Кризисная провинция
Кризисная провинция
Экономический спад не затронул только нищие регионы, где нет промышленности
13 августа 2009
Невзирая на растущие цены на нефть и рассуждения оптимистов, кризис продолжает
подрывать экономику регионов России. Если говорить о городах и муниципальных
образованиях, то наибольшие потери понесли те, в которых доля неналоговых доходов
была значительной, поскольку условия реализации имущества и других активов в
кризис существенно ухудшились.
В целом же, по оценке Минрегиона, в 2009 году 33 региона жестко столкнутся с
проблемой финансирования текущих расходов. В значительной части она будет сглажена
помощью федерального центра сразу по нескольким направлениям. В частности, уже
в ближайшее время будет распределена ровно половина из 150 млрд. рублей субсидий,
предусмотренных федеральным бюджетом для регионов на текущий год. Еще 150 млрд.
рублей выделены на межбюджетные кредиты с целью сбалансировать бюджеты регионов.
Эти суперльготные кредиты будут выдаваться всего лишь под треть ставки рефинансирования
ЦБ.
Сформировалась и другая форма спасения тонущей российской провинции - адресная
помощь, когда спасательный круг из Москвы бросают не региону, а отдельной корпорации
или группе компаний, именуемых в официальных документах системообразующими организациями.
В дополнение к перечню из 295 таких организаций правительственной комиссией по
повышению устойчивости развития экономики утвержден список приоритетной господдержки
еще 1148 предприятий регионального значения. Без малого 1500 "спасательных кругов",
конечно, возымеют и социальный эффект для отдельных коллективов. Но не будем
забывать, что "организации", в той или иной мере, а часто на 100 % - частная
собственность, источник красивой жизни для узкого круга лиц, а вытаскивать их
будут за счет всего общества. И с точки зрения эффективности производства последствия
будут отрицательными. Роскошные подарки судьбы, точнее государства, как свидетельствует
вся постсоветская история, лишь демотивируют акционеров (в списках - сплошные
ОАО), консервируют техническую и управленческую отсталость.
В 2009 году 33 региона жестко столкнутся с проблемой финансирования текущих расходов
Просмотр 295 позиций первого ("системообразующего") списка наводит на мысль о
том, что чиновники, не долго думая, решили сохранить целиком, без изъятий всю
ту экономическую систему, при которой им жилось так хорошо, сытно и почетно.
Составленный ими перечень "нуждающихся" вполне можно было бы переименовать в
рейтинг богатейших акционерных обществ России (часто с иностранным капиталом).
Их советы директоров как раз и состоят в значительной степени из "государевых
людей", получающих за номинальное участие реальные бонусы и ценные бумаги. Вот
теперь в кризис, они своё "честно" отработали. С их помощью в списке остро нуждающихся
оказались: ОАО "Газпром", ОАО "Транснефть", ОАО "Роснефть", ОАО "Лукойл", ОАО
"ТНК-ВР", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Татнефть", ОАО "Руснефть", ОАО "Славнефть",
"Новатэк", ОАО "Трансаэро", ОАО "Связьинвест", АФК "Ситема", ОАО "Вымпелком",
ОАО "Мегафон", ОАО "Норильский никель", ОАО "Северсталь", ОАО "Русал", ЗАО "Интеко"
Елены Батуриной, жены московского мэра.
Не буду продолжать: список длинный и способен испортить настроение любому рядовому
налогоплательщику. Кстати, ни один из олигархов-просителей не заявил, хотя бы
для проформы, что собирается расстаться с частью личных богатств, чтобы профинансировать
свою "системообразующую" организацию.
А вообще, большинство российских компаний - безнадежные с коммерческой точки
зрения должники. Былые прибыли успешно переплавлялись в личные состояния, бонусы
и дивиденды, богатое содержание сонма нужных людей. Иными словами, доходы проедались,
а поддержание и развитие бизнеса шло за счет ударных заимствований. Теперь все
это скопище ОАО с громкими "мировыми" именами, заоблачными для большинства россиян
зарплатами персонала оказалось мощным источником "токсичных" активов. В регионах
развернулся передел собственности, в том числе и спасенной государством: под
управление кредиторов уже перешло имущество должников на сумму в полтриллиона
рублей. И процесс этот будет нарастать - до конца года компаниям предстоит вернуть
более $ 70 млрд., с осени ожидается новая волна банкротств. В основных должниках
весь костяк российской промышленности: металлурги, строители-девелоперы, энергетики,
транспортники. Кризис, таким образом, с особой силой ударил по крупнейшим агломерациям,
меньше всего затронув слаборазвитые и традиционно депрессивные регионы. Правда,
самые крупные городские агломерации держались до последнего. Так, бюджет Москвы
продолжал расти до апреля, в Ленинградской области резкий спад производства начался
только в мае, с запозданием пришел кризис в Свердловскую область. Но в итоге
и они не стали исключением из правил. Среди лидеров обвала в промпроизводстве
числится Орловская область (минус 39 % за первые пять месяцев года).
Избежали общей катастрофы только те регионы, где промышленности практически нет
- Северный Кавказ и районы крайнего Севера, не относящиеся к нефтегазовому поясу.
Из Ненецкого АО или с Чукотки нередко поступают поразительные сводки колоссального
роста. Директор по региональным проектам Независимого института социальной политики
(НИСП) Наталья Зубаревич объясняет это следующим образом. Когда производство
практически на нуле, ввод в действие даже небольшой электростанции, строительство
которой началось еще до кризиса, или золотого рудника творит с региональной статистикой
чудеса. Так, рекордные 560 % роста на Чукотке - следствие ввода в строй рудника
"Купол". Но на общероссийских экономических сводках такие местные чудеса почти
не отражаются. Погоду делают те 10 % регионов, где инвестиции в основной капитал
упали вдвое.
Большинство российских компаний - безнадежные с коммерческой точки зрения должники
В НИСП считают, что оздоровление придет из-за границы, первым делом, в столицу,
а потом распространится по крупнейшим агломерациям, сырьевым и металлургическим
"вотчинам" корпораций. Сельскохозяйственные районы и теперь уже совсем миниатюрный
машиностроительный сектор начнут восстанавливаться в последнюю очередь. Те регионы,
которые не позаботятся сейчас о безупречности своей кредитной истории (в смысле
отдачи или реструктуризации долгов), испытают в восстановительный период серьезные
трудности с привлечением поредевших инвесторов. В кризисном 1998 году немало
регионов решились под шумок объявить дефолт и по своим облигациям - с тех пор
инвесторы туда не заглядывают.
Нынешний небывалый по силе и длительности глобальный форс-мажор стал грозным
экзаменом для горе-управленцев, неэффективность и коррупционность которых, по
крайней мере, не так била в глаза в период переизбытка бюджетных денег.
Что касается федеральной власти, то в ее действиях просматривается стремление
(порой обоснованное, но чаще всего нет) переложить ответственность за неблагополучие
провинции или хотя бы значительную ее часть на власть региональную. Правящей
"Единой России", монополизировавшей власть, собственно, больше и прятаться не
за кого - только за спины "нехороших" губернаторов, которые возглавляют антикризисные
штабы в регионах. Да вот только губернаторский корпус сплошь состоит из единороссов...
Конечно, если будущий год и в самом деле принесет миру стартовый, пусть и минимальный
рост ВВП, высокие функционеры от Калининграда до Владивостока смогут перевести
дух: кажется, пронесло. Но что же будет дальше, какими темпами и за счет чего
пойдет восстановление отсталой, коррумпированной, а теперь еще и поиздержавшейся
страны?
http://www.novopol.ru/text73282.html