← Сентябрь 2009 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
30
|
За последние 60 дней 4 выпусков (1-2 раза в месяц)
Сайт рассылки:
http://cnfp.ru
Открыта:
18-01-2008
Статистика
0 за неделю
Налоговые новости от ГК "Налоги и финансовое право"
Справки по телефону: (343) 350-12-12, 350-11-62 Информация размещена на сайте www.cnfp.ru
Группа компаний «Налоги и финансовое право» приглашает на семинар Актуальные вопросы применения
налогового законодательства в 2009 году.
|
полноцветное иллюстрированное издание о налогах«Налоги. Люди. Время… |
Руководитель проекта — А. В. Брызгалин.
Новая книга — уникальная работа, в которой представлен совершенно непривычный и неожиданный взгляд на НАЛОГИ как на живое, развивающееся и чрезвычайно интересное явление в истории развития общества. Авторы решили взглянуть на налоги и историю налогообложения более объемно, широко или, что называется, под иным, чем обычно, углом зрения: им интересно было поднять налоговый пласт человеческой культуры и рассмотреть его (насколько оказалось возможным) во всем многообразии и разнообразии материала.
Это книга о месте налогов в мировой истории, об их связи с крупнейшими событиями в ней и о том значении, которое имеют налоги в истории развития культуры человечества. На страницах этой книги читатель ознакомится с весьма оригинальными высказываниями о налогах и налогообложении великих людей (российских и зарубежных классиков и наших современников): общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов, — запечатленными в их произведениях и кропотливо выбранными для данного издания авторами книги. Читатель, несомненно, поразится тому, какими странными, порой невероятными, событиями наполнена история налогообложения разных времен и народов и какое множество необычных налогов взималось ранее и взимается в настоящее время в разных странах, а также улыбнется, читая остроумные афоризмы и анекдоты на тему налогообложения или истории о курьезных случаях из «жизни налогов».
Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, так как поможет им расширить свои познания в области истории налогов, взглянуть на привычные вещи с иной точки зрения, поговорить о серьезном и важном с иронией и юмором, а также найти для себя
Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Налоги. Люди. Время… или этот безграничный Мир Налогов. / Под. ред. к. ю. н. А. В. Брызгалина. — Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 576 с.
Стоимость издания: 800 руб. (с учетом доставки почтой)
Для участников Налогового клуба, корпоративных клиентов, подписчиков: 600 руб. (с учетом почтовой доставки)
Справки:
«Односторонний налог на прибыль никогда
не падает
на ту отрасль,
которая им обложена, так как
предприниматель либо прекратит
свою деятельность
в данной отрасли, либо возместит себе этот налог».
Давид Рикардо (1772—1823) — английский экономист, идеолог
промышленной буржуазии в ее борьбе с землевладельческой
аристократией в период промышленного переворота.
1. Налоговая новость недели
Минфин опубликовал на своем сайте проект нового закона «О бухгалтерском учете». Весной документ обсуждала межведомственная группа, после чего были внесены юридико-технические правки, рассказывает представитель ведомства: «Проект согласован в Минэкономразвития, ЦБ, Минюсте и внесен в правительство».
Проект включает в процесс регулирования бизнес-сообщество, говорит представитель Минфина. Например, саморегулируемые организации будут разрабатывать национальные и отраслевые стандарты, замечает президент клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, а компании — самостоятельно устанавливать формы первичных документов, что «упростит жизнь предприятий, но может усложнить жизнь их контрагентов». ЦБ же выведен из-под действия закона, регулятор будет сам готовить стандарты учета для банков, продолжает Парфенов.
Проект упрощает изменение компаниями учетной политики. Сегодня это можно делать при изменении законов, а проект разрешает и при существенном изменении условий деятельности, повышении надежности информации, замечает Парфенов.
Но документ может ударить по малому бизнесу. Сегодня предприятия, перешедшие на УСН (6% с выручки или 15% с разницы доходов и расходов), не обязаны вести бухгалтерию. Они просто заполняют книгу доходов и расходов, говорит вице-президент «Опоры» Александр Паперно. Законопроектом большинство «упрощенцев» этой льготы лишаются, не вести бухучет смогут только индивидуальные предприниматели. Правда, малому бизнесу обещаны простые способы бухучета (это один из принципов бухучета), но какие именно — в проекте не разъяснено.
Придется нанимать бухгалтера, вырастут издержки, сетует партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Если закон примут, многим малым предприятиям придется ликвидироваться, а их владельцам — регистрироваться как индивидуальным предпринимателям, считает он: но тогда они будут отвечать в своей деятельности не уставным капиталом ООО, а всем своим личным имуществом. «Негуманно», — заключает Шаповалов.
Неясен выигрыш государства от такого ужесточения, удивляется Паперно: в бухгалтерских книгах фиксируется выручка, доходы и расходы, т. е. все данные, необходимые для исчисления налога.
Источник: www.vedomosti.ru
2. Новости налогообложения и экономики
2.1. Росстат зафиксировал дефляцию
В августе 2009 года в России впервые с начала года зафиксирована дефляция. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), индекс потребительских цен за неделю с 25 по 31 августа составил 99,9%. Потребительские цены за этот период снизились на 0,1%.
Как отмечается в отчете Росстата, индекс потребительских цен с начала месяца составил 100,1%, с начала года - 108,2%. Для сравнения, в 2008 году в целом за август этот показатель составил 100,4%, с начала года - 109,7%.
По данным Росстата, за 25-31 августа прирост цен на сахар-песок составил 2%, на мясо кур, яйца, гречневую крупу - 0,2-0,4%. На 0,2-0,5% подешевели подсолнечное масло, сыр, рыба. Значительно подешевела плодоовощная продукция: лук стал дешевле на 3,7%, морковь - на 4,6%, картофель - на 6,5%. За указанный период продолжился рост цен на бензин: стоимость автомобильного бензина выросла на 0,4%, цены на дизельное топливо увеличились на 0,1%.
Как заявлял ранее министр финансов РФ Алексей Кудрин, в текущем году российское правительство рассчитывает удержать инфляцию в пределах 13-14%. Во втором полугодии 2009 года, по словам Кудрина, инфляция в годовом выражении замедлится до 10%. По прогнозам Всемирного банка инфляция в России в 2009 году составит 11-13%.
Источник: www.klerk.ru
2.2. В Подмосковье сокращается задолженность по зарплате
Подмосковные предприятия выплатили своим сотрудникам более половины задолженности по зарплатам, сократив ее до 83 млн руб. Об этом сообщает газета «Коммерсант», ссылаясь на заместителя председателя правительства Московской области Сергея Кошмана.
По его словам, «по состоянию на 31 августа у бюджетных организаций Подмосковья задолженности нет. Внебюджетные организации снизили задолженность до 83,2 млн руб.». Учитывая, что в июле задолженность по зарплате составляла 193 млн руб. к началу осени она сократилась вдвое.
Источник: www.akdi.ru
3. Налоговые прогнозы, проекты, дискуссии
3.1. Возмещение НДС за 20 дней? Это реально, считает Минфин
Заместитель министра финансов А. Новак сообщил о том, что законопроект об ускоренном возмещении НДС из бюджета скоро поступит в Госдуму.
Суть законопроекта заключается в том, что решение о предварительном возмещении НДС налоговики будут принимать в течение 15 дней, а в течение пяти дней - перечислять средства. Помимо декларации должна быть представлена банковская гарантия.
Источник: www.taxhelp.ru
3.2. ФНС не одобряет ускоренный порядок возмещения НДС
В сентябре депутаты Госдумы рассмотрят законопроект об ускоренном порядке возмещения НДС. Если проект будет принят, то налоговым инспекторам придется возмещать налог без предварительной проверки. А залогом добросовестности станет банковская гарантия.
Однако налоговые инспекторы резко раскритиковали данный законопроект (письмо ФНС России от 20.08.2009 № 3-1-06/656). Им не понравилось, что официально никто их мнения не спрашивал, и они получили текст законопроекта только из справочно-правовой базы.
Ознакомившись с текстом проекта, чиновники ФНС пришли к выводу, что поправки «сведут к минимуму эффективность налогового контроля и не позволят налогоплательщикам получать возмещение в более короткие сроки».
Источник: www.gazeta-unp.ru
3.3. Нефтяников стимулируют налоговыми льготами
На рассмотрение Госдумы поступили поправки в статью 342 НК РФ.
Как поясняют разработчики законопроекта, он разработан в целях оказания поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, а также уточнения условий применения налоговой ставки 0 руб.
По нулевой ставке облагается нефть на участках недр в Черном море до достижения накопленного объема добычи нефти 20 млн. тонн (для участков недр Охотского моря - 30 млн. тонн).
Источник: www.taxhelp.ru
3.4. Президент бьёт по организованной преступности
Глава государства Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроекты с поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Документы направлены на усиление борьбы с организованной преступностью.
«Смысл этой важной инициативы Президента заключается в том, чтобы придать наиболее резонансным уголовным делам большую публичную значимость с тем, чтобы они рассматривались оперативно и наиболее квалифицированным составом судей, то есть Верховным Судом РФ по первой инстанции», - сообщил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, передаёт «Интерфакс».
«Поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предусматривают уголовную ответственность лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, даже если они лично не участвовали в совершении преступления, а лишь руководили преступной группировкой, и за это они могут быть приговорены к пожизненному заключению», - прокомментировал вице-спикер.
О. Морозов подчеркнул, что предлагается существенное ужесточение наказания для лиц, совершивших такие преступления. «До настоящего времени они могли быть осуждены на срок от 7 до 15 лет, сейчас же предлагается увеличить этот срок с 15 до 20 лет. Если ранее осуждённое лицо по отбытии двух третей наказания могло рассчитывать на условно-досрочное освобождение, то теперь для этого оно должно отбыть не менее трёх четвертей определённого судом наказания», - цитирует «Интерфакс».
Источник: www.akdi.ru
3.5. Центробанк не ожидает второй волны кризиса
Центробанк не ожидает второй волны кризиса. Об этом заявил директор Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский.
«Никакой второй волны не будет... Задолженность российских банков перед иностранными кредиторами обслуживается нормально на протяжении длительного времени», - цитирует «РИА Новости».
Источник: www.akdi.ru
3.6. Западные аналитики проанализировали российскую пенсионную систему
Западные аналитики проанализировали российскую пенсионную систему. Соответствующее исследование провёл Bank of America Securities - Merrill Lynch , сообщает «ПРАЙМ-ТАСС».
В результате исследования эксперты пришли к выводу, что реформа пенсионной системы приведёт к дефициту российского бюджета.
Отмечается, что в 2010 г. средний размер пенсии возрастёт до 7 тыс. 750 руб., а к декабрю 2010 г. - до 8 тыс. 408 руб., что составит примерно 38% от средней заработной платы. Такого результата планируется достичь благодаря политике валоризации советского стажа: за каждый год работы в советское время пенсия будет увеличена на 1%. В среднем прибавка составит около 10% и в 2010 г., 2011 г. и 2012 г. обойдётся бюджету соответственно в 500 млрд руб., 561 млрд руб. и 609 млрд руб.
Параллельно с пенсионной реформой в стране произойдёт реформа налогообложения, которая подразумевает замену ЕСН взносами во внебюджетные фонды. Как отмечает «ПРАЙМ-ТАСС», аналитики считают, что де-юре это снизит пенсионные обязательства федерального бюджета, но де-факто неизбежно приведёт к повышению трансфертных платежей из бюджета, что существенно увеличит нагрузку на него.
Таким образом, даже при условии сохранения высоких цен на нефть (около 70 долл. за баррель) дефицит бюджета в среднесрочном периоде не опустится ниже 3-4% от ВВП. При этом бюджетные платежи в пенсионную систему могут достичь 5,3% от ВВП в 2010 г. и 4,4-4,6% от ВВП в 2011-2012 годах. По словам аналитиков, это неизбежно приведёт к использованию средств Фонда Национального Благосостояния, а в дальнейшем и внешних займов.
Следствием этого, по мнению западных экспертов, может стать увеличение пенсионного возраста, переход на прогрессивную шкалу налогообложения, а также перенос части обязательств на частный сектор или граждан.
Источник: www.akdi.ru
4. Новости налогового и бухгалтерского законодательства
4.1. Утверждены основы формирования предельных цен на услуги ЖКХ (Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 708)
Правительство РФ утвердило основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 708).
Устанавливается, что предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта РФ проекта закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период. Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта РФ. Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учётом этого предельного индекса.
Доступность для граждан платы за коммунальные услуги определяется на основе следующих критериев: доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; уровень собираемости платежей за коммунальные услуги; доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения.
Источник: www.akdi.ru
4.2. Утверждены правила аккредитации экспертов при проведении проверок (Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 689)
Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю утверждены постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689.
Установлен порядок аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении указанными органами проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Источник: www.taxhelp.ru
5. Комментарии и разъяснения
5.1. Что считать датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств (Письмо Минфина России от 17.08.2009 № 03-03-05/157)
Минфин разъяснил, что ею является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п.1 ст.252 НК РФ.
Письмом Минфина России от 17.08.2009 № 03-03-05/157 разъяснено, что таким документом может являться акт по форме № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»).
Источник: www.taxhelp.ru
5.2. Налоговое ведомство запретило счета-фактуры в валюте при расчетах рублями (Письмо ФНС РФ от 24.08.2009 № 3-1-07/674)
Если сумма в договоре выражена в валюте или у.е., а расчеты производятся в рублях, то продавец должен выставить счет-фактуру покупателю с указанием цены в рублях — так считает ФНС России (Письмо от 24.08.2009 № 3-1-07/674)
Источник: www.gazeta-unp.ru
5.3. ТТН № 1-Т не является незаменимым документом
ФНС России сообщила, что в Верховный Суд РФ подано заявление о признании недействующим абз.3 п.6 Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83, согласно которым форма товарно-транспортной накладной № 1-Т — это единственный документ, служащий для списания (оприходования) товарно-материальных ценностей у грузоотправителей (грузополучателей).
Налоговые инспекторы напомнили, что начиная с 1999 года для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации предусмотрено использование также и товарной накладной по форме ТОРГ-12 (см. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).
Источник: www.taxhelp.ru
5.4. Налоговой переплатой можно закрыть не каждый платеж (Письмо Минфина РФ от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401)
Может ли организация зачесть переплату по налогу на прибыль в федеральный и региональный бюджеты, образовавшуюся в 2007 году, в счет предстоящих платежей по НДС в 2009 году?
Письмом от 18.08.2009 № 03-02-07/1-401 Минфин разъяснил, что с 1 января 2008 года зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Следовательно, сумма излишне уплаченного в 2007 года одного федерального налога (например, налога на прибыль организаций) может быть зачтена в 2009 году по другому федеральному налогу (например, НДС).
Источник: www.taxhelp.ru
5.5. Налоговое ведомство разъяснило порядок заполнения счета-фактуры (Письмо УФНС России по г. Москве от 16.01.2009 № 19-11/002251)
Каков порядок заполнения строки 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес»?
Письмом УФНС России по г. Москве от 16.01.2009 № 19-11/002251 разъяснено, в частности, что если продавцом товаров по договору является одно лицо, а отгрузка этих товаров производится со склада другого лица, то в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» указывается полное или сокращенное наименование организации, с чьего склада отгружены товары, и его почтовый адрес.
В строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, т. е. адрес склада или резервуара, на котором находится полученный груз.
Строки 3 и 4 счета-фактуры заполняются только в случаях оформления отгрузки товаров, а при выполнении работ или оказании услуг в указанных строках ставятся прочерки.
Источник: www.taxhelp.ru
5.6. Надо ли выплачивать налог при реализации ценных бумаг за границей (Письмо Минфина РФ от 24.08.2009 № 03-04-05-01/658)
Письмом от 24.08.2009 № 03-04-05-01/658 Минфин разъяснил вопрос исчисления и уплаты налога с дохода, полученного от продажи иностранных ценных бумаг.
Если налоговый резидент РФ получил доход от продажи за пределами РФ иностранных ценных бумаг, то полученный доход подлежит налогообложению в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.
Источник: www.taxhelp.ru
6. Новости налогового контроля
В рубрике «Налоговый контроль» размещаются материалы, посвященные рассмотрению актуальных вопросов, связанных с назначением, проведением и оформлением результатов налоговых проверок и иных форм налогового контроля.
NEW! 6.1. Дополнительные мероприятия налогового контроля и их значение при вынесении решения по результатам налоговой проверки (анализ Постановления ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09)
Общеизвестно, что налоговые органы при рассмотрении материалов налоговой проверки обязаны предпринять все возможные меры для того, чтобы предоставить проверяемому лицу полноценную возможность защищать свои права и законные интересы путем обеспечения его присутствия при проведении выездной налоговой проверки, предоставления объяснений и пояснений, а то и возражений и/или жалоб. Более того, нарушение прав проверяемого лица, выражающееся, в частности, в ограничении его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и/или через своего представителя, в соответствии с п. 14 НК РФ является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что влечет признание решения, принятого по итогам такой проверки, незаконным.
Однако вышеуказанное положение было общепринятым и характерным для стадии рассмотрения материалов налоговой проверки по п. 2 ст. 101 НК РФ. Что же касалось личного (или через представителя) участия проверяемого лица в представлении пояснений и возражений на стадии проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ), то вопрос о степени такого участия долгое время оставался открытым.
Как считали некоторые представители налоговых органов, в данном случае положения НК РФ не предусматривают возможности участия проверяемого лица на стадии дополнительных мероприятий налогового контроля. Также указывалось, что НК РФ не содержит положений о возможности представления налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий, рассмотрения этих материалов и возражений и т.д. Подобная позиция, как будет указано ниже, в ряде случаев поддерживалась и судебно-арбитражной практикой на уровне как регионов, так и даже некоторых судебных округов.
Однако Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 16.06.2009 № 391/09 с таким упрощенным подходом к решению данного вопроса не согласился.
Как указал Президиум ВАС РФ, ненадлежащее извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, следует расценивать как нарушение п. 14 ст. 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Интересно отметить, что основанием для передачи дела в Президиум ВАС РФ как раз и послужило отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами положений п. 14 ст. 101 НК РФ. Как было указано в Определении ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ от 06.04.2009 № ВАС-391/09, при применении п. 14 ст. 101 НК РФ суды нередко исходят из того, что для признания процедуры, установленной указанной статьей НК РФ, соблюденной достаточно известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки. То обстоятельство, что в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля производство по делу о налоговом правонарушении не завершено, не возлагает, по мнению некоторых судов, на налоговый орган обязанности повторно извещать налогоплательщика о дате рассмотрения дополнительно полученной им информации. Примером подобного подхода является, например, Постановление ФАС МО от 11.12.2008 № КА-А40/11472-08-П.
Суд, отказывая в признании решения налогового органа недействительным, исходил из того, что обстоятельства, на основании которых было вынесено решение налогового органа, установлены в ходе проведения выездной налоговой проверки, отражены в акте проверки, были известны налогоплательщику, который давал соответствующие пояснения по этим обстоятельствам. В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля никакие новые обстоятельства установлены не были, инспекция лишь подтвердила выводы, ранее отраженные в акте выездной налоговой проверки. При этом суд указал, что неучастие заявителя при рассмотрении материалов проверки после дополнительных мероприятий налогового контроля является нарушением процедуры, однако оно не привело к принятию неправомерного решения.
Справедливости ради отметим, что изначально данные выводы ФАС МО были поддержаны ВАС РФ в Определении от 15.01.2009 № ВАС-17489/08. В передаче дела в Президиум ВАС РФ было отказано, в связи с чем можно предположить, что ранее ВАС РФ не имел однозначной позиции по поводу применения п. 14 ст. 101 НК РФ в отношении процедуры проведения дополнительных мероприятий.
Однако позднее судьи ВАС РФ вновь обратились к этому вопросу и сформировали по нему единообразную практику.
Необходимо отметить, что Постановление Президиума ВАС РФ № 391/09 мотивировано тем, что в соответствии со ст. 101 НК РФ вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности завершается рассмотрение как акта проверки, так и другихматериаловналоговойпроверки.
То есть участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля, в том числе при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В свою очередь нарушение таких существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, как обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения, в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Сразу после своего появления данное постановление стало востребованным судебной практикой, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на него нижестоящих судов (Постановления ФАС СЗО от 29.06.2009 г. № А56-52592/2008, от 29.06.2009 г. № А26-7872/2007, от 02.07.2009 г. № А05-11399/2008; Постановления ФАС СКО от 09.07.2009 г. № А32-18578/2008-30/234, от 17.07.2009 г. № А63-4229/2008-С4-37, от 22.07.2009 г. № А22-12/2008/13-1).
Вместе с тем, считаем необходимым отметить, что позиция, выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № 391/09, по нашему мнению, не должна восприниматься крайне формально. Мы считаем, что процедура рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля должна в обязательном порядке соблюдаться со стороны налоговых органов только в том случае, если в результате их проведения получены дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах. Если же в результате проведения дополнительных мероприятий каких-либо новых доказательств, подтверждающих факт совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, не обнаружено, либо полученные доказательства явились основанием для снижения размеров недоимок и санкций или вообще отмены их применения, то решение налогового органа признаваться недействительным только по формальным основаниям не должно. С другой стороны, мы считаем, что в этом случае (т.е. когда дополнительные мероприятия не дают никаких результатов) налоговый орган обязан сделать соответствующее указание в решении по итогам проверки, и уж само собой, в этом решении не может быть никаких ссылок или доказательств, связанных с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля.
Наша позиция основана на том, что в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ поводом для признания недействительным (или для отмены) решения налогового органа по результатам проверки по формальным основаниям должны выступать нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако при отсутствии результатов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля данное требование п. 14 ст. 101 НК РФ не может рассматриваться в качестве существенного нарушения.
(Статья была опубликована в Журнале «Налоги и финансовое право» № 7/2009).
7. Судебное решение недели:
7.1. В пользу налогоплательщика
«Требования об уплате пеней, оформленные с нарушением требований закона, признаны недействительными, несмотря на наличие доказательств, подтверждающих обязанность налогоплательщика уплатить спорные суммы (абз. 1 п. 4 ст. 69 НК РФ)».
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать, в частности, сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.
По мнению налогового органа, допущенные им нарушения при составлении требований об уплате пеней по НДС и налогу на прибыль являются несущественными, поскольку представленными расчетами подтверждена обязанность налогоплательщика уплатить задолженность по пеням, указанную в требованиях.
По мнению суда, позиция налогового органа противоречит нормам налогового законодательства и п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд установил, что оспариваемые налогоплательщиком требования содержат недостоверные сведения о суммах недоимки, на которую начислены пени, в них также отсутствуют сведения о периоде начисления пеней, что не позволяет налогоплательщику проверить обоснованность начисления указанных в требованиях сумм пеней и правильность их расчета.
Ссылка налогового органа на фактическую обязанность налогоплательщика уплачивать пени, несмотря на несоответствие требований положениям закона, отклонена, поскольку представленные налоговым органом расчеты пеней не устраняют указанных недостатков, содержащихся в требованиях.
Поэтому суд кассационной инстанции поддержал позицию налогоплательщика, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2009 г. № А82-14518/2008-20).
Источник: www.cnfp.ru
7.2. В пользу налогового органа
«Суд пришел к выводу, что данные о кадастровой стоимости земельных участков, не опубликованные в печатном издании, а размещенные на официальном портале субъекта РФ в сети Интернет (был опубликован только приказ об утверждении результатов кадастровой оценки), доведены до сведения плательщика земельного налога надлежащим образом (п. 14 ст. 396 НК РФ)».
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
По мнению налогоплательщика, он правомерно при исчислении земельного налога за 2 квартал 2008 г. использовал кадастровую стоимость участка, действовавшую до 01.01.2008, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные приказом Минприроды субъекта РФ от 29.12.2007, не были официально опубликованы.
По мнению суда, позиция налогоплательщика противоречит нормам налогового законодательства и обстоятельствам дела.
Суд установил, что приказом Минприроды субъекта РФ от 29.12.2007 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, подлежащие применению с 01.01.2008 (содержащиеся в приложении № 1). Текст этого приказа (без приложения № 1) опубликован 09.02.2008 в официальном печатном издании; публикация содержит указание на то, что полная версия приказа (с приложениями) размещена на официальном портале субъекта РФ в сети Интернет.
Суд пришел к выводу, что такой порядок доведения названного приказа до всеобщего сведения (обнародования) не противоречит п. 14 ст. 396 НК РФ, постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52, Закону субъекта РФ о порядке опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти данного субъекта.
Следовательно, налогоплательщик имел возможность ознакомиться с результатами государственной кадастровой оценки земель и обязан был их применить при исчислении налога за 2 квартал 2008 г.
Кроме того, налогоплательщику было сообщено об изменении кадастровой стоимости его земельного участка письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28.04.2008.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции поддержал позицию налогового органа, в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика отказал.
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 июня 2009 г. № А29-10164/2008).
Источник: www.cnfp.ru
8. Зарубежные налоговые новости
8.1. В Нидерландах открыта «горячая линия» для налоговых уклонистов
Налоговая служба Нидерландов открыла телефонную «горячую линию» для владельцев незадекларированных счетов в зарубежных банках. С ее помощью все желающие смогут анонимно получить необходимую информацию об условиях участия в налоговой амнистии.
Правительство Нидерландов с 2002 года проводит программу, которая позволяет владельцам оффшорных счетов добровольно задекларировать доходы, избежав крупных штрафов и возможного уголовного преследования. По имеющимся данным, с начала 2009 года этой программой воспользовались более двух тысяч человек, были легализованы почти 500 миллионов евро.
В апреле министерство финансов Нидерландов объявило об ужесточении борьбы с уклонением от уплаты налогов. Владельцев оффшорных счетов, которые не воспользовались амнистией, предупредили, что штрафы будут достигать 300 процентов от суммы незадекларированных доходов.
Источник: www.fortnostress.com
8.2. Франции выдали досье на клиентов швейцарских банков
Правительство Франции получило доступ к конфиденциальным данным трех тысяч человек, имеющих банковские счета в Швейцарии. Эта информация попала к французским властям от трех банков - каких именно, не сообщается. Вкладчиков, попавших в список, подозревают в уклонении от уплаты налогов.
На прошлой неделе Швейцария и Франция заключили соглашение об обмене налоговой информацией, однако этот документ начнет действовать только со следующего года. Предполагается, что закрытые сведения мог передать французам кто-то из сотрудников швейцарских банков.
Французское правительство пообещало принять все необходимые меры, чтобы заставить владельцев оффшорных счетов расплатиться с налоговой службой, если они не согласятся добровольно задекларировать свои доходы. «Мы находимся в процессе строительства посткризисного капитализма, и банки являются необходимым звеном в цепи этих изменений», - заявили в правительстве.
Источник: www.fortnostress.com
9. «Знаете ли Вы…» или интересные и занимательные факты о налогах
9.1. Айтишники просят налоговых льгот
Новая система налогообложения заставит разработчиков программного обеспечения перенести производство в другие страны или перейти на серо-черные зарплаты.
Такие угрозы содержатся в письме президенту РФ, подписанном рядом видных деятелей IT-рынка, среди которых главы отраслевой ассоциации «Руссофт», «Лаборатория Касперского», ABBYY, Luxoft, Aplana и т. д.
Источник: www.taxhelp.ru
9.2. Техрегламент о безопасности колёсных транспортных средств сэкономит 36 млрд руб. ежегодно
Введение техрегламента о безопасности колёсных транспортных средств приведёт к снижению ущерба от ДТП не менее чем на 10%, или на 36 млрд руб. ежегодно.
Об этом говорится в материалах Минпромторга РФ, подготовленных к заседанию президиума Правительства РФ.
Проектом регламента утверждаются требования безопасности в отношении новых транспортных средств (импортных и отечественных), а также в период их эксплуатации.
Источник: www.akdi.ru
10. Новости журнала «Налоги и финансовое право»
Вышел из печати журнал «Налоги и финансовое право» № 8/2009.
Тема номера: Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций.
Отмена ЕСН — ошибка?
Кто мало думает, много ошибается.
Леонардо да Винчи
Умный человек отличается от глупого не тем,
что не совершает ошибок. Он их не повторяет
Данил Корецкий,
современный российский писатель
Без сомнения, главным событием уходящего года станет решение федерального законодателя об отмене ЕСН и введении пенсионной модели формирования внебюджетных фондов. Мы глубоко убеждены в том, что это ошибка. Как мы считаем, все беды российской пенсионной и социально-обеспечительной систем коренятся не в ЕСН, а совсем в других причинах. А те нововведения, которые появятся c 1 января 2010 года, можно было сделать и без отмены этого налога, который существовал с 2001 года и показывал из года в год только положительную динамику.
Зачем? Для чего? Как тут ни вспомнить наш недавний антикризисный призыв к законодателю - «Не чини, что не сломано»[1], - который был поддержан нашими читателями[2].
Тем более обидно, что мы вынуждены признать — опоздали. О планах замены ЕСН первые слухи в СМИ появились в апреле-мае, и Редакция Журнала «Налоги и финансовое право» планировала принять участие в дискуссии о нецелесообразности подобного шага, выступив на стороне сторонников ЕСН. Однако, пока мы готовились, собирали и оттачивали аргументы, федеральный законодатель кулуарно, по-настоящему «втихушку» принял два федеральных закона - № 212-ФЗ и 213-ФЗ, - о которых еще долго будут спорить специалисты, политики и налогоплательщики. Зачем понадобилось заменять ЕСН некими отчислениями — непонятно. Доводы и логика авторов этой «мини-реформы» для нас неубедительны. Поэтому в этом номере нашего журнала в рубрике «Философия налогов» мы, хоть и с опозданием, но пытаемся выступить со своей контрпозицией к предстоящей с 1 января 2010 года отмене ЕСН. Тем более что, как говорили древние, лишь та ошибка, что не исправить.
Однако наше несогласие и неприятие шага законодателя отнюдь не означает, что наш журнал проигнорирует введение новой системы фискальных платежей и останется в стороне. В ближайших номерах журнала мы обязательно подробно проанализируем новое правовое регулирование, дадим свои комментарии и рекомендации.
Что касается темы номера, то она традиционная для нашего издания, поскольку мы решили обработать и переработать нашу консультационную практику 2009 года и представить вниманию читателей своеобразный «Свод сложных вопросов». Также в номере представлены наши традиционные рубрики и материалы.
Желаем хорошего и интересного чтения! До встречи осенью!
Главный редактор Журнала
«Налоги и финансовое право»
А.В. Брызгалин
[1] См., «Налоги и финансовое право», № 5, 2009. С. 18.
[2] См., «Налоги и финансовое право», № 6, 2009. С. 26-27.
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «НАЛОГИ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Объявляется подписка на журнал «Налоги и финансовое право». Счет на I полугодие 2010 года на журнал «Налоги и финансовое право» можно заказать по тел/факсу:
Через Редакцию можно приобрести отдельные номера журнала «Налоги и финансовое право»
(в рублях) |
Цена за электронный вариант журнала |
||
№ 12/2008 |
Учетная политика предприятий для целей налогообложения на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 1/2009 |
Учетная политика предприятий для целей бухгалтерского учета на 2009 год | 250=00 |
500=00 |
№ 2/2009 |
Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете | 250=00 |
500=00 |
№ 3/2009 |
Новый порядок учета амортизируемого имущества в 2009 году для целей налогообложения | 250=00 |
500=00 |
№ 4/2009 |
Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2008 год | 250=00 |
500=00 |
№ 5/2009 |
Налогообложение хозяйственных операций и сделок в 2009 году | 250=00 |
500=00 |
№ 6/2009 |
Налоги и страховые взносы, начисляемые на выплаты работникам | 250=00 |
500=00 |
№ 7/2009 |
Уточненная налоговая декларация: понятие, порядок действий, правовые последствия. | 250=00 |
500=00 |
№ 8/2009 |
Налогообложение и учет сложных хозяйственных операций. | 250=00 |
500=00 |
Получить дополнительную информацию и заказать отдельные номера журнала
«Налоги и финансовое право» можно по телефону:
Редакция журнала «Налоги и финансовое право» на сайте компании организовала частичный свободный доступ к содержанию номеров за 2008 год. Приглашаем посмотреть материалы: http://www.cnfp.ru/publish/journal/2008/index.php
ВНИМАНИЕ! Книги издательства «Налоги и финансовое право» Вы можете приобрести на сайте группы компаний «ОМЕГА-Л»
11. Аналитическая база данных по налоговым спорам
Группы компаний «Налоги и финансовое право»
Обзор представляет собой систематизированный, сгруппированный по темам перечень правовых позиций, сформулированных из анализа соответствующих судебных решений КС РФ, ВАС РФ, Федеральных арбитражных судов России, а так же Арбитражных судов апелляционных инстанций.
Информация для пользователей базы данных «Аналитические обзоры судебной практики по налоговым спорам»:
Аналитический обзор судебной практики за август 2009 года будет разослан подписчикам Аналитической базы данных до 30 сентября 2009 года.
Уважаемые подписчики, просим Вас направлять Ваши пожелания и предложения по поводу Аналитической базы данных по налоговым спорам по следующему электронному адресу — cnfp@cnfp.ru
За более подробной информацией обращайтесь на сайт Группы компаний «Налоги и финансовое право» — http://cnfp.ru/projects/survey/
12. ПРЕДЛАГАЕМ В АРЕНДУ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
по адресу г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 77, офисное здание, 5 этаж
-
рабочим местом лектора
-
рабочими местами слушателей
-
кондиционером
-
аудиотехникой
-
микрофоном
-
стойкой для раздаточного материала
Стоимость аренды
Дополнительные услуги, помещения, оборудование:
-
помещение подкофе-брейк
-
видеотехника
-
ксерокс
-
компьютер, принтер
-
выделенная телефонная линия с телефонным аппаратом
-
выделенная линия для выхода в Internet
Оплата по договоренности
По вопросам аренды обращаться:
Тел./факс
Фотографии
В избранное | ||