Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Эффективная защита налогоплательщиков" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Все неясности, сомнения и противоречия в пользу налогоплательщика.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ГРУППА |
630007, г. Новосибирск, ул.
Сибревкома, 2 офис 600 тел./факс: +7
(3832) 23-59-41, 23-63-66, 23-35-91 e-mail: info@balans.ru,
http//www.balans.ru |
Возможность получать, подобна океану.
Проблема состоит в том, что большинство людей
подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой.
Джим Рон
Информационный
бюллетень № 3(13)
Реализация
принципа "Все сомнения в пользу налогоплательщика"
Ближайшие семинары и тренинги, проводимые
Консультационной группой «Баланс»
Реализация
принципа "Все сомнения в пользу налогоплательщика"
Пунктом 7 ст.3 НК РФ зафиксировано, что все неясности, сомнения и
неустранимые противоречия законодательства должны трактоваться в пользу
налогоплательщика. Возникает много вопросов по поводу понятий
"неясность", "неустранимое противоречие",
"сомнение". Высший арбитражный суд в своем Постановлении "Обзор
практики" № 5, от 28 февраля 2001 года разъяснил, что судам следует
оценивать определённость или неопределённость норм перед тем, как применить эту
статью. Поэтому для применения принципа необходимо установить существование
различного понимания, толкования оцениваемой нормы или определить
противоречивость норм. Если эти обстоятельства действительно присутствуют, то
ссылка на п.7 ст.3 НК РФ уместна.
"Неустранимая
противоречивость"
Данная ситуация возникает когда две противоречивые нормы имеют
одинаковую юридическую силу. Что такое «противоречивые», в общем-то, понятно:
исполнение одной нормы исключает исполнение другой. Но поскольку нормы могут
быть общие и специальные (в этом случае судом применяется специальная норма),
поскольку действие более позднего закона отменяет действие закона более раннего
(Постановление КС РФ от 25.06.2001), то фактически ситуация, в которой нормы имеют одинаковую силу маловероятна.
«Неясность» и
«сомнение»
Должностные лица налоговых и иных государственных органов, как
компетентные в налоговом праве лица, обязаны давать толкования и разъяснения
норм налогового права. В данном случае
налогоплательщик даже освобождается от ответственности за совершение налогового
правонарушения, если он руководствовался такими разъяснениями. Причем под должностными лицами здесь понимаются руководители
(заместители) налоговых органов, руководители федеральных министерств и
ведомств и другие лица в пределах их компетенции, а разъяснения могут быть
адресованы как конкретному налогоплательщику (в этом случае только он и
освобождается от ответственности), так и неопределенному кругу лиц
(Постановление ФАС ЗСО от 10.12.2001 № Ф04/3782-821/А70-2001).
Однако такие разъяснения очень редко отвечают интересам
налогоплательщика. Потому наличие «советов» налоговых органов не обязывает
налогоплательщика им следовать, более того, не влияет на признание положений
закона «неясными» и «сомнительными»: «платите все по
максимальной ставке» не может быть признано удовлетворительным разрешением
противоречий. Критерием неясности суды признают, например, различное толкование
нормы судом первой инстанции, налогоплательщиком и налоговым органом
(Постановление ФАС МО от 08.08.2001 № КА-А40/4030-01). Но это не единственная
ситуация, в которой положения законодательства могут вызвать сомнения.
Основным моментом, в котором может быть применена
норма о неясности является недостаточная проработка формулировок
налогового законодательства, которую нельзя восполнить с помощью норм других
отраслей права. Так, неясными в разное время были признаны:
«строительно-монтажные» работы (Постановление ФАС ЗСО от 1.04.2002 №
Ф04/1127-185/А27-2002, от 2.10.2002 № Ф04/3684-1441/А45-2002), «дополнительные
платежи по налогу на прибыль» (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2002 №
Ф04/4754-959/А70-2002, от 14.10.2002 № Ф04/3905-1189/А27-2002), «сбор
металлолома» (Постановление ФАС ЗСО от 17.04.2002 № Ф04/1315-262/А27-2002).
В качестве примера применения положения
«все неясности в пользу налогоплательщика» можно привести и следующие дела,
имевшие массовый характер. Во-первых, много неясностей в 83 статье НК. Так, в случае когда организация уже стоит на учете и у нее
возникает дополнительный повод для постановки на учет в той же инспекции
(например, при приобретении недвижимости) неясно нужно ли подавать второе
заявление? А если недвижимость приобретается постоянно? Либо срок постановки на
учет при изменении места нахождения организации, который начинается с момента
уведомления налогового органа о снятии с предыдущего места учета (а если таких
уведомлений 2?). В данных случаях налогоплательщик вправе толковать
законодательство наиудобнейшим для себя способом.
Льгота по налогу на прибыль по капвложениям. Законом «О налоге на
прибыль предприятий и организаций» было установлено следующее положение:
льготируются те средства, которые произошли из прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия. Четкого определения, что такое "прибыль,
остающаяся в распоряжении", в налоговом праве нет. Суды
прямо сослались на п.7 ст.3 НК РФ и указали, что, поскольку прямо не
определено, что есть "прибыль, остающаяся в распоряжении
организации", то здесь необходимо исходить из общих условий налогового
законодательства, и в силу п. 7 ст. 3 НК РФ если не доказано, что капвложения
шли не за счет себестоимости, то налогоплательщик должен руководствоваться
показателями расчета по налогу на прибыль, а не балансовыми данными о
чистой прибыли как «советовали» налоговые органы (Постановление ФАС ЗСО от
29.01.2003 № Ф04/396-1/А67-2003, от 20.01.2003 № Ф04/235-743/А75-2002 и
раньше).
Вопрос о льготах, сформулированных в неналоговых законах. Проблема
возникала и с Законом "Об образовании", и с Законом "О
мобилизационном резерве". Суды, удовлетворяли дела в
пользу налогоплательщиков, говоря, что "действительно, есть норма из
одного закона, и эта норма предоставляет льготу налогоплательщику;
одновременно, в специальном законе, посвященном конкретному налогу, этой льготы
нет, - поэтому, используя п.7 ст.3 НК РФ - "все сомнения в пользу
налогоплательщика", - дела разрешались в его пользу.
Кроме того, отсутствие какого либо элемента налога может
трактоваться как неясность законодательства. Например, отсутствие срока на
перечисление налога на пользователей автодорог явилось основанием для отказа в
удовлетворении требований о взыскании штрафа (Постановление ФАС ЗСО от
1.07.2002 № Ф04/2257-649/А27-2002, от 21.08.2002 № Ф04/2990-612/А46-2002).
Таким образом, положение законодательства «все сомнения, неясности
и противоречия в пользу налогоплательщика» широко применяется судами в
правоприменительной деятельности и должно успокоить налогоплательщиков в ситуации когда невозможно сделать однозначный вывод из
противоречащих и сомнительных положений закона: делай как хочешь. Но порой и доказывание неясности вызывает проблем не меньше,
чем сама неясность.
Евгений Нафтаев
юрист КГ «Баланс»
Ближайшие
семинары и тренинги, проводимые Консультационной группой «Баланс»
22-23 мая
Олег Замышляев
(Москва)
семинар-тренинг "Способы повышения эффективности
работы отдела продаж на корпоративном рынке"
- Эффективные методы и
модели продаж.
- Идеи и приемы для ваших
продавцов.
Подробно о семинарах можно узнать www. Balans.Ru или на www.Sovetov.Net
- консалтинговый портал
Обзор
законодательных актов
Настоящий обзор подготовлен на основе мониторинга текущего
законодательства информационно-правовых
систем "Гарант", «Кодекс», «КонсультантПлюс» и содержит выборочный
перечень федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которые, с нашей точки зрения, могут повлечь
за собой существенные правовые последствия для налогоплательщиков,
расположенных в Сибирском федеральном округе
Положение
устанавливает порядок приема и исполнения кредитными организациями,
подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов,
предъявляемых взыскателями - физическими лицами к банковским счетам должников.
Положение
не регулирует порядок исполнения исполнительных документов о взыскании денежных
средств с валютных счетов должника. Оно также не
распространяется на случаи принятия исполнительных документов от взыскателей
кредитными организациями, у которых отозвана лицензия на осуществление
банковской деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N
119-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные документы (их
перечень приведен в ст. 7 этого же Закона), в которых содержатся требования
судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, могут быть
направлены взыскателями непосредственно в банк или иную кредитную организацию,
если взыскатели располагают сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств.
Положение
уточняет, что в банк предъявляется подлинник исполнительного документа либо его
дубликат.
Одновременно
с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление-поручение в
двух экземплярах, в котором банку предоставляется право составления от имени
взыскателя инкассового поручения на списание денежных средств со счета должника
и их перечисление на счет, указанный взыскателем. Заявление-поручение
составляется по форме, приведенной в Приложении к рассматриваемому Положению.
Заявление-поручение
и исполнительный документ могут быть предъявлены представителем взыскателя на
основании доверенности или договора, удостоверяющего полномочия представителя.
Оба
экземпляра заявления-поручения подписываются взыскателем (доверенным лицом) в
присутствии работника банка. На каждом экземпляре заявления-поручения должна
быть проставлена отметка банка о приеме заявления-поручения и исполнительного
документа с указанием даты приема, заверенная подписью ответственного
исполнителя банка и штампом банка.
Один
экземпляр заявления-поручения возвращается взыскателю (доверенному лицу),
другой экземпляр заявления-поручения вместе с составленным на его основании
инкассовым поручением помещается банком в документы дня.
Списание
денежных средств со счета должника на основании инкассового поручения с
приложенным исполнительным документом осуществляется в соответствии с
нормативными актами Банка России, регулирующими порядок осуществления
безналичных расчетов.
Взыскатель
имеет право отозвать неисполненный или частично исполненный исполнительный
документ. Отзыв исполнительного документа осуществляется
путем представления в банк письменного заявления, составленного взыскателем в
произвольной форме в количестве экземпляров, определяемом банком, с указанием
реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая наименование
должника, номер его счета, фамилию, имя, отчество взыскателя, номер его счета,
реквизиты исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего
решение, подлежащее принудительному исполнению.
Возврат
исполнительного документа производится банком не позднее следующего рабочего
дня.
Исполнительный
документ возвращается взыскателю лично (доверенному лицу) под расписку в
получении на заявлении-поручении или заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении.
Исполнительный
документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в
случаях, предусмотренных законодательством, возвращается банком заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении в суд или другой орган, выдавший
исполнительный документ.
Документ
пришел на смену Постановлению Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 17.05.2000 N 38 "О порядке исчисления среднего
заработка в 2000 - 2001 годах", действие которого было продлено на 2002
год распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.11.2001 N 1552-р.
Постановление
регулирует особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего
заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым
кодексом Российской Федерации.
Трудовой
кодекс содержит около тридцати случаев, связанных с необходимостью определения
среднего заработка. Среди них такие распространенные, как предоставление
ежегодного отпуска (ст. 114) и дополнительного отпуска работнику, совмещающему
трудовую деятельность с обучением (ст. 173 - 176), направление работника в
служебную командировку (ст. 167) и расчет выходного пособия (ст. 178).
Для
расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты
труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от
источников этих выплат. Приведенный в новом Постановлении перечень видов выплат
в целом совпадает с ранее действовавшим. Однако теперь
он стал более подробным, а главное - открытым. Кроме того, новый перечень не
называет в качестве выплаты, учитываемой при исчислении среднего заработка,
материальную помощь, предоставляемую всем либо большинству работников. Это
обусловлено тем, что согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации
для расчета средней заработной платы учитываются виды выплат, предусмотренные
системой оплаты труда.
Согласно
вновь изданному Постановлению расчет среднего заработка работника независимо от
режима его работы будет производиться исходя из фактически начисленной ему
заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев,
предшествовавших моменту выплаты. Средний заработок для
оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется
за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).
Если работник за расчетный период не имел фактически начисленной
заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из
времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется
исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий
период времени, равный расчетному.
В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода
не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных
дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы,
фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце
наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
Если работник за расчетной период, до расчетного периода и до
наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел
фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в
организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки
установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.
Из проверенных
источников…
В Госдуму внесены изменения в федеральный бюджет-2003 и в
Налоговый кодекс РФ
Первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев
назначен официальным представителем правительства РФ при рассмотрении палатами
Федерального Собрания данного проекта федерального закона.
Источник: "Финмаркет. Новости"
МНС утвердил правила направления должникам бюджета
требований об уплате не перечисленных вовремя налогов
Налоговики ужесточают порядок взыскания долгов перед бюджетом.
МНС своим приказом утвердило правила направления должникам бюджета требований
об уплате не перечисленных вовремя налогов, сообщает
журнал "Российский налоговый курьер".
Приказ предписывает инспекторам направлять недоимщикам
такие требования не позднее 15 дней после того, как истек срок уплаты налога.
Требования будут вручаться лично руководителю фирмы или его представителю. Если
они уклоняются от его получения, инспектор пошлет требование по почте заказным
письмом. Оно считается полученным по истечении 6 дней.
Требование нужно исполнить в течение 10 дней с момента
его получения. Если срок прошел, а налог так и не уплачен, налоговики в течение
30 дней примут решение о списании недоимки с банковских счетов должника.
Одновременно будут приостановлены операции по этим счетам. Если денег на них
недостаточно, налоги будут взиматься за счет продажи имущества недоимщика с
молотка.
Источник: "Финмаркет. Новости"
Установлен
порядок взимания платежей за пользование недрами
Председатель
правительства Михаил Касьянов подписал постановление "О порядке и условиях
взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр,
осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской
Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также
за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией
Российской Федерации". Об этом сообщает департамент правительственной
информации.
В соответствии со статьей 43 закона Российской Федерации
"О недрах" правительство установило, что размер регулярного платежа
за пользование недрами по указанным участкам определяется Минприроды на
основании ставок, установленных законом Российской Федерации "О недрах".
Регулярные платежи за пользование недрами по указанным
участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку
месторождений, ежеквартально,) и зачисляются в федеральный бюджет в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
Указанные пользователи недр ежеквартально, не позднее последнего числа месяца,
следующего за истекшим кварталом, представляют в МНС и в Минприроды расчеты
регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым МНС по
согласованию с Минприроды.
Признано утратившим силу постановление правительства от 29 декабря
2001 г. № 926 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных
платежей за пользование недрами и Правил уплаты регулярных платежей за
пользование недрами.
Источник: "Финмаркет. Новости"
На нашем сайте
Balans.Ru Вы можете подробнее познакомиться с нами и
нашими услугами
Подписаться на
еженедельный информационный бюллетень, а также ознакомиться с предыдущими
выпусками или задать вопрос можно кликну на ссылки в нижней части этой
страницы.
С уважением,
Аналитический
центр Консультационной группы «Баланс»
Ваши предложения или замечания Вы можете направить нам по электронной
почте на адрес: info@balans.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||