Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Седьмой номер Налогового практика посвящен теме: "Повторная налоговая проверка"


Информационный Канал Subscribe.Ru


БАЛАНС

 

 

Возможность получать, подобна океану.

Проблема состоит в том, что большинство людей подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА

 

630007, г. Новосибирск, ул. Сибревкома, 2 офис 600  тел./факс: +7 (3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91  e-mail: info@balans.ru, http//www.balans.ru

 

 

Джим Рон

  

 

Налоговый практик № 7(16)

Повторная налоговая проверка

 

Для налогоплательщика даже одна выездная проверка доставляет много хлопот, не говоря уже о двух. Потому полезно знать, во-первых, в каком случае может проводиться такая проверка, а во-вторых, какие существуют дополнительные основания для признания результатов такой проверки недействительными.

По общему правилу проведение повторной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период запрещено. Это установлено ст. 87, 89 НК РФ и подтверждено судебной практикой: Постановлениями ФАС ЗСО от 01.07.2002 № Ф04/2274-816/А45-2002, от 17.05.2000 № Ф04/1198-169/А67-2000 и т. д., но существует и один прецедент, свидетельствующий об обратном: Постановление ФАС УО от 16.08.2001 № Ф09-1839/01ПК. Сначала определимся с тем, что можно считать повторной проверкой.

Критерии повторности.

Проверка считается повторной, если она проводится во второй (третий и т. д.) раз по одним и тем же налогам за один и тот же период. Свидетельством повторности могут являться сведения из решения о назначении налоговой проверки либо фактически повторный характер. В последнем случае налицо проверка одних и тех же налоговых периодов по одним и тем же налогам, например, выражающееся в фиксации при ее проведении тех же обстоятельств, что были установлены ранее проведенной проверкой (Постановление ФАС ЦО от 23.04.2002 № А54-3825/01-С1) и т. д.

Необходимо отличать от повторных проверок встречные, которые применяются в рамках налогового контроля над деятельностью других налогоплательщиков. При таких встречных проверках налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. В противном случае (параллельная проверка самой организации) проверка допускается только на общих основаниях ст. 89 НК РФ. Такая проверка может быть квалифицирована как повторная со всеми вытекающими отсюда последствиями (Постановление ФАС СЗО от 20.08.2001 № А42-7493/00-23-1336/01).

Органы, полномочные проводить налоговую проверку, в том числе и повторную:

Налоговые органы, которыми являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации;

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

При проведении проверки вышестоящим органом необходимо проверить подчиненность органов. Так, налоговый орган не может проверять деятельность таможенного органа…

Органы налоговой полиции не вправе проводить налоговые проверки в рамках налогового контроля. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны проводить проверки в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Таким образом, указанные проверки не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок в смысле ст. 87 НК РФ (Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5).

Основания проведения повторной налоговой проверки.

·         Реорганизация или ликвидация юридического лица.

Ликвидация или реорганизация филиала налогоплательщика не дает права на проведение повторной налоговой проверки, которая имеет место только при реорганизации и ликвидации юридического лица (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № 6048).

·         Контроль над деятельностью нижестоящего органа.

Повторная выездная налоговая проверка производится в целях осуществления контроля над деятельностью органа, проводившего первую налоговую проверку, а не за исчислением налога налогоплательщиком (Постановлением ФАС СЗО от 16.01.2002 № А01-1415/01-104/13 отменено Постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки с целью оперативного контроля за исчислением налогов налогоплательщиком). Вместе с тем в решении вышестоящего органа о проведении повторной налоговой проверки не обязательно должны содержаться мотивы и ссылки на основания и обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения повторной налоговой проверки (Постановление ФАС ЗСО от 27.03.2000 № Ф04/788-93/А67-2000). Таким образом, если в решении налогового органа указаны ненадлежащие основания проведения проверки, то такое решение может быть обжаловано, но при отсутствии каких-либо основания проведении проверки решение не может быть признано незаконным.

Включение в состав лиц, проводящих повторную выездную налоговую проверку, сотрудника нижестоящего налогового органа свидетельствует об отсутствии цели проверки деятельности нижестоящего органа и является одним из оснований для признания недействительным решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам повторной выездной налоговой проверки (Постановление ФАС СЗО от 16.01.2002 № А05-1415/01-104/13).

Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля не является основанием для проведения повторной налоговой проверки, а привлечение к ответственности по ее результатам признается судом незаконным (Постановление ФАС ВСО от 14.08.2001 № А19-1256/01-26-Ф02-1855/01-С1).

Привлечение к ответственности по результатам повторной налоговой проверки.

Привлечение налогоплательщика к ответственности по результатам повторной проверки производится на общих основаниях в соответствии с разделом 6 НК РФ (Постановление ФАС ЦО от 07.06.2002 № А14-9515-01/76/1).

Таким образом, повторная налоговая проверка является исключительной мерой налогового контроля, и к ее проведению предъявляются дополнительные требования, что дает дополнительные гарантии налогоплательщикам.

Евгений Нафтаев

юрист КГ «Баланс»

 

Вернуться в начало

Ближайшие семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс» 

Место проведения – г. Новосибирск.  29-30-31 мая 

Мартынова Ирина

"Эффективный маркетинг: от анализа до разработки плана" (семинар-тренинг)

  • Постановка целей маркетинга. Сбор и анализ информации.
  • Рассмотрение стратегий и выбор оптимальных.
  • Составление плана Маркетинга (плана действия).

Подробно о семинарах можно узнать  www. Balans.Ru или www.Sovetov.Net - консалтинговый портал

Вернуться в начало

Обзор законодательных актов

Настоящий обзор подготовлен на основе мониторинга текущего законодательства  информационно-правовых систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс» и содержит выборочный перечень федеральных и региональных нормативно-правовых актов,  которые, с нашей точки зрения, могут повлечь за собой существенные правовые последствия для налогоплательщиков, расположенных в Сибирском федеральном округе*

Приказ МНС РФ от 24 апреля 2003 г. N БГ-3-05/211 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153" 
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2003 г. Регистрационный N 4546

Уточняется порядок заполнения расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Таблица "Справочно", приводимая на листе 06 формы расчета, заменяется таблицей "Уплата авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". Форма расчета также дополняется листом 07, содержащим расчет условия на право применения регрессивных налогов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месяцам последнего квартала отчетного периода.

 

Письмо Фонда социального страхования РФ от 6 мая 2003 г. N 02-18/05-2837 "О Федеральном законе от 22.04.2003 N 47-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

 

Разъясняется, что порядок начисления пени, взыскания недоимки, применения мер ответственности к страхователям и банкам с принятием Федерального закона от 22 апреля 2003 г. N 47-ФЗ не изменился. 

Обращение взыскания на имущество страхователя-организации осуществляется на основании решения исполнительного органа Фонда без обращения в арбитражный суд. Привлечение к ответственности страхователей и банков осуществляется в соответствии со статьями 19 и 22.2 указанного Закона, а должностных лиц организаций и банков - по нормам КоАП РФ.

 

Письмо Фонда социального страхования РФ от 5 мая 2003 г. N 02-18/05-2788 "О Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"

 

Разъясняется, что Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не применяется при исчислении работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Исчисление пособий в указанных случаях осуществляется в соответствии со специальными нормативными правовыми актами: Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. N 191 "О пособиях по государственному социальному страхованию" и Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. N 13-6.

 

Письмо Минфина РФ от 5 мая 2003 г. N 16-00-14/150

 

ПБУ 6/01 "Учет основных средств" предполагает принятие активов в качестве объектов основных средств у организации, имеющей право собственности на них. Поскольку предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, то, следовательно, ПБУ 6/01 не распространяется на лизингополучателя.

 

 

Закон Алтайского края от 6 мая 2003 г. N 14-ЗС "О внесении дополнения и изменения в закон Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края"

 

Законом установлены льготы по транспортному налогу, предоставляемые налогоплательщикам.

 

Письмо Управления МНС по Новосибирской области от 15 мая 2003 г. N МШ-09-08.1/8445 "О вопросах, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ"

 

В письме содержатся ответы на вопросы об определении расходов, признаваемым в целях налогообложения прибыли.

 

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано Ненецкий) АО, Усть Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

 

Вернуться в начало

Из проверенных источников…

 

Общая цена налогового пакета, внесенного правительством на рассмотрение парламента, в 2004-2005 гг. составит 450 млрд. руб. - С.Шаталов

 

МОСКВА, 26 мая. /ПРАЙМ-ТАСС/. Общая цена налогового пакета, внесенного правительством на рассмотрение парламента, в 2004-2005 гг. составит 450 млрд. руб. Об этом в понедельник на заседании налогового подкомитета бюджетного комитета Совета Федерации заявил первый заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

Он отметил, что такой объем выпадающих доходов всей бюджетной системы произойдет в результате принятия данного пакета законов и, в частности, снижения ставки НДС, увеличения налоговых вычетов при покупке жилья гражданами с 600 тыс. руб. до 1 млн. руб, отмены налогового контроля за крупными расходами граждан, снижения ставки налога на наследование и дарение, а также снижение ставок единого социального налога. При этом только снижение ставок единого социального налога в 2005 г образует 240 млрд. руб. выпадающих доходов.

"Конечно, мы не сможем позволить себе такое снижение в течение одного года, так как бюджетная система этого просто не выдержит", - заявил С.Шаталов.

Он отметил, что пакет налоговых законопроектом, внесенных правительством, предусматривает снижение налогового бремени ежегодно в течение 3 лет в объеме 1 % ВВП. Также необходимо снижать и непроцентные расходы для обеспечения реализации этого пакета законов. Он напомнил, что непроцентные расходы федерального бюджета в 2004 г снизятся до 12,54 %  ВВП с 13 % в 2003 г.

 

Источник: ПРАЙМ-ТАСС

 

МНС рассказало о заполнении регистрационных документов

 

Все неясности с заполнением документов при регистрации юридических лиц МНС России разъяснило в специальной методичке. Она утверждена приказом от 18.04.2003 № ВГ-3-09/198. Приказ на днях был зарегистрирован в Минюсте России.

В документе подробно рассказывается, как правильно заполнить комплект документов, необходимых для создания фирмы. В частности, даны рекомендации, как в заявлении нужно указывать наименование создаваемой организации. Разъясняется заполнение различных строк при регистрации различных форм юридических лиц. Отдельно рассказано, как представить сведения об учредителях – юридических и физических лицах.

Методические разъяснения напоминают, что при регистрации предприятия, создаваемого путем реорганизации, в налоговую инспекцию нужно представить передаточный акт или разделительный баланс. При этом обращается внимание, что изменение типа акционерного общества не является реорганизацией в форме преобразования и осуществляется путем  внесения изменений  в  учредительные  документы  юридического  лица.   В документе описано и заполнение документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

 

Источник: Российский налоговый курьер

 

«Налог с государства» себя не оправдал

 

Министерство по налогам и сборам подвело предварительные итоги декларационной кампании. Все-таки оправдались надежды налоговиков на то, что налогоплательщики в 2003 году активно начнут пользоваться налоговыми вычетами, но только по одному параметру – сумме «налога с государства». В этом году за ними обратились 983 тыс. налогоплательщиков, и они надеются вернуть 72,7 млрд. рублей. В прошлом году о вычетах заявили порядка 800 тыс. человек и просили вернуть 3,5 млрд. руб.
Социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты действуют с 2002 года. Налогоплательщик может вернуть часть уплаченной в качестве налога суммы, если документально подтвердит, что он потратился, например, на благотворительность, образование, лечение, покупку недвижимости и др.
Налоговики надеялись, что возможность получить часть денег обратно станет для граждан стимулом, чтобы прийти в налоговую службу и отчитаться о доходах. Общее же число поданных деклараций продолжает снижаться. По данным на 30 апреля, деклараций о доходах физических лиц за 2002 год 2,4 млн. В прошлом году их было 2,6 млн, а в 2001 – 2,7 млн. Все обязанные подать декларацию и не сделавшие этого до 30 апреля будут привлечены к налоговой ответственности – уплате штрафа.

 

Источник: Газета.Ru

 

Термин "недобросовестный налогоплательщик", который Конституционный суд изобрел почти два года назад, уже принес бюджету 3,2 млрд. рублей

 

Вооружившись решением КС, налоговики требуют у компаний, чьи налоговые платежи зависли в "проблемных банках" после кризиса 1998 г. , заплатить снова. В 2002 г. они выиграли дел на 1,7 млрд. руб. , а за I квартал 2003 г. - еще на 1,5 млрд. руб. Останавливаться мытари не собираются. Долг по зависшим платежам составляет 34 млрд. руб.

В Налоговом кодексе сказано, что "обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика".

Другими словами, если компания заплатила налог через банк, который впоследствии обанкротился и денег в бюджет не перечислил, то компания не виновата, поскольку ее обязанность по уплате налога исполнена. Но 25 июля 2001 г. Конституционный суд по ходатайству МНС разъяснил, что норма НК касается лишь "добросовестных налогоплательщиков". Если налоговики докажут, что компания "недобросовестна", ей придется заплатить в бюджет со второй попытки.

Вчера начальник управления кредитных организаций МНС Дмитрий Вольвач заявил на пресс-конференции, что, получив определение КС, налоговики изменили тактику поведения в судах. Если раньше они просили суды признать обязанность по уплате налога не исполненной на основании того, что деньги не дошли до бюджета, то теперь сделана ставка на доказательство "недобросовестности" налогоплательщика.

Это сразу принесло плоды: в 2002 г. МНС вернуло в бюджет 1,7 млрд. руб. , а за I квартал 2003 г. - еще 1,5 млрд. руб. , говорит Вольвач. "Охотно верю в эти цифры", - говорит партнер юридической фирмы "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. По его словам, судебная практика по зависшим платежам настолько широка, что уступает, пожалуй, лишь делам о возмещении налога на добавленную стоимость экспортерам. Налогоплательщики практически всегда проигрывают, если они использовали "вексельную" схему, при которой для уплаты налога используются средства, которые якобы поступили на счет плательщика за вексель, рассказывает Шаповалов. Если компания пыталась расплатиться с бюджетом со счета, который специально для этого был открыт и никогда не использовался для расчетов с бизнес-партнерами, шансы отбиться от МНС тоже невелики.

 

Источник: «Ведомости»

 Вернуться в начало

 

На нашем сайте Balans.Ru   Вы можете подробнее познакомиться с нами, подписаться на еженедельный информационный бюллетень, ознакомиться с предыдущими его выпусками, а также задать нам свои вопросы.

 

 

С уважением,

 

Аналитический центр Консультационной группы «Баланс»

 

Ваши предложения или замечания Вы можете направить нам по электронной почте на адрес: info@balans.ru

 

 

 

Вернуться в начало

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное