатор Московской области Б. Громов заявил, что в ряде регионов наблюдается тенденция ухода предприятий от уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Губернатор отметил, что в условиях кризиса у руководителей тех или иных предприятий возникает большой соблазн не платить налоги, однако этого допустить нельзя. Он привел в пример город Жуковский, где задолженность по уплате налоговых платежей превысила 400 млн. рублей. «Такая ситуация наблюдается и в других муниципальных образованиях области», — сказал Б. Громов.[23]
Глава УФНС г. Москвы Н. Синикова отметила, что предприниматели вынуждены оптимизировать налогообложение, поскольку их финансовые показатели заметно ухудшились.[24] На расширенной коллегии УФНС по Москве она сказала, что из-за экономических неурядиц налоговые инспектора ожидают увеличения случаев незаконной минимизации налогов.[25]
Важно обратить внимание на то, что негативная тенденция прогнозируется не только в части противоправных схем налоговой минимизации, но и в отношении явно преступных способов уклонения от уплаты налогов. Так, на страницах СМИ можно встретить мнения, согласно которым оптимизация налогообложения — одна из антикризисных мер в любой компании. Политика тотальной экономии может несколько усыпить бдительность относительно законности применяемых методов снижения налогов. Специалисты прогнозируют в ближайшее время рост налоговой преступности и количества дел, возбужденных по ст. 198—199.2 УК РФ.[26]
Многочисленность идентичных мнений по обозначенному вопросу свидетельствует о том, что финансовый кризис провоцирует налогоплательщиков минимизировать налоговые платежи.
Причинами ухудшения налогового учета, вызванного ошибками и злоупотреблениями налогоплательщика, могут являться и ориентированность бизнеса на финансовый результат (особенно в кризис), а не на налоговый учет, изменениями в самом налоговом учете, которые обусловлены кризисными явлениями, но своевременно не учитываются представителями бухгалтерии и т.п. На самом деле причин может быть масса, но в данном случае важно другое — что со всем этим делать?
«Двойной форсаж» или усиление методов налогового контроля
Представляется, что налоговое ведомство не заставит себя долго ждать и ответит на поставленный нами вопрос как говорится «не словом, а делом». Соответствующие действия уже зафиксированы. Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» А. Приходько заявил, что ужесточение налогового контроля уже началось. В ходе проверок инспекторы обращают пристальное внимание на контрагентов фирм, и если в их числе оказывается фирма-однодневка, то компании почти нереально получить вычет по НДС. Также более сложно фискалы признают расходы компании, которые уменьшают базу по налогу на прибыль.[27]
О состоятельности данного утверждения свидетельствует практика представительства интересов налогоплательщиков за последний период. Мы считаем, что позиция судов и налоговых органов по спорам, связанным с налоговой выгодой, приобрела ярко обвинительный характер. Если раньше в подобных спорах имела место состязательность и у налогоплательщика были реальные шансы обосновать свои действия наличием деловой цели, то в настоящее время шансы того, что подобные доводы поддержит суд, стремятся к нулю.
Существенно усложнилась ситуация, связанная с удовлетворением судами требований налогоплательщиков об обеспечении исков по налоговым спорам. Напомним, что ранее получение так называемых обеспечительных мер не вызывало у налогоплательщиков особых затруднений. Сейчас суды часто отказывают в принятии таких мер по формальным основаниям, что влечет угрозу приостановления операций по банковским счетам налогоплательщика с их последующим списанием в счет погашения недоимки, а также прочие меры по взысканию доначисленных налогов, штрафов, пеней.
По нашему мнению, можно выделить следующие формы, в которых налоговый контроль будет усилен:
1) усиление методов контроля, которые ранее применялись недостаточно эффективно;
2) усиление методов контроля в отношении злоупотреблений налогоплательщика, распространение которых вызвано финансовым кризисом;
3) применение новых методов контроля, которые ранее не применялись, но необходимы для более эффективной работы налоговых инспекций по доначислению налогов налогоплательщикам.
Спектр методов налогового контроля:
эффективный или фиктивный?
По результатам многолетней деятельности налоговыми инспекциями наработан многочисленный перечень методов, средств и способов налогового контроля. В данном перечне имеются и высокоэффективные, на которые налоговое ведомство рассчитывает в первую очередь.
К примеру, глава УФНС г. Москвы Н. Синикова таковыми признает комиссии по легализации зарплат и по работе с убыточными предприятиями. «Это дополнительный источник, на него нам надо рассчитывать... в условиях кризиса», — подчеркнула она.[28]
Заместитель министра финансов РФ А. Силуанов отметил, что Минфин не любит бартер, поскольку бартер негативно сказывается на бюджетных поступлениях и на прозрачности финансовой системы.[29]
Как указывалось выше, представители налогового консалтинга также отмечают ряд эффективных направлений контрольной деятельности.[30]
Поддерживая обозначенные позиции, мы считаем, что ключевым направлением налогового контроля, а значит и основным направлением значительных налоговых доначислений будут являться сферы, связанные с получением налоговой выгоды. Подробно данный вопрос уже был рассмотрен выше.
Как видно из изложенного, средств налогового контроля достаточно много. Однако, несмотря на их многочисленность, налоговым инспекторам в условиях кризиса их явно не хватает и хотелось бы больше, поэтому иногда они нарушают правила, например, закон.
К примеру, в последнее время участились случаи необоснованного истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков, их контрагентов, банков, клиентами которых являются налогоплательщики. Далеко не всегда эти требования правомерны.[31]
Интересно заметить, что в письмах УФНС РФ по Москве изложена официальная позиция о том, в каких случаях налоговики вправе, а в каких им запрещено требовать дополнительные документы. Практически все разъяснения, которые связаны с налоговыми проверками, дают проверяющим право требовать дополнительные документы.[32]
В подобных случаях рекомендуем налогоплательщикам занимать решительную позицию и не исполнять незаконные требования налоговых инспекций. Судебная практика по вопросу свидетельствует о наличии у налогоплательщика реальной возможности доказать правомерность своего бездействия в суде. К примеру, банк ответил отказом на требование налоговой инспекции о предоставлении информации о клиенте, на основании чего был привлечен к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Суд указал, что в требовании должно быть указано, по какой конкретно сделке необходимо представить информацию. В рассматриваемом требовании такого указания не содержалось, и требование было признано незаконным (Постановление ФАС ЗСО от 26.01.2009 № Ф04-8148/2008(18787-А46-26)).
Реакция налогоплательщика: третий закон Ньютона
или действие рождает противодействие
Учитывая серьезное усиление налогового контроля, которое в скором времени должно произойти, рекомендуем налогоплательщикам отреагировать на данные изменения. В данной связи целесообразными представляются следующие мероприятия:
1) оценка деятельности на предмет наличия налоговых рисков. По словам ведущего налогового консультанта Grant Thornton в России Надежды Зубковой фирмам уже сейчас целесообразно проанализировать налоговые риски, чтобы «знать свои «проблемные» места и быть готовыми отвечать на претензии налоговых органов»[33];
2) воздержание от реанимации налоговых схем, а также сотрудничества с фирмами-однодневками, которые являются наиболее опасными для налогоплательщиков в период тотального налогового контроля;
3) серьезная оценка договорных отношений на предмет получения налоговой выгоды. В случае выявления таких отношений следует определять правомерность получения налоговой выгоды в каждом отдельном случае;
4) при построении налогового учета на предприятии необходимо учитывать последние разъяснения Минфина и ФНС России, а также положения Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 № ММ-3-2/467 «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»;
5) осторожно пользоваться неденежными формами расчетов и изначально готовиться к соответствующим претензиям налоговых инспекторов относительно надлежащего оформления документов и реальности проведенных хозяйственных операций в случаях использования неденежных форм расчетов;
6) осторожно относиться к демонстрации значительных убытков компании в отчетности, представляемой в налоговую инспекцию, к заявлению значительных вычетов по НДС, к низкой «официальной» заработной плате работников предприятия;
7) регулярно проводить на предприятии аудит с целью выявления «типовых» налоговых схем, зарекомендовавших себя в качестве противоправных, а также новых схем, влекущих существенные налоговые риски;
8) в случае, если правомерность позиции предприятия по некоторым вопросам налогового учета неоднозначна и не заслужила однозначной поддержки арбитражных судов, следует изначально готовиться к соответствующим претензиям со стороны налогового ведомства и заранее формировать доказательственную и правовую базу в обоснование своей позиции.
Жизнь после кризиса — какой она будет?
Относительно ситуации, которая будет иметь место в государстве, бизнесе, налоговом контроле по окончании кризисных явлений, говорить сейчас то же самое, что рассуждать о том, есть ли жизнь на Марсе.
Однако следование сформулированным выше рекомендациям определенно снизит негативные последствия для налогоплательщиков, потенциально возможные как в период кризиса, так и после него.
Мы убеждены, что рано или поздно кризис все-таки закончится и потребуется новый анализ ситуации, на основе которого нами будут сформулированы новые рекомендации. В данный момент остается искренне надеяться, что спрогнозированное усиление налогового контроля не погубит бизнес, а наши рекомендации и консультации помогут бизнесменам.
[1] Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[2] Источник в Интернете: www.taxpravo.ru/analytics/interview
[3] Источник в Интернете: www.gazeta-unp.ru
[4] По материалам сайта: www.taxpravo.ru
[5] Источник в Интернете: www.prim.regnum.ru
[6] Источник в Интернете: www.akdi.ru/scripts/novosti/smotri.php?z=2899
[7]Журнал «Налоги и финансовое право», № 1 за 2009 г., С.16.
[8]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129600.html
[9]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129444.html
[10]Источник в Интернете: www.glavbukh.ru/art/15559
[11]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[12]Там же.
[13]Источник в Интернете: www.interfax.ru/business/news.asp?id=64187
[14]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1117605.html
[15]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129414.html
[16]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1125152.html
[17]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1129588.html
[18]Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/07/31/koshmarit
[19]Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/05/14/bill
[20]Источник в Интернете: www.lenta.ru/news/2008/07/31/koshmarit
[21]Источник в Интернете: www.prim.regnum.ru/news/1121287.html
[22]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[23]Источник в Интернете: www.regnum.ru/news/1117605.html
[24]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[25]По материалам сайта: www.taxpravo.ru/news/taxpravo/
[26]Источник в Интернете: www.ecrime.ru/arhiv/_2_fevral_2009703/sudeyskaya_pozitciya711/
[27]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[28]Там же.
[29]Источник в Интернете: www.taxhelp.ru/new/view_article.php?article_id=20085
[30]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
[31]Развернутая правовая оценка подобных требований налоговой инспекции опубликована в статьях в Журнале «Налоги и финансовое право», № 2 за 2009, с. 76-80; № 3, с. 59-62.
[32]Источник в Интернете: www.taxpravo.ru/news/taxpravo
[33]Источник в Интернете: www.rbcdaily.ru/2008/12/15/focus/394769
(Статья была опубликована в Журнале «Налоги и финансовое право» № 8/2009).
6.2. ФНС России констатирует снижение налоговых поступлений
В январе-августе 2009 года в федеральный бюджет поступило 1 910,2 млрд руб. администрируемых ФНС доходов (в 1,6 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года).
Основные деньги по-прежнему обеспечивает НДС (40%), на втором месте - НДПИ (30%), далее ЕСН (18%) и налог на прибыль (7%).
Источник: www.taxhelp.ru
6.3. «Маленькие» налоговые долги будут прощать
Главный судебный пристав А. Парфенчиков считает, что «маленькие» долги дешевле списать, чем взыскать.
Ежегодно судебные приставы получают от налоговых органов сотни тысяч исполнительных документов на суммы до 10 копеек, сообщил представитель ведомства. В условиях кризиса целесообразнее «либо вводить механизм накопления до определенной суммы и ждать, когда она может быть взыскана, либо, по истечении какого-то периода, ее списывать», сообщил А. Парфенчиков.
Источник: www.taxhelp.ru
7. Судебное решение недели:
7.1. В пользу налогоплательщика
«Поскольку расходы арендодателя за пользование энергоресурсами (электроэнергией, телефонной связью и т.д.) являются составной частью арендной платы, арендатор правомерно заявил налоговый вычет по НДС с полной стоимости аренды (п. 2 ст. 171 НК РФ)».
В силу п. 2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
По мнению налогоплательщика, он вправе заявить к вычету НДС в полном объеме с суммы уплаченной арендодателю арендной платы, включающей в себя, в том числе, переменную часть в виде эксплуатационных расходов, связанных с обеспечением тепло- и электроснабжением, водоснабжением, канализацией и другими бытовыми и коммунальными услугами, поскольку вся сумма арендной платы является оплатой услуг по предоставлению в аренду помещений.
По мнению суда, в соответствии с требованиями ст.171, 172 НК РФ расчеты по выставленным арендодателями счетам-фактурам являлись арендными платежами, и общество вправе было заявить к налоговому вычету сумму налога, уплаченную в виде арендных платежей, в том числе связанных с оплатой услуг, потребленных в процессе пользования арендованным имуществом.
Суд установил, что в договорах аренды стороны установили фиксированную плату за пользование арендуемыми помещениями и нефиксированную плату, включающую в себя расходы за пользование энергоресурсами (электроэнергией, водопотреблением, телефонной связью и т.д.), которые арендатор оплачивает на основании выставляемых счетов-фактур.
Таким образом, арендная плата, предъявленная обществу в счетах-фактурах, состояла из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть являлась фиксированной и представляла собой плату за пользование арендуемыми площадями; переменная складывалась из стоимости электроэнергии, газа, водопотребления, телефонной связи и иных коммунальных услуг, фактически потребленных арендатором.
Суд указал, что поскольку расчеты по указанным счетам-фактурам являлись арендными платежами, общество вправе было заявить к налоговому вычету сумму НДС в полном объеме.
По данным основаниям суд кассационной инстанции удовлетворил кассационную жалобу налогоплательщика.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 августа 2009 г. № А28-4660/2008-111/21).
Источник: www.cnfp.ru
7.2. В пользу налогового органа
«Размещение сведений о кадастровой стоимости земельных участков на официальном портале субъекта РФ в сети Интернет признано судом надлежащим извещением о ней плательщика земельного налога (п.14 ст.396 НК РФ)».
В соответствии с п.14 ст.396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.
По мнению общества, доначисление авансового платежа по земельному налогу за 2008 исходя из кадастровой стоимости земельных участков, указанной в приложении № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта РФ, произведено налоговым органом неправомерно, поскольку указанное приложение не было опубликовано для всеобщего сведения, следовательно, не может служить основанием для регулирования правоотношений.
По мнению суда, результаты кадастровой стоимости земельных участков доведены до сведения налогоплательщика с соблюдением установленных порядка и сроков.
Суд установил, что в декабре 2007 Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта РФ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (приложение № 1), которые подлежат применению с 01.01.2008.
Текст данного приказа (без приложения № 1) опубликован 09.02.2008 в официальном печатном издании; публикация содержит указание на то, что полная версия приказа (с приложениями) размещена на официальном портале субъекта РФ в сети Интернет. Такой порядок доведения названного приказа до всеобщего сведения (обнародования) соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.
Суд пришел к выводу, что общество имело возможность ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и применить их при исчислении авансового платежа по земельному налогу в 2008.
По данным основаниям суд кассационной инстанции в удовлетворении кассационной жалобы общества отказал.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 июля 2009 г. N А29-11130/2008).
Источник: www.cnfp.ru
8. Зарубежные налоговые новости
8.1. Швейцарские банкиры предложили ввести новый налог
Банковская ассоциация Швейцарии призвала правительство ввести налог у источника на доходы иностранцев, имеющих счета в Швейцарии.
Ассоциация предлагает ввести налог в качестве альтернативы обмену финансовой информацией, чтобы отчасти сохранить режим банковской тайны, ослабленный в ходе широкой международной кампании по борьбе с зонами низкого налогообложения. Предполагается, что налог у источника будет распространяться на дивиденды, процентные выплаты, инвестиционный доход и доход с прироста капитала.
Налог предлагается взимать по ставке, принятой в стране, гражданином которой является вкладчик. Информация о клиенте в процессе уплаты налога не будет передаваться за пределы банка. Тем самым ассоциация надеется защитить банковскую тайну и при этом соблюсти все требования налогового законодательства.
Банковская ассоциация предлагает взимать налог с граждан стран ЕС и тех государств, с которыми Швейцария заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, составленные в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития.
Инициатива о введении налога у источника в целом получила поддержку у швейцарского финансового сектора. Правительство страны пока не приняло решения по этому поводу.
Источник: www.fortnostress.com
8.2. В Италии началась налоговая амнистия
Правительство Италии начало налоговую амнистию, в рамках которой владельцам оффшорных счетов предлагается добровольно задекларировать свои доходы.
Амнистия продлится с 15 сентября по 15 апреля следующего года. По ее условиям итальянские граждане смогут избежать крупных штрафов и вероятного уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов. Сумма штрафа составит 5 процентов от общей суммы незадекларированных доходов.
Под амнистию подпадают физические лица, партнерства и некоммерческие организации. На компании с ограниченной ответственностью, а также на тех, кто уже находится под следствием по обвинению в налоговом мошенничестве, амнистия не распространяется. Участникам амнистии предлагаются два варианта - репатриация банковских вкладов и других финансовых активов либо декларирование активов, в том числе недвижимости и предметов искусства, находящихся в странах Европейской экономической зоны, без их возвращения в Италию. Второй вариант со временем может быть распространен на юрисдикции, с которыми Италия заключила соглашения об обмене налоговой информацией.
С помощью амнистии планируется получить около 4,5 миллиарда евро. В правительстве Италии рассчитывают на успех кампании. Ее противники утверждают, в свою очередь, что 5-процентный штраф слишком незначителен по сравнению со штрафами, которые взимают в других европейских странах в рамках аналогичных амнистий.
Источник: www.fortnostress.com
9. «Знаете ли Вы...» или интересные и занимательные
факты о налогах
9.1. Страховые компании угрожают уходом из Великобритании
Ассоциация британских страховщиков /ABI/ предупредила, что многие страховые компании и их руководители покинут Великобританию, если налоговая система в стране не станет более конкурентоспособной.
15 сентября ABI выпустила доклад под названием "Конкурентоспособность Великобритании: путь развития страхового бизнеса", в котором представлены результаты опроса менеджеров страховых компаний. Ассоциация призвала британское правительство заняться исправлением недостатков налогового режима, чтобы снять обеспокоенность бизнеса.
По данным ABI, 81 процент британских страховщиков считают, что число зарегистрированных в Великобритании страховых компаний сократится в течение ближайших пяти лет, если налоговая система не претерпит изменений. 61 процент топ-менеджеров заявили, что в той или иной степени склоняются к переезду за границу - прежде всего, из-за чрезмерного налогообложения доходов физических лиц в Великобритании. Только 5 процентов опрошенных не испытывают никакого желания уезжать из страны. В полной мере конкурентоспособной британскую налоговую систему назвали лишь 29 процентов участников исследования.
ABI подготовила ряд предложений по налоговой реформе в Великобритании. В числе основных пунктов - упрощение системы корпоративного налогообложения, что должно способствовать ее большей предсказуемости. Чтобы удержать в Великобритании компании, имеющие зарубежные представительства, предлагается ввести новые налоговые льготы. Кроме того, ассоциация выступила за введение льгот по подоходному налогу и пенсионным отчислениям с целью удержания в Великобритании топ-менеджеров компаний.
Источник: www.fortnostress.com
10. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 8/2009.
Тема номера: Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций.
Отмена ЕСН — ошибка?
Кто мало думает, много ошибается.
Леонардо да Винчи
Умный человек отличается от глупого не тем,
что не совершает ошибок. Он их не повторяет
Данил Корецкий,
современный российский писатель
Без сомнения, главным событием уходящего года станет решение федерального законодателя об отмене ЕСН и введении пенсионной модели формирования внебюджетных фондов. Мы глубоко убеждены в том, что это ошибка. Как мы считаем, все беды российской пенсионной и социально-обеспечительной систем коренятся не в ЕСН, а совсем в других причинах. А те нововведения, которые появятся c 1 января 2010 года, можно было сделать и без отмены этого налога, который существовал с 2001 года и показывал из года в год только положительную динамику.
Зачем? Для чего? Как тут ни вспомнить наш недавний антикризисный призыв к законодателю - «Не чини, что не сломано»[1], - который был поддержан нашими читателями[2].
Тем более обидно, что мы вынуждены признать — опоздали. О планах замены ЕСН первые слухи в СМИ появились в апреле-мае, и Редакция Журнала «Налоги и финансовое право» планировала принять участие в дискуссии о нецелесообразности подобного шага, выступив на стороне сторонников ЕСН. Однако, пока мы готовились, собирали и оттачивали аргументы, федеральный законодатель кулуарно, по-настоящему «втихушку» принял два федеральных закона - № 212-ФЗ и 213-ФЗ, - о которых еще долго будут спорить специалисты, политики и налогоплательщики. Зачем понадобилось заменять ЕСН некими отчислениями — непонятно. Доводы и логика авторов этой «мини-реформы» для нас неубедительны. Поэтому в этом номере нашего журнала в рубрике «Философия налогов» мы, хоть и с опозданием, но пытаемся выступить со своей контрпозицией к предстоящей с 1 января 2010 года отмене ЕСН. Тем более что, как говорили древние, лишь та ошибка, что не исправить.
Однако наше несогласие и неприятие шага законодателя отнюдь не означает, что наш журнал проигнорирует введение новой системы фискальных платежей и останется в стороне. В ближайших номерах журнала мы обязательно подробно проанализируем новое правовое регулирование, дадим свои комментарии и рекомендации.
Что касается темы номера, то она традиционная для нашего издания, поскольку мы решили обработать и переработать нашу консультационную практику 2009 года и представить вниманию читателей своеобразный «Свод сложных вопросов». Также в номере представлены наши традиционные рубрики и материалы.
Желаем хорошего и интересного чтения! До встречи осенью!
Главный редактор Журнала
«Налоги и финансовое право»
А.В. Брызгалин
[1] См., «Налоги и финансовое право», № 5, 2009. С. 18.
[2] См., «Налоги и финансовое право», № 6, 2009. С. 26-27.
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 12/2008 |
Учетная политика предприятий для целей налогообложения на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 1/2009 |
Учетная политика предприятий для целей бухгалтерского учета на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 2/2009 |
Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете | 250=00 |
500=00 |
№ 3/2009 |
Новый порядок учета амортизируемого имущества в 2009 году для целей налогообложения | 250=00 |
500=00 |
№ 4/2009 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2009 |
Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2009 |
Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам | 250=00 |
500=00 |
№ 7/2009 |
Уточненная налоговая декларация: понятие, порядок действий, правовые последствия. | 250=00 |
500=00 |
№ 8/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций. | 250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php
ВНИМАНИЕ! Книги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте группы компаний «ОМЕГА-Л»
11. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за август 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 сентября 2009 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
12. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||