Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Юридический и экономический консалтинг, тренинги-1CONC.RU


Дата выпуска 08.11.2006 No1 ООО <<1-й консалтинговый центр>> (C) Департамент Консалтинга http://1conc.ru/

 

Сайт

Письмо автору

Подписаться

Архив рассылки

АНОНС ВЫПУСКА: "Юридический и экономический консалтинг, тренинги-1CONC.RU "

Смотрите на сайте "1-й консалтинговый центр"

 

Добрый день!

Сегодня мы рады предложить Вам еще одну полезную статью.

Мы будем благодарны Вам, если Вы сообщите нам о каких-то других темах, которые необходимо отразить в следующих рассылках, пишите на адрес: info@1conc.ru.

____________________________________________________




О фирмах, существующих только на бумаге, знают все. Вот только ни руководителям таких "компаний-призраков", ни налоговым органам от этого не легче. Скорее наоборот. Одни мечтают избежать мучительных походов по различным инстанциям, чтобы ликвидировать компанию, другие - почистить Госреестр.


Организации, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), но реально не ведущие никакой деятельности и отсутствующие по указанному в учредительных документах адресу, в народе окрестили "спящими". Налоговые органы считают их неприятным бременем, так как, пока эти фирмы числятся в ЕГРЮЛ, их необходимо проверять, вести с ними работу, а для этого нужно хотя бы определить место нахождения фирм, что бывает зачастую просто невозможно. Единственным способом борьбы с такими фирмами до недавнего времени являлось признание их банкротом с последующей ликвидацией1.


Исключение по правилам

Федеральным законом от 02.07.2005 № 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлен еще один способ прекращения деятельности "спящих" компаний - исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии следующих условий:
- непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- отсутствие операций хотя бы по одному из банковских счетов юридического лица;
- одновременное наличие вышеназванных признаков в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом решения об исключении соответствующего лица из ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган, принявший решение об исключении организации из ЕГРЮЛ, в течение трех дней публикует информацию в журнале "Вестник государственной регистрации". Одновременно налоговый орган размещает в печатном издании сведения о порядке, сроках, об адресе направления заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица. Это могут быть и кредиторы, и само исключаемое лицо.
При поступлении таких заявлений в налоговую инспекцию решение об исключении недействующего юридического лица не принимается. Тогда оно может быть ликвидировано в общеустановленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение трех месяцев после публикации решения заявлений не поступило, то в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись об исключении из него недействующей организации. Это так называемый упрощенный административный порядок прекращения деятельности юридического лица, в народе его еще прозвали "пассивным".
По сообщению ФНС РФ, к концу 2006 г. из реестра было исключено более 600 тыс. компаний, которые не отчитывались и не проводили операции по счету более 12 месяцев, но при этом не имели задолженности перед бюджетами, и более 100 тыс. "спящих" компаний, имеющих незначительные долги перед бюджетом.


ВАС о прекращении недействующих юридических лиц

До недавнего времени был спорным вопрос о том, как поступить с компаниями, которые имеют задолженности по налогам, сборам и санкциям перед бюджетами различных уровней: через суд признать их банкротами с последующей ликвидацией или прекратить их деятельность в соответствии с вышеизложенным административным порядком.
Окончательную точку в этом споре поставил ВАС РФ. В своем Постановлении от 20.12.2006 № 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" он указал, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения его существования, не связанным с его ликвидацией. В связи с этим п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае не применяется. Поэтому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и тогда, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии того, что есть вероятность погашения задолженности по обязательным платежам, относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
В случае подачи заявления о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган представляет суду доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. А также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публичноправовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании п. 1 ст. 44 Федерального закона от 26.10.2002 № 127ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Если после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом выяснится, что имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. В этом случае юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ по ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Так как задолженность перед бюджетом не препятствует применению процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, то в случаях, когда сумма расходов (на процедуру банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета2) превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и невозможно ее возместить за счет имущества должника, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может быть возвращено арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.
При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. За исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.


Кто последний?

Так кому же законодатели сделали "благо", внеся изменения в Федеральный закон № 129-ФЗ? Как процедура административного порядка ликвидации организации отразится на сторонах правоотношений?
Среди подавляющего большинства налогоплательщиков бытует мнение, что ликвидация - процесс настолько хлопотный и длительный, что легче открыть еще одно новое предприятие, чем ликвидировать старое. Поэтому они перестают заниматься деятельностью, вести расчеты, сдавать отчеты и попросту "самоликвидируются". Вместе с тем налоговые органы до внесения изменений в Федеральный закон № 129ФЗ не имели права исключать их из ЕГРЮЛ. И ситуация заходила в тупик.
Теперь при административном способе ликвидации от бухгалтера и руководства не требуется никаких активных действий. Правда, есть одно "но": юридическое лицо в этом случае прекращает свое существование не сразу, а примерно через полтора года после последней сданной в налоговый орган отчетности.
Как видим, для организаций, которые действительно хотят прекратить свою деятельность не только фактически, но и на бумаге, введение данных поправок в Закон является своеобразной "поблажкой", да и налоговые органы от этого только выигрывают. Ведь они смогут своими силами без всяких проволочек привести в порядок реестр налогоплательщиков.


Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Трактовка положения Закона № 83-ФЗ, в котором сказано, что юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке в случае направления заявлений, прямо не исключает возможности его добровольной ликвидации, несмотря на то что такой вариант маловероятен.
Более того, он не исключает возможности возобновления деятельности юридического лица при условии совершения операций хотя бы по одному банковскому счету или при представлении документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Вполне реальна ситуация, когда под формальные признаки прекратившего свою деятельность юридического лица могут подпасть действующие организации, которые имеют обязательства перед третьими лицами, но не осуществляли операций в течение 12месячного срока. Опираясь на эти факты, налоговые органы могут провести исключение предприятия из ЕГРЮЛ. В этом случае налогоплательщику, чтобы отстоять свои интересы, придется обратиться в арбитражный суд.


Согласно п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

P. S. Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ, который позволил налоговым органам проводить упрощенную процедуру прекращения деятельности предприятий (своими силами), дал возможность не обременять ликвидируемые лица неприятными для них действиями и экономить время, нервы. Но, с другой стороны, он развязал налоговым органам руки, в связи с чем могут возникнуть такие ситуации, когда исключению из ЕГРЮЛ подвергнутся действующие предприятия, что приведет к длительным судебным тяжбам.


1)  Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84

2)  п. 2 ст. 227 Федерального закона № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"



Наш электронный адрес: info@1conc.ru, corp@1conc.ru

телефон: + 7 (812) 7160314, 3372354, 7123514, 7155037

 

Сайт

Письмо автору

Подписаться

Архив рассылки

(C)2002 "1-й консалтинговый центр". Все авторские права защищены законом. Использование материалов возможно только с разрешения авторов.

Главная тема ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ На сегодняшний день .....

В избранное